Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История». Уровень образования: основное общее образование. Класс 7 «А»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7_a_kl_istoriya.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Угутская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: руководитель МО МБОУ «Угутская СОШ» ___________/ Шишкина Е.М./ Протокол № 7 «29» августа 2015 г. | Согласовано: руководитель методсовета МБОУ «Угутская СОШ» _____________/Алтаева М.Г./ Протокол № 3 от «30» августа 2015г. | Утверждаю: директор МБОУ «Угутская СОШ» ____________/Титоренко Е.В./ Приказ № 555 от «31» августа 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История»
Уровень образования: основное общее образование
Класс 7 «А»
Составил(а) Фефилова Татьяна Юрьевна, кандидат культурологии, учитель истории и обществознания |
с.п. Угут
2015-2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа адресована Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Угутская средняя общеобразовательная школа» по всеобщей истории для 7 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа (Сост. Е. С. Савинов, 2011) и обеспечена УМК для 7 классов «История Нового времени» (А.Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, 2013) и «История России. Конец XVI – XVIII век» (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2010).
Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в основной школе:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 6А класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 17 детей, из которых 10 мальчиков и 7 девочек. Успеваемость за предыдущий аттестационный период 100%, качество ЗУН — 88%.
Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем способностей и средней мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету история на базовом уровне.
2. Общая характеристика учебного предмета истории в 7 классах
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучение курса истории в 7 классах основывается на проблемно- хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.
Посредством программы реализуются три основные функции истории:
- познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;
- практическо- политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.
Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.
Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а так же проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д.
- личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса истории конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
- принцип объективности, основанный а фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
3. Место учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по два урока (6–9-й класс – «Всеобщая история» и «История России»).
В 7 классе изучается История нового времени и История России (конец XVI – XVIII вв.). 2 часа в неделю, 35 учебных недель. Общая учебная нагрузка по предмету — 70 учебных часов.
4. Результаты обучения и усвоение содержания курса истории
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированных подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
5. Содержание учебного предмета
История России, История нового времени, 7 класс
(2 часа в неделю, 70 часов)
НОВАЯ ИСТОРИЯ. Конец XV—XVIII В. (35 ч)
От Средневековья к Новому времени. Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
ТЕМА1.
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (16 ч)
Великие географические открытия и их последствия Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк. Эпоха Возрождения Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. Реформация. Утверждение абсолютизма Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
ТЕМА 2.
Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) (5 ч)
Первые буржуазные революции Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
ТЕМА 3.
Эпоха Просвещения. Время преобразований (9 ч)
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Лок. Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.
ТЕМА 4.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (4 ч)
Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
ИСТОРИЯ РОССИИ (35 ч)
ТЕМА 1.
Россия на рубеже XVI-XVII вв. (3 ч)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы. Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий П. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
ТЕМА 2.
Россия в XVII веке. (8 ч)
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича. Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество. Народы России в XVII в. Освоение Сибири. Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг. Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653 —1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемя-кином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков. Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян. Основные понятия темы
Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.
ТЕМА 3.
Россия при Петре I (8 ч)
Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697— 1698 гг. Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода. Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей. Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов. Цена и последствия реформ Петра I. Внешняя политика Петра I. Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузил». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I. Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений. Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки. Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов. Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи
ТЕМА 4.
Россия в 1725-1762 годы (4 ч)
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна. Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков. Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757—1762 гг. П.А.Румянцев. П. С. Салтыков. Основные понятия темы Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.
ТЕМА 5.
Россия в 1762-1801 годах (12 ч)
Екатерина П. Внутренняя политика Екатерины П. Особенности внутренней политики. Политика просвещенно- го абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг. XVIH в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны. Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития. Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством. Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I. Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин. Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковс-кий. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин. Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова. Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин. Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи. Основные понятия темы Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.
