Урок по теме "Гражданская война в России"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Урок проводился в 9 классе. Тема урока: «Огненные вихри далекой войны»
Цели урока: |
1) Систематизация и углубление знаний по теме; анализ соотношения сил в гражданской войне, полная их характеристика; анализ итогов войны; уроки войны 2) развитие умения работать в приложении Power Point, представлять свою работу, анализировать исторические документы, представляющие разные точки зрения, вести дискуссию, устанавливать причинно-следственные связи. 3) воспитание патриотизма, толерантного отношения к разным взглядам и позициям; осознание того, что гражданская война – это одна из трагических страниц нашей истории, повторение которой не должно произойти в нашем обществе, у нашего народа.
|
9 класс представляет собой единый сплоченный коллектив единомышленников. Средний балл по истории – 4, 25. В классе 8 человек, 4 учащихся имеют по истории оценку «отлично». Неуспевающих нет.
При планировании урока было учтено, что творческие способности данного класса выше среднего и с заданиями на быстроту принятия решения, креативность ребята справляются легко. Именно по этой причине работа предусматривала элементы ролевой игры ( деление класса на 3 группы, выполнение групповых проектных заданий, защита проектов, дискуссии от имени сторонников разных воюющих сил).
Учащиеся легко справлялись с проблемными вопросами и решали проблемно-познавательные задачи.
Все поставленные цели были достигнуты, т.к.результаты работы на различных этапах урока обнаружили:
- владение фактическим материалом;
- проведенная ролевая игра расширила диапазон знаний по теме и явилась нетрадиционной формой контроля владения учащимися как устной монологической речью, так и способностью учащихся к резюмированию;
- рефлексия урока показала сформированное эмоциональное отношение к изученному материалу.
Общение с учащимися было построено на расположенности друг к другу, активном взаимодействии, взаимоподдержке в условиях открытого урока.
В целом результаты урока можно признать положительными:
- цели урока достигнуты;
- поставленные задачи выполнены;
- учащиеся на уроке продемонстрировали владение изученным материалом;
- тестовая работа на последующем уроке имеет высокий средний балл и качество;
- неуспешность на уроке отсутствовала;
- учащиеся активно работали на уроке, легко вовлекались в различные формы деятельности;
- продемонстрировали творческие способности;
- получили эмоциональный заряд и не остались безучастными и равнодушными к героическим страницам российской истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Учителя МАОУ ООШ с.Матвеевка
Бирюковой Елены Васильевны
Дата урока: 19.11.2015 | |
Класс: 9 | |
Тема и номер урока в теме: «Гражданская война в России», урок 3. | |
Базовый учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина “История России. XX – начало XXI века. 9 класс”.- М.: Просвещение 2011. |
Тема урока: «Огненные вихри далекой войны»
Тип урока: комбирированный
Цели урока: | 1) Систематизация и углубление знаний по теме; анализ соотношения сил в гражданской войне, полная их характеристика; анализ итогов войны; уроки войны 2) развитие умения работать в приложении Power Point, представлять свою работу, анализировать исторические документы, представляющие разные точки зрения, вести дискуссию, устанавливать причинно-следственные связи. 3) воспитание патриотизма, толерантного отношения к разным взглядам и позициям; осознание того, что гражданская война – это одна из трагических страниц нашей истории, повторение которой не должно произойти в нашем обществе, у нашего народа.
Методы – проблемный (почему имея больше шансов – деньги, знания, помощь Антанты – белый лагерь проиграл), объяснительно-иллюстративный, (рассказ учителя, домашние презентации учеников), критического мышления (ответ на проблемный вопрос). Приемы и средства обучения: беседа, работа с историческими терминами, презентация, решение проблемных заданий, работа с историческими источниками, работа с исторической картой. |
Оборудование: | компьютер, проектор, мультимедийные презентации учащихся, документы, историческая карта «Гражданская война и интервенция в России», буклет «Итоги и последствия Гражданской войны в России» |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. 2.Основная часть
2.1. Актуализация знаний 2.2.Дискуссия 2.3 Решение проблемных вопросов 2.4.дискуссия, выводы 2.5 Решение проблемно-познавательной задачи | Настрой учащихся на работу, положительные эмоции. Создание ситуации учебного успеха. | Учащиеся настраиваются на работу |
Вступительное слово учителя стихотворение М.Волошина, совместное определение целей урока. Учитель: просит дать определение понятию «гражданская война» Определение Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (академик Ю.А.Поляков) Три цвета войны 3 группам было дано опережающее домашнее задание: создать презентации о лагере «белых», «красных», «зеленых» Задание учащимся: определите, в чем особенности движений, назовите лидеров, отметьте на карте расположение войск во время войны, используя информацию, представленную в презентации и документы | Определяют цели урока Дают определение понятию «гражданская война»
Учащиеся представляют свои проектные работы, защищают сторонников разных движений Отмечают особенности , называют лидеров, на исторической карте обозначают стрелками расположение армий | |
Учитель обращается к учащимся есть ли вопросы к выступающим | Учащиеся отвечают на вопросы, раскрывают суть и особенности движений | |
Вопрос учащимся: Только ли граждане России участвовали в войне? | Учащиеся рассказывают о военной интервенции, показывают на карте места высадки десантов. | |
