Урок по истории "Нашествие с Востока"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Методическая разработка открытого урока по истории 6 класса на тему "Нашествие с Востока". Разработка состоит из технологической карты урока и презентации к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Нашествие с Востока" | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя |
|
Тема урока | "Нашествие с Востока". |
Тип урока | Открытие новых знаний. |
План урока | 1. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. 2. Вторжение в Рязанскую землю. 3. Разгром Владимирского княжества. 4. Поход на Новгород. 5. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. |
Цели урока |
|
Формы и методы, технологии обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный; беседа; диалог, диспут; проблемно-поисковый; анализ; обобщение. Формы: работа в парах и индивидуальная. Технология: проблемно-развивающая технология обучения. Приемы: вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок. |
Планируемые образовательные результаты | Научатся находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач. Научатся представлять информацию в разных формах (таблицы, схемы). Умение работать в группе, индивидуально. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) |
Организационный | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Слушают учителя, садятся за парты. | |
Актуализация знаний. Постановка цели. | Сообщает об изучении новой темы на уроке, и предлагает учащимся сформулировать тему урока, выполнив задания. Для этого необходимо исследовать карты. «Феодальная раздробленность Руси в 12-13 вв.» и «Борьба с иноземными захватчиками в 13 в.» и ответить на вопросы: 1.Что общего вы увидели на картах и что особенного можете отметить? 2. Какую тему урока вы можете сформулировать, исследуя карты? Предлагает исследовать документ №1. | Исследуют карты. Выявляют факт, что в 13 в. начинается вторжение иноземных захватчиков востока на Русь. Этими завоевателями являются монголо-татары. Озвучивают варианты темы. Записывают тему в тетради: "Нашествие с Востока". Работа с документом: постановка цели урока. Цель: почему монголо-татары победили Русь? | Личностные УУД - устойчивый познавательный интерес к описываемым событиям на Руси. |
Изучения нового материала | 1.Создание державы Чингисхана. Битва на реке Калка. Знакомит учащихся с занятиями и образом жизни монгольских племен. Предлагает исследовать документ №2. - обсуждает с учащимися впечатление, которое произвел на них образ Чингисхана - в чем заключается причины успеха завоевательных войн монголов Как вы можете объяснить причины поражения русских князей на р.Калке в 1223г.? (работа с видеофрагментом) Битва на Калке сделала Русь врагом монголов. Совет монгольских ханов – принял решение наказать Русь. В 1237году на Русь отправилось монгольское войско во главе с ханом Батыем. Сейчас мы по карте проследим поход Батыя на Русь. 2. Вторжение в Рязанскую землю. 3. Разгром Владимирского княжества. 4. Поход на Новгород. 5.Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. | Высказывают свои мысли об образе Чингисхана. Работают в парах, отвечают на вопросы. Причины поражения русских князей на р. Калке: - отсутствие единой армии - техническая отсталость Работа с картой стр.109 Заполнение таблицы. Подводят итог нашествия монгол, объяснив слова А.С. Пушкина который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Россией» | Коммуникативные УУД – устанавливают рабочие отношения в парах для исследования документов. Используют разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) при работе с исторической картой, документом; Личностные УУД - формирование социально-критического мышления при работе с историческими источниками; Познавательные УУД - знать хронологию событий завоевательных походов на Русь монголов; Регулятивные УУД - Определять проблему в деятельности по выполнению заданий к документу. Познавательные УУД - группировать факты по различным признакам при составлении сравнительной таблицы. Личностные УУД - Устанавливать причинно следственные связи завоевательных походов монголов; Познавательные УУД - Находить в источнике достоверную информацию, необходимую для решения проблемного задания. |
Подведение итогов | Просит подвести итог изученной темы, ответив на вопрос: Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? | Отвечают на вопросы: 1. Раздробленность и отсутствие единства в русских землях (разобщённость русских войск и сил); 2. Высокое воинское мастерство монгольского войска (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность); 3. Умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников. | Коммуникативные УУД - Умение делать выводы. |
Закрепление изученного материала | Предлагает работу с контурной картой. | Работают с контурными картами. | |
Домашнее задание | Домашнее задание: § 12 |
Приложение
Документ№ 1 (ряд 2)
Прочитайте документ и ответьте на вопрос: Составьте иерархическую лестницу социальной структуры: на вершине поместите самого главного среди монголов и затем по убыванию в порядке значимости.
Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"
Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.
Племена не очень дружно жили между собой.
Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней
У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родоплеменного строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья - нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.
Документ№ 1 (ряд 3)
Прочитайте документ и ответьте на вопрос: На каком этапе общественного развития находились монголо-татары?
Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"
Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.
Племена не очень дружно жили между собой.
Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней
У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родо-племенного строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья - нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.
Документ № 1 (ряд 1)
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
- Где родина монголов?
- Каким видом хозяйственной деятельности монголы занимались до начала завоеваний?
Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"
Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.
Племена не очень дружно жили между собой.
Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней.
У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родового строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья - нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.
Документ № 2 (ряд 2)
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1. Кто такой Темучжин и Чингисхан?
2. Что вы узнали о происхождении Чингисхана?
3. Как можно охарактеризовать Чингисхана?
4. Какую задачу он поставил для развития своего государства?
О предводителе монголов
Чингисхан родился в семье знатного монгола Есугэй-богатура, по одним источникам, в 1155-м, по другим — в 1162 году в бассейне реки Амур.
В 9 лет потерял отца, которого татары, пригласив к костру и, преступив священные законы гостеприимства, накормили отравленным обедом. Темучжин долго бедствовал, скитался вместе с матерью и братьями, несколько лет провёл в рабстве. Вырвавшись на волю, стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников.
Энергичный и целеустремлённый Темучжин сумел объединить большие силы и расправиться с врагами. Больше Темучжин не нуждался и в прежних помощниках и убивает вождей монгольских племён. Прежде чем стать великим ханом, он свыше 20 лет вёл жестокую борьбу со своими противниками, и ни его народ, ни его соседи не знали от него пощады.
Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил его в 1206 г. великим каганом (т.е. правителем) всех монголов и присвоил ему титул – «Чингиз», что обозначает «человек, имеющий всю полноту власти». В народе Темучжина прозвали Чингиз - ханом – «Великим ханом». Это был смелый, мужественный, расчётливый и жестокий человек. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир.
Документ № 2 (ряд 1)
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1. Почему монголы были прекрасными воинами? (расскажите о быте)
2. В чем была сила монгольского войска? Что можно сказать о дисциплине воинов?
Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и еще меньше — на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряженные быками.
Семьи воинов могли сопровождать и наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражения и осад, монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с женами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными бойцами.
Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон — Яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.
Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам Чингисхан – предводитель монголов - дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя, которые закрепил в своде законов - Великой Ясе. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть. За менее тяжкие преступления полагался штраф.
Документ № 2 (ряд 3)
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1. Какова организация войска монголов, их вооружение?
2. Из каких частей состояло войско? Кратко расскажите о вооружении.
3. Какова тактика монголов в бою?
Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука — для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.
По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.
Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан.
Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока на тему:"Нашествие с Востока"(6 класс)
Технологическая карта составлена к уроку на тему: "Нашествие с Востока" (с использованием электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. История России. С древнейших времен до...
Презентация к уроку на тему:"Нашествие с Востока" (6 класс)
Презентация к уроку на тему:"Нашествие с Востока"(6 класс)...
Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме "Нашествие с Востока"
Данный урок - урок изучения нового материала. Основная задача урока: направить учебные действия на формирование планируемых результатов согласно требованиям стандарта. Основные методы работы на уроке:...
Презентация к уроку на тему: "Нашествие с Востока. Первый поход татаро-монгол на Русь" 6 класс,
Презентация составлена к открытому уроку...
Презентация к уроку на тему: "Нашествие с Востока. Первый поход татаро-монгол на Русь" 6 класс,
Презентация составлена к открытому уроку...
Разработка урока по истории "Нашествие персидских войск на Элладу"
Урок для учащихся 5 класса, разработан по требованиям ФГОС....
разработка урока по теме "Нашествие с востока"
разработка урока по теме "Нашествие с востока"урок истории, 6 класс...