6. Тематическое планирование курса история в 7 А классе
№ | Название раздела | Кол-во часов | В том числе на проведение | Основные виды учебной деятельности | |||
Инвар. | Вар. | Лабораторных работ | Практических работ | Контрольных работ | |||
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ | |||||||
1 | От Средневековья к Новому времени | 1 | Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком. | ||||
2 | Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 16 | 2 | 2 | Описывать технические открытия и определять этапы Великих географических открытий; характеризовать технические достижения европейцев в XVI в.; раскрывать причинно-следственные связи межу техническими изобретениями и эпохой Великих географических открытий; называть основные черты абсолютизма; характеризовать разнообразные формы европейского абсолютизма; сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и во Франции; характеризовать изменения социальной структуры европейского общества в Раннее Новое время; сравнивать особенности жизни и быта разных общественных слоев в эпоху Средневековья и в период Нового времени; называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения. характеризовать особенности духовной жизни Европы в XVI-XVII в.; определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени; называть даты основных событий Реформации; называть имена идеологов и представителей реформационного движения; определять основные причины реформации; выявлять основные цели участия в Реформации разных социальных слоев общества; охарактеризовать особенности лютеранского учения | ||
3 | Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) | 5 | 1 | Называть основные этапы и события Нидерландской революции; раскрывать основные причины и значение революции в Нидерландах; называть основные этапы религиозной истории Англии в XVI веке; объяснять устройство англиканской церкви; сравнивать устройство Католической церкви и англиканской церкви; характеризовать основные направления политики Англии в данный период; объяснять значение понятий; называть основные этапы религиозных войн во Франции; раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции; сравнивать политическое устройство Англии и Франции; высказывать суждение о роли О. Кромвеля в политической истории Англии. | |||
4 | Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований | 9 | 1 | 1 | Называть характерные черты эпохи Просвещения; характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения; выявить тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения в XVIII в.; называть условия промышленного переворота; выявлять взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота; характеризовать значение промышленной революции для экономики и социального развития; описывать условия жизни в первых североамериканских колониях; выявлять причины конфликта между жителями колоний и метрополией; раскрывать характерные черты новой американской нации; называть основные черты политического устройства США; выявлять причины победы североамериканских колонии; сравнивать экономическое развитие Франции и Англии в эпоху Просвещения; выявлять причины Французской революции; характеризовать основные события революции; анализировать основные положения Декларация прав человека и Конституции 1791 г.; характеризовать особенности якобинской диктатуры; раскрывать причины падения якобинской диктатуры; характеризовать режим Директории. | ||
5 | Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 4 | 1 | Называть характерные черты политического устройства и экономического развития стран Востока; выявлять последствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом. | |||
ИСТОРИЯ РОССИИ | |||||||
6 | Тема 1. Россия на рубеже XVI –XVII веков | 3 | 1 | Описывать положение основных социальных слоев общества выявлять основные причины Смутного времени; характеризовать внутреннюю политику Бориса Годунова; называть даты основных этапов Смутного времени; называть существенные черты политического устройства станы; характеризовать причины, ход, основные этапы, итоги Смутного времени; раскрывать роль народных масс в процессе выхода из политического кризиса. | |||
7 | Тема 2. Россия в XVII века | 8 | 2 | Называть существенные черты экономического развития России в XVII веке; показывать на исторической карте крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства; характеризовать новые черты в экономике России; сравнивать экономическое развитие в XVII веке в странах Западной Европы и России описывать положение основных сословий в России в XVII веке; называть существенные черты политического устройства России; характеризовать систему управления и самоуправления в России; раскрывать причины падения роли Земских соборов и Боярской Думы в XVII веке; соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма; сравнивать процесс складывания абсолютной монархии в России и в странах Западной Европы; характеризовать сущность и результаты церковной реформы XVII века; выявлять основные причины разногласий между церковью и властью; высказывать суждение о последствиях церковной реформы и деятельности патриарха Никона; соотносить факты и общие явления закрепощения крестьян и народные движения в XVII веке; анализировать основные положения Соборного уложения 1649 г.; сравнивать изменения в положении разных социальных; характеризовать цели, средства, направления внешней политики России в XVII веке; сравнивать цели, результаты внешней политики царя Михаила Федоровича и Алексея Михайловича; называть характерные черты развития духовной жизни России в XVII веке; раскрывать многообразие, своеобразие и противоречивость русской культуры; выявлять сочетание старых и новых элементов русской культуры в XVII веке; характеризовать основные направления в развитии живописи, архитектуры, литературы, зодчества. | |||
8 | Тема 3. Россия при Петре I | 8 | 2 | 1 | Называть основные этапы жизни и деятельности Петра I; соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма; называть даты, основные сражения Северной войны; объяснять значение понятий; анализировать причины неудач и успехи русской армии в ходе Северной войны; выявлять причинно-следственные связи между проведением военной реформы и ходом Северной войны; называть существенные черты экономического, политического, социального развития России в эпоху преобразований Петра I; соотносить факты и общие процессы: реформы Петра I и развитие капиталистических отношений; выявлять изменения в экономике, внутренней политике, социальном развитии, вызванные реформами Петра I; анализировать последствия реформ Петра I для России; называть даты народных движений; описывать положение разных социальных слоев в данный период; выявлять главные причины народных волнений в начале XVII века; сравнивать народные выступления начала XVII века; называть существенные черты духовной жизни России в I четверти XVIII века; характеризовать новые явления в области культуры и быта, введенные Петром; раскрывать значение преобразований в области культуры для дальнейшего развития России. | ||
9 | Тема 4. Россия в 1725 – 1762 годах | 4 | 1 | Называть основные этапы, даты и действующие лица дворцовых переворотов; характеризовать основные направления внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов; выявлять последствия дворцовых переворотов в социальном и политическом развитии России; называть основные направления внутренней политики преемников Петра; описывать положение основных социальных групп населения в данную эпоху; выявлять изменения в положении разных социальных слоев; характеризовать изменения в системе управления; называть основные направления внешней политики преемников Петра; анализировать итоги внешней политики и последствия. | |||
10 | Тема 5. Россия в 1762 – 1801 годах | 12 | 2 | 1 | Называть характерные черты политического устройства России во II половине XVIII в.; характеризовать особенности внутренней политики России в данный период; раскрывать сущность политики «просвещенного абсолютизма»; анализировать изменения в системе управления, судопроизводства при Екатерине II; называть место, имена, обстоятельства, участников крестьянской войны; анализировать причины, особенности и значение крестьянской войны; сравнивать народные восстания «бунташного времени» XVII века и восстания XVIII века; называть существенные черты экономического развития России в конце XVII - начале XVIII в.; соотносить факты и общие процессы: крепостнический строй и разложение феодально-крепостнической системы; характеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII века; раскрывать последствия внешнеполитической деятельности Екатерины II; характеризовать основные направления внутренней и внешней политики Павла I; выявлять особенности проводимой Павлом I политики; называть характерные черты духовной культуры России второй половины XVIII в.; характеризовать развитие просвещения и системы образования в России; выявлять особенности развития искусства и роль академических экспедиций в развитии отечественной науки. | ||
ИТОГО: | 70 | 13 | 4 |
7. Планируемые результаты учебного курса
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 7 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в 7 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
4. Описание (реконструкция):
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
5. Анализ, объяснение: ·
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
6. Работа с версиями, оценками:
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени;
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
В комплект учебных материалов по истории для 7 класса входят:
- учебники;
- хрестоматии, сборники документов;
- исторические атласы;
- настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы;
- рабочие тетради, контурные карты;
- сборники заданий, электронные обучающие программы;
- справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
- книги для чтения.
Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.
Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:
- программно-нормативные документы;
- тематическое планирование;
- предметные и курсовые методические пособия;
- методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках истории, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, и др.
