Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Фефилова Татьяна Юрьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История».  Уровень образования: (основное общее образование) класс 9 А

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_9_a_kl_istoriya.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Угутская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:

руководитель МО

МБОУ «Угутская СОШ»

___________/ Шишкина Е.М./

Протокол № 7

«29» августа 2015 г.

Согласовано:

руководитель методсовета

МБОУ «Угутская СОШ»

_____________/Алтаева М.Г./

Протокол № 3

от «30» августа 2015г.

Утверждаю:

директор

МБОУ «Угутская СОШ»

____________/Титоренко Е.В./

Приказ № 555

от «31» августа 2015 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «История»

Уровень образования: (основное общее образование)

класс 9 А

Составил(а) Фефилова Татьяна Юрьевна,

кандидат культурологии,

учитель истории и обществознания

 

с.п. Угут

2015-2016 учебный год

1. Пояснительная записка

Программа адресована Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Угутская средняя общеобразовательная школа» по всеобщей истории для 9 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа (Сост. Е. С. Савинов, 2011) и обеспечена УМК для 9 классов История России. XX – начало XXI в.» (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Бранндт, 2010) и «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс» (Шубин А.В., 2013).

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в основной школе:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 9А класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 15 детей, из которых 9 мальчиков и 6 девочек. Успеваемость за предыдущий аттестационный период 100%, качество ЗУН — 93%.

Основная масса обучающихся класса – это дети с высоким уровнем способностей и средней мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету история на базовом уровне.

2. Общая характеристика учебного предмета истории в 9 классах

 Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

 Изучение курса истории в 9 классах основывается на проблемно - хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.

 Посредством программы реализуются три основные функции истории:

- познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

- практическо- политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.

 Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.

 Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а так же проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

 Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;
  • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д.
  • личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
  • проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

 Содержание курса истории конструируется на следующих принципах:

  • принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
  • принцип объективности,основанный а фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
  • принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
  • принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

 Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.

 Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

3. Место учебного предмета «История» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по два урока (6–9-й класс – «Всеобщая история» и «История России», с приоритетом последней).

В 9 классе изучается Новейшая история (XX век) и История России (XX век). 2 часа в неделю, 35 учебных недели. Общая учебная нагрузка по предмету — 70 учебных часов.

4. Результаты обучения и усвоение содержания курса истории

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированных подходов в процессе усвоения программы.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  •  владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 

5. Содержание учебного предмета

Новейшая история История России 9 класс

(2 часа в неделю, 70 часов)

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ХХ — НАЧАЛО XXI В.

Введение

Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.

Раздел I. Первая мировая война и ее последствия

Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж. Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъём освободительных движений в колониальных и зависимых странах.

Первая мировая война (1914—1918 гг.) Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны.

Раздел II. Мир после Первой мировой войны

От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско-Вашингтонская система. Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини. Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнёта; М. К. Ганди.

Раздел III. Великая депрессия и наступление тоталитаризма

Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта. Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима. Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936—1939 гг. в Испании. Международные отношения в 1920—1930-е гг. Лига Наций и её деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось «Берлин—Рим—Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты.

Раздел IV. Вторая мировая война

Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холокост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.

Раздел V. «Холодная война»

Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны». Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы. «Разрядка». Новые явления в экономике и социальной жизни послевоенного мира. «Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс.

Раздел VI. Развитые индустриальные страны в середине XX – начале XXI века

Научно-техническая революция второй половины XX в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества. Соединённые Штаты Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика. Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты.

Раздел VII. Страны социалистического блока в 1950-1980-х годах. Пути их развития на рубеже XX – XXI вв.

Страны Восточной Европы во второй половине ХХ — начале XXI в. Революции середины 1940-х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. События конца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг. Социальные отношения. Внешнеполитические позиции восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе.

Раздел VIII. Латинская Америка, Азия и Африка в середине XX – начале XXI века

Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине ХХ в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей истории региона.

Раздел IX. Человечество в начале XXI века

Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, её роль в современном мире. Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI в.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел I. Россия на рубеже XIX – XX вв.

Задачи и особенности модернизации страны. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Монополистический капитализм. Иностранный капитал в России. Аграрный вопрос. Российское общество в начале XX в.: социальная структура, положение основных групп населения. Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II, его политические воззрения. Консервативно-охранительная политика.