Почему же стала возможной Гражданская война в России? Каковы были ее предпосылки, причины? Возможно ли было избежать развязывание гражданской войны? | Учащиеся дискутируют, выражают свое мнение, отстаивают позиции воюющих сил. Приходят к общему мнению, что возможности для диалога были, но время поиска согласия было упущено. Приводят мнение историка М.А.Осоргина о жестокости противоборствующих сторон. | |
Учитель предлагает рассмотреть плакаты времен гражданской войны. Вопрос учащимся: «К чему призывали плакаты?» Учитель раскрывает понятие «Террор» Вопрос учащимся: «Почему Гражданская война в России не имеет четких границ ни временных, ни пространственных?» Почему, имея численный перевес, поддержку интервентов, офицерский состав, «белые» проиграли гражданскую войну, а выиграли ее «красные»? Учитель предлагает учащимся поработать с буклетом и подвести итоги и последствия Гражданской войны в России Учитель зачитывает стихотворение М.Цветаевой и рассказывает учащимся об уроках Гражданской войны в России, подробно рассматривает то, что Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией; Высшей ценностью является не идеи, а человеческие жизни; В гражданской войне не может быть победителей; Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам. Учитель предлагает почтить память погибших в Гражданской войне и посмотреть видеоклип «Генералам Гражданской войны» | Учащиеся обсуждают изображенное на плакатах, приходят к выводу, что призывали и те и другие убивать, уничтожать врагов. Учащиеся рассказывают о проявлениях террора как со стороны белых, так и со стороны красных. Приходят к выводу, что террор сделал Гражданскую войну еще более страшной, еще более трагичной, т. к. террору подвергали друг друга граждане одной страны. Учащиеся приводят разные точки зрения на даты начала и окончания войны. Учащиеся раскрывают причины поражения «белых» и победы «красных» Учащиеся рассказывают о политических, социальных и духовно-нравственных последствиях войны. | |
3.Итог урока | Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок | Оценивают деятельность одноклассников, делают выводы по уроку. |
4.Домашнее задание | В буклете записано домашнее задание: п.17 повторить п15-16 , подготовиться к проверочной работе. Выполнить творческое задание на выбор: - написать эссе на тему - «Уроки Гражданской войны» - Заполнить анкету «Мое отношение к Гражданской войне»
| Обдумывают домашнее задания, задают вопросы учителю по выполнению |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Огненные вихри далекой войны»
Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов.
Другие из рядов военных, Дворянских разоренных гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных.
И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других. М. Волошин.
Скажите, ребята, о каком историческом событии так пронзительно написал Максимилиан Волошин
Да, Вы правы. Тема нашего занятия посвящена одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории
«Гражданской войне и военной интервенции в России»
Нам сегодня с вами предстоит на уроке ….
Цель урока:
- выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке;
1. Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь утверждать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.
Давайте вспомним значение этого понятия. (Дети достаточно легко дают определение понятия, т.к. оно уже неоднократно встречалось в курсе истории и требуется лишь его актуализация «Гражданская война – это война между гражданами одного государства). В дополнение учитель предлагает учащимся следующее определение:
Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (академик Ю.А.Поляков)
А что же стоит в действительности за этим понятием? Какие картины возникают перед нашими глазами, когда мы произносим эти слова – Гражданская война? Общество раскололось на враждебные лагеря. Три цвета Гражданской войны
Кто эти вооруженные группы населения?
Вы выполняли групповые проектные задания, а именно вы исследовали роль социальных слоев, партий, социальных групп в развязывании гражданской войны в России. Сейчас вы представите нам свои проекты. Первыми я приглашаю сторонников белого движения.
В России сформировалось «белое» движение
Подобно витязям варягам, Чтоб воедино Русь собрать, Идет на бой с трехцветным флагом Без страха смерти наша рать. Ей не страшны в пути лишенья, Смешон кровавых страхов бред, Она несет к нам возрожденье В сиянье радостных побед! Ф. Касаткин-Ростовский
Лидерами белого движения были: Александр Васильевич Колчак - русский военный и политический деятель, Адмирал , участник Русско-японской войны. Во время Первой мировой войны командовал минной дивизией Балтийского флота , Черноморским флотом , Георгиевский кавалер. Вождь Белого движения во время Гражданской войны. Верховный правитель России.
Антон Иванович.Деникин, Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения, командующий Добровольческой армией, Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России
Петр Николаевич Врангель, — русский военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны. Главнокомандующий Русской армии в Крыму и Польше
Также лидерами белого движения были Лавр Георгиевич Корнилов, Николай Николаевич Юденич, Михаил Васильевич.Алексеев, Петр Николаевич Краснов и другие
Формирование белого движения
Белое движение оформилось в ноябре 1917г. на юге России в Новочеркасске путем создания воинских офицерских формирований. Формирование Добровольческой армии начали генералы Алексеев и . Корнилов. Эта армия положила начало белому движению. 17 апреля 1918г. под Екатеринбургом был убит командующий Добровольческой армии генерал Л.Г. Корнилов. Командование принял генерал Антон Иванович Деникин.