9. Календарно-тематическое планирование по курсу история в 7 А классе
Номер урока п/п | Тема | Дата проведения | Этноэкологическое образование | Примечания | |
Дата планируемая | Дата фактическая | ||||
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ | |||||
От Средневековья к Новому времени | 05.09.15 | 05.09.15 | |||
ТЕМА 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | |||||
Технические открытия и выход к Мировому океану | 07.09.15 | 07.09.15 | |||
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | 12.09.15 | 12.09.15 | |||
Усиление королевской власти в XVI-XVII в. Абсолютизм в Европе | 14.09.15 | 14.09.15 | |||
Дух предпринимательства преобразует экономику | 19.09.15 | 19.09.15 | |||
«Нулевой» контрольный срез | 21.09.15 | 21.09.15 | |||
Европейское общество в раннее Новое время | 26.09.15 | 26.09.15 | |||
Повседневная жизнь | 28.09.15 | 28.09.15 | |||
Великие гуманисты Европы | 03.10.15 | 03.10.15 | |||
Мир художественной культуры эпохи Возрождения | 05.10.15 | 05.10.15 | |||
Мир художественной культуры эпохи Возрождения | 10.10.15 | 10.10.15 | |||
Рождение новой европейской науки | 12.10.15 | 12.10.15 | |||
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 17.10.15 | 17.10.15 | |||
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | 19.10.15 | 19.10.15 | |||
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | 24.10.15 | 24.10.15 | |||
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 26.10.15 | 26.10.15 | |||
Контрольная работа по теме «Реформация и контрреформация» | 31.10.15 | 31.10.15 | |||
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) | |||||
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций | 09.11.15 | 09.11.15 | |||
Парламент против короля. Революция в Англии | 14.11.15 | 14.11.15 | |||
Путь к парламентской монархии | 16.11.15 | 16.11.15 | |||
Международные отношения в XVI - XVIII вв. | 21.11.15 | 21.11.15 | |||
Международные отношения в XVI - XVIII вв. | 23.11.15 | 24.12.15 | |||
Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований | |||||
Великие просветители Европы | 28.11.15 | 28.11.15 | |||
Мир художественной культуры эпохи Просвещения | 30.11.15 | 01.12.15 | |||
На пути к индустриальной эре | 05.12.15 | 05.12.15 | |||
Английские колонии в Северной Америке | 07.12.15 | 08.12.15 | |||
Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки | 12.12.15 | 12.12.15 | |||
Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции | 14.12.15 | 19.12.15 | |||
Французская революция. От монархии к республике | 19.12.15 | 22.12.15 | |||
Контрольный срез за I полугодие | 21.12.15 | 15.12.15 | |||
Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта | 26.12.15 | 26.12.15 | |||
Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | |||||
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Новое время | 11.01.16 | 12.01.16 | |||
Государства Востока. Начало европейской колонизации | 16.01.16 | ||||
Государства Востока. Начало европейской колонизации | 18.01.16 | ||||
Повторение по теме «История Нового времени: 1500-1800 гг.» | 23.01.16 | ||||
ИСТОРИЯ РОССИИ | |||||
Тема 1. Россия на рубеже XVI –XVII веков | |||||
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | 25.01.16 | ||||
Смута | 30.01.16 | ||||
Окончание смутного времени | 01.02.16 | ||||
Тема 2. Россия в XVII века | |||||
Новые явления в экономике | 06.02.16 | ||||
Основные сословия российского общества | 08.02.16 | ||||
Политическое развитие страны | 13.02.16 | ||||
Власть и церковь. Церковный раскол | 15.02.16 | ||||
Народные движения | 20.02.16 | ||||
Внешняя политика | 22.02.16 | ||||
Образование и культура в XVII в. | 27.02.16 | ||||
Сословный быт. Обычаи и нравы | 29.02.16 | ||||
Тема 3. Россия при Петре I | |||||
Предпосылки петровских преобразований | 05.03.16 | ||||
Петр I. Россия на рубеже веков | 07.03.16 | ||||
Северная война | 12.03.16 | ||||
Реформы Петра I | 14.03.16 | ||||
Экономика России в первой четверти XVIII в. | 19.03.16 | ||||
Народные движения первой четверти XVIII в. | 28.03.16 | ||||
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. | 02.04.16 | ||||
Контрольная работа по теме «Россия при Петре I» | 04.04.16 | ||||
Тема 4. Россия в 1725 – 1762 годах | |||||
Дворцовые перевороты | 09.04.16 | ||||
Дворцовые перевороты | 11.04.16 | ||||
Внутренняя политика в 1725-1762 гг. | 16.04.16 | ||||
Внешняя политика России в 1725-1762 гг. | 18.04.16 | ||||
Тема 5. Россия в 1762 – 1801 годах | |||||
Внутренняя политика Екатерины II | 23.04.16 | ||||
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева | 25.04.16 | ||||
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. | 30.04.16 | ||||
Внешняя политика Екатерины II | 02.05.16 | ||||
Внешняя политика Екатерины II | 07.05.16 | ||||
Россия при Павле I | 09.05.16 | ||||
Наука и образование | 14.05.16 | ||||
Контрольный срез за год | 16.05.16 | ||||
Художественная культура | 21.05.16 | ||||
Художественная культура | 23.05.16 | ||||
Быт и обычаи | 28.05.16 | ||||
Повторение по теме: «Россия в XVI – XVIII вв.» | 30.05.16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...