Западники и славянофилы
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Коршенко Сергей Вадимович

Урок посвящен сравнительным взглядам западников и славянофилов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку истории России на тему: «Западники и славянофилы».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. Охарактеризовать общественно-политические взгляды западников и славянофилов.
  2. Развить умения работы с неадаптированными историческими источниками (отбирать необходимую информацию), работы в парах, умение аргументировать свою точку зрения.
  3. Занять позицию обоих «лагерей» и уметь подойти к ситуации с нейтральной позиции и выслушать собеседника.

Структура урока

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Орг. блок.

Приветствие учащихся.

Сегодняшний урок пройдет под девизом ирландского драматурга Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

Учащиеся делятся на две группы: «Западники» и «славянофилы»

2. Мотивационный блок.

А) Актуализация знаний

Разминка:

Команды

Вопросы учащимся

Ответы учащихся

Западники

Форма правления в России, при которой царь или император обладал верховными правами в законодательной, административной и судебной сфере

Самодержавная монархия

Славянофилы

14 декабря 1825 года

Восстание декабристов

Западники

26 декабря 1825 года – восстание декабристов на Сенатской площади

Смена календарей (переход с юлианского календаря на реформированный)

Славянофилы

Высший представительный и законодательный орган власти

Парламент/Сенат/Сейм

Западники

Высший представительный и законодательный орган власти в России сегодня

Государственная Дума

Славянофилы

Форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти  помещика

Крепостное право

Западники

Представители одного из направлений русской общественной мысли второй четверти XIX века

Западники

Славянофилы

Представители одного из направлений русской общественной мысли второй четверти XIX века

Славянофилы

Б) Целеполагание

Таким образом, кто такие западники и славянофилы?

Взгляните на первую картинку слайда и ответьте, чей бюст на ней изображен?

Куда же смотрит Двуликий Янус? Что изображено на задней картинке?

Сформулировав определения западничества и славянофильства, поработав с иллюстрацией, определите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Тема сегодняшнего урока звучит как «Судьба России в спорах западников и славянофилов». В чем на ваш взгляд стороны будут обвинять друг друга, используя знакомое вам определение?

Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

Представители одного из направлений русской общественной мысли второй четверти XIX века

Ребята называют древнеримского бога входов и выходов, начала и конца Двуликого Януса.

На задней картинке изображена карта Европы. Левый лик Януса смотрит в сторону Западной Европы. Второй лик смотрит в сторону России.

О западниках и славянофилах.

Будут обвинять друг друга в разных взглядах (мыслях) на будущее России.

Охарактеризовать различия во взглядах западников и славянофилов, а возможно и сходства на дальнейшее будущее своей страны.

3. Информац. блок

Учащимся предлагается поработать с неадаптированными текстами (историческими источниками), в которых отражены идейные воззрения западников и славянофилов.

Ребята читают тексты (Приложение 1).

Находят сходства и различия двух общественно-политических течений и инсценируют «судебный процесс», поочередно обвиняя друг друга.

4. Аналитический блок

А) Проверка знаний и умений

Сгруппируйте идеи по их принадлежности к разным общественным течениям. Выделите общие идеи (устно).

1. История России самобытна, у нее особый путь развития.
2. Крепостное право должно быть уничтожено.
3. Выражение народной воли через земские соборы.
4. Парламент и Конституция.
5. Образец для России – западноевропейское устройство.
6. Ограничение власти монарха.

Западники

Славянофилы

Общие идеи

Ребятам предлагается поработать с «Рыбным скелетом», записав основную проблему, идеи и итоги в единую схему б)«Фишбоун».

Ребята формулируют проблему, заполняют маршрутный лист: «Рыбный скелет» (письменно). (Приложение 2)

5. Оценочный блок

Выскажите свое отношение к позиции А.И. Герцена. Воспользуйтесь ПОПС - формулой для аргументации своего ответа.

«Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь… и мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно»

Александр Иванович Герцен

Подведение итогов. Учащимся предлагается посмотреть отрывок из фильма «Белинский» 1951 года, и определить, каких взглядов придерживался В.Г. Белинский (Приложение 3)

Фронтальная оценка учителем деятельности учащихся

У ребят домашнее задание представлено в «Фишбоун».

После просмотра фильма учащиеся приводят мысль, о том, что как и А.И. Герцен, так и В.Г. Белинский находились «над схваткой» двух противоборствующих между собой течений.

6. Рефлексивный блок

Что показалось вам сегодня трудным?

Что считаете самым главным в изученном материале?

О чем хотелось бы поговорить подробнее?

Учащимся предлагается выбрать сторону противоборствующих сторон, оставив свой автограф  в списке сбора подписей в поддержку двух «лагерей».

Ребята отвечают на поставленные вопросы.

Оставляют свой автограф.

Оборудование: исторические источники, содержащие информацию общественно-политических взглядов западников и славянофилов; фишбоун; презентация: «Судебный процесс» западников и славянофилов; проектор, экран, компьютер, ватман А3.

Приложение 1

ВЗГЛЯДЫ ЗАПАДНИКОВ

1. С.М. Соловьев о крепостном праве: «Крепостное право есть вопль отчаяния государства, находящегося в безвыходном экономическом положении. О каком другом освобождении можно было подумать, не вспомнив, что в России огромное количество людей есть собственность других людей…?  Какую речь можно было бы вести, не вспомнив об этом пятне, о позоре, лежавшем на России, исключавшем ее из общества европейских цивилизованных народов?».

