методический семинар по теме: «Краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников»
методическая разработка по истории по теме
представлен опыт работы по теме «Краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18
имени А.П. Ляпина ст. Урухской»
Пояснительная записка к методическому семинару по теме
«Краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников»
Подготовила: учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №18 им. А.П. Ляпина ст. Урухской
Проценко Оксана Владимировна
2015 год
Краеведение «воспитывающая наука», наука, требующая от человека неравнодушного отношения к судьбе своей Родины
Д.С. Лихачев
Гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы МБОУ СОШ №18 им. А.П. Ляпина станицы Урухской.
Под краеведческой работой я рассматриваю деятельность, направленную на комплексное изучение определенной территории и накопление знаний о ней с целью воспитания у учащихся любви к своей земле, семье, народу, государству.
Формирование ценностей не возможно без формирования ценностных ориентаций, овладения знаниями, осуществления деятельности учащимися. Взаимосвязь данных категорий хорошо отражает данная схема.
Схема №1
В своей работе я опиралась на идеи К.Д. Ушинского, который теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении и показал большое воспитательное значение изучения родного края.
Реализация «родиноведческого принципа» может осуществляться на основе разных подходов. Для нас близка идея Кузнецовой Л.В., Шмакова С.А., которая заключается в том, что воспитание гражданина, труженика и защитника Отечества невозможно без семьи.
Другим подходом является приобщение учащихся к изучению родного края.
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе.
Конечно, у обучающихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края, малой родины рассматривается как часть истории России.
Каждый свой урок истории, по возможности, я стараюсь отражать связь истории России с историей родного края.
Для решения этой задачи использую труды местных краеведов, в чьих работах просматриваются события, которые близки и понятны детям, так как связаны с родным краем, районом, станицей.
Говоря о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы обучающихся. Условно можно говорить о трех уровнях.
Во-первых, получение обучающимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.
Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.
Третий уровень — изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска представляет научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных исследователей.
Для эффективности использования краеведческого материала на уроке истории я придерживаюсь следующих условий:
• соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;
• научной достоверности;
•взаимосвязи местного и общеисторического материала;
• учета исторически сложившихся условий развития края, его специфики;
• систематичности и планомерности в использовании;
• наглядности;
• непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала;
• связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы.
Одна из составляющих системы школьного краеведения — организационные формы историко-краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:
1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса
отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением
элементов краеведения, и о специальных уроках по истории края в рамках учебных часов по курсу Отечественной истории.
Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. В 9 и 11 классах во время изучения темы, посвященной Великой Отечественной войне, целесообразно применить краеведческий материал в ходе изучения нового материала. На уроках истории, внеклассных мероприятиях мы изучаем подвиги наших земляков. Практика показала, что только этот прием в старших классах дает неизгладимые впечатления и надолго запомнится детям.
Изучая определенный период в истории Отечества, провожу параллель
с историей родного края и станицы, организую уроки - экскурсии по теме «Станица Урухская в годы Великой Отечественной войны»; на уроке – семинаре знакомимся с героическим прошлым наших станичников.
2. Большую роль в активизации историко-краеведческой работы в школе играет внеклассная работа.
3. Поисковая работа.
Базой для использования краеведческого материала в преподавании истории служит школьный музей «Наследие».
Последние годы мы наблюдаем, как школьный музей переживает своё новое рождение, выступая в виде особого, уникального социального института, обладающего мощным образовательным и воспитательным потенциалом.
В школьном музее в наибольшей степени осуществляется идея сотворчества детей, учителей, родителей и ветеранов.
Цель деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей является одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Деятельность поискового отряда находит своё отражение в работе музея.
Члены поискового отряда принимают активное участие в реставрации музея. Вся имеющаяся в музее информация собиралась долгие годы и многое написано от руки и поэтому первостепенная задача – перенести всю имеющуюся информацию на электронный носитель, что сделает её более доступной для посетителей музея.
