Путешествие по Древним Афинам
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Безымянская средняя школа городского округа
город Михайловка Волгоградской области»
Интегрированный урок
по истории древнего мира и изобразительного искусства
5 класс по теме:
« Путешествие по Древним Афинам»
Работу выполнила:
учитель истории: Абрамова Т.А.
2016 год.
Урок проводят два учителя: учитель истории, учитель ИЗО.
Играет музыка о путешествиях, входят дети, берут жетон и рассаживаются по цвету.
Учитель истории: Здравствуйте, дорогие гости, ребята. У нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в интересное путешествие в красивую древнюю страну.
Учитель ИЗО:(заходит) Добрый день. Ребята, если вы не против, я тоже с вами буду путешествовать, а потом все наши впечатления отобразим в рисунках на уроках изобразительного искусства. Путешествовать – это мое любимое занятие. А давайте-ка, я попробую угадать, куда лежит наш путь? Египет?
1 ученик: Даю подсказку: путешествие будет в далекое прошлое, в страну, которая существует и сейчас. Путь проходит через море.
( Учитель ИЗО. подходит к карте мира и рассматривает ).
Учитель ИЗО: Наверное, это Америка.
Учитель истории: Нет, не угадали.
Учитель ИЗО: А может Австралия?
Учитель истории: Нет, это государство гораздо старше. Ребята, давайте дадим географическую подсказку.
2 ученик. Далекий край далеких истин, и древность пред тобой - дитя! Горами дивными ты выстлан, дорогой памяти идя…(выделить «горами…»).
Учитель ИЗО: Так это горная страна? Ну, тогда….
Звучит музыка: Греческий танец (танцуют две девочки «Сиртаки»)
Учитель ИЗО: А вот теперь всё стало на свои места. Я догадалась - это Прекрасная страна Греция. Как же я сразу не подумала!
Учитель истории: Да, конечно. Мы с вами и нашими гостями отправляемся в Грецию.
: Тогда, давайте закроем глаза и представим, что мы сидим в каюте большого корабля. Устройтесь поудобнее. За бортом шумит море, кричат чайки, а мы бороздим просторы Черного, Мраморного и Эгейского морей. кругом на сотни километров – бескрайние морские просторы. (звук шума моря)
Учитель истории: Но вот вдалеке показался берег. Мы всё ближе и ближе. А вот мы уже у причала. Выходим на берег. И наше путешествие начинается!
Слайд №1
Ребята, любое знакомство со страной обычно начинается с её главного города. А как называется главные города в любых странах? Назовите столицу Греции (Афины).
Вы правы – это Афины.
Слайд №2
Великий и красивый город – Афины, о тебе мы и поговорим. Сегодня мы знакомимся с достопримечательностями древних Афин, бытом его жителей. Афины – мир гармонии и красоты, царство древнегреческих скульптур. Город получил название в честь богини Афины.
Греция - одно из самых древнейших государств на Земле, колыбель античной цивилизации. Современная Греция бережно хранит традиции и культуру прошлых поколений и дает возможность каждому прикоснуться к своей истории. Афины, Крит, Родос, Олимп, Дельфы. Это все Греция.
Слайд №3
- А с какой целью, как вы думаете, мы едем в Афины?
- Итак, мы с вами должны познакомиться с достопримечательностями Древних Афин, бытом его жителей, окунуться в мир гармонии и красоты древнегреческой архитектуры.
(Тема на доске: Путешествие по Древним Афинам.)
Афины- самый красивейший город Греции.
-Ребята, а может кто-нибудь знает в честь кого был назван этот город? Город получил свое название в честь богини Афины. Как это произошло, мы сейчас узнаем.
(презентация )
Миф о споре Афины и Посейдона
Рожденный самой Землей получеловек - полузмей Кекроп основал в Аттике город. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из двух стать покровителем города? Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон - забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали ее и усмехнулись: была она горько-соленой. Воткнула в землю свое копье Афина, зазеленела оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим.
- Правда есть и другая версия происхождения названия. Исходя из нее, название произошло от слова Афон, что означает – «цветок».
- Так вот, этот чудесный город встречает нас. Первое, что мы можем здесь услышать:
«Хайрете, пайдес! Калой кай агатой!-» («Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!»)
Время на проведение экскурсии по городу у нас ограничено. Поэтому предлагаю разбиться на 2 группы. Каждая получает маршрутный лист, план города и отправляется по указанному адресу. Теперь мы действуем как исследователи. Стараемся побольше узнать о заданном районе. Когда вы будете изучать материал и обобщать его, выберите в группе экскурсовода.
( Учитель раздает маршрутные листы с заданиями.)
1 группа: Акрополь
2 группа: Агора
Дополнительный материал:
В самом сердце Афин.
