Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История». Уровень образования: (основное общее образование) класс 9 А
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_9_a_kl_istoriya.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Угутская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: руководитель МО МБОУ «Угутская СОШ» ___________/ Шишкина Е.М./ Протокол № 7 «29» августа 2015 г. | Согласовано: руководитель методсовета МБОУ «Угутская СОШ» _____________/Алтаева М.Г./ Протокол № 3 от «30» августа 2015г. | Утверждаю: директор МБОУ «Угутская СОШ» ____________/Титоренко Е.В./ Приказ № 555 от «31» августа 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История»
Уровень образования: (основное общее образование)
класс 9 А
Составил(а) Фефилова Татьяна Юрьевна, кандидат культурологии, учитель истории и обществознания |
с.п. Угут
2015-2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа адресована Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Угутская средняя общеобразовательная школа» по всеобщей истории для 9 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа (Сост. Е. С. Савинов, 2011) и обеспечена УМК для 9 классов История России. XX – начало XXI в.» (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Бранндт, 2010) и «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс» (Шубин А.В., 2013).
Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в основной школе:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 9А класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 15 детей, из которых 9 мальчиков и 6 девочек. Успеваемость за предыдущий аттестационный период 100%, качество ЗУН — 93%.
Основная масса обучающихся класса – это дети с высоким уровнем способностей и средней мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету история на базовом уровне.
2. Общая характеристика учебного предмета истории в 9 классах
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучение курса истории в 9 классах основывается на проблемно - хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.
Посредством программы реализуются три основные функции истории:
- познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;
- практическо- политическая функция, состоящая в том , что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.
Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.
Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а так же проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д.
- личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса истории конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
- принцип объективности,основанный а фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
3. Место учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по два урока (6–9-й класс – «Всеобщая история» и «История России», с приоритетом последней).
В 9 классе изучается Новейшая история (XX век) и История России (XX век). 2 часа в неделю, 35 учебных недели. Общая учебная нагрузка по предмету — 70 учебных часов.
4. Результаты обучения и усвоение содержания курса истории
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированных подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
5. Содержание учебного предмета
Новейшая история История России 9 класс
(2 часа в неделю, 70 часов)
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ХХ — НАЧАЛО XXI В.
Введение
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Раздел I. Первая мировая война и ее последствия
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж. Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъём освободительных движений в колониальных и зависимых странах.
Первая мировая война (1914—1918 гг.) Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны.
Раздел II. Мир после Первой мировой войны
От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско-Вашингтонская система. Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини. Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнёта; М. К. Ганди.
Раздел III. Великая депрессия и наступление тоталитаризма
Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта. Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима. Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936—1939 гг. в Испании. Международные отношения в 1920—1930-е гг. Лига Наций и её деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось «Берлин—Рим—Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты.
Раздел IV. Вторая мировая война
Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холокост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германии. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны.
Раздел V. «Холодная война»
Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны». Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы. «Разрядка». Новые явления в экономике и социальной жизни послевоенного мира. «Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс.
Раздел VI. Развитые индустриальные страны в середине XX – начале XXI века
Научно-техническая революция второй половины XX в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества. Соединённые Штаты Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика. Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты.
Раздел VII. Страны социалистического блока в 1950-1980-х годах. Пути их развития на рубеже XX – XXI вв.
Страны Восточной Европы во второй половине ХХ — начале XXI в. Революции середины 1940-х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. События конца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг. Социальные отношения. Внешнеполитические позиции восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе.
Раздел VIII. Латинская Америка, Азия и Африка в середине XX – начале XXI века
Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине ХХ в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально-экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей истории региона.
Раздел IX. Человечество в начале XXI века
Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, её роль в современном мире. Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале XXI в.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Раздел I. Россия на рубеже XIX – XX вв.
Задачи и особенности модернизации страны. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Монополистический капитализм. Иностранный капитал в России. Аграрный вопрос. Российское общество в начале XX в.: социальная структура, положение основных групп населения. Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II, его политические воззрения. Консервативно-охранительная политика.
