Экономические реформы конца 1960-х - начала 1970-х гг.
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
На уроке предпринята попытка обсудить попытки экономических преобразований в СССР в к. 1960-х - н. 1970-х гг.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Экономические реформы в СССР в конце 1960-х гг. – начале 1970-х гг.».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Проблема: в чем проявился «застой» в экономике СССР?
Цели урока:
- Охарактеризовать экономические реформы А.Н. Косыгина, их итоги и значение для Советского Союза.
- Продолжать развивать умение работы с источниками личного происхождения и статистикой.
- Воспитывать патриотизм и сопричастность трудящимся Советского Союза.
Оборудование:
- Загладин Н.В., Минаков С.Т. и др. История Отечества. 20 век: Учебник для 9 класса общеобр. учреждений. М., 2005. – 400 с.
- Проектор, экран, компьютер, презентация: «Экономические реформы в СССР в конце 1960-х гг. – начале 1970-х гг.».
- Раздаточные материалы: статистические данные и письмо академика М. Моисеева».
Приложение 1
Из письма члена-корреспондента Академии сельскохозяйственных наук СССР М. Моисеева на имя Л.И. Ленина и А.Н. Косыгина (1 февраля 1965 г.).
«Обратиться лично к Вам меня побуждает только что опубликованное сообщение Центрального Статистического Управления об итогах 1964 года. Сообщение бьет в литавры. А между тем мы никогда не падали до 70% прироста промышленного производства, об итогах по сельскохозяйственному производству и говорить трудно… Я не могу приводить много иллюстраций этого. Но скажу лишь, что если в 1928 году… для того, чтобы купить 1 кг сахара, мужик должен был продать 7 кг пшеницы, а в1962 году надо было для покупки 1 кг сахара сдать государству 14 кг пшеницы, то сейчас за кг сахара надо сдать 15 – 16 кг пшеницы…
Все мои предложения в области экономических отношений с деревней сводятся к одному – надо восстановить объективно присущее социализму товарное производство и товарный обмен в народном хозяйстве… бояться расширения рыночных отношений между городом и деревней теперь, когда мы имеем прочно утвердившиеся совхозы и колхозы – просто странно. Пусть развиваются и богатеют колхозы и совхозы, ибо в этом и только в этом заключается подлинное развитие их к коммунизму…».
Вопросы:
- Какая пятилетка по счету начнется в 1965 году?
- С проблемами, в каких отраслях экономики, СССР столкнулся в первые годы правления Л.И. Брежнева?
- Что предлагает М. Моисеев для решения вышеуказанных проблем?
Приложение 2
Таблица: «Потребление мясных и молочных продуктов питания, а также фруктов в СССР и иных промышленно развитых странах (кг в год)»
1961 | 1971 | Задания:
| |||||
мясо | молоко | фрукты | мясо | молоко | фрукты | ||
СССР | 39,6 | 157,5 | 18,4 | 48,6 | 194,4 | 36 | |
США | 88,8 | 266,1 | 76,9 | 108,3 | 243,5 | 93,4 | |
Великобритания | 69,4 | 228,7 | 54,8 | 72,5 | 231,5 | 62,6 | |
Польша | 46,6 | 207,2 | 18,2 | 56,5 | 263,2 | 28,5 | |
Австрия | 65,4 | 219,2 | 134,1 | 78,4 | 219,4 | 109,4 | |
Канада | 78,7 | 251,3 | 95,6 | 95,4 | 222,4 | 86,2 | |
Швеция | 50,6 | 298,8 | 61 | 51,9 | 311 | 84,2 | |
Япония | 7,4 | 18,1 | 29,2 | 19,6 | 45,4 | 52,9 |
Таблица: «Среднемесячная зарплата рабочих и служащих в СССР (в руб. в мес.)»
Отрасли народного хозяйства | 1965 год | 1970 год | Задания:
|
Все | 96,5 | 122 | |
Промышленность | 104,2 | 133,3 | |
Сельское хозяйство | 75 | 101 | |
Строительство | 111,9 | 149,9 | |
Наука и научное обслуживание | 120,6 | 139,5 | |
Аппарат управления | 123,2 | 123,2 | |
Образование | 76 | 108 | |
Культура | - | 84,8 | |
Здоровье | - | 92 |
Таблица: «Обеспеченность населения товарами культурно-бытового и хозяйственного назначения в СССР (шт. на 100 семей)»
Товары | Норма | 1960 год | 1970 год | Задания:
|
Часы всех видов | 640 | 286 | 411 | |
Радиоприемники | 250 | 46 | 42 | |
Телевизоры | 135 | 8 | 51 | |
Магнитофон | 12 | 0,5 | 7 | |
Холодильник | 110 | 4 | 52 | |
Легковые автомобили | 1 | 2 | ||
Швейные машины | 98 | 35 | 56 |
Приложение 3
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Экономические реформы в СССР в конце 1960-х гг. – начале 1970-х гг.». Презентацию подготовил Коршенко Сергей Вадимович учитель истории и обществознания СОШ №339 Невского района Санкт-Петербурга
Реформы в области сельского хозяйства Реформы в области промышленности Отменен запрет на ведение личного подсобного хозяйства; Увеличение закупочных цен на продукцию совхозов и колхозов; Устанавливался твердый план государственных закупок; В колхозах вводились стабильные денежные оклады; Увеличились посевные площади под пшеницу и рожь за счет сокращения посевов кукурузы Вводился хозрасчет; Введена система материального стимулирования производителей (предприятиям разрешалось оставлять часть прибыли в целях расширения производства и материального поощрения работников)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экономические реформы
Презентация к уроку в 9 кл. Экономические реформы начала XX века...
Урок истории по теме: Экономические реформы П.А.Столыпина. «Тихая революция».
Урок истории в 9-й класс. Относится к первому разделу «Россия на рубеже XIX –XXвв. Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах ...
Контрольная работа "Экономические реформы Столыпина"
Контрольная работа "Экономические реформы Столыпина"...
« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»
« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»...
Экономические реформы П.А. Столыпина
9 класс. История России.Представлен тест для 1 и 2 варианта.Целесообразно использовать его в ходе проверки домашнего задания, по теме Экономические реформы П.А.Столыпина.Рассчитан на 5 мин....
Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).
Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...