Этим сердцем была Агора, главная площадь Афин. Утром она была заставлена торговыми прилавками. Здесь утром было многолюдно и шумно. Казалось, сюда сошлись все: от нищих попрошаек и воришек до самого стратега. Торговцы, стоя под легкими навесами из камыша, зазывали покупателей криками: купите уксус, купите масло, рыба, свежая рыба. В одном месте рынка покупали сыр, в другом овощи, в третьем нанимали искусного повара для званого обеда. Были и развлечения: петушиные бои, выступления дрессированных животных, заклинателей змей, фокусников, глотателей кинжалов и горящей пакли. Богатые афинянки на рынок не ходили. Ежедневные покупки делали их мужья. Толкотня и давка были столь велики, что каждый приходил в сопровождении одного- двух рабов, расчищавших для господина путь. За порядком следили смотрители рынка. На эту должность граждан выбирали по жребию. Им подчинялась рыночная стража, состоявшая из купленных Афинским государством рабов-скифов. Окончив дела и отослав слуг с покупками домой, афиняне проводили время с друзьями: обсуждали последние новости, сплетничали, болтали о всякой всячине. Местами встреч были спасавшие от солнечных лучей портики (полуоткрытые помещения, крышу, которого поддерживали колонны), лавки, цирюльни.В другой части Агоры, где находились правительственные здания, было также людно. Здесь стояли каменные плиты с вырезанными на них законами государства, вывешивались извещения о народном собрании и о делах, которые будут разбираться в суде. На Агоре афиняне узнавали новости. Для дежурных членов Совета 500 предназначалось круглое здание. В нем имелась кухня: дежурные обедали за счет казны. Когда над городом нависала военная угроза, дежурные Совета не покидали даже ночью свой пост. Чуть выше круглого здания на склоне холма располагалась прямоугольной формы постройка с залом, где собирался в дни заседаний в полном составе Совет 500 .
Правее находился государственный архив, украшенный многоколонным портиком. В нем хранились тексты законов, решений Народного собрания, договоры с другими государствами. Афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры, т.к. посещение ее имело такое же значение, какое для людей нашего времени имеют газеты, радио и телевидение.
( Главная рыночная площадь в Афинах называется- Агора. На площади всегда многолюдно и шумно. Здесь можно купить любой товар: мясо, рыбу, пшеницу, сыр и т.д. Были и развлечения: петушиные бои, выступления дрессированных животных, заклинателей змей, фокусников. Богатые афинянки на рынок не ходили. Ежедневные покупки делали их мужья. Здесь же обсуждали последние новости, сплетничали, болтали о всякой всячине. В другой части Агоры, где находились правительственные здания. На склоне холма располагалась прямоугольной формы постройка с залом, где собирался в дни заседаний в полном составе Совет 500 . Правее находился государственный архив, где хранились тексты законов, решений Народного собрания, договоры с другими государствами.)
Акрополь.
Акрополь самое возвышенное и укреплённое место в городе, где были расположены главные храмы – храм богини победы Ники, храм богини Афины-Парфенон. . Акрополь- самая высокая точка Афин. Отсюда город виден как на ладони. Здесь находится главная афинская святыня- Храм Парфенон, посвящённый богине Афине. Храм строился 16 лет. Те, кто видели Парфенон, утверждают, что мрамор, из которого построен храм, имеет уникальную особенность менять свой цвет в зависимости от времени суток.
На вершине Акрополя.
Акрополь возвышается над городом. Он окружен каменными стенами, т.к. акрополь служил крепостью. Перед входом на акрополь, с правой стороны, возвышается над обрывом небольшой храм богини Победы. С левой стороны - здание, где хранятся картины. Вход на акрополь - через величественные портики с несколькими рядами мраморных колонн. На против входа - огромная статуя богини Афины, отлитая скульптором Фидием из бронзы. Ее позолоченный шлем и острие копья моряки видят уже подплывая к городу. Статуя воздвигнута на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве.
Парфенон, величественный храм в честь богини Афины. Парфенон построен из белого мрамора, с золотистым налетом. Портики окружают храм с четырех сторон. Внутри Парфенона два зала. В одном из них – одиннадцатиметровая статуя Афины. Лицо, руки и ноги статуи покрыты пластинками из слоновой кости. Одежда богини из золота. В другом зале Парфенона хранится казна Афинского государства. Около Парфенона в праздники приносят в жертву богам животных
Налево от входа на акрополь небольшой храм Эрехтейон. Он сооружен на месте спора Посейдона и Афины. Рядом с храмом росла олива, будто бы посаженная Афиной. В храме находилась деревянная статуя Афины, которая, по поверью, опустилась на землю в этом месте.
