Западники и славянофилы
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Урок посвящен сравнительным взглядам западников и славянофилов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zapadniki_i_slavyanofily_8_kl.docx | 51.05 КБ |
prezentatsiya_zapadniki_i_slavyanofily_8_kl.pptx | 900.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку истории России на тему: «Западники и славянофилы».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Охарактеризовать общественно-политические взгляды западников и славянофилов.
- Развить умения работы с неадаптированными историческими источниками (отбирать необходимую информацию), работы в парах, умение аргументировать свою точку зрения.
- Занять позицию обоих «лагерей» и уметь подойти к ситуации с нейтральной позиции и выслушать собеседника.
Оборудование: исторические источники, содержащие информацию общественно-политических взглядов западников и славянофилов; фишбоун; презентация: «Судебный процесс» западников и славянофилов; проектор, экран, компьютер, ватман А3.
Приложение 1
ВЗГЛЯДЫ ЗАПАДНИКОВ
1. С.М. Соловьев о крепостном праве: «Крепостное право есть вопль отчаяния государства, находящегося в безвыходном экономическом положении. О каком другом освобождении можно было подумать, не вспомнив, что в России огромное количество людей есть собственность других людей…? Какую речь можно было бы вести, не вспомнив об этом пятне, о позоре, лежавшем на России, исключавшем ее из общества европейских цивилизованных народов?».
Из «Истории России с древнейших времен"
2. П.В. Анненков о государственном устройстве России, приводит следующий пример: «Пример английской конституции был налицо: она … не только победоносно вышла из всех опасностей и затруднений, а изменила все законодательство о выборах в камеру общин, восстановила право обиженных местностей и сословий на посылку депутатов в парламент и переформировала весь состав представительства, не утеряв при этом ни на волос коренного своего значения и влияния на страну».
3. П.Я. Чаадаев о будущем России: «Народы Европы имеют общее лицо, семейное сходство. Несмотря на их разделение на ветви латинскую и тевтонскую, на южан и северян, существует общая связь, соединяющая их всех в одно целое, явная для всякого, кто углубится в их общую историю. Вы знаете, что еще сравнительно недавно вся Европа носила название Христианского мира и слово это значилось в публичном праве. Надо уметь ценить этот христианский разум, столь уверенный в себе, столь точный, столь определенный в этих людях…». Отрывок из «Философских записок».
Отрывок из статьи «О старом и новом»
ВЗГЛЯДЫ СЛАВЯНОФИЛОВ
1. А.С. Хомяков о крепостном праве: «Когда вспомним, что крестьяне не могли сходить с своих земель, что даже отлучаться без позволения они не смели, что между тем суд был в руках помещиков, не поймем ли мы, что рабство крестьян существовало в обычае. Конечно, никто из нас не может вспомнить без горя о том, что закон согласился принять на себя ответственность за мерзость рабства, введенного уже обычаем, что закон освятил и укоренил давно вкрадывавшееся злоупотребление аристократии…».
2. К.С. Аксаков о будущем России: «Россия — земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на Европейские государства и страны... В основании государства западного: насилие, рабство и вражда. В основании государства Российского: добровольность, свобода и мир. Эти начала составляют важное и решительное различие между Русью и Западной Европой, и определяют историю той и другой. Пути совершенно разные, разные до такой степени, что никогда не смогут сойтись между собой, и народы, идущие ими, никогда не согласятся в своих воззрениях».
Отрывок из статьи «О том же»
3. А.И. Кошелев о государственном устройстве России: Истинно самодержавная власть, непременно себя проявит всяческими видами общения с народом, из которых одним может быть и Земский Собор. Самодержавие, само себе предоставленное, в настоящее время не может не чувствовать своей несостоятельности, в виду предлежащих ему все более и более усложняющихся задач, и не сознавать тяжкой ответственности за свершаемые им дела. Пользуясь советом народных избранников, оно разделит с ними ответственность за делаемое».
Отрывок из заграничных брошюр
Приложение 2. Маршрутный лист: «Рыбный скелет»
(для каждого учащегося)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Западники Форма правления в России, при которой царь или император обладал верховными правами в законодательной, административной и судебной сфере
Славянофилы 14 декабря 1825 года
Западники 26 декабря 1825 года – Восстание декабристов на Сенатской площади
Славянофилы Высший представительный и законодательный орган власти
Западники Высший представительный и законодательный орган власти в России сегодня
Славянофилы Форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти помещика
Западники Представители одного из направлений русской общественной мысли второй четверти XIX века
Славянофилы Представители одного из направлений русской общественной мысли второй четверти XIX века
Тема урока: Судьба России в спорах западников и славянофилов
Цель урока - охарактеризовать взгляды западников и славянофилов
«Судебный процесс» Прочитайте текст. Определите основную идею (мысль) каждого отрывка. Приведите доказательство в виде четкой формулировки из текста. Начните любой из высказываемых аргументов со слов: В вину западникам/славянофилам вменяется следующее…
Западники Сергей Михайлович Соловьев Петр Яковлевич Чаадаев Павел Васильевич Анненков
Славянофилы Алексей Степанович Хомяков Константин Сергеевич Аксаков Александр Иванович Кошелев
1. История России самобытна, у нее особый путь развития. 2. Крепостное право должно быть уничтожено. 3. Выражение народной воли через земские соборы. 4. Парламент и Конституция. 5. Образец для России – западноевропейское устройство. 6. Ограничение власти монарха. Западники Славянофилы Общие идеи Сгруппируйте идеи по их принадлежности к разным общественным течениям. Выделите общие идеи.
Западники Славянофилы
Домашнее задание «Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь… и мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно» Александр Иванович Герцен Выскажите свое отношение к позиции А.И. Герцена. Воспользуйтесь ПОПС - формулой для аргументации своего ответа.
Определить взгляды (мысли) Виссариона Григорьевича Белинского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Судьба России в спорах западников и славянофилов
Выявить особенности взглядов западников и славянофилов в 40-е гг. XIX в., показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни;- на основе проведенного социалогического опроса учащихся шко...
Судьба России в спорах западников и славянофилов
Это урок об основных направлениях развития России в середине 19 века....
Тест "Западники и славянофилы"
Тест по истории России для учащихся 8 класса по теме "Западники и славянофилы". (Excel)Принцип работы упражнения с выпадающим списком, сопровождающимся фото или любой другой картинкой прост: выбираетс...
Конспект урока "Западники и славянофилы"
Судьба России в идеях западников и славянофилов...
Материал к уроку истории России 9 класс Тема «Общественная и духовная жизнь в 1830-1850-х гг.». (Славянофилы. Алексей Степанович Хомяков.)
Славянофилами была основательно изучена природа западной цивилизации и ее влияние на внутреннюю жизнь России. Причем без огульного отрицания, но со взвешенным рассуждением ради ис...