Одним из ведущих направлений школьного поискового отряда «Поколение» являются сбор, анализ и систематизация информации, касающейся истории станицы Урухской. Так участниками отряда была проведена следующая работа: поиск и систематизация информации об А.П. Ляпине (одном из основателей станицы Урухской), И. Калитко (полном георгиевском кавалере),
Ежегодно ребята участвуют в конкурсах гражданско-патриотического направления, представляя результаты своей деятельности:
- Очный тур 12-го Слета участников туристско-краеведческого движения « Отечество» (2013 год) (Андриенко Елена – «Лауреат», Минченко Алина – «Дипломант»);
- Районный конкурс среди юных экскурсоводов музеев (залом, экспозиций) боевой и трудовой славы общеобразовательных организаций Георгиевского муниципального района (2013 год) (Парфёнова Виктория – грамота ОО АГМР за участие);
- Очный тур 13-го Слета участников туристско-краеведческого движения «Отечество» (2014 год) (Иванников Владимир – дипломант);
- Районная туристско-краеведческая Акция «Вахта Памяти – 2014» среди обучающихся образовательных организаций Георгиевского муниципального района, посвященной 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (2014 год) (3 место);
- Районный фотоконкурс «Ветераны живут рядом» (2014 год);
- Районная патриотическая акция «Весна Памяти» (2014 год);
- Районный смотр-конкурс патриотической песни «На привале» (2014 год);
- Краевой (заочный) конкурс творческих работ «Память моей семьи», в рамках социального проекта «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (2014 год) (Степанникова Полина - победитель);
- Районный смотр-конкурс школьных музеев, комнат, уголков боевой и трудовой Славы в 2014-2015 учебном году (2014 год) (Вилкова Елизавета – 1 место, Парфёнова Виктория – 1 место, Андриенко Е.С. – 1 место);
- Районный 14-ый Слет участников туристско-краеведческого движения «Отечество» (2015 год), (Минченко Даниил – 2 место; Минченко Алина – 1 место; Чурилов Никита – 1 место; Парфёнова Виктория – 2 место) ;
- Районная туристско-краеведческая Акция «Вахта Памяти – 2015», посвященная 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (I место);
- V межрайонная научно-практическая конференция учащихся «Благодарненские чтения» по теме «Нам не дано забыть…» (2015 год) (Парфёнова Виктория – Диплом 1 степени).
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своей станице, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
На мой взгляд, мой педагогический опыт можно использовать на уроках, внеклассных мероприятиях, предметных неделях и при подготовке к районным конкурсам.
Занятие краеведением помогает обучающимся глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).
Литература
- Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. – Ярославль, 1991.
- Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: КАРО, 2004.
- Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика. – М.: Педагогика, 1990.
- Вырщиков А.Н., Кусманцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе // Монография. – НПИПД. Авторское перо. 2006.
- Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 2011
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
- Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб., 1999.
- Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 2000.
- Рожков. М.И., Л.В. Байбородова. Воспитание учащихся: теория и методика. – Ярославль, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на школьном методическом совете на тему: "Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка"
Выступление на школьном методическом совете...
Краеведческая деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания в условиях реализации программы дополнительного образования по технике пешеходного туризма
В статье рассмотрены проблемы гражданско-патриотического воспитания учащихся через краеведческую деятельность...
Методическая разработка по теме: «Проектная деятельность в рамках гражданско-патриотического воспитания». «Суть времени: письма военных лет»
Данная методическая рекомендация посвящена методики организации работы над проектной деятельностью по гражданско-патриотическому воспитанию со старшими классами. Предназначена методическая рекомендаци...
краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников
В работе представлена воспитательная система классного руководителя кадетского класса...
Мастер–класс «Изготовление новогодней игрушки» в Региональном семинаре-практикуме «Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников»
Проведение мастер-класса"Изготовление новогодней игрушки" в Региональном семинаре-практикуме «Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников» в "Детско...
Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Текст доклада для выступления на ЦИО НМЦ 32-й Международной Конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития» по теме«Использование ИКТ в историко-к...
Использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся
Воспитание гражданина и патриота всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимост...