Положение основные слоев населения во второй половине XIX века
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
8 класс История России
Тема урока: «Положение основные слоев населения во второй половине XIX века»
Цель урока: Показать, как изменилось положение крестьянства и дворянства после отмены крепостного права;
определить, в чем причины изменения социального положения данных групп населения.
Тип урока: «Открытие» нового знания (1 урок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 1.74 МБ |
konspekt_uroka.doc | 28 КБ |
prilozhenie_1.doc | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Положение основных слоев общества во второй половине XIX века
Что такое сословие? Большие группы людей, отличающиеся правами и обязанностями, зафиксированными в традиции или законе и передающиеся по наследству
План урока: Сословия и классы в пореформенном обществе Крестьянство Дворянство
Цель урока: Показать, как изменилось положение крестьянства и дворянства после отмены крепостного права; Определить, в чем причины изменения социального положения данных групп населения.
Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Земля Деньги
Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Земля Деньги
Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Земля Надел за повинности Деньги
Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Земля Надел за повинности Деньги Оброк денежный, государственные налоги
Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Лично свободные, но права очень ограничены Земля Надел за повинности Деньги Оброк, государственный налог
Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Лично свободные, но права очень ограничены Земля Надел за повинности Малоземелье Деньги Оброк, государственный налог
Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Лично свободные, но права очень ограничены Земля Надел за повинности Малоземелье Деньги Оброк, государственный налог Безденежье
Положение крестьянства после отмены крепостного права... правовое положение материальное положение привязанность к общине расслоение крестьянства Лично свободный крестьянин, но с ограниченными гражданскими правами. Находился в тяжелом материальном положении, в первую очередь, из-за выкупных платежей. Нищета и жизненные тяготы крепко привязвывали к общине с ее круговой порукой. Но расслоение привело к появлению «нового» крестьянина, желающего хозяйствовать самостоятельно.
Дворянство До 1861 года После 1861 года Экономическое положение Политическое положение
Дворянство До 1861 года После 1861 года Экономическое положение Привилегированное положение: земля — собственность дворян Политическое положение
Дворянство До 1861 года После 1861 года Экономическое положение Привилегированное положение: земля — собственность дворян Политическое положение Политическое господство
Дворянство До 1861 года После 1861 года Экономическое положение Привилегированное положение: земля — собственность дворян Политическое положение Политическое господство
Дворянство До 1861 года После 1861 года Экономическое положение Привилегированное положение: земля — собственность дворян Утрачивало экономические и политические преимущества Политическое положение Политическое господство
Предположите...
«Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом — по барину, Другим — по мужику» Как вы понимаете данное высказывание в контексте темы сегодняшнего урока?
Предварительный просмотр:
8 класс История России
Тема урока: «Положение основные слоев населения во второй половине XIX века»
Цель урока: Показать, как изменилось положение крестьянства и дворянства после отмены крепостного права;
определить, в чем причины изменения социального положения данных групп населения.
Тип урока: «Открытие» нового знания (1 урок)
Кол-во часов данной темы - 2
№ урока в разделе — 14
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Создание проблемной ситуации, актуализация знаний Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий | Привожу слова великого русского поэта Некрасова: «Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом — по барину, Другим — по мужику». Предположите тему сегодняшнего урока, о чем пойдет речь на уроке? | - о дворянах и крестьянах - об изменении их положения после отмены крепостного права |
Постановка учебной задачи | После реформ 60-70-х гг. XIX века произошли заметные изменения в социальной структуре Российского государства. На какие основные группы делилось население России? Щелчок — сословный строй щелчок — речь пойдет на сегодняшнем уроке об основных сословиях — дворянстве и крестьянстве. | сословия |
Что такое «сословия»? | Большие группы людей, отличающиеся правами и обязанностями, зафикчированными в традиции или законе и передающиеся по наследству. | |
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (до 10 мин.) | Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы — классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат). В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя. | |
После 1861 года порвались крепостнические скрепы, многие века удерживавшие и определявшие социальную структуру империи. Новые условия заставляли все слои населения приспосабливаться к себе, меняли правила игры, привычный уклад жизни. Чтобы увидеть изменения необходимо вспомнить что было. Права земля - деньги - | - Лично зависимые, бесправие - Надел за повинности - Оброк, государственный налог | |
Чтобы определить «Что изменилось после 1861 года», необходимо выполнить задания БЛОК 1 в рабочем листе | Работа в рабочем листе — задание 1 (приложение 1) | |
Первичное закрепление | Освобождение крестьян от крепостной зависимости принесло в деревню большие перемены. Что об этом писал Энгельгард? | Задание 2 в рабочем листе |
Нищета, тяготы, связанные с выкупными платежами, недостаток земли и другие неурядицы крепко привязали основную часть крестьян к общине. Ведь она гарантировала своим членам взаимную поддержку. Что представляла из себя самоуправляющееся сельское общество — задание 3 в рабочем листе. | Выполняют задание 3 «Крестьянская община» | |