Социальный состав белого движения
Лишенные власти и собственности помещики, буржуазия; Казачество (нередко боролось на два фронта); Часть офицерского корпуса русской армии; Духовенство; Часть рабочих и крестьян; Значительная часть интеллигенции. Белый лагерь был неоднороден. В него входили монархисты и либералы, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры, люди идеи и люди без определенных политических убеждений, но все они были против Советской власти.
Программа Деникина:
Уничтожение большевистской анархии и установление в стране правового порядка; Восстановление единой и неделимой России; Созыв народного собрания на основах всеобщего избирательного права; Демократизация власти путем установления областной автономии и широкого местного самоуправления; Гарантия полной гражданской свободы и свободы вероисповедания; Осуществление земельной реформы; Введение рабочего законодательства, ограждение трудящихся от эксплуатации со стороны государства и капитала. Подобные меры содержала и программа Колчака.
Аграрная программа лидеров белого движения
Предусматривалось « сохранение за собственниками их прав на землю», «помещики могли за выкуп передавать часть своей земли крестьянам»
Предусматривалось ограничение крупного помещичьего землевладения, увеличение земельных наделов- середняков, « за прежними владельцами сохранялось до 600 десятин»
Деникин
Врангель
Колчак
Предусматривалось наделение землей безземельных и малоземельных крестьян, возврат захваченных земель их собственникам, окончательное решение земельного вопроса национальным собранием.
В ответ на формирование белого движения большевики организовали красное движение. Слово имеют учащиеся, разделяющие точку зрения красных
Лидером большевиков оставался Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924). Немного их его биографии: в 17 лет за участие в студенческих волнениях он был исключен из Казанского университета. В 1888г. вступил в марксистский кружок. В 1891экстерном сдал экзамены за курс юридического факультета. После II съезда стал лидером большевиков. Написал ряд крупных философских и экономических работ, создал теорию империализма как высшей и последней стадии капитализма, за которой наступит социализм. В годы первой мировой войны выступал за превращение ее в гражданскую, что, по его мнению должно привести к революционной смене капитализма диктатурой пролетариата. Был одним из организаторов Октябрьской революции, затем- глава государства.
Социальная база красных
Рабочие центрально-промышленного района; Значительная часть крестьянства; Часть офицерского корпуса русской армии; Чиновничество; Часть интеллигенции.
Красная Армия
15 января 1918г. декретом СНК провозглашалась создание Рабоче –Крестьянской Красной Армии, а 29 января1918г. был принят декрет об организации Красного Флота. В июле 1918г. был опубликован декрет о всеобщей воинской повинности мужского населения в возрасте от 18 до 40 лет. Если в добровольческий период в рядах Красной Армии сражалось до 300тыс. человек, то к концу 1918г.- свыше 1млн., а осенью 1920г.- уже свыше 5млн.
Лидерами и военачальниками Красной армии были:
- Михаил Васильевич Фрунзе -революционер,
- советский государственный и военный деятель, один из наиболее крупных военачальников Красной Армии во время Гражданской войны, военный теоретик. Командовал 4-й армией Восточного фронта, Южной группой войск.
- Михаи́л Никола́евич Тухаче́вский — советский военный деятель, военачальник РККА времён Гражданской войны. Командование советскими частями на Восточном фронте, командующий Кавказским фронтом, командующий западным фронтом – таков боевой путь легендарного героя Гражданской войны
- Климент Ефремович Ворошилов -российский революционер, военачальник, государственный и партийный деятель, один из первых Маршалов Советского Союза. В гражданскую войну вел боевые действия на Северном Кавказе, в Крыму, против отрядов Махно на Украине
Семен Семенович Буденный - Советский военный деятель, легендарный герой Гражданской войны, Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза.
. В условиях Гражданской войны Первая Конная армия Буденного позволяла осуществлять глубокие прорывы Южного фронта, что меняло стратегическую обстановку.
Василий Иванович Чапаев
Начальник дивизии Красной армии, участник Первой мировой и Гражданской войны. Кавалер трёх Георгиевских крестов и одной медали. Кавалер ордена Красного Знамени. Родился в г. Чебоксары. Некоторое время жил в г.Балаково, откуда и был призван в армию. Легендарная фигура Гражданской войны в России, народный полководец, самоучка, выдвинувшийся на высокие командные посты за счет собственных способностей при отсутствии специального военного образования.
В годы гражданской войны большевики проводили политику «военного коммунизма»
Попытка непосредственного перехода к «коммунистическому производству и распределению» ( В.И.Ленин), экономическая политика большевиков в годы гражданской войны.
Истоки политики «военного коммунизма»
Война
Коммунистическая доктрина
Военное положение, необходимое для регулирования экономических процессов.
Новый строй должен коренным образом отличаться от старого.
Отсутствие товарно-денежных отношений, собственности, государство-коммуна.
Основные черты «военного коммунизма»
Национализация всей промышленности
Сверхцентрализация управления промышленностью
Введение продразверстки
Запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих и ее уравнительность, бесплатность коммунальных услуг
Всеобщая трудовая повинность
Между двумя основными противоборствующими силами было сформировано зеленое движение. Я приглашаю сторонников зеленого движения
«Зеленые» - так называлось крестьянское движение в период гражданской войны, выступавшее как против красных, так и против белых, оно не было организационно оформлено. Наиболее массовый характер оно приобрело весной-летом 1919года. Среди повстанцев преобладали крестьяне, а в национальных районах- русскоязычное население. Особенно ярко идеи и практика зеленых проявились в махновском движении, охватившем значительный район юга Украины.
