Тема: «Духовно-нравственное развитие гражданина России»
статья по истории на тему
Во все времена, начиная с Древней Руси, основой духовного единства
государства был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г.
Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека
измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою его патриотизма.
Что же такое «патриотизм»? И какого человека можно назвать
патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь ксвоему Отечеству, к своему народу».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_dlya_samsonova.docx | 40.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Духовно-нравственное развитие гражданина России»
1.Какие культурно-исторические традиции можно использовать в формировании духовности образовательного процесса.
Формирование патриотического сознания на уроках истории .
Во все времена, начиная с Древней Руси, основой духовного единства
государства был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г.
Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека
измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою его патриотизма.
Что же такое «патриотизм»? И какого человека можно назвать
патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь ксвоему Отечеству, к своему народу».
В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к
духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает
актуальность и важный социально-культурный смысл. Одной из основных
задач современной государственной политики является воспитание чувств
патриотизма, который должен пониматься как одна из наиболее значимых,
непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества государства.
В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача
формирования патриотизма. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке
дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.
Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма
по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой – через ее историю, третий – через религиозную веру, а кто-то через службу в армии.
Наверное, сколько людей – столько путей.
В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне,
утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические
настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных
ориентаций – показатель ухудшения нравственного, психического и
физического здоровья российского общества.
Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и
умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно
участвовать в строительстве современного информационного общества. Школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. В этих целях в нашей школе разработан проект по патриотическому воспитанию – «Я – гражданин России».
Сегодня воспитание вновь становится органичной составляющей
педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и
развития. Одним из факторов патриотического воспитания в школе является
изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.
Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников за
период учебы в школе складывается стереотип: история – это даты, события и деятели. На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить
исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со
временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной
местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории
родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя
между ними параллели.
История как никакой другой предмет содержит большие возможности
для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных
материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и
честного служения Отчизне. История страны складывается из истории
отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и оправдано.
Школьными программами по истории России предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней.
Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью изучения
отечественной истории. Историческое краеведение – это не самостоятельный
предмет школьного курса, а принцип обучения и воспитания на местном
материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных
занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Основные особенности
школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность,
общественно-полезная направленность, его поисково-исследовательский
характер.
Мне, как и всем моим землякам, не безразлична судьба родного края. Мне
хочется, чтобы судьба Саратовского края перешла в надежные руки будущих
поколений, которые мы должны воспитать, опираясь на краеведческий
материал. Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и
конкретный, способствует более глубокому пониманию общих
закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на
уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала.
Сбором материала по местной истории, его классификацией в школьном музее я преследую педагогические цели. Собранный материал может быть тем больше и лучше использован, чем он подробнее изучен, методически
обработан. Поэтому использованию материала всегда предшествует тщательная работа по подготовке его к уроку. Я заранее даю опережающее домашнее задание учащимся и слежу за его выполнением, провожу необходимые консультации и рекомендую различные приемы донесения материала до слушателей.
Местный материал, с одной стороны, - средство активизации
познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических
событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя
практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках
не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.
Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от
значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края я рассчитываю время его изучения. Например, в 9 и 11 классах во время изучения тем, посвященных Великой Отечественной войне, целесообразно применять краеведческий материал в ходе изучения нового материала.
Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть схематичного,
упрощенного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.
Ученики нашей школы активно участвуют во всех мероприятиях,
посвященных празднованию дня Победы .
Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа, поставить себя на
место молодого человека, который сразу после школы ушел на фронт. «Смогу ли я выдержать все испытания, которые легли на плечи наших дедов и прадедов?» - задают себе вопрос старшеклассники. Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания.
Это достигается путем исторических экскурсий (например на Соколовую гору , музей Боевой славы , Краеведческий музей ), встреч с участниками Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, Чечне. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.
Источниками изучения истории родного края для
учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы , краеведческая литература.
Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной,
отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние два года ребята
выполнили работы: «Востребованные профессии Саратовского района»,
«Человек чести и достоинства». Работы были направлены на конкурс исследовательских работ, где заняли призовые места.
Хотя результаты патриотического воспитания может показать только
жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. Главный результат на
сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению родного
края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно
длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно
внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в
подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет массу тайн, массу таких фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру.
Историческое культурное прошлое страны неразрывно связано с
подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает
ему формировать собственную жизненную позицию. Уроки истории,
организованные целенаправленно, с учетом вышеперечисленных подходов,
играют важнейшую роль в формировании духовно-нравственного развития гражданина России .
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Я гражданин".
Вопрос духОсновная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности. Задачи проекта:·...
выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...
Проект«Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию « Я - гражданин России» в 5 классе»
Данный проект разработан для учащихся 5 класса. Станет большим подспорьем для классных руководителей в 5-6 классах общеобразовательныо школы....
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельностью по духовно - нравственному направлению «Я – гражданин России» для обучающихся 5-6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» рассчитана на развитие гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся...
Программа по духовно-нравственному воспитанию "Я - гражданин России"
Цель программы - создание условий для воспитания духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности. Данная программа дает возможность обучающимся формировать стремление...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Я – гражданин России"
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за на...