Урок истории в 6 классе по теме: «Ремесло в средневековом городе»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
remeslo-v-srednevekovom-gorode.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 6 классе по теме:
«Ремесло в средневековом городе»
Цель: Раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта, выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
Задачи:
- Образовательные: 1. Сформировать у учащихся яркий, многогранный образ средневекового европейского города в период расцвета ремесла и торговли;
2. Продолжить формирование умений составлять характеристику представителей отдельных социальных групп;
3. Учить выделять главное, сравнивать, отстаивать свою точку зрения;
- Развивающие: 1. Продолжить развитие логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни;
2 Продолжить работу по формированию умений извлекать знания из исторических источников, объяснять понятия, рассуждать;
3. Продолжить развитие образного мышления, речи, внимания и памяти при сопоставлении оценок средневекового ремесла глазами его современников и человека наших дней;
- Воспитательные: 1. воспитание у школьников уважения к труду средневековых ремесленников;
2. способствовать развитию творческих способностей учащихся;
Оборудование: учебник «История средних веков», картины «Средневековый город», «В мастерской ремесленника», тетради, доска, компьютер и мультимедиапроектор.
Тип урока: комбинированный, с элементами театрализации
Применённая педагогическая технология: образное повествование, интерактивные задания.
Вид контроля: взаимоконтроль, контроль учителя.
Основные понятия: мастер, подмастерье, ученик, шедевр, цех, старшина, братство.
Ход урока
Комментарии | |
I. Организационный момент– Добрый день ребята, уважаемые гости. | |
II .Проверка домашнего задания, тема урока Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие в средневековый город, познакомимся с жизнью и бытом горожан, ремесленников, купцов, поработаем с историческими документами, побываем в средневековой мастерской. А сейчас мы с вами должны подготовиться к этому путешествию. Давайте вспомним:-Почему и где возникали города в средневековье?(В результате отделения ремесла от сельского хозяйства возникали и росли города. Появилось разделение труда между городом и деревней: в деревне жители занимались с/х, а город был центром ремесла торговли).- Почему произошло выделение ремесла в самостоятельное занятие людей большой группы?(Появились новые изобретения: водяные и ветряные мельницы, борона с железными зубьями, хомут и подковы для лошадей. Все это требовало добычи железной руды, а этим делом нужно было заниматься специально. Поэтому одновременно невозможно было заниматься обработкой земли и добычей железа. Среди крестьян стали появляться люди, которые стали заниматься изготовлением каких-то определенных вещей).- Где селились ремесленники?(Для обмена своих изделий ремесленникам нужны были людные места, поэтому они селились у мостов, в местах пересечения торговых дорог, у стен замков, церквей. Так появились новые города).- Объясните, как возникли эти города и покажите на карте. (новые города появлялись в различных местах о чем свидетельствуют их названия: около замков и крепостей (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей (Сент Олбанс, Сен Жермен , Сант Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки(Оксфорд). В немецком языке слово "бург" означает крепость, "фурт" брод, "хафен" гавань; в английском языке слово "форд" означает брод, "бридж" мост, "честер" (от латинского "каструм") лагерь.) На прошлом уроке мы с вами выяснили причины появления и роста городов в Европе. Но где бы не появлялись города, в них всегда жили ремесленники. Как же складывалась жизнь ремесленников в средневековом городе? Выяснить это нам поможет машина времени и наши знания. Давайте запишем в тетради тему нашего урока.Ремесло в средневековом городе-Итак, запрашиваем готовность корабля к вылету у командира машины времени: товарищ командир, разрешите обратиться к старшему по званию?- Разрешаю.Докладывает заместитель классного руководителя 6 А класса. Запрашиваю сведения о готовности к старту машины времени.- Довожу до вашего сведения, что экипаж к вылету готов. | Работа с картойЗвучит аудиозапись подготовки двигателей к полетуЗвучит аудиозапись запуска двигателей и полета. |