Из «Истории России с древнейших времен"

2. П.В. Анненков о государственном устройстве России, приводит следующий пример: «Пример английской конституции был налицо: она … не только победоносно вышла из всех опасностей и затруднений, а изменила все законодательство о выборах в камеру общин, восстановила право обиженных местностей и сословий на посылку депутатов в парламент и переформировала весь состав представительства, не утеряв при этом ни на волос коренного своего значения и влияния на страну».

3. П.Я. Чаадаев о будущем России: «Народы Европы имеют общее лицо, семейное сходство. Несмотря на их разделение на ветви латинскую и тевтонскую, на южан и северян, существует общая связь, соединяющая их всех в одно целое, явная для всякого, кто углубится в их общую историю. Вы знаете, что еще сравнительно недавно вся Европа носила название Христианского мира и слово это значилось в публичном праве. Надо уметь ценить этот христианский разум, столь уверенный в себе, столь точный, столь определенный в этих людях…». Отрывок из «Философских записок».

Отрывок из статьи «О старом и новом»

ВЗГЛЯДЫ СЛАВЯНОФИЛОВ

1. А.С. Хомяков о крепостном праве: «Когда вспомним, что крестьяне не могли сходить с своих земель, что даже отлучаться без позволения они не смели, что между тем суд был в руках помещиков, не поймем ли мы, что рабство крестьян существовало в обычае. Конечно, никто из нас не может вспомнить без горя о том, что закон согласился принять на себя ответственность за мерзость рабства, введенного уже обычаем, что закон освятил и укоренил давно вкрадывавшееся злоупотребление аристократии…».

2. К.С. Аксаков о будущем России: «Россия — земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на Европейские государства и страны... В основании государства западного: насилие, рабство и вражда. В основании государства Российского: добровольность, свобода и мир. Эти начала составляют важное и решительное различие между Русью и Западной Европой, и определяют историю той и другой. Пути совершенно разные, разные до такой степени, что никогда не смогут сойтись между собой, и народы, идущие ими, никогда не согласятся в своих воззрениях».

Отрывок из статьи «О том же»

3. А.И. Кошелев о государственном устройстве России: Истинно самодержавная власть, непременно себя проявит всяческими видами общения с народом, из которых одним может быть и Земский Собор. Самодержавие, само себе предоставленное, в настоящее время не может не чувствовать своей несостоятельности, в виду предлежащих ему все более и более усложняющихся задач, и не сознавать тяжкой ответственности за свершаемые им дела. Пользуясь советом народных избранников, оно разделит с ними ответственность за делаемое».

Отрывок из заграничных брошюр

Приложение 2. Маршрутный лист: «Рыбный скелет»

(для каждого учащегося)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» Ирландский драматург Бернард Шоу

Слайд 2

Западники Форма правления в России, при которой царь или император обладал верховными правами в законодательной, административной и судебной сфере

Слайд 3

Славянофилы 14 декабря 1825 года

Слайд 4

Западники 26 декабря 1825 года – Восстание декабристов на Сенатской площади

Слайд 5

Славянофилы Высший представительный и законодательный орган власти

Слайд 6

Западники Высший представительный и законодательный орган власти в России сегодня

Слайд 7

Славянофилы Форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти помещика

Слайд 8

Западники Представители одного из направлений русской общественной мысли второй четверти XIX века

Слайд 9

Славянофилы Представители одного из направлений русской общественной мысли второй четверти XIX века

Слайд 11

Тема урока: Судьба России в спорах западников и славянофилов

Слайд 12

Цель урока - охарактеризовать взгляды западников и славянофилов

Слайд 13

«Судебный процесс» Прочитайте текст. Определите основную идею (мысль) каждого отрывка. Приведите доказательство в виде четкой формулировки из текста. Начните любой из высказываемых аргументов со слов: В вину западникам/славянофилам вменяется следующее…

Слайд 14

Западники Сергей Михайлович Соловьев Петр Яковлевич Чаадаев Павел Васильевич Анненков

Слайд 15

Славянофилы Алексей Степанович Хомяков Константин Сергеевич Аксаков Александр Иванович Кошелев

Слайд 16

1. История России самобытна, у нее особый путь развития. 2. Крепостное право должно быть уничтожено. 3. Выражение народной воли через земские соборы. 4. Парламент и Конституция. 5. Образец для России – западноевропейское устройство. 6. Ограничение власти монарха. Западники Славянофилы Общие идеи Сгруппируйте идеи по их принадлежности к разным общественным течениям. Выделите общие идеи.

Слайд 17

Западники Славянофилы

Слайд 18

Домашнее задание «Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь… и мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно» Александр Иванович Герцен Выскажите свое отношение к позиции А.И. Герцена. Воспользуйтесь ПОПС - формулой для аргументации своего ответа.

Слайд 19

Определить взгляды (мысли) Виссариона Григорьевича Белинского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судьба России в спорах западников и славянофилов

Выявить особенности взглядов западников и славянофилов в 40-е гг. XIX в., показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни;- на основе проведенного социалогического опроса учащихся шко...

Судьба России в спорах западников и славянофилов

Это урок об основных направлениях развития России в середине 19 века....

Тест "Западники и славянофилы"

Тест по истории России для учащихся 8 класса по теме "Западники и славянофилы". (Excel)Принцип работы упражнения с выпадающим списком, сопровождающимся фото или любой другой картинкой прост: выбираетс...

Конспект урока "Западники и славянофилы"

Судьба России в идеях западников и славянофилов...

Материал к уроку истории России 9 класс Тема «Общественная и духовная жизнь в 1830-1850-х гг.». (Славянофилы. Алексей Степанович Хомяков.)

    Славянофилами была основательно изучена природа западной цивилизации и ее влияние на внутреннюю жизнь России. Причем без огульного отрицания, но со взвешенным рассуждением ради ис...