Урок истории 7 класс "Смутное время"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Королева Альбина Юсуфовна

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Смутное время"

Также к уроку имеется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smuta.doc47 КБ
Файл smuta.pptx734.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку "Смутное время".

Данный урок для учащихся 7-го класса, но будет интересна всем любителям русской старины независимо от возраста и характера занятий.

Тема посвящена важным изменениям в истории России, связанным с пресечением династии Рюриковичей. Появление второй династии Романовых изменяет ход ведения истории. Автор предполагает, что по окончании виртуального путешествия, у Вас сложится представление об основных причинах начала Смуты, имена главных претендентов на престол российский. Вы узнаете интереснейшие факты об обычаях и традициях ведении политической борьбы в условиях переворота и перехода верховной власти в конце 16 века.

Идея урока:

Через “погружение в историю” познакомиться с событиями перехода власти в руки самозванцев, затем роль русского народа в защите России и избрании Романовых на престол.

Цель урока: охарактеризовать политическое состояние России после смерти Ивана Грозного, определить причину и последствия Смуты.

Задачи урока:

  • Познакомить с понятием “Смута”;
  • Познакомить с материалами исследования по причинам Смуты;
  • Конкретизировать представление о переходе верховной власти в XVII в.и приход к
    власти Романовых.

Структура урока.

Слайд 1. Начать урок я хочу со слов СМ. Соловьева:

В начале XVII века на государство русское послано было страшное испытание... Династия Рюрикова пресеклась. Началась страшная борьба, в которой новорожденному Московскому государству надлежало, по-видимому, погибнуть...

А что же такое Смута?

Слайд 2. Записываем и расшифровываем термины.

Возмущение Восстание Мятеж Крамола
Общее неповиновение Раздор между властью Гражданская война (т.е. война между народом в одной стране).
Необходимо определить временные рамки этого события. Предлагаю записать предполагаемые даты:

Хронологические рамки:

дискуссия о начале – 1584, 1598, 1604 гг.
и завершении – 1612, 1613, 1618 гг.

Слайд 3. Давайте разберемся в причинах Смуты:

  • Социально-экономические: тяжелейший хозяйственный кризис (поруха), неурожай и голод начала XVII в., усиление крепостничества, неудовлетворенность дворянства.
  • Политические причины: несостоятельность тиранической модели взаимоотношения власти и общества, навязанной Иваном IV, династический кризис, вмешательство Польши и Швеции.
  • Духовные причины: расшатывание нравственных и религиозных чувств.

Таким образом, все сферы были охвачены данным событием и причины указывают на это.

Слайд 4–5.

Власти необходимо просчитать, как будет развиваться общество в дальнейшем. Но без наследного царя... Три варианта надо запомнить и записать:

  • Воплощение курса на вестернизацию России (Царь Борис и Лжедмитрий I).
  • Формирование ограниченной монархии (Василий Шуйский).
  • Сохранение крупнейшей на Востоке Европы самодержавной монархии.

Народ также принял участие в решении по данному вопросу и склонялся к следующему варианту:

  • К самодержавию как форма политического правления.
  • Основу экономики – крепостное право.
  • Православие как идеология.

Слайд 6.

Все-таки надо обратить внимание на царей и претендентов стать Государем.
Сразу после смерти Ивана Грозного его второй сын Федор – царь по наследству.

Слайд 7–8.

После смерти бездетного Федора впервые в истории нашего государства Избран царь Борис Годунов. Он брат царицы Ирины...

Слайд 9.

Очень много сделано было для народа, его просвещения царем Борисом, много сил он тратил на правление... Однажды, заболев, он умирает, оставляя наследником 16-летнего сына... Трагична и недолга судьба этого царя

Слайд 10.

Настало время покорить престол иностранным польским интервентам...
Как бы это сделать, чтобы народ поверил?
Помните, после смерти в Угличе царевича и младшего сына Ивана Грозного, ходили слухи, что спасли отрока...
Эта легенда и послужила причиной появления Лжедмитриев...

Слайд 11.

В 1608 г. настало время Василия Шуйского:

Слайд 12.

Когда свергли Шуйского, пытались навести порядок:

– признанием унии с Речью Посполитой и поэтому призвало на Московский престол королевича Владислава.
– Установлением военной диктатуры Сигизмунда.
– “Великое посольство” митрополита Филарета и князя В.В. Голицына.
– Первое земское ополчение Прокопия Ляпунова.– народные попытки защитить Россию.
– Семибоярщина – порядок с помощью власти 7 бояр и принятиями законов.