Н.И.Махно
Нестор Иванович Махно при царе был сослан на каторгу. Возвратившись в 1917г в родное село Гуляй- Поле, он с отрядом крестьян изгнал администрацию Временного правительства и в сентябре 1917г. фактически установил Советскую власть. Летом 1818г. Нестор Махно возглавил движение крестьянства в южных и центральных районах Украины против австро-германских войск, гетмана Скоропадского, белогвардейщины, попыток со стороны кого бы то ни было восстановить помещичье землевладение. В 1918-1919гг. махновцы выступали за « вольные» Советы, против диктата центральной власти, политики «военного коммунизма».
Программа « зеленых»
Борьба с политикой « военного коммунизма»;Защита деревни от города;Ликвидация эксплуатации крестьянства со стороны кого бы то ни было, истинная , а не формальная передача крестьянам прав на землю и ее плоды;Уничтожение диктатуры пролетариата;Отстранение компартии от власти и передача власти беспартийным советам в волостях, городах и губерниях; Проведение « третьей социальной революции» с целью свержения большевиков и установления истинно народной власти.. В целом повстанческое движение в России было обречено, партизанские отряды не могли долго противостоять регулярным воинским частям
И так, мы назвали основных участников гражданской войны в России.
А в чем заключается особенность Гражданской войны в отличие от войн внешних? От Отечественной или мировой?
- общий конкретный враг
- общая цель – защитить родину или ее интересы
- общая идеология – любовь к родине, вера в царя
Дискуссия
Мы видим страшные особенности этого события, значит и относиться к его изучению мы должны по-особенному. Здесь, наверно, не должно быть места бесчувственному рассмотрению фактов, схем военных действий, что безусловно важно, но куда важнее, на мой взгляд, осознать, что поле боя в этой войне – человеческие сердца, мысли, идеалы, чувства, судьбы, жизни.
Давайте подумаем и назовем особенность гражданской война в России, только ли граждане нашей страны были ее участниками
Нет ее участниками были армии европейских государств.
Иностранная интервенция – военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства.
Всего 14 государств. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония. Их войска высадились в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Крыму, Закавказье
- Стремление иностранных государств предотвратить «расползание» социалистической революции по всему миру.
- Предотвращение экономических потерь(последствия национализации собственности, отказ советского правительства выплачивать царские долги и т.д.), захват географических зон влияния.
- Ослабление России
И вот, мы с вами можем отметить особенность, свойственную именно Гражданской войне в России: она сопровождалась иностранной военной интервенцией.
2. Почему же стала возможной Гражданская война в России? Каковы были ее предпосылки?
- Российская революция
-Мировая война
- Бедность широких масс….
Таким образом общественный кризис к концу 1917 года не прекратился, а перешел из революционной фазы в фазу гражданской войны, более тяжелую.
Теперь, зная условия, в которых началась Гражданская война, давайте определим ее причины.
Причины гражданской войны.
1.Борьба буржуазии и помещиков за власть против пришедших к власти в октябре 1917г. большевиков, за которыми стояло меньшинство населения. 2.Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания. 3.Отстранение от руководства страной других политических партий. 4.Конфискация помещичьих земель и национализация промышленных предприятий.
Проблема: Возможно ли было избежать развязывание Гражданской войны в России?
Красные: Да можно, если бы белые не начали формировать добровольческие части…
Белые: А я считаю, что война была неизбежна. Никто не желал отдавать свою собственность, терять то, что было создано многими поколениями российской буржуазии, поместного дворянства.
Зеленые: А мы считаем, что война даже была нужна, чтобы мы – зеленые получили истинную свободу, мы против диктата любой центральной власти…
От народа: А я считаю, что войны можно было бы избежать…Если бы господа либералы учитывали интересы простого народа, если бы большевики смогли договориться со своими оппонентами, а не выдвигать требования «Вся власть Советам!»
Учитель: позвольте, а от лица каких сил вы выступаете?
От народа: я выступаю от имени простого российского народа, от имени матерей, у которых один сын ушел к белым, а другой к красным…
Мы выступаем от имени крестьян, которых грабили и белые и красные, морили голодом, расстреливали без суда и следствия…
Мы выступаем от имени 7 миллионов беспризорных детей, чьи родители пали на фронтах братоубийственной войны…Никто не думал о последствиях, каждый добивался своих собственных целей!
Учитель: какой сложный вопрос мы с вами обсуждаем. Возможности для диалога были, но время поиска согласия было упущено. Большевики обвиняли в развязывании Гражданской войны помещиков и буржуазию, поддержанных иностранными интервентами. Политические оппоненты большевиков ответственность за развязывание Гражданской войны возлагали на своего противника. Виновниками случившегося стали и левые и правые партии. Большевики и монархисты не проявили склонности к компромиссу. Либерально-демократические партии не смогли остановить разложение государственного аппарата, армии, провести реформы. Партийная борьба между классами и социальными группами довела конфронтацию до вооружённого гражданского конфликта. У каждой стороны были свои идеи, за которые они были готовы проливать кровь своих братьев.
