| По всем греческим городам разъезжали специальные послы. Они появлялись на городских площадях в Афинах и Спарте, их видели в греческих городах Малой Азии и на цветущих берегах Черного моря, населенных греками. Всюду, где только появлялись эти послы, огромные толпы народа слушали их с праздничным, радостным возбуждением.
|
Что же сообщали грекам эти послы, которых встречали с такой радостью и нетерпением? Они сообщали о дне предстоящего великого празднества — знаменитых олимпийских играх. Олимпийские игры проводились в честь верховного греческого бога Зевса через каждые четыре года. Это был общегреческий праздник. Но не только о дне начала игр сообщали послы на площадях греческих городов. Они провозглашали условия священного мира, который объявлялся на время празднеств. Всякие военные действия, где бы они ни происходили, немедленно прекращались. На нарушителей этого условия налагался большой штраф. Для всех племен и народов, принимающих участие в празднествах, страна, где находится святилище Зевса, — священна и неприкосновенна. Всякий, кто обидит путника, направляющегося на олимпийские празднества, также подвергается проклятию и штрафу. И вот уже со всех сторон потянулись в Элиду (область в Древней Греции, где находилась Олимпия) торжественные делегации и посольства. Ионическое море и широкое устье реки Алфея наполнилось празднично убранными кораблями, прибывшими сюда из многочисленных греческих колоний по берегам Азии, Африки, Италии и Сицилии. По всем дорогам Греции люди спешили на празднества в Олимпию. Некоторые ехали верхом или на повозках, но большинство народа шло просто пешком. Хотя в празднествах принимали участие и присутствовали только мужчины, все равно число гостей измерялось многими тысячами. Олимпийский стадион, где происходил бег и другие гимнастические упражнения, вмещал 40 тысяч человек и был всегда переполнен. На берегу реки Алфея во время празднеств вырастал целый город из палаток и шалашей. Вдоль большой дороги и стен ограды выстраивались деревянные бараки, тут шла оживленная торговля самыми разнообразными предметами.
|
Путник, попавший в Олимпию после долгих дней пути, оглушен шумом многотысячной толпы, наполняющей священную рощу и достопримечательные места: храмы, жертвенники, стадион, ипподромы. Пока еще не начались игры, он спешит осмотреть эти достопримечательности. Вот священная роща Альтис, где стоят бронзовые статуи победителей на олимпийских играх. Вот алтарь Зевса, где в этот момент готовится жертвоприношение. К алтарю подходит торжественная процессия. Во главе ее должностные лица Элиды в белых одеяниях, расшитых золотом, с развевающимися пурпурными лентами. Вслед за ними идут члены посольства, совершающего жертвоприношение. Процессию замыкают рабы, несущие дары богам и подгоняющие жертвенных животных. А вот знаменитый зал Эхо, в котором можно слышать, как стены повторяют каждое сказанное слово семь раз. Вот, наконец, и главная достопримечательность рощи — храм Зевса с его статуей, изваянной величайшим греческим скульптором — Фидием.
|
С волнением поднимается путник по ступеням храма, входит и видит прямо перед собой это великое произведение искусства. Огромная статуя имеет 14 метров вышины. Зевс изображен сидящим на тропе из кедрового дерева, украшенного драгоценными камнями и резьбой. Лицо, грудь и руки статуи — из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней. Голова статуи увенчана золотым венком, сделанным наподобие венка из оливковых листьев, волосы на голове и борода — из чистого золота. «На его правой руке, — говорит греческий писатель Павсаний, которому еще удалось своими глазами видеть этот знаменитый памятник искусства, — стоит статуя богини Победы, сделанная также из слоновой кости и золота; она держит повязку, а на голову ее возложен венок. В левой руке у бога находится скипетр, отделанный всевозможными металлами и увенчанный орлом. Из золота же сделана обувь бога; его плащ усеян изображениями разных фигур и цветов лилии». Да, недаром эта статуя была гордостью и славой всех греков, и того, кто не смог увидеть олимпийского Зевса, считали несчастным! Наступает первый день игр. Он открывается состязаниями в беге. Еще до зари зрители занимают свои места, теснясь на склонах холмов. При восходе солнца раздаемся звук трубы. Судьи и руководители состязаний в пурпуровых одеяниях переходят через все поле на глазах у тысяч зрителей и занимают специально отведенные для них места возле старта. Вокруг них рассаживаются должностные лица и жрецы, представители различных греческих государств, главы посольств и делегаций. Но вот снова громко звучат трубы. На арене появляется глашатай. «Состязающиеся в беге — выходите!» — кричит он. Один из судей вызывает соревнующихся по очереди, а глашатай громко объявляет имя и место рождения каждого. Затем он спрашивает, не оспаривает ли кто-нибудь из присутствующих их гражданские нрава. Дело в том, что участвовать в олимпийских играх могли лишь те, кто удовлетворял определенным требованиям. В играх не имели право участвовать рабы, варвары, а также люди, подвергавшиеся наказанию по суду. Все участники состязаний должны были за год вперед внести свои имена в списки, которые велись должностными лицами. Один за другим приносят присягу участники состязаний, среди них много известных людей, представителей знатных семей, участников прежних олимпийских игр.