Необходимость преобразований. Реформаторские проекты начала XX в. и опыт их реализации (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин). Самодержавие и общество. Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны. Общественное движение в России в начале XX в. Либералы и консерваторы. Возникновение социалистических организаций и партий: их цели, тактика, лидеры Г(. В. Плеханов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов). Первая российская революция (1905—1907 гг.): причины, характер, участники, основные события. Реформа политической системы. Становление российского парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий, их программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И. Пуршкевич). Думская деятельность в 1906—1907 гг. Итоги и значение революции. Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение. Политическая и общественная жизнь в России в 1912—1914 гг. Культура России в начале XX в. Открытия российских учёных в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство (С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин). Русский балет. «Русские сезоны» С. П. Дягилева. Первые шаги российского кинематографа. Российская культура начала XX в. — составная часть мировой культуры. Россия в Первой мировой войне. Международные противоречия на рубеже XIX—XX вв. Формирование двух военно-политических блоков в Европе. Причины войны, цели и планы сторон. Начало войны. Восточный фронт: основные события, их влияние на общий ход войны. Человек на фронте и в тылу. Отношение к войне в обществе.
Раздел II. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.
Нарастание оппозиционных настроений. Россия в 1917—1921 гг. Революционные события 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Причины революции. Падение самодержавия. Временное правительство и советы. Основные политические партии, их лидеры. Альтернативы развития страны после Февраля. Кризисы власти. Выступление генерала Корнилова. Политическая тактика большевиков, их приход к власти в октябре 1917 г. Становление советской власти. Первые декреты. Создание советской государственности. В. И. Ленин. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир: условия, экономические и политические последствия. Экономическая политика советской власти: «красногвардейская атака на капитал», политика военного коммунизма. Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооружённой борьбы. Белые и красные: мобилизация сил, военные лидеры, боевые действия в 1918—1920 гг. Белый и красный террор. Положение населения в годы войны. «Зелёные». Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Причины победы большевиков. Экономический и политический кризис в конце 1920 — начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские восстания, мятеж в Кронштадте).
Раздел III. СССР на путях строительства нового общества
Переход к новой экономической политике. СССР в 1922—1941 гг. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения. Национальная политика советской власти. Политическая жизнь в 1920-е гг. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве. Достижения и противоречия нэпа, причины его свёртывания. Советская модель модернизации. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И. В. Сталин. Массовые репрессии, их последствия. Изменение социальной структуры советского общества. Положение основных социальных групп. Повседневная жизнь и быт населения городов и деревень. Культура и духовная жизнь в 1920—1930-е гг. «Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Развитие советской науки. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Власть и интеллигенция. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Политика власти в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции. Конституция СССР 1936 г. Страна в конце 1930-х — начале 1940-х гг. Основные направления внешней политики Советского государства в 1920—1930-е гг. Укрепление позиций страны на международной арене. Участие СССР в деятельности Лиги Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Дальневосточная политика. События у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Советско-германские договоры 1939 г., их характер и последствия. Внешнеполитическая деятельность СССР в конце 1939 — начале 1941 г. Война с Финляндией и её итоги.
Раздел IV. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.
Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941—1945 г г. Советский тыл в годы войны. Оккупационный режим на занятых германскими войсками территориях. Партизанское движение. Человек на войне (полководцы и солдаты, труженики тыла). Наука и культура в годы войны. Роль СССР в создании и деятельности антигитлеровской коалиции. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. Действия советских войск в Маньчжурии, военный разгром Японии. Итоги Великой Отечественной войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы Г.К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев, И. Д. Черняховский и др.). Великая Отечественная война 1941—1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
Раздел V. СССР в 1945 – 1953 гг.
СССР с середины 1940-х до середины 1950-х гг. Послевоенное общество. Возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время. Голод 1946—1947 гг. Противоречия социально-политического развития. Усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании 1940-х гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух военнополитических блоков. Начало «холодной войны». Политика укрепления социалистического лагеря. Советское общество в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг. Смерть Сталина и борьба за власть. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий.
Раздел VI. СССР в 1923 – середине 60-х гг.
Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Социальная политика; жилищное строительство. Выработка новых подходов во внешней политике (концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем). Карибский кризис, его преодоление. СССР и страны социалистического лагеря. Взаимоотношения со странами «третьего мира». Советская культура в конце 1950-х — 1960-е гг. Научно-техническая революция в СССР, открытия в науке и технике (М. В. Келдыш, И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров и др.). Успехи советской космонавтики (С. П. Королёв, Ю. А. Гагарин). Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960-х гг. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция. Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущёва. Причины отставки Н. С. Хрущёва.
Раздел VII. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX в.
СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Альтернативы развития страны в середине 1960-х гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Концепция развитого социализма. Конституция СССР 1977 г. Советская культура в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Развитие среднего и высшего образования. Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты. Достижения и противоречия художественной культуры. Повседневная жизнь людей. СССР в системе международных отношений в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряжённости в отношениях Восток—Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Отношения СССР с социалистическими странами. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки.
Раздел VIII. Перестройка в СССР (1985 - 1991)
СССР в годы перестройки (1985—1991 гг.). Предпосылки изменения государственного курса в середине 1980-х гг. М. С. Горбачёв. Реформа политической системы. Возрождение российской многопартийности. Демократизация и гласность. Национальная политика и межнациональные отношения. Экономические реформы, их результаты. Перемены и повседневная жизнь людей в городе и селе. Изменения в культуре и общественном сознании. Возрастание роли средств массовой информации. Власть и церковь в годы перестройки. Внешняя политика в годы перестройки: новое политическое мышление, его воздействие на международный климат. Снижение угрозы мировой ядерной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Смена политических режимов в странах Восточной Европы, роспуск СЭВ и ОВД. Итоги и последствия осуществления курса нового политического мышления. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий в СССР. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.
Раздел IX. Россия в конце XX – начале XXI в.
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской государственности. Изменения в системе власти. Б. Н. Ельцин. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993 г.). Экономические реформы 1990-х гг.: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике. Основные направления национальной политики: успехи и просчёты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военнополитический кризис в Чеченской Республике. Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е гг. Россия и Запад. Балканский кризис 1999 г. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье. Российская Федерация в 2000—2008 гг. Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы 2000 г . Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Приоритетные национальные проекты и федеральные программы. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Культура и духовная жизнь общества в начале XXI в. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская культура в международном контексте. Власть, общество, церковь. Воссоединение Русской православной церкви с Русской зарубежной церковью. Президентские выборы 2008 г . Президент России Д. А. Медведев. Общественно-политическое развитие страны на современном этапе. Государственная политика в условиях экономического кризиса. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI в. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений.
6. Тематическое планирование курса история в 9 А классе
№ | Название раздела | Кол-во часов | В том числе на проведение | Основные виды учебной деятельности | |||
Инвар. | Вар. | Лабораторных работ | Практических работ | Контрольных работ | |||
1 | НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ | ||||||
2 | Введение | 1 | Называть черты традиционного общества. Понимать основное содержание процесса модернизации. | ||||
3 | Раздел I. Первая мировая война и ее последствия | 3 | 1 | Знать и объяснять основные технические изобретения и научные открытия. Давать характеристику экономическому кризису как одной из причин перехода к монополистическому капитализму. Указывать его черты. Называть изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Различать миграцию и эмиграцию населения. Характеризовать проблемы связанные с явлением женского и детского труда. Называть причины, характер и основные события I Мировой войны. | |||
4 | Раздел II. Мир после Первой мировой войны | 4 | 1 | Давать характеристику Версальско-Вашингтонской системы. Давать определение понятиям: «новая буржуазия», «средний класс», «рабочий класс». | |||
5 | Раздел III. Великая депрессия и наступление тоталитаризма | 3 | Давать характеристику и формулировать особенности Мирового экономического кризиса. Понимать понятие «фашизм», объяснять причины прихода к власти в Германии социально-демокритической партии. | ||||
6 | Раздел IV. Вторая мировая война | 2 | 1 | Называть причины, характер и основные события II Мировой войны. Характеризовать позиции стран-участников II Мировой войны, их интересы, ожидания, причины вступления в войну. Называть основные этапы войны, важнейшие боевые действия. | |||
