Олимпийские игры в Греции
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему
Познакомить учащихся с организацией и проведением Олимпийских игр и сформировать образное представление о спортивном празднике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiyskie_igry.docx | 40.57 КБ |
osport.pptx | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Олимпийские игры в древности
Учитель: Пашук Надежда Григорьевна
Учебный предмет: история
Класс: 5
Автор УМК: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая 5 класс.- М.: Просвещение, 2013
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная
Дидактическое обеспечение: компьютер, слайд - презентация, оценочные листы
Цели:
- познакомить учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции;
- сформировать образное представление о знаменитом спортивном празднике;
- способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников.
Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3.Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;
Формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные
1. Владеть смысловым чтением .
2. Выявлять причинно-следственные связи.
3. Делать выводы.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Доказывать.
6. Сравнивать.
7. Анализировать – выделять главное.
Личностные
1.Оценивать свои и чужие поступки.
2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.
Проблемное задание:
Учитель: Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?»
Опережающее домашнее задание: прочитать доступный материал об Олимпийских играх в Древней Греции.
Литература:
- Венок из оливы. Книга для чтения по истории древнего мира. Пособие для учащихся.
- Энциклопедия для детей: т I. Всемирная история.
- Древние греки. Ганс Райхардт. Слово (серия «Что есть что»)
- Греки. М. Росмен.
Слайд 2.
Учитель:А это что за цветные колечки?
Конечно, это символ Олимпийских игр.
Учитель: Кто знает, что символизируют эти кольца?
Ожидаемый ответ учащихся: Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный - Америка, желтый – Азия, зеленый - Австралия
Этапы игрового занятия:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу |
Актуализация, целеполагание, мотивация | Вступительное слово учителя о Греции, греческих богах, в честь которых устраивались Олимпийские игры – тема урока. Слайд: Пять олимпийских колец | Вспоминают все, что знают о Олимпийских играх |
Изучение нового материала и его закрепление (осмысление) | Делит класс на 4 группы, каждая группа получает свое задание (1-3, задание №4, 4 о наградах победителю) Корректирует, дополняет выступления. Дает дополнительный материал о современных Олимпийских играх. Работа с новыми понятиями | Дети обсуждают, выбирают выступающего, слушают, дополняют |
Подведение итогов Рефлексия | Решение проблемного задания. Что нового узнали на уроке об Олимпийских играх | Отвечают, что нового узнали. |
Домашнее задание | Прочитать содержание учебника А.А. Вигасина, §33. Сочинить надпись на стеле в честь Олимпийских игр. | Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. |
1.Вводная часть:
1. Учитель: Олимпийские игры бывают через каждые четыре года на пятый. Когда игры назначаются, повсюду объявляют священное перемирие. Никто не может ни с кем воевать, никто не смеет напасть на путника, идущего в Олимпию, и никто не имеет права войти туда с оружием. А кто эти правила нарушит, того постигает проклятие и штраф. Женщинам запрещается вообще появляться на играх. Наряду с хорошо известными Олимпийскими играми проводились также и малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания, имевшие политическое, религиозное и культурное значение.
2. Работа с картой. По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, греческих колоний (откуда могли прибывать участники Олимпийских игр), Олимпии (разводятся картографические понятия Олимпии и города Олимп).
3. Учитель или ученики знакомят класс с версиями об основании Олимпийских игр.
А) Очистив необычайно грязные скотные дворы царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить
1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Хроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие олимпийские атлетические игры.
Б) Другой миф связывает начало Олимпийских игр с именем Пелопа, победителя коварного Эномая (учебник, стр. 144 – 145).
4. Учитель напоминает о дате первых Олимпийских игр (подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, т. е. началом летоисчисления древнегреческого календаря).
Ученикам предлагается решить несколько задач Олимпийской тематики:
А) Сколько лет назад состоялись Олимпийские игры?
Б) Сколько игр могло пройти за это время, если бы славная традиция никогда не нарушалась?
В) В 708 году до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету
Олимпийских играх это произошло?
5.Учитель рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности и вводит основные понятия темы: атлет, гимнасий, ипподром, олимпионик, палестра, панкратий, стадион, пятиборье, стадии.
II. Подготовка команд к выступлениям по карточке – заданию.
Задание 1. На контурной карте «Древняя Греция и греческие колонии» отметить места проведения Олимпийских игр и свой город, откуда прибыла ваша команда в Олимпию.
Задание 2. Рассчитайте, в каких Олимпийских играх вы принимали участие, если ваши соревнования проходят в 200, 148, 72 гг. по древнегреческому календарю.
Задание 3. Выберите Бога (богиню) – покровителя вашего города и команды. Объясните свой выбор. Составьте текст клятвы и произнесите ее хором в день открытия Олимпийских игр.
Задание 4. Расскажите об одном виде соревнований и отличившихся атлетах. Кто из вашей команды стал олимпиоником в этом виде спорта.
III. Игра.
I Этап. Учитель открывает ее торжественными словами: «Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!»
Учитель:
- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?
Ученики:
1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.
2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.
3. Игры были честными
II этап
- Представление команд-участников происходит на основе заданий № 1,2.
- «Олимпийские игры открываются. В первый день приносятся жертвы Богам и даются клятвы у алтарей». Команды по очереди озвучивают задание №3.
- «На следующий день еще два дня идут Соревнования в определенных видах спорта». Команды рассказывают о тех видах состязания, к которым готовились заранее, задание №4.
- «В последний пятый день праздника раздавали награды». Глашатай (учитель) выкрикивает имена олимпиоников. Участники и зрители приветствуют их словами: «Слава победителю». Глашатай с гордостью сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине. ( Об этом могут рассказать и сами дети)
«Встречать Олимпионика выйдет весь город. Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с Хвалебной надписью. Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов, и до конца жизни будут кормить за общественный счет. Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев Олимпиад».
Учитель:
Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.
Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.
- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?
Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.
Решение проблемного задания.
А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока.
Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.
Рефлексия
Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.
Сегодня на уроке, я узнал, что….
Д/З. Сочинить надпись на стеле в честь Олимпийского героя
Приложение.
Клятва.
Я, Калий, сын Арифрона, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять неправильных приемов
( Андролей, сын Дамотел: Милон, сын Аристофана; Фиогнет, сын Альтиноя; Лин, сын Гиперида; Ликон, сын Теллеаса; Феаген, сын Датона; Фаил, сын Никофона)
Все атлеты повторили клятву
А после них к статуе подошли судьи. Еще раз они напомнили, что в играх запрещается участвовать тем, кто был когда-нибудь осужден или уличен в нечестном поступке. Запрещается также убивать противника, прибегать к незаконным приемам и спорить с судьями. И каждый из судей подняв руки произнес:
- Клятвенно обещаю, что буду выносить свои решения честно и неподкупно!
1 команда из г. Эфеса.
Основан Эфес еще в XII веке до н.э. в Карии на западном побережье Малой Азии. В VI веке до н.э. достиг небывалого расцвета. Город наш известен тем, что здесь в долине, в семи километрах от города находится храм Артемиды – третье чудо света.
Покровительница города богиня Артемида родилась на Делосе в одно время с братом своим златокудрым Аполлоном. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба связывала брата и сестру. Горячо любили они и мать свою Латону.
Артемида заботится обо всем, что живет на земле, растет в лесу и в поле. Заботилась она и о людях, о стадах домашнего скота, о диких зверях.
Артемида изображалась юной охотницей, в коротком хитоне, с колчаном за спиной; рядом с ней обычно посвященное ей животное – лань. Как богиню Луны, Артемиду изображали с полумесяцем на голове и факелами в руках, в длинной одежде.
2 команда из г. Олимпия.
Город Олимпия был одним из самых священных мест Древней Эллады. Здесь никогда ни один грек не поднял меч на другого грека; лишь однажды границы Олимпии перешагнула нога вооруженного воина, да и то случайно. Спарте пришлось заплатить за это огромный штраф. Олимпия располагалась в северо-западной части Пелопоннеса. Это был остров мира, арена честного состязания лучших из лучших – и не только спортсменов, но и художников, ученых, поэтов.
Покровительница города – богиня Афина. Самим Зевсом рождена богиня Афина – Паллада. Она вышла из головы бога-громовержца. В полном вооружении, в блестящем шлеме. С копьем и щитом предстала она перед очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла Афина своим сверкающим копьем. Прекрасная, величественная стояла она перед богами.
Афина покровительствует героям Греции, дает мудрые советы и помогает во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены, дает мудрость и знание, учит людей искусству и ремеслам. Научила людей обуздывать коней и запрягать быков, делать колесницы и строить корабли; даровала смертным плуг и борону, веретено и ткацкий станок, и считалась покровительницей женского труда, особенно ткачества.
3 команда из г. Кротоны.
Город Кротон – греческая колония, находится на юге Италии. Первое место по многолюдию и богатству. Кротонцы получали большие доходы от рыболовства и разведения скота. Город их прославился не столь внешним величием, сколько тем, что в нем жил великий Пифагор. Предания рисуют Пифагора чудотворцем, говоря по-нашему, волшебником. Рассказывали, что он предвидел землетрясения, укрощал волны, останавливал болезни, беседовал с животными.
Сохранились и достоверные сведения о его жизни. Он преподавал ученикам три главных предмета: математику, музыку и учение о переселении душ.
Покровитель города – бог Гермес, посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Покровитель путешественников, с развитием торговли становится покровителем торговли. Кроме того, Гермес – покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики, его статуи ставили в палестрах и гимнасиях – учреждениях, в которых обучали борьбе, кулачному бою, бросанию диска, бегу. Гермес изобрел меры, числа, азбуку и обучил всему этому людей
Рассказы команд о видах состязаний:
1 команда. Бой колесниц.
Раздался громкий сигнал трубы: ипподром на мгновение замер, но через секунду зрители уже разразились приветственными криками, от которых многие лошади с громким ржанием поднялись на дыбы.
Прогремел второй сигнал трубы, и лошади помчались вперед. Сквозь облака пыли то там, то здесь в первых лучах утреннего солнца мелькали разноцветные одежды возничих, а лошади все увеличивали и увеличивали скорость, взвиваясь на дыбы, каждый раз как проносились мимо музыкантов с их звенящими трубами. Стремясь обогнать несущихся рядом соперников, возничие безжалостно колотили лошадей остриями копий и хлестали их бичами между ушей. Обода колес покрылись хлопьями пены с взмыленных конских спин. Конский храп и стук колес сливались с громкими криками зрителей.
2 команда. Состязание по пятиборью.
Олимпийский стадион находился очень близко от ипподрома, у южных острогов холма Кронос. С одной стороны места для зрителей были устроены на естественном горном склоне, с другой – на специально сделанной насыпи. Здесь, как и на ипподроме, все места были заняты еще до рассвета. Атлеты вошли в специальное помещение. Чтобы раздеться и натереться маслом. Выйдя снова уже обнаженными, они приступили к жеребьевке. Участники бега разделились по жребию на группы из четырех человек. И победитель получил право участия в окончательном состязании. Пропела труба. И бегуны рванулись вперед. Дистанция равнялась одной стадии, то есть 183 метрам, но бежать приходилось по глубокому песку.
-- Калий победил! Калий прибежал первым! То самое трудное еще впереди. Ведь ему предстоит состязаться с лучшими из лучших. В пятый раз пропела труба, Пять бронзовых тел так молниеносно рванулись вперед, что судьи с рогатиной поспешно отскочили от стартовой линии.
-- Победил Калий, сын Арифрона, афинянин! – громко объявил, выйдя на середину стадиона, глашатай.
3 команда. Прыжки в длину.
Углубление длиной более пятнадцати метров, в которое прыгали на Олимпийских играх, называлось скаммой. На тщательно выровненной, мягкой земле ясно отпечатывались следы ног, и если по отпечаткам было видно, что одна нога ступила впереди другой, прыжок не засчитывался.
Прыжки всегда сопровождались музыкой так же как метание диска или копья.
Запела труба, и атлеты снова вышли на стадион. В руках у каждого были каменные или металлические гантели прыгать нельзя. – ведь они точнее направляют размах руки, усиливают отталкивание, увеличивают длину прыжка, да и на землю легче стать твердо – так, чтобы ноги оказались точно рядом!
Флейтист в длинной, до самой земли одежде поднес к губам свою двойную флейту, и соревнования начались. Один за другим взлетали атлеты с небольшого возвышения у края скаммы.
Высокий, стройный Фиогнет вытянул вперед руку с каменными гантелями и рванулся вперед. В момент прыжка его руки на секунду опустились вниз, затем он снова стремительно выбросил их вперед, чтобы удлинить полет, а в последнее мгновение перед приземлением резким рывком отбросил руки назад и чуть согнул колени. Судья, который стоял наготове, чтобы провести черту там, где приземлится прыгун.
Стадион ликовал. Люди вскакивали, обнимали друг друга. Бросали на песок стадиона цветы и ленты, а когда распорядитель надел венок на голову победителя десятки других венков полетели к ногам Фиогнета.
Понятия темы
Хитон – кусок ткани с отверствиями для рук, Верхние концы скреплялись на плечах.
Палестра – площадь для спортивных упражнений.
Ипподром – место конских состязаний.
Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач.
Гимнасий – три афинские школы для занятий гимнастикой.
Палестра – греческая школа, где мальчики занимались гимнастикой, борьбой, бегом, прыжками, метанием копья, диска.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П я т ы й п о д в и г Г е р а к л а
Э Ф Е С
Э Ф Е С
Древний город Эфес
А Р Т Е М И Д А
Древняя Олимпия
Олимпия – место, где зародились Олимпийские игры
Место разжигания олимпийского огня
Статуи Олимпии, поклонение спорту
А Ф И Н А
Город Кротон на юге Италии
Город Кротон
Г Е Р М Е С
Декадрахма Великой Греции с изображением олимпионика Эксагента на колеснице, победителя гонок на Олимпиадах 416 и 412 годов до н. э. Сохранились всего 12 таких монет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Макет проекта «Олимпийские игры Древней Греции»
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НПО и ООО...
Сценарий спортивного праздника «Олимпийские Игры Древней Греции».
Сценарий спортивного мероприятия, посвещенного олимпийскому движению....
Материал к уроку "Как проходили олимпийские игры в Греции"
Материал к уроку...
Олимпийские Игры Древней Греции
История зарождения Олимпийских Игр...
Методическая разработка "Олимпийский игры в Греции"
Цели урока:Предметные: -сформировать представление о значении Олимпийских игр в жизни древних греков -познакомить учащихся с историей возникновения Олимпи...
Интегрированный урок. Олимпийские игры. от Греции до Сочи.
Интегрированный урок...
"Олимпийские игры древней Греции"
Цели и задачи:1.Пропогандировать знания об олимпийском движении и спорте.2. Обеспечивать единство физического, умственного и духовного воспитанияучащихся.3. Развивать быстроту, силу, ловкость.4. Приви...