Слайд 13.

В этот момент разразилась самая настоящая Война под предводительством Ивана Болотникова 1606–1607 гг.
И Движение Лжедмитрия II и его народная поддержка 1608–1610 гг.

Слайд 14.

А также порядок при помощи В. Шуйского против Лжедмитрия II. Шведская интервенция.
Польская интервенция 1610–1613 гг.
Семибоярщина. 1610–1612 гг. Правительство Российского государства в период интервенции.

Слайд 15.

Русский народ возьмет на себя самое главное – защиту земли русской! Пока политики делили и боролись за власть. Даты:

1611 г. – Первое ополчение Прокопия Ляпунова. Итог – поражение. 1611-1612 гг. – Второе ополчение К.Минина и Д.Пожарского. Октябрь 1612 г. – освобождение Москвы.

Слайд 16.

Имена лидеров народных ополчений вошли в историю. А два из них известны всем по памятнику на Красной площади.

Слайд 17–18.

Обязательно надо вспомнить и историю об Иване Сусанине. Документ рассказывает о жалованном поручении царя, картина показывает сюжет прощания Ивана Сусанина с семьей.

Слайд 19.

Земский Собор решил из всех претендентов избрать царем русским молодого 16-летнего Михаила Романова. Он был родственником по женской линии царя Ивана грозного.

Слайд 20.

Итак, давайте повторим события через термины:

  • Династический кризис-кризис связанный с невозможностью продолжения династии на престоле, это и есть “смута”;
  • Гражданская война – война между гражданами страны с целью захвата власти;
  • Самозванство– придумывание легенды для претендента на престол; Интервенция – иностранцы в борьбе за власть в чужом государстве;
  • Семибоярщина-управление и принятие решений по государственным вопросам семью боярами;
  • Народные ополчения -народное войско, патриотизм;
  • “Совет всея Земли” – сбор самых уважаемых людей для принятия решений.

Слайд 21.

Смута произошла не случайно, а была обнаружением и развитием давней болезни, которой прежде страдала Русь...
Эта болезнь окончилась выздоровлением государственного организма...
В смуте шла борьба не только политическая и национальная, но и общественная.
Борьба привела к торжеству оседлых слоев, поддерживавших спасенный ими государственный порядок.
Такими словами охарактеризовал события С.Ф. Платонов.

Урок на этом заканчивается. Я надеюсь, что эта презентация поможет вам разобраться в событиях Смуты. Подумайте, какие последствия для страны, народа, экономики можно назвать. Это и будет вашим заданием на дом.

Литература и источники для подготовки:

  1. Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинках. Сост. В.Д. Сиповский. – М. Современник, 1994 год.
  2. Кондратьев И.К. “Седая старина Москвы”, “Памятники архитектуры Москвы”.
  3. Олеарий А. Описание путешествия в Московию // Россия XVII века. Воспоминания иностранцев.
  4. Щуцкая Г.К. Палаты бояр Романовых. Москва.2009 год. http://nesusvet.narod.ru/books/domostroy.htm#hll http://www.booksite.rU/enciklopedia/fest/8.jpg http://1584.allrpg.mfo/index.php?kind=5&id=2501
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D1%80%D0%B8 %D0%B9
  6. http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=423 http://www.kreml.ru/ru/virtual/exposition/PreciousTableware/cupsWine/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Слайд 2

В начале XVII века на государство русское послано было страшное испытание… Династия Рюрикова пресеклась. Началась страшная борьба, в которой новорожденному Московскому государству надлежало, по-видимому, погибнуть… (С.М. Соловьев)

Слайд 3

Основные понятия и даты: Понятие термина «смута»: Возмущение Восстание Мятеж Крамола Общее неповиновение Раздор между властью Гражданская война Хронологические рамки: дискуссия о начале (1584, 1598, 1604 гг.) и завершении (1612, 1613, 1618 гг.)