Прав историк М. А. Осоргин, утверждавший, что в годы Гражданской войны “стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь... были герои и тут и там, и чистые сердца многих, и жертвы, и подвиги, и ожесточенное зверство и страх, и сила, и слабость, тупое отчаяние. Было бы слишком просто для истории, если бы правда была одна и билась бы лишь с кривдой: но были и бились между собой две правды и две чести - и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших.. ”
Жестокость порождала ответную жестокость, террор был одним из самых тяжелых и пагубных проявлений Гражданской войны.
Политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами вплоть до физического уничтожения – стала государственной политикой.
Рассмотрим плакаты времен Гражданской войны. К чему они призывали?
Террор осуществляли как «белые» , так и «красные»
Красные: были покушения на жизнь большевистского лидера - В.И.Ленина также в Петрограде был убит Председатель петроградской черезвычайной комиссии Урицкий – 30.08.1918
Белые: со стороны большевиков террор начался раньше. Зверская расправа над семьей императора Николая Александровича в Екатеринбурге в доме купца Ипатьева в ночь на 17 июля 1918 года.Терростические действия красных были оформлены законодательно: был принят Декрет о красном терроре. Политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами вплоть до физического уничтожения – стала государственной политикой.
После убийства Урицкого были расстреляны 900 белогвардейцев, после покушения на Ленина - несколько тысяч. . Массовые казни осуществлялись по приказу Колчака, создавались спец. лагеря для сочувствующих большевикам. Все эти примеры доказывают, что смысл террора был предельно прост: массовое физическое истребление противника. Это сделало Гражданскую войну еще более страшной, еще более трагичной, т. к. террору подвергали друг друга граждане одной страны.
3. В отличие от внешних войн Гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.
Историки называют разные даты начала и окончания Гражданской войны в России.
А как вы считаете, когда началась Гражданская война в России?
Монархисты считали началом гражданской войны весну 1917г.- свержение монархии и захват власти либералами
Либералы относили начало гражданской войны к Октябрьскому выступлению большевиков – свержение Временного правительства и первые шаги Советской власти.
Эсеры и меньшевики связывали возникновение гражданской войны с разгоном Учредительного собрания и заключением Брестского мира, т.е. отказом большевиков разделить власть с социалистическими и демократическими партиями.
Многие историки указывают на ноябрь—декабрь 1917 г. — формирование Добровольческой армии на Дону и ее первые боевые действия.
Учитель: Такие же споры ведутся и по поводу окончания Гражданской войны.
В широком смысле она закончилась только в 30-х гг. XX в., когда крупные боевые силы русской эмиграции были в основном разгромлены и дезорганизованы действиями советских спецслужб. Ряд историков считают также необходимым включить в понятие «гражданская война» и коллективизацию в СССР, и массовые репрессии 20—40-х гг.
Однако большинство ученых ограничивают Гражданскую войну окончанием фронтовых боевых действий. В европейской части России это произошло в ноябре 1920 г., с эвакуацией армии П. Н. Врангеля из Крыма. Что же касается Сибири и Дальнего Востока, то там сражения шли гораздо дольше. Последний оплот белых на Дальнем Востоке пал осенью 1922 г.
Учитель: Ребята нам необходимо решить еще одну проблемно-познавательную задачу: определить почему красные одержали победу над белыми и зелеными
Причины поражения белого движения в Гражданской войне.
Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма. Разобщенность, отсутствие лидера. Негибкая позиция в вопросе о будущем устройстве России, фанатичная приверженность лозунгу единой и неделимой России.
«Наше дело проиграно. До слез обидно…» Н,Львов.
Причины победы красных в Гражданской войне.
Наличие бесспорного лидера. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными методами. Проведение аграрной политики, учитывающей давние требование крестьянства. Центральное положение, дававшее ощутимые военно-стратегические преимущества.
«Мы не только удержались, но и победили»В.И.Ленин
Итоги и последствия Гражданской войны
Победа партии большевиков и утверждение советской власти по всей стране Разгром белых армий и войск интервентов Разгром политических партий, оппозиционных большевикам Укрепление диктатуры пролетариата и однопартийного правительства
Политические
Экономические и социальные
Духовно-нравственные
Огромные людские потери Разрушение промышленности, транспорта, связи Огромная безработица Падение уровня жизни всех слоев общества Голод, болезни, потеря жилья и имущества
Раскол населения на два враждующих лагеря-братоубийственная война Привычка к насилию и террору Разрыв исторических и духовных традиций общества Огромная эмиграция из страны Трагедия целых социальных слоев, выбитых из своей страны или из нового общества
Уроки гражданской войны.
Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией; Высшей ценностью является не идеи, а человеческие жизни; В гражданской войне не может быть победителей; Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам.
Домашнее задание:
Оценки за урок
Просмотр видеоклипа
Стихи поэта конца19-начала 20 века Максимилиана Волошина
Память погибших в годы Гражданской войны почтим минутой молчания.
Предварительный просмотр:
Домашнее задание: & 17, повторить & 15-16
Творческое задание на выбор:
- Написать эссе на тему «»Уроки Гражданской войны
- Заполнить анкету «Мое отношение к Гражданской войне»
АНКЕТА «МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ»
1.Во время Октябрьской революции вы:
- Приняли бы участие в событиях, встав на сторону большевиков________________________________________________
- Скорее всего, стали бы помогать Временному правительству_______________________________________________
- Были бы сторонниками монархии___________________________________________________
2.В годы гражданской войны вы:
- Встали бы в ряды « красных»_________________________________
- Присоединилось бы к «белым»_______________________________
- Были бы близко к идеям и действиям Махно___________________
3.И во время революции, и в период гражданской войны:
- Соблюдали бы нейтралитет___________________________________
- Предпочли бы эмигрировать из страны_____________________________________________________
- Избрали бы иной путь____________________________________________________________________________________________________________________
Урок истории в 9 классе 19.11.2015 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов. Другие из рядов военных, Дворянских разоренных гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных. И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. Максимилиан Волошин.
Цель урока: выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, определить последствия для судьбы страны в XX веке;
Гражданская война это вооруженная борьба между гражданами одного государства.
Три цвета гражданской войны. белые красные зеленые
Белые Подобно витязям варягам, Чтоб воедино Русь собрать, Идет на бой с трехцветным флагом Без страха смерти наша рать. Ей не страшны в пути лишенья, Смешон кровавых страхов бред, Она несет к нам возрожденье В сиянье радостных побед! Ф. Касаткин-Ростовский
Александр Васильевич Колчак - русский военный и политический деятель, адмирал, участник Русско-японской войны. Во время Первой мировой войны командовал минной дивизией Балтийского флота, Черноморским флотом, георгиевский кавалер. Вождь Белого движения на востоке страны, Верховный правитель .
Антон Иванович Деникин Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения, командующий Добровольческой армией, Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России
Пётр Николаевич Врангель — русский военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны. Главнокомандующий Русской армии в Крыму и Польше
Корнилов Л.Г. Н.Н.Юденич М.В.Алексеев
Формирование белого движения Белое движение оформилось в ноябре 1917г. на юге России в Новочеркасске путем создания воинских офицерских формирований. Формирование Добровольческой армии начали генералы М.В. Алексеев и Л.Г. Корнилов. Эта армия положила начало белому движению. 17 апреля 1918г. под Екатеринбургом был убит командующий Добровольческой армии генерал Л.Г. Корнилов. Командование принял генерал А.И. Деникин.
Социальный состав белого движения Лишенные власти и собственности помещики, буржуазия; Казачество (нередко боролось на два фронта); Часть офицерского корпуса русской армии; Духовенство; Часть рабочих и крестьян; Значительная часть интеллигенции. Белый лагерь был неоднороден. В него входили монархисты и либералы, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры, люди идеи и люди без определенных политических убеждений, но все они были против Советской власти.
Программа Деникина: Уничтожение большевистской анархии и установление в стране правового порядка; Восстановление единой и неделимой России; Созыв народного собрания на основах всеобщего избирательного права; Демократизация власти путем установления областной автономии и широкого местного самоуправления; Гарантия полной гражданской свободы и свободы вероисповедания; Осуществление земельной реформы; Введение рабочего законодательства, ограждение трудящихся от эксплуатации со стороны государства и капитала. Подобные меры содержала и программа Колчака.
Аграрная программа лидеров белого движения Предусматривалось « сохранение за собственниками их прав на землю», «помещики могли за выкуп передавать часть своей земли крестьянам» Предусматривалось ограничение крупного помещичьего землевладения , увеличение земельных наделов- середняков, « за прежними владельцами сохранялось до 600 десятин» Деникин Врангель Колчак Предусматривалось наделение землей безземельных и малоземельных крестьян, возврат захваченных земель их собственникам, окончательное решение земельного вопроса национальным собранием.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924). В 17 лет за участие в студенческих волнениях исключен из Казанского университета, выслан. В 1888г. вступил в марксистский кружок. В 1891 сдал экзамены за курс юридического факультета. После II съезда стал лидером большевиков. Написал ряд крупных философских и экономических работ, создал теорию империализма как высшей и последней стадии капитализма, за которой наступит социализм. В годы первой мировой войны выступал за превращение ее в гражданскую, что, по его мнению должно привести к революционной смене капитализма диктатурой пролетариата. Был одним из организаторов Октябрьской революции, затем- глава государства. Красные Лидер
Социальная база красных Рабочие центрально-промышленного района; Значительная часть крестьянства; Часть офицерского корпуса русской армии; Чиновничество; Часть интеллигенции.
Красная Армия 15 января 1918г. декретом СНК провозглашалась создание Рабоче –Крестьянской Красной Армии, а 29 января1918г. был принят декрет об организации Красного Флота. В июле 1918г. был опубликован декрет о всеобщей воинской повинности мужского населения в возрасте от 18 до 40 лет. Если в добровольческий период в рядах Красной Армии сражалось до 300тыс. человек, то к концу 1918г.- свыше 1млн., а осенью 1920г.- уже свыше 5млн.
Михаил Васильевич Фрунзе - революционер, советский государственный и военный деятель, один из наиболее крупных военачальников Красной Армии во время Гражданской войны, военный теоретик.
Михаи́л Никола́евич Тухаче́вский — советский военный деятель, военачальник РККА времён Гражданской войны . Командование советскими частями на Восточном фронте, командующий Кавказским фронтом, командующий Западным фронтом – таков боевой путь легендарного героя Гражданской войны
Климент Ефремович Ворошилов российский революционер,военачальник , государственный и партийный деятель, один из первых Маршалов Советского Союза В гражданскую войну вел боевые действия на Северном Кавказе, в Крыму, против отрядов Махно на Украине
Семен Семенович Буденный Советский военный деятель, легендарный герой Гражданской войны, Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза
В условиях Гражданской войны Первая Конная армия Буденного позволяла осуществлять глубокие прорывы Южного фронта, что меняло стратегическую обстановку.
Василий Иванович Чапаев начальник дивизии Красной армии, участник Первой мировой и Гражданской войны. Кавалер трёх Георгиевских крестов и одной медали. Кавалер ордена Красного Знамени
Легендарная фигура Гражданской войны в России, народный полководец, самоучка, выдвинувшийся на высокие командные посты за счет собственных способностей при отсутствии специального военного образования. Воевал на Восточном фронте.
Политика «военного коммунизма» Попытка непосредственного перехода к «коммунистическому производству и распределению» ( В.И.Ленин), экономическая политика большевиков в годы гражданской войны.
Истоки политики «военного коммунизма » Война Коммунистическая доктрина Военное положение, необходимое для регулирования экономических процессов. Новый строй должен коренным образом отличаться от старого. Отсутствие товарно-денежных отношений, собственности, государство-коммуна.
Основные черты «военного коммунизма» Национализация всей промышленности Сверхцентрализация управления промышленностью Введение продразверстки Запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих и ее уравнительность, бесплатность коммунальных услуг Всеобщая трудовая повинность
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Зеленые» - так называлось крестьянское движение в период гражданской войны, выступавшее как против красных, так и против белых, оно не было организационно оформлено.Наиболее массовый характер оно приобрело весной-летом 1919года. Среди повстанцев преобладали крестьяне, а в национальных районах- русскоязычное население. Особенно ярко идеи и практика зеленых проявились в махновском движении, охватившем значительный район юга Украины. Зеленые
Нестор Иванович Махно Н.И. Махно при царе был сослан на каторгу. Возвратившись в 1917г в родное село Гуляй- Поле, он с отрядом крестьян изгнал администрацию Временного правительства и в сентябре 1917г. фактически установил Советскую власть. Летом 1918г . Нестор Махно возглавил движение крестьянства в южных и центральных районах Украины против австро-германских войск, гетмана Скоропадского, белогвардейщины, попыток со стороны кого бы то ни было восстановить помещичье землевладение. В 1918-1919гг. махновцы выступали за « вольные» Советы, против диктата центральной власти, политики «военного коммунизма».
Программа « зеленых» Борьба с политикой « военного коммунизма»; Защита деревни от города; Ликвидация эксплуатации крестьянства со стороны кого бы то ни было, истинная , а не формальная передача крестьянам прав на землю и ее плоды; Уничтожение диктатуры пролетариата; Отстранение компартии от власти и передача власти беспартийным советам в волостях, городах и губерниях; Проведение « третьей социальной революции» с целью свержения большевиков и установления истинно народной власти.
В целом повстанческое движение в России было обречено, партизанские отряды не могли долго противостоять регулярным воинским частям
Интервенция это насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела какой-либо страны.
Стремление иностранных государств предотвратить «расползание» социалистической революции по всему миру. Предотвращение экономических потерь(последствия национализации собственности, отказ советского правительства выплачивать царские долги и т.д.), захват географических зон влияния. Ослабление России 14 государств: Англия, Франция, США, Япония, и др. Цели интервентов :
Предпосылки Гражданской войны в России Российская революция с самого начала несла в себе угрозу Гражданской войны потому, что она разделила общество на враждующие силы Революционный процесс развивался в условиях мировой войны Бедность широких масс, слабость демократической культуры.
Причины гражданской войны. 1.Борьба буржуазии и помещиков за власть против пришедших к власти в октябре 1917г. большевиков. 2.Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания. 3.Отстранение от руководства страной других политических партий. 4.Конфискация помещичьих земель и национализация промышленных предприятий.
Историк М.А.Осоргин: в годы Гражданской войны “стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь... были герои и тут и там, и чистые сердца многих, и жертвы, и подвиги, и ожесточенное зверство и страх, и сила, и слабость, тупое отчаяние. Было бы слишком просто для истории, если бы правда была одна и билась бы лишь с кривдой: но были и бились между собой две правды и две чести - и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших.. ”
ТЕРРОР - Политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами вплоть до физического уничтожения
Террор «белый» и «красный» *Ранение В.И.Ленина *Убийство Урицкого * Расстрел царской семьи *Декрет о красном терроре
30 августа 1918 года- покушение на В.И.Ленина
Расстрел царской семьи
Политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами вплоть до физического уничтожения
Споры о начале гражданской войны I . май 1917- ноябрь 1920 II . 25 октября 1917-1922 III . февраль 1917- 1924 Вопрос о периодизации гражданской войны является дискуссионным. Существует несколько точек зрения по данному вопросу:
Когда началась гражданская война? Монархисты считали началом гражданской войны весну 1917г. Либералы относили начало гражданской войны к Октябрьскому выступлению большевиков. Эсеры и меньшевики связывали возникновение гражданской войны с разгоном Учредительного собрания и заключением Брестского мира, т.е. отказом большевиков разделить власть с социалистическими и демократическими партиями.