Община гарантировала своим членам поддержку. В то же время в общине зарождался небольшой слой земледельцев, которых стесняли общинные порядки. Определите, какие категории крестьян ярко проявились после1861 года, задание 4. Вывод: расслоение привело к противостоянию двух типов общинников: тех, кто был приверженцем традиций отцов и дедов, общины с ее коллективизмом и «новых крестьян», желающих самостоятельно хозяйствовать на свой страх и риск. | Бедняки, зажиточные | |
«Открытие нового знания» - самостоятенльная работа по эталону Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. | Если после 1861 года меняется положение крестьян, то неизменно должно меняться и положение дворян, которые до реформы неразрывно были связаны с крестьянами. Российское дворянство владело подавляющим большинством средств производства и богатств страны. Самодержавие управляло в интересах дворянства, оно было лучше остальных защищено законом, было самым образованным. | - Экономическое положение — привилегириванное (земля — собственнность) - Политическое положение - привилегированное |
Задание 1 БЛОКА 2 — что из себя представляло дворянство Кто мог получить дворянство? | Схема — потомственное и личное Личное — представители различных сословий, состоящие на государственной службе и имеющие низший чин в Табеле о рангах. Потомственное — определенный чин (военный — не ниже 12 ранга, гражданский — не ниже 9) или орденскую награду. | |
Таким образом видно, что после реформы 1861 года быстро шло расслоение дворянства за счет выходцев из других слоев населения. Дальнейшие изменения в положении дворянства можно увидеть, выполнив задание 2 из рабочего листа. | выполняют БЛОК 2 задание 2 | |
Какой вывод можно сделать? Утрачены экономические и политические преимущества. Политическая власть сосредотачивалась в руках чиновников, экономическая — в руках буржуазии. Предположите, как бы вы провели реформу «Отмена крепостного права», чтобы удовлетворить интересы и крестьянства и дворянства? | Упадок помещичьего хозяйства ускорил расслоение дворянства и ослабил влияние помещиков в государстве. Их интересы настолько разные, что в одной реформе это сделать невозможно. Дать крестьянам землю бесплатно — ущемить интересы дворян. Не дать землю или дать мало — ущемить интересы крестьян. | |
Включение нового знания в систему знаний | Новые условия изменили облик крестьянства и дворянства. Перемены ярко видны между тем что было и что стало. И вновь возвращаюсь к строкам Некрасова: «Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом — по барину, Другим — по мужику». Дайте понимание этого четверостишия в контексте темы сегоднящнего урока «Положение основных слоев населения во второй половине XIX века». |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме «Положение основных слоев общества»
БЛОК 1 «Крестьяство»
- Используя текст учебника (стр.158-159, 224-226), заполните таблицу: «Положение крестьянства после реформы 1861 года».
После реформы 1861 года | |
Права | |
Земля | |
Деньги |
2. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
А.Н.Энгельгард. Письма из деревни. Письмо девятое. 1880 г.
«... Американец продает избыток, а мы продаем необходимо насущный хлеб. Американец-земледелец сам ест отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом... Наш мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб...хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с коноплянным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку; пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку — соси...
... Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую пшеницу мы пережигаем на винно, а самую что ни на есть плохую рожь со всяким отбоем — вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик есть худший хлеб, он еще недоедает.Если довольно хлеба в деревнях — едят по три раза... налегают больше на яровину, картофель, копопляную жмаку в хлеб добавляют. Конечно, желудок набит, но от плохой пищи народ худеет, ребята растут хуже...»
- О каких особенностях крестьянской жизни вы узнали из документа?
- Почему русские крестьяне были вынуждены продавать хлеб в ущерб своему питанию?
3. Используя текст учебника (стр.224), заполните таблицу: «Крестьянская община — самоуправляющееся сельское общество»
Функции общины | Их содержание |
Хозяйственные | |
Социальные | |
Фискально-полицейские |
4. Используя текст учебника (стр.225), заполните таблицу: «Расслоение крестьянства»
Категория крестьян | Мерило зажиточности |
Отсутствие лошади — 1 лошадь | |
До 10 лошадей |
БЛОК 2 «Дворянство»
- Используя стр. 223 учебника, заполните схему
- Используя стр.227-228 учебника заполните таблицу: «Изменения в дворянском сословии во второй половине XIX века»
Процесс | Факты |
Расслоение | Активный приток выходцев из других слоев населения |
Рост численности | |
Ослабление политического положения | |
Изменения источников средств существования | |
Изменения классовой принадлежности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Культура России второй половины XIX века"
Урок истории в 10 классе призван сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в.Развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации...
Тест по теме «Литература второй половины XIX века и XX века»
Тест по теме "Литература второй половины XIX века и XX"Выявить усвоение темы....
Положение основных слоев общества
самостоятельная работа по истории...
презентация к уроку по истории России "Положение основных слоев общества"
Презентация для урока по истории России для 8 класса "Положение основных слоев общества"...
Кубанская область во второй половине XIX века. Социальный состав населения.
Кубанская область во второй половине XIX века. Социальный состав населения....
Тема 7. Россия в послепетровское время. Внешняя и внутренняя политика России во второй четверти-второй половине XVIII века. Эпоха дворцовых переворотов.
Материал для подготовки к ЕГЭ...
Программа кружка «Основные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» 11 класс
Данный кружок предназначен для учащихся 11 класса, призван дополнить основной курс литературы и расширить представление учащихся об историко-литературном процессе в России ХХ века.Программа круж...