III. Изучение новой темы - Ой, ребята, а где это мы с вами оказались? Что за здание? (Это мастерская ремесленника) - А почему вы так решили? Что подсказало вам ответ? (В средние века дома не имели номеров, их заменяли барельефы, которые рассказывали о занятии владельца здания мили о назначении здания) - Давайте посмотрим какой ремесленник трудится здесь? (сапожник) - Почему вы так решили? (У него на барельефе изображены башмаки и игла). - Ну надо же какие здесь улицы узкие, чуть не упала. Даже страшно здесь ходить, правда? Неужели строители не могли сделать дорогу пошире? (В средневековье улицы были узкие, было специальное правило – улица должна быть не шире длины копья). - А почему? (Пространство было небольшое, город был зажат кольцом стен и землю надо было экономить). - Следуем дальше по улице. А здесь кто расположился? (Пекарь, потому что изображен крендель). - Молодцы, догадались. Ну а это вывеска что обозначает? ( Ювелир, т.к. изображено кольцо) - Что это под ногами валяется? Наверное, здесь недалеко работает какой-то ремесленник. Какая у него профессия. ( гончар). - Смотрите, сколько мы сегодня уже ремесленных мастерских повстречали. Все они люди, которые любят свое мастерство, их профессия являлась для них делом чести и гордости. Давайте запишем в тетрадочки, какие профессии встретились нам сегодня. Профессии ремесленников: сапожник, пекарь, оружейник, ювелир, суконщик, сапожник, гончар,…- Предлагаю Вам заглянуть в гости к одному из ремесленников.Инсценировка 1: Фон – иллюстрации средневековой улицы. Возле стола сидит мастер в фартуке, в лосинах, сандалиях, длинном балахоне, жабо и берете с надменным видом хозяина. На столе – башмак, молоток, большая иголка. На полу разбросанная обувь. С другой стороны стола – подмастерье. Сидит работает: шьёт, стучит,… Мастер обращается к подмастерью: -Делай работу исправно! Чтобы клиент доволен был! Здесь каблучок получше отшлифуй, да нитки покрепче возьми, чтобы дольше служили сандалии. - Бог в помощь добрым людям! (в лавку заходит покупатель) - Спасибо тебе, добрый человек! Иоганн, И – о-га-анн! Ну где тебя носит, бездельник? - Да. мастер. - Обслужи покупателя. - Покадите пожалуйста вон те сандалии. Ах, какой роскошный товар. Заверните. Покупатель расплачивается и уходит из лавки. Ученик убегает. Подмастерье продолжает работать. Мастер сидит продолжает наблюдает за работой юноши-подмастерья. - К какому ремесленнику мы с вами попали?(к сапожнику, к обувному мастеру)- Самым главным в мастерской был мастер. Он был хозяином оборудования и помещения, и инструментов. Кроме мастера в мастерской работали подмастерье и ученики. Как вы думаете, кто же здесь мастер, кто подмастерье, а кто ученик? Объясните свой ответ.(Мастер сидит справа от стола, по его репликам можно догадаться, что он здесь хозяин, подмастерье – слева от стола. Он выполняет работу как настоящий рабочий. Ученик помогал обслуживать покупателей. Он еще мало чему научился, поэтому серьезная работа ему не по плечу).- Чтобы овладеть профессией, нужно было учиться от 2 до 8 лет. Ученики, которые уже изучили профессию и могли выполнять работу самостоятельно, назывались подмастерьями, т.е. работали под мастерами. Они за свой труд получали зарплату. Подмастерья жили в жоме мастера. Часто этот работник женился на дочери своего хозяина, а накопив денег, открывал свою мастерскую и становился мастером. Но перед тем как стать мастером нужно было выдержать трудный экзамен: за собственные средства необходимо было изготовить лучший образец изделия. Назывался такой образец – шедевр. В современном языке тоже есть слово шедевр, но значение у него другое, кто знает какое?(шедевр – это выдающееся произведение искусства или отлично сделанная вещь).Ученики тоже помогали мастеру, но пока они не изучили профессию в совершенстве, они помогали мастеру по хозяйству. А если плохо выполняли работу, то попадало им и плеткой, и бранью.Часто мастерская находилась на первом этаже дома ремесленника, здесь же находилась и лавка – магазин, где продавали изделия. Ребята, как же можно назвать ремесленника, если он был хозяином мастерской, инструментов и оборудования?(Собственник)-Давайте сделаем записи в тетрадях. Ремесленник (мастер) был собственником орудий труда и хозяином в своей мастерской. Ему помогали ученики и подмастерья. Подмастерье – работник, который уже изучил ремесло и должен был сдать экзамен – шедевр ( лучший образец изделия). - У ремесленников было много общих интересов, было что обсудить: поделиться опытом, обсудить как привлечь побольше покупателей, как оградить себя от соперничества сельских ремесленников,… Поэтому ремесленники одной специальности, проживающие в одном городе стали объединяться в союзы. Прочитайте в учебнике на стр. 96 п. 3 и выясните, что собой представляли союзы ремесленников. - Как назывались союзы ремесленников? (союзы ремесленников назывались цехи) -_Кто стоял во главе цехов? (Во главе цехов стояли избираемые мастерами старейшины) - Какие у цехов были правила и как они назывались? (Устав – это правила, обязательные для всех членов цеха…) В одном средневековом документе сказано: "Да будет известно," нам в Кельн явился Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но, подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо впоследствии". Почему совет не разрешил строить колесо, ведь с экономической точки зрения это было