Многие историки указывают на ноябрь—декабрь 1917 г. — формирование Добровольческой армии на Дону и ее первые боевые действия.
Причины поражения белого движения в Гражданской войне. Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма. Разобщенность, отсутствие лидера.. Негибкая позиция в вопросе о будущем устройстве России, фанатичная приверженность лозунгу единой и неделимой России. «Наше дело проиграно. До слез обидно…» Николай Львов.
Причины победы красных в Гражданской войне. Наличие бесспорного лидера. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными методами. Проведение аграрной политики, учитывающей давние требование крестьянства. Центральное положение, дававшее ощутимые военно-стратегические преимущества. «Мы не только удержались, но и победили» В.И.Ленин
Итоги и последствия Гражданской войны Победа партии большевиков и утверждение советской власти по всей стране Разгром белых армий и войск интервентов Разгром политических партий, оппозиционных большевикам Укрепление диктатуры пролетариата и однопартийного правительства Политические Экономические и социальные Духовно-нравственные Огромные людские потери-13 млн. человек Разрушение промышленности, транспорта, связи Огромная безработица Падение уровня жизни всех слоев общества Голод, болезни, потеря жилья и имущества 7 млн. беспризорных детей Раскол населения на два враждующих лагеря-братоубийственная война Привычка к насилию и террору Разрыв исторических и духовных традиций общества Огромная эмиграция из страны Трагедия целых социальных слоев, выбитых из своей страны
Уроки гражданской войны. Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией; Высшей ценностью является не идеи, а человеческие жизни; В гражданской войне не может быть победителей; Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам. Все рядком лежат- Не развесть межой. Поглядеть: солдат! Где свой, где чужой? Белым был- Красным стал: Кровь обагрила. Красным был- Белым стал: Смерть побелила. М. Цветаева.
Домашнее задание: & 17 повторить & 15-16 Творческое задание на выбор: Написать эссе на тему «»Уроки Гражданской войны Заполнить анкету «Мое отношение к Гражданской войне» (в буклете)
Анкета 1.Во время Октябрьской революции вы: Приняли бы участие в событиях, встав на сторону большевиков______________________________________________________ Скорее всего, стали бы помогать Временному правительству______________ Были бы сторонниками монархии_____________________________________ 2.В годы гражданской войны вы: Встали бы в ряды « красных»________________________________________ Присоединилось бы к «белых»_______________________________________ Были бы близко к идеям и действиям Махно____________________________ 3.И во время революции, и в период гражданской войны: Соблюдали бы нейтралитет__________________________________________ Предпочли бы эмигрировать из страны________________________________ Избрали бы иной путь_______________________________________________
Из крови, пролитой в боях, Из праха обращенных в прах, Из мук казненных поколений, Из душ, крестившихся в крови, Из ненавидящей любви, Из преступлений, иступлений - Возникнет праведная Русь. Максимилиан Волошин
Список литературы. Интернет-ресурсы: www.listovka.list.ru/11657/10902.htm/ www.hronos.km.ru/biograf/denikin.htm/ www. bekman.onedo.ru/alfred/memorles/vrangel.htm / www.kirov-online.ru/default.asp?ano=24 www.sapantoday.ru/japanar/i20shtm/ www.stel.ru/museum/lastya_e.htm . Т.В.Коваль. «История России 20в.» конспект уроков для учителя истории .М. «Владос-пресс»2001г. «Энциклопедический словарь юного историка» м.1997г. В.В. Кириллов, М.Н.Чернова «Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу « истории России 19-20вв» М. «ЦГО» 2000г. М.Волошин « Избранное». Минск 1993г. П.А.Шевоцуков « Страницы истории гражданской истории»М. 1992г. В.В. Шульгин « Дни. 1920» М. 1989. Журнал «Родина» №10- 1990 « Преподавание истории и обществознания в школе» № 6-2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"
Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....
тест:КИМ по темам: «Послевоенная страна и перестройка (до 1991)», «Внешняя политика после Второй мировой войны», «ССCР в «холодной войне», «Современная Россия», «Преобразования 1990 - х гг.».
Тест разработан для 9, 11 классов. Для тренажора....
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России»....
"Крымская война 1853-56гг: поражение России или самодержавия?" Урок в 8 классе. История России XIX века.
Проблемный урок с использованием ИКТ и ТРКМ.Учатся решать проблемные задания; переносить полученные знания в новые ситуации; анализировать полученную информацию; сравнивать; делать выводы; аргум...
Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.
Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...
Презентация к уроку истории " Гражданская война в России"
Презентация к уроку истории " Гражданская война в России"Автор: Акимова Елена Владимировна, г.Северобайкальск, учитель истории и обществознания МОУ Лицей №6.Дидактическая направленност...
Технологическая карта урока "Причины Гражданской войны в России" (11 класс) + раздаточный материал
Разработка урока для 11 класса на тему "Причины Гражданской войны в России"...