( Самое возвышенное и укреплённое место в городе- это Акрополь. Он окружен каменными стенами, т.к. акрополь служил крепостью. Здесь были расположены главные храмы - храм богини победы Ники он расположен перед входом на Акрополь, с правой стороны, и храм богини Афины-Парфенон. Он построен из белого мрамора, с золотистым налетом. Портики окружают храм с четырех сторон. Внутри Парфенона два зала. В одном из них – одиннадцатиметровая статуя Афины. Лицо, руки и ноги статуи покрыты пластинками из слоновой кости. Одежда богини из золота. Налево от входа на акрополь небольшой храм Эрехтейон. Он сооружен на месте спора Посейдона и Афины.
Учитель истории.- Давайте посмотрим на результат вашей работы. Готовы ли наши экскурсоводы?
( дети отвечают, идут слайды № 4,№5,№6,№7,№8.№9)
Учитель ИЗО. –Молодцы ребята вы справились с этим заданием. А ответьте на вопросы:
- Как часто можно встретить на рынке женщину? (редко, так как покупками занимался мужчина с рабами)
- Акрополь окружен каменными стенами, почему? ( Акрополь- это крепость)
Физкультминутка.
Ребята, прислушайтесь. Где-то звучит музыка. Это – СИРТАКИ, танец греческих пастухов. Давайте и мы попробуем потанцевать?
«раз» - левую руку поднять, посмотреть на кончики пальцев;
«два» - правую руку поднять, посмотреть на кончики пальцев,
«три» - левую ногу отставить в сторону,
Четыре – правую приставить.
В другую сторону.
Раз, два – присели, встали
Раз, два – присели, встали.
- Отдохнули ? Продолжим наше путешествие.
Учитель ИЗО: Вот мы провели экскурсию по двум районам. Но нельзя быть в Афинах и не посетить еще один знаменитый район Керамик.
Слайд №10
Керамик.
Греки заселялись в районах в соответствии со своим занятием: улицы сапожников, торговцев рыбой, кузнецов и горшечников. А сейчас мы с вами подходим к большому району, расположенному на юго-западе города. Как называется этот район? (Керамик)
-Правильно, ребята. Действительно, название этого района происходит с древнегреческого «керамос» - глина; отсюда «керамика» - изделие из обожженной глины. В Керамике были расположены десятки гончарных мастерских. Вкладывая душу в обычный кусок глины, мастер создает удивительные творения.
- Долгое время вазы украшали чернофигурным рисунком: по красной глине художники наносили рисунок черным лаком. Такая техника росписи ваз называлась чёрнофигурная. Позже стали поступать, наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Такая техника росписи ваз называется краснофигурная.
- Давайте ему поможем и представим себя в роли художников, расписывающих вазы.
( I группа: закрашивает шаблон вазы чёрнофигурным рисунком;
2 группа: закрашивает шаблон вазы краснофигурным рисунком.
На всю работу вам отводится 5 минут. )
Проводится выставка рисунков.
Учитель истории: Время бежит неумолимо быстро и, к сожалению, нам пора возвращаться.
Мы расстаёмся с Древней Грецией, но в памяти нашей сохранится всё то лучшее, что мы увидели в этой удивительной стране.
Слайд №11, №12, №13.
Учитель ИЗО. – Ребята, как вы поняли в древние времена Афины отличались от других городов своеобразной архитектурой, красотой. И сейчас современные Афины сохраняют статус одного из красивейших городов мира, центра туризма. Может быть, мы когда-нибудь совершим не виртуальное, а реальное путешествие в Грецию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 5 классе: "Древние Афины"
Конспект урока с применением ИКТ "Древние Афины". Подходит ко всем УМК по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция).В ходе урока рассматриваются вопросы о возникновении Афин, реформы Солона. Все ч...
Презентация к уроку 5 класса по истории Древнего мира :"Древние Афины"
Презентация к ранее опубликованному конспекту урока в 5 классе по истории Древнего мира: "Древние Афины"...
Урок-путешествие "Город богини Афины"
Урок-путешествие для обучающихся 5-го класса (УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира») с использованием интерактивных методов преподавания. Класс делится на несколько групп ...
Культура и быт жителей древних Афин
Разработка урока по истории древней Греции (5-й класс). Урок обобщения и повторения с использованием групповой работы обучающихся и системы творческих заданий....
Урок истории в 5 классе «Древние Афины».
Комбинированный урок в виде игры-путешествия....
Презентация "Древние Афины" материалы к уроку 5 класса
Эта презентация создана мной по итгам поездки в Грецию. Я использую её на уроках в 5 классе при изучении темы "В городе богини Афины"...
Древние Афины
Дополненительный материал при изучении темы "Афины" в 5 классе...