выгодно? Какую черту средневековых цехов отражает этот документ? (Совет не разрешил строить колесо, ибо в результате использования машины эффективность труда бы увеличилась, и многие сукнопрядильщики остались без работы. Документ отражает консерватизм цехового производства и самосознания ремесленников. Они не стремились всеми силами улучшить процесс производства шелка. Их устраивали традиционные методы производства, они были заинтересованы в социальном спокойствии внутри цеха и равенстве доходов его членов.) - Проблемный вопрос" Оба утверждения "Цехи способствуют развитию ремесла и "Цехи задерживают развитие промышленного производства"-правильны. Но ведь одно противоречит другому? Как разрешить это противоречие? - Посмотрите, что за клочок бумаги валяется? Кто насорил? Вот хулиганы, даже в прошлом умудрились нашкодить… (разворачиваем бумагу). Да это какой-то документ, давайте посмотрим. Ничего разобрать невозможно… Я поняла, что это такое – это устав ткачей. Такой устав историки перевели и напечатали в нашем учебнике, давайте прочитаем его. - Смотрите, какие жесткие правила были у ремесленников, но они часто устраивали совместные праздники, цех помогал больным и нуждающимся. Цех имел свой герб, знамя, церковь и кладбище. Бывало и такое, что мастера не опускали своих подмастерьев, не давали им становиться мастерами. Тогда подмастерья стали объединяться в союзы, братства и бороться с несправедливостью мастеров. Погуляли мы с вами по улицам средневекового горорда, заглянули в гости к ремесленнику. Пора возвращаться обратно. Проверьте все ли на месте? Все пристегнули ремни безопасности? Внимание,… -Стойте, подождите,… | картины «Средневековый город», «В мастерской ремесленника»рассматриваем рисунок сапогарисунок кренделячерепок посудыопределение шедеврас/р учащихсяработа с источником |
IV. Закрепление изученного. Инсценировка 2: 2 ученика, переодетые в подмастерья хотели обмануть учителя с учащимися класса и остаться в средневековье. - А ну-ка кто здесь спрятался и хочет убежать? - Пустите меня, странная иноземка. Я Вильгельм, подмастерье одного из мастеров цеха хлебопеков. Я спешу по той широкой улице на цеховое собрание. Там старшины цеха собираются обсудить важные неотложные дела. -Эй, Вильгельм, подожди меня. - А это кто? - Это мой друг Ганс, он недавно переселился в город. Подумать только еще три месяца назад он был учеником, а сейчас уже квалифицированный мастер. Ну и повезло же ему! - По-моему, ребята, они нас обманывают. - Нет, ну что вы. Отпустите нас пожалуйста. - Наши 6-классники такие умницы, они так хорошо учат историю средних веков, что без труда увидят обманщиков. Правда, ребята? Давайте найдем ошибки, которые сделали эти обманщики. (улицы в средневековье были узкие, ученики учились от 2 до 8 лет, чтобы стать мастером нужно было сдать шедевр). - Вот видите! И никакие это не ученики мастера, это ученики 6 «А» класса. А я вас узнала! Ребята, посмотрите это же Игорь Л. и Витя С. Ну проказники! Вы представляете, что могли бы натворить. Оставили бы вас здесь. А как же родители, как бы мы потом забрали Вас отсюда? - Теперь ваши ошибки послужат вам уроком. Будете лучше изучать историю. А нам пора отправляться. А то что-то мы здесь задержались. Все готовы? Командир корабля, давайте приготовимся к старту! -Давайте вспомним что нового вы сегодня узнали о ремесленниках? (Сам ремесленник был мастером в своей мастерской, ему принадлежали орудия труда, помогали ученики и подмастерья, позже ремесленники стали объединяться в цехи) -А что такое цехи? Давайте запишем это в тетради. Цех – это союз ремесленников, проживающих в одном городе. -Ну, Витя и Игорь расскажите, что вы запомнили:
| Звучит аудиозапись подготовки двигателей к полетуЗвучит аудиозапись запуска двигателей и полета. |
V. Орг. конец Откройте дневники и запишите домашнее задание: § 18, нарисовать герб ремесленника и объяснить к какому цеху он принадлежит. Оценки за урок. Спасибо всем за урок. До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории 6 класс по теме "Куликовская битва"
Презентация позволяет красочно рассказать учащимся о куликовской битве и её историческом значении для русского народа....
разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"
данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...
Урок в 7 классе по теме "Как ориентироваться в городе"
1. Повторить и закрепить лексико-грамматический материал по теме «Как ориентироваться в городе?».2.Развивать навыки диалогической речи, развивать навыки работы в группе.3.Воспитывать ...
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
презентация к уроку истории 6 класс на тему:"Путешествие в средневековый город."
Презентация позволяет провести обобщающий урок . Состоит из 11 слайдов....
Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"
Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....