Слайд 4

Социально-экономические: тяжелейший хозяйственный кризис (поруха), неурожай и голод начала XVII в., усиление крепостничества, неудовлетворенность дворянства. Политические причины: несостоятельность тиранической модели взаимоотношения власти и общества, навязанной Иваном IV , династический кризис, вмешательство Польши и Швеции. Духовные причины: расшатывание нравственных и религиозных чувств. Причины Смуты:

Слайд 5

Курс на «запад» (Царь Борис и Лжедмитрий I ). Формирование ограниченной монархии (Василий Шуйский). Сохранение крупнейшей на Востоке Европы самодержавной монархии. Пути развития России

Слайд 6

Самодержавие как форма политического правления. Крепостное право как основа экономики. Православие как идеология. Выбор народа

Слайд 7

«Феодор Иоаннович…был государь добрый и храбрый, но вдавшись слабо в доверенность злоковарному Годунову сделал России в последующие по себе годы великий вред…» (Исторический словарь) «На громоносном престоле свирепого мучителя Россия увидела постника и молчальника, более для келии и пещеры нежели для власти державной рожденного…» (Н.М. Карамзин) Федор Иванович «Блаженный» 1584-1598 гг.

Слайд 8

Правление Бориса Годунова 1598-1605 гг. «Удивительный взлет и трагический конец»

Слайд 9

«…сладкоречием обольстительным превосходил всех вельмож…видел в добродетели не цель, а средство к достижении цели; если бы родился на престоле, то заслужил б имя одного из лучших венценосцев в мире… не мог одолеть искушений… и проклятие веков заглушает в истории добрую славу Борисову» (Н.М. Карамзин)

Слайд 10

«..16-летний красивый, мужественный, умный и образованный юноша – царь нравился всем. От него можно было ожидать многого… Но проклятьем висела над Федором ненавистная россиянам тень отца…» (А.И. Кулюгин) Федор Годунов – трагичное правление юного царя 7 мая - 2 июня 1605 г.

Слайд 11

Правление Василия Шуйского 1608-1610 гг. «Возведенный на престол толпою своих приверженцев, а не великою земскою думой, Шуйский сделал многие уступки боярам и дал клятву не предпринимать ничего важного без их совета; это обстоятельство ограничило его самодержавную власть и произвело в народе неблагоприятное впечатление…» (Д.И. Иловайский)

Слайд 12

Попытки восстановления порядка. После свержения Шуйского московское население думало восстановить порядок признанием унии с Речью Посполитой и поэтому призвало на Московский престол королевича Владислава. Военная диктатура Сигизмунда. «Великое посольство» митрополита Филарета и князя В.В. Голицына. Первое земское ополчение Прокопия Ляпунова. Семибоярщина.

Слайд 13

Гражданская война Война под предводительством Ивана Болотникова 1606-1607 гг. Движение Лжедмитрия II и его народная поддержка 1608-1610 гг.

Слайд 14

Восстание В. Шуйского против Лжедмитрия II . Швецкая интервенция. Польская интервенция 1610-1613 гг. Семибоярщина. 1610-1612 гг. Правительство Российского государства в период интервенции. ПОЛЬСКО-ШВЕДСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 1610-1613 гг.

Слайд 15

1611 г. - Первое ополчение Прокопия Ляпунова. Итог – поражение. 1611-1612 гг. - Второе ополчение К.Минина и Д.Пожарского. Октябрь 1612 г. – освобождение Москвы. Борьба русского народа за национальную независимость.

Слайд 16

«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. 1818 г.

Слайд 17

Подвиг Ивана Сусанина Лес возле д. Домнино. Гибель И. Сусанина и польского отряда (выжил только один шляхтич) Прощание навеки с любимой женой и домом…

Слайд 18

Избрание Михаила Романова на царский престол. Земский собор 1613 г. Царь Михаил Романов. Отец царя – патриарх Филарет.

Слайд 19

Династический кризис, «смута»; Гражданская война; Самозванство; Интервенция; Семибоярщина; Народные ополчения, патриотизм; «Совет всея Земли». Понятия смутного времени:

Слайд 20

Смута произошла не случайно, а была обнаружением и развитием давней болезни, которой прежде страдала Русь… Эта болезнь окончилась выздоровлением государственного организма… В смуте шла борьба не только политическая и национальная, но и общественная. Борьба привела к торжеству оседлых слоев, поддерживавших спасенный ими государственный порядок. (С.Ф. Платонов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 10 классе "Смутное время"

Смутное время.Цель:через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.Задачи:- создать условия для понимания и усвоен...

Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...

Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"

Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...

Урок истории в 8 классе ЗПР в школе 1вида. Тема урока "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря.

Урок истории в 8 класе ЗПР школы 1-2 вида. Тема урока  "Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История создания календаря. "...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...