|
Но вот формальности окончены, участники состязаний уходят в особое здание, где они снимают с себя одежды и натираются маслом. Затем они тянут жребий из серебряной урны. В простом беге участвуют 20 человек. Их делят на пять групп. Опять раздается звук трубы, и первая группа из четырех человек пускается в бег. Победителя этого бега отводят к тому месту, где заседают судьи. Все пять групп бегут одна за другой. Затем начинается главный бег — соревнуются между собой победители бега каждой из групп. Тот, кто побеждал в этом беге, получал титул главного олимпионика, и его именем называлась вся олимпиада. Кроме этого основного бега, существовал еще двойной и более длительный бег, когда соревнующиеся должны были обежать стадион два, шесть, а иногда даже двенадцать раз. Бывал еще бег с оружием, но его обычно откладывали на конец игр. Он состоял в том, что нужно было дважды обежать стадион в полном вооружении.
|
После бега начинается борьба. Существовало несколько видов борьбы: самый простой из них заключался в том, что противники выходили друг против друга с голыми руками. Победителем считается тот, кто трижды попалит своего соперника на землю. В кулачном бою борцы надевали на голову бронзовый колпак, а кулаки обматывали кожаными ремнями с металлическими шишками. Это был очень жестокий вид борьбы, кончавшийся нередко серьезными увечьями. Существовал еще один вид борьбы, представлявший собой сочетание борьбы с кулачным боем. Только в этом случае запрещалось обматывать кулаки ремнями. Кончается первый день состязаний, опускается теплая южная ночь, довольные зрители расходятся, озаряя факелами берег Алфея и священную рощу Альтис. Следующий день состязаний начинается с пятиборья. В него входят, кроме бега и борьбы, метание диска, копья и прыжки. Состязающиеся в прыжках всходят на особую насыпь, в руках у них грушевидные гири. Вот они вытягивают руки с гирями вперед — прыжок! — руки быстро отбрасываются назад, и тело в прыжке устремляется вперед. Снова глашатаи провозглашают имя победителя. Потом начинается метание диска. Дискоболы выстраиваются один за другим. Они берут в руку тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращают его рукой в воздухе, причем для сохранения равновесия слегка наклоняют верхнюю часть туловища вперед и опираются левой рукой о правое колено, а затем в момент броска упруго распрямляют тело, и диск, пущенный умелой рукой, со свистом рассекает воздух.
|
Пятиборье заканчивается метанием копья, которое не просто бросают как можно дальше вперед, но должны при броске попасть в определенную цель. Это уже было чисто военное упражнение. Последний день игр посвящается состязаниям на ипподроме. Самым старинным и излюбленным видом этих состязании были бега колесниц, запряженных четверкой лошадей. Требовалось двенадцать раз обогнуть столб у старта. Нередко эти состязания, требующие большой силы и ловкости, оканчивались несчастными случаями. Но какое прекрасное зрелище представляют мчащиеся колесницы! Тысячи зрителей затаили дыхание. Но вот на одном из поворотов одна из колесниц вырывается вперед. Наездник умело правит лошадьми, вожжи натянуты, как струны. Одна, вторая колесница пытается его нагнать, но безуспешно. Уже близок конец пути; куда делось спокойствие толпы, все кричат и подбадривают наездника, а когда он пересекает в последний раз черту, вся многотысячная толпа разражается восторженными криками. После бега колесниц начинаются скачки верхом. Они имеют одну особенность: перед приближением к финишу наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа поводья в руках. Теперь состязания окончены. Однако празднество этим не завершается, наступает один из самых торжественных моментов — раздача наград. Глашатаи снова торжественно объявляют имена победителей в отдельных соревнованиях. Раздача наград происходит у храма Зевса. Судьи торжественно возлагают на головы победителей простые венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Оливковое дерево, из ветвей которого сплетались венки, растет здесь же; по преданию, оно было посажено самим Гераклом. Эта простая награда ценится греками дороже золота и драгоценностей, она дает ее обладателям вечную славу и почет.
|
Начинается торжественное шествие. Впереди идут судьи, затем новые олимпионики в ярких цветных одеждах, с венками на головах, в руках они держат пальмовые ветви. Их окружают должностные лица и жрецы, послы и представители различных делегаций. Они движутся под звуки флейт и пения гимнов в честь легендарных учредителей олимпийских игр Геракла и его спутника Иолая. Сзади, украшенные цветами, гордо гарцуют кони — участники скачек. Толпа восторженно приветствует победителей и забрасывает их цветами. Шествие приближается к алтарю двенадцати богов. Здесь победители совершают благодарственные приношения. Затем шествие направляется в одно из общественных зданий, где граждане Элиды приготовили большой пир для олимпиоников и важнейших должностных лиц. Этим пиром и заканчиваются празднества в Олимпии. Но они не заканчиваются для победителей игр — олимпиоников.
|
Возвращение олимпионика на родину сопровождалось величайшими торжествами. Окруженный огромной толпой друзей и почитателей, он въезжал в город, одетый в пурпуровые одежды, на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Иногда для проезда колесницы победителя даже специально проламывалась городская стена. Победитель олимпийских игр всю жизнь оставался почитаемым человеком. Его обычно освобождали от всех государственных повинностей, отводили почетное место в театре и на празднествах, возводили его статую в общественном месте, а иногда даже назначали пожизненную пенсию. В настоящее время олимпийские игры стали праздниками спорта. В них участвуют лучшие спортсмены большинства стран мира. В отличие от античных празднеств, проходивших на одном стадионе, современные Олимпийские игры не имеют постоянной столицы и проводятся в разных городах и странах. |
|