Необходимость преобразований. Реформаторские проекты начала XX в. и опыт их реализации (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин). Самодержавие и общество. Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны. Общественное движение в России в начале XX в. Либералы и консерваторы. Возникновение социалистических организаций и партий: их цели, тактика, лидеры Г(. В. Плеханов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов). Первая российская революция (1905—1907 гг.): причины, характер, участники, основные события. Реформа политической системы. Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И. Пуршкевич). Думская деятельность в 1906—1907 гг. Итоги и значение революции. Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение. Политическая и общественная жизнь в России в 1912—1914 гг. Культура России в начале XX в. Открытия российских учёных в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство (С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин). Русский балет. «Русские сезоны» С. П. Дягилева. Первые шаги российского кинематографа. Российская культура начала XX в. — составная часть мировой культуры. Россия в Первой мировой войне. Международные противоречия на рубеже XIX—XX вв. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины войны, цели и планы сторон. Начало войны. Восточный фронт: основные события, их влияние на общий ход войны. Человек на фронте и в тылу. Отношение к войне в обществе.

Раздел II. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.

Нарастание оппозиционных настроений. Россия в 1917—1921 гг. Революционные события 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Причины революции. Падение самодержавия. Временное правительство и советы. Основные политические партии, их лидеры. Альтернативы развития страны после Февраля. Кризисы власти. Выступление генерала Корнилова. Политическая тактика большевиков, их приход к власти в октябре 1917 г. Становление советской власти. Первые декреты. Создание советской государственности. В. И. Ленин. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир: условия, экономические и политические последствия. Экономическая политика советской власти: «красногвардейская атака на капитал», политика военного коммунизма. Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооружённой борьбы. Белые и красные: мобилизация сил, военные лидеры, боевые действия в 1918—1920 гг. Белый и красный террор. Положение населения в годы войны. «Зелёные». Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков. Экономический и политический кризис в конце 1920 — начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, мятеж в Кронштадте).

Раздел III. СССР на путях строительства нового общества

Переход к новой экономической политике. СССР в 1922—1941 гг. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения. Национальная политика советской власти. Политическая жизнь в 1920-е гг. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве. Достижения и противоречия нэпа, причины его свёртывания. Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И. В. Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Изменение социальной структуры советского общества. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Культура и духовная жизнь в 1920—1930-е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Власть и интеллигенция. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Политика власти в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции. Конституция СССР 1936 г. Страна в конце 1930-х — начале 1940-х гг. Основные направления внешней политики Советского государства в 1920—1930-е гг. Укрепление позиций страны на международной арене. Участие СССР в деятельности Лиги Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Дальневосточная политика. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Советско-германские договоры 1939 г., их характер и последствия. Внешнеполитическая деятельность СССР в конце 1939 — начале 1941 г. Война с Финляндией и её итоги.

Раздел IV. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.

Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941—1945 г г. Советский тыл в годы войны. Оккупационный режим на занятых германскими войсками территориях. Партизанское движение. Человек на войне (полководцы и солдаты, труженики тыла). Наука и культура в годы войны. Роль СССР в создании и деятельности антигитлеровской коалиции. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. Действия советских войск в Маньчжурии, военный разгром Японии. Итоги Великой Отечественной войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы Г.К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев, И. Д. Черняховский и др.). Великая Отечественная война 1941—1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.

Раздел V. СССР в 1945 – 1953 гг.

СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг. Послевоенное общество. Возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время. Голод 1946—1947 гг. Противоречия социально-политического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании 1940-х гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военнополитических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря. Советское общество в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг. Смерть Сталина и борьба за власть. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий.

Раздел VI. СССР в 1923 – середине 60-х гг.

Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Социальная политика; жилищное строительство. Выработка новых подходов во внешней политике (концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем). Карибский кризис, его преодоление. СССР и страны социалистического лагеря. Взаимоотношения со странами «третьего мира». Советская культура в конце 1950-х — 1960-е гг. Научно-техническая революция в СССР, открытия в науке и технике (М. В. Келдыш, И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров и др.). Успехи советской космонавтики (С. П. Королёв, Ю. А. Гагарин). Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960-х гг. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция. Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущёва. Причины отставки Н. С. Хрущёва.

Раздел VII. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX в.

СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Альтернативы развития страны в середине 1960-х гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Концепция развитого социализма. Конституция СССР 1977 г. Советская культура в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Развитие среднего и высшего образования. Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты. Достижения и противоречия художественной культуры. Повседневная жизнь людей. СССР в системе международных отношений в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряжённости в отношениях Восток—Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Отношения СССР с социалистическими странами. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки.

Раздел VIII. Перестройка в СССР (1985 - 1991)

СССР в годы перестройки (1985—1991 гг.). Предпосылки изменения государственного курса в середине 1980-х гг. М. С. Горбачёв. Реформа политической системы. Возрождение российской многопартийности. Демократизация и гласность. Национальная политика и межнациональные отношения. Экономические реформы, их результаты. Перемены и повседневная жизнь людей в городе и селе. Изменения в культуре и общественном сознании. Возрастание роли средств массовой информации. Власть и церковь в годы перестройки. Внешняя политика в годы перестройки: новое политическое мышление, его воздействие на международный климат. Снижение угрозы мировой ядерной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Смена политических режимов в странах Восточной Европы, роспуск СЭВ и ОВД. Итоги и последствия осуществления курса нового политического мышления. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий в СССР. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.

Раздел IX. Россия в конце XX – начале XXI в.

Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Изменения в системе власти. Б. Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.). Экономические реформы 1990-х гг.: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. Основные направления национальной политики: успехи и просчёты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военнополитический кризис в Чеченской Республике. Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е гг. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 г. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье. Российская Федерация в 2000—2008 гг. Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы 2000 г . Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Культура и духовная жизнь общества в начале XXI в. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская культура в международном контексте. Власть, общество, церковь. Воссоединение Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью. Президентские выборы 2008 г . Президент России Д. А. Медведев. Общественно-политическое развитие страны на современном этапе. Государственная политика в условиях экономического кризиса. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI в. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений.


6. Тематическое планирование курса история в 9 А классе

Название раздела

Кол-во часов

В том числе на проведение

Основные виды учебной деятельности

Инвар.

Вар.

Лабораторных работ        

Практических работ        

Контрольных работ

1

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

2

Введение

1

Называть черты традиционного общества. Понимать основное содержание процесса модернизации.

3

Раздел I. Первая мировая война и ее последствия

3

1

Знать и объяснять основные технические изобретения и научные открытия. Давать характеристику экономическому кризису как одной из причин перехода к монополистическому капитализму. Указывать его черты. Называть изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Различать миграцию и эмиграцию населения. Характеризовать проблемы связанные с явлением  женского и детского труда. Называть причины, характер и основные события I Мировой войны.

4

Раздел II. Мир после Первой мировой войны

4

1

Давать характеристику Версальско-Вашингтонской системы. Давать определение понятиям: «новая буржуазия», «средний класс», «рабочий класс».

5

Раздел III. Великая депрессия и наступление тоталитаризма

3

Давать характеристику и формулировать особенности Мирового экономического кризиса. Понимать понятие «фашизм», объяснять причины прихода  к власти в Германии социально-демокритической партии.

6

Раздел IV. Вторая мировая война

2

1

Называть причины, характер и основные события II Мировой войны. Характеризовать позиции стран-участников II Мировой войны, их интересы, ожидания, причины вступления в войну. Называть основные этапы войны, важнейшие боевые действия.

7

Раздел V. «Холодная война»

4

Объяснять термины «холодная война», «противостояние», «мирное урегулирование», «страны соцлагеря». Объяснять причины «Холодной войны», основные этапы, называть страны-участницы.

8

Раздел VI. Развитые индустриальные страны в середине XX – начале XXI века

3

Давать характеристику «обществу потребления». Уметь объяснять причины массовых народных движений 1960-х гг, формулировать их характерные черты и особенности.

9

Раздел VII. Страны социалистического блока в 1950-1980-х годах. Пути их развития на рубеже XX – XXI вв.

1

Давать определение термину «реальный социализм». Характеризовать особенности коммунистических режимов в Азии. Объяснять причины крушения социалистической системы.

10

Раздел VIII. Латинская Америка, Азия и Африка в середине XX – начале XXI в.

2

Давать общую характеристику экономического и политического развития стран Латинской Америки и Азии во второй половине XX века.

11

Раздел IX. Человечество в начале XXI в.

1

Знать и уметь характеризовать Глобальные проблемы человечества. Давать характеристику современной геополитической обстановке.

12

ИСТОРИЯ РОССИИ

13

Раздел I. Россия на рубеже XIX – XX вв.

9

1

Знать особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Давать характеристику аграрному вопросу, особенностям рабочего движения. Объяснять причины, характер, основные этапы и последствия Русско-японской войны и Революции 1905-1907 гг. Характеризовать особенности русского парламентаризма (Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий). Объяснять причины международного кризиса 1914 г. и вступления России в Первую мировую войну, основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте.

14

Раздел II. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.

6

1

Объяснять причины назревание революционного кризиса в Российской империи. Давать характеристику Революции 1917 г., падению монархии,  распада российской государственности. Знать основные этапы провозглашение советской власти, становление советской системы управления. Объяснять причины, характер и основные этапы Гражданской войны. Характеризовать «Белый» и «красный» террор. Давать характеристику положению крестьянства в годы гражданской войны, социально-экономического и политического кризиса 1920-1921 гг.

15

Раздел III. СССР на путях строительства нового общества

7

Давать характеристику НЭПа и первых реформ советской власти, советской модели модернизации. Объяснять понятия «индустриализация», «социалистическое соревнование»,  «коллективизация», «командная система управления экономикой», «партийно-государственный аппарат». Объяснять причины формирование культа личности И.В. Сталина. Давать характеристику массовым репрессиям.

16

Раздел IV. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.

6

2

Объяснять причины и характер Великой отечественной войны, мероприятия по укрепления обороноспособности страны, Пакт Молотова-Риббентропа. Знать основные сражения войны (Московское сражение. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Берлинская операция). Объяснять причины участия СССР в военных действиях против Японии. Давать характеристику советскому тылу в годы войны, эвакуации промышленности,  партизанскому движению.

17

Раздел V. СССР в 1945 – 1953 гг.

3

Знать особенности экономической системы после войны. Объяснять причины и особенности XX съезда КПСС, разоблачения «культа личности» И.В. Сталина.

18

Раздел VI. СССР в 1953 – середине 60-х гг.

4

Давать характеристику понятий: «оттепель», «культ личности», «реабилитация». Давать характеристику личности Н.С. Хрущова

19

Раздел VII. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX в.

3

Давать характеристику понятий: «застой», «теневая экономика», «коррупция». Давать характеристику личности Л.И. Брежнева. Объяснять характер экономических реформ середины 1960-х гг.

20

Раздел VIII. Перестройка в СССР (1985 - 1991)

4

1

Объяснять причины перехода к политике перестройки (М.С. Горбачев. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР). Давать характеристику августовские событиям 1991 г. и распаду СССР.

21

Раздел IX. Россия в конце XX – начале XXI в.

4

1

Понимать особенности перехода к рыночной экономике. Знать понятия «приватизация», «дефолт». Давать характеристику политической системе, знать основные политические партии и движения. Уметь формулировать приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков, взаимоотношения с СНГ, США, Европейским союзом.

22

ИТОГО:

70

6

3


7. Планируемые результаты учебного курса

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в 9 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новейшего времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
  • соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  •  группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
  • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;

4. Описание (реконструкция): · составлять описание образа жизни различных групп населения XX века, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях новейшей истории;

5. Анализ, объяснение: ·

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новейшее время; б) эволюции политического строя; в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
  • сопоставлять развитие России и других стран в Новейшее время, сравнивать исторические ситуации и события;

6. Работа с версиями, оценками:

  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

В комплект учебных материалов по истории для 9 класса входят:

  1. учебники;
  2. хрестоматии, сборники документов;
  3. исторические атласы;
  4. настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы;
  5. рабочие тетради, контурные карты;
  6. сборники заданий, электронные обучающие программы;
  7. справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
  8. книги для чтения.

Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.

Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:

  1. программно-нормативные документы;
  2. тематическое планирование;
  3. предметные и курсовые методические пособия;
  4. методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках истории, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, и др.

9. Календарно-тематическое планирование по курсу история в 9 А классе

Номер урока

п/п

Тема

Дата проведения

Этноэкологическое образование

Примечания

Дата планируемая

Дата фактическая

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Введение

05.09.15

05.09.15

Раздел I. Первая мировая война и ее последствия

Мир накануне Первой мировой войны

07.09.15

07.09.15

Первая мировая война и ее итоги

12.09.15

12.09.15

Революционная волна после Первой мировой войны

14.09.15

14.09.15

Раздел II. Мир после Первой мировой войны

Версальско-Вашингтонская система.

19.09.15

19.09.15

Страны Запада в 1920-е гг.

21.09.15

21.09.15

Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм.

26.09.15

26.09.15

Национально-освободительное движение в странах Востока.

28.09.15

28.09.15

Раздел III. Великая депрессия и наступление тоталитаризма

Великая депрессия. Преобразования Рузвельта в США

03.10.15

03.10.15

Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский нацизм.

05.10.15

05.10.15

Рост международной напряженности. Гражданская война в Испании.

10.10.15

10.10.15

Раздел IV. Вторая мировая война

Начало Второй мировой войны

 12.10.15

 12.10.15

Вторая мировая война: СССР и союзники.

17.10.15

17.10.15

Разгром Германии и Японии

19.10.15

19.10.15

Раздел V. «Холодная война»

Начало «холодной войны»

24.10.15

24.10.15

Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы

26.10.15

26.10.15

Дальний Восток и Юго-Восточная Азия в 1940-1970-е гг.

31.10.15

31.10.15

«Разрядка»

09.11.15

10.11.15

Раздел VI. Развитые индустриальные страны в середине XX – начале XXI века

Возникновение «общества потребления».

14.11.15

14.11.15

Массовые народные движения 1960-х гг.

16.11.15

17.11.15

Раздел VII. Страны социалистического блока в 1950-1980-х годах. Пути их развития на рубеже XX – XXI вв.

Страны социалистического блока в 1950-1980-х гг.

21.11.15

21.11.15

Раздел VIII. Латинская Америка, Азия и Африка в середине XX – начале XXI в.

Латинская Америка в сер. XX — нач. XXI вв.

23.11.15

24.11.15

Страны Азии и Африки в сер. XX — нач. XXI вв.

28.11.15

28.11.15

Раздел IX. Человечество в начале XXI в.

Человечество в нач. XXI в.

30.11.15

01.12.15

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел I. Россия на рубеже XIX – XX вв.

Государство и российское общество в к. XIX — нач. XX в.

05.12.15

05.12.15

Экономическое развитие страны.

07.12.15

12.12.15

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

12.12.15

08.12.15

Внешняя политика России. Русско-японская война 1904-1905 гг.

14.12.15

15.12.15

Первая российская революция. Реформы политической системы.

19.12.15

19.12.15

Экономические реформы.

Контрольный срез за I полугодие

21.12.15

22.12.15

Политическая жизнь в 1907-1914 гг.

26.12.15

26.12.15

Духовная жизнь Серебряного века.

11.01.16

12.01.16

Россия в Первой мировой войне.

16.01.16

16.01.16

Раздел II. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.

Свержение монархии. Россия весной — летом 1917 г.

18.01.16

Октябрьская революция

23.01.16

Формирование советской государственности

25.01.16

Гражданская война

30.01.16

Экономическая политика красных и белых

01.02.16

Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

06.02.16

Раздел III. СССР на путях строительства нового общества

Переход к нэпу

08.02.16

Образование Союза Советских Социалистических республик

13.02.16

Международное положение и внешняя политика в 20-е гг.

15.02.16

Политическое развитие и духовная жизнь в 20-е гг.

20.02.16

Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства

22.02.16

Политическая система СССР  и духовная жизнь в 30-е гг.

27.02.16

Внешняя политика СССР в 30-е гг.

29.02.16

Раздел IV. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.

СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны

05.03.16

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома

07.03.16

Советский тыл в Великой Отечественной войне

12.03.16

Коренной перелом в ходе Великой отечественной войны

14.03.16

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

19.03.16

СССР на завершающем этапе Великой Отечественной войны

28.03.16

Раздел V. СССР в 1945 – 1953 гг.

Восстановление экономики

02.04.16

Политическое развитие, идеология и культура

04.04.16

Внешняя политика

09.04.16

Раздел VI. СССР в 1953 – середине 60-х гг.

Изменение политической системы

11.04.16

Экономика СССР в 1953-1964 гг.

16.04.16

«Оттепель» в духовной жизни

18.04.16

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

23.04.16

Раздел VII. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX в.

Консервация политического режима и экономика «развитого социализма»

25.04.16

Общественная жизнь в сер. 60-х — сер. 80-х гг.

30.04.16

Политика разрядки: надежды и результаты

02.05.16

Раздел VIII. Перестройка в СССР (1985 - 1991)

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги

07.05.16

Экономические реформы 1985-1991 гг.

09.05.16

Политика гласности: достижения и издержки

14.05.16

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

16.05.16

Раздел IX. Россия в конце XX – начале XXI в.

Российская экономика на пути к рынку

21.05.16

Политическая и духовная жизнь в конце XX в.

23.05.16

Итоговый контрольный срез

28.05.16

 Геополитическое положение и внешняя политика России в начале XXI в.

30.05.16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...