7 | Раздел V. «Холодная война» | 4 | Объяснять термины «холодная война», «противостояние», «мирное урегулирование», «страны соцлагеря». Объяснять причины «Холодной войны», основные этапы, называть страны-участницы. | ||||
8 | Раздел VI. Развитые индустриальные страны в середине XX – начале XXI века | 3 | Давать характеристику «обществу потребления». Уметь объяснять причины массовых народных движений 1960-х гг, формулировать их характерные черты и особенности. | ||||
9 | Раздел VII. Страны социалистического блока в 1950-1980-х годах. Пути их развития на рубеже XX – XXI вв. | 1 | Давать определение термину «реальный социализм». Характеризовать особенности коммунистических режимов в Азии. Объяснять причины крушения социалистической системы. | ||||
10 | Раздел VIII. Латинская Америка, Азия и Африка в середине XX – начале XXI в. | 2 | Давать общую характеристику экономического и политического развития стран Латинской Америки и Азии во второй половине XX века. | ||||
11 | Раздел IX. Человечество в начале XXI в. | 1 | Знать и уметь характеризовать Глобальные проблемы человечества. Давать характеристику современной геополитической обстановке. | ||||
12 | ИСТОРИЯ РОССИИ | ||||||
13 | Раздел I. Россия на рубеже XIX – XX вв. | 9 | 1 | Знать особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Давать характеристику аграрному вопросу, особенностям рабочего движения. Объяснять причины, характер, основные этапы и последствия Русско-японской войны и Революции 1905-1907 гг. Характеризовать особенности русского парламентаризма (Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий). Объяснять причины международного кризиса 1914 г. и вступления России в Первую мировую войну, основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте. | |||
14 | Раздел II. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг. | 6 | 1 | Объяснять причины назревание революционного кризиса в Российской империи. Давать характеристику Революции 1917 г., падению монархии, распада российской государственности. Знать основные этапы провозглашение советской власти, становление советской системы управления. Объяснять причины, характер и основные этапы Гражданской войны. Характеризовать «Белый» и «красный» террор. Давать характеристику положению крестьянства в годы гражданской войны, социально-экономического и политического кризиса 1920-1921 гг. | |||
15 | Раздел III. СССР на путях строительства нового общества | 7 | Давать характеристику НЭПа и первых реформ советской власти, советской модели модернизации. Объяснять понятия «индустриализация», «социалистическое соревнование», «коллективизация», «командная система управления экономикой», «партийно-государственный аппарат». Объяснять причины формирование культа личности И.В. Сталина. Давать характеристику массовым репрессиям. | ||||
16 | Раздел IV. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. | 6 | 2 | Объяснять причины и характер Великой отечественной войны, мероприятия по укрепления обороноспособности страны, Пакт Молотова-Риббентропа. Знать основные сражения войны (Московское сражение. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Берлинская операция). Объяснять причины участия СССР в военных действиях против Японии. Давать характеристику советскому тылу в годы войны, эвакуации промышленности, партизанскому движению. | |||
17 | Раздел V. СССР в 1945 – 1953 гг. | 3 | Знать особенности экономической системы после войны. Объяснять причины и особенности XX съезда КПСС, разоблачения «культа личности» И.В. Сталина. | ||||
18 | Раздел VI. СССР в 1953 – середине 60-х гг. | 4 | Давать характеристику понятий: «оттепель», «культ личности», «реабилитация». Давать характеристику личности Н.С. Хрущова | ||||
19 | Раздел VII. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX в. | 3 | Давать характеристику понятий: «застой», «теневая экономика», «коррупция». Давать характеристику личности Л.И. Брежнева. Объяснять характер экономических реформ середины 1960-х гг. | ||||
20 | Раздел VIII. Перестройка в СССР (1985 - 1991) | 4 | 1 | Объяснять причины перехода к политике перестройки (М.С. Горбачев. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР). Давать характеристику августовские событиям 1991 г. и распаду СССР. | |||
21 | Раздел IX. Россия в конце XX – начале XXI в. | 4 | 1 | Понимать особенности перехода к рыночной экономике. Знать понятия «приватизация», «дефолт». Давать характеристику политической системе, знать основные политические партии и движения. Уметь формулировать приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков, взаимоотношения с СНГ, США, Европейским союзом. | |||
22 | ИТОГО: | 70 | 6 | 3 |
7. Планируемые результаты учебного курса
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в 9 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новейшего времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
- соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
4. Описание (реконструкция): · составлять описание образа жизни различных групп населения XX века, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях новейшей истории;
5. Анализ, объяснение: ·
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новейшее время; б) эволюции политического строя; в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новейшее время, сравнивать исторические ситуации и события;
6. Работа с версиями, оценками:
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
В комплект учебных материалов по истории для 9 класса входят:
- учебники;
- хрестоматии, сборники документов;
- исторические атласы;
- настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы;
- рабочие тетради, контурные карты;
- сборники заданий, электронные обучающие программы;
- справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
- книги для чтения.
Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.
Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:
- программно-нормативные документы;
- тематическое планирование;
- предметные и курсовые методические пособия;
- методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках истории, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, и др.
9. Календарно-тематическое планирование по курсу история в 9 А классе
Номер урока п/п | Тема | Дата проведения | Этноэкологическое образование | Примечания | |
Дата планируемая | Дата фактическая | ||||
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ | |||||
Введение | 05.09.15 | 05.09.15 | |||
Раздел I. Первая мировая война и ее последствия | |||||
Мир накануне Первой мировой войны | 07.09.15 | 07.09.15 | |||
Первая мировая война и ее итоги | 12.09.15 | 12.09.15 | |||
Революционная волна после Первой мировой войны | 14.09.15 | 14.09.15 | |||
Раздел II. Мир после Первой мировой войны | |||||
Версальско-Вашингтонская система. | 19.09.15 | 19.09.15 | |||
Страны Запада в 1920-е гг. | 21.09.15 | 21.09.15 | |||
Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм. | 26.09.15 | 26.09.15 | |||
Национально-освободительное движение в странах Востока. | 28.09.15 | 28.09.15 | |||
Раздел III. Великая депрессия и наступление тоталитаризма | |||||
Великая депрессия. Преобразования Рузвельта в США | 03.10.15 | 03.10.15 | |||
Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский нацизм. | 05.10.15 | 05.10.15 | |||
Рост международной напряженности. Гражданская война в Испании. | 10.10.15 | 10.10.15 | |||
Раздел IV. Вторая мировая война | |||||
Начало Второй мировой войны | 12.10.15 | 12.10.15 | |||
Вторая мировая война: СССР и союзники. | 17.10.15 | 17.10.15 | |||
Разгром Германии и Японии | 19.10.15 | 19.10.15 | |||
Раздел V. «Холодная война» | |||||
Начало «холодной войны» | 24.10.15 | 24.10.15 | |||
Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы | 26.10.15 | 26.10.15 | |||
Дальний Восток и Юго-Восточная Азия в 1940-1970-е гг. | 31.10.15 | 31.10.15 | |||
«Разрядка» | 09.11.15 | 10.11.15 | |||
Раздел VI. Развитые индустриальные страны в середине XX – начале XXI века | |||||
Возникновение «общества потребления». | 14.11.15 | 14.11.15 | |||
Массовые народные движения 1960-х гг. | 16.11.15 | 17.11.15 | |||
Раздел VII. Страны социалистического блока в 1950-1980-х годах. Пути их развития на рубеже XX – XXI вв. | |||||
Страны социалистического блока в 1950-1980-х гг. | 21.11.15 | 21.11.15 | |||
Раздел VIII. Латинская Америка, Азия и Африка в середине XX – начале XXI в. | |||||
Латинская Америка в сер. XX — нач. XXI вв. | 23.11.15 | 24.11.15 | |||
Страны Азии и Африки в сер. XX — нач. XXI вв. | 28.11.15 | 28.11.15 | |||
Раздел IX. Человечество в начале XXI в. | |||||
Человечество в нач. XXI в. | 30.11.15 | 01.12.15 | |||
ИСТОРИЯ РОССИИ | |||||
Раздел I. Россия на рубеже XIX – XX вв. | |||||
Государство и российское общество в к. XIX — нач. XX в. | 05.12.15 | 05.12.15 | |||
Экономическое развитие страны. | 07.12.15 | 12.12.15 | |||
Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. | 12.12.15 | 08.12.15 | |||
Внешняя политика России. Русско-японская война 1904-1905 гг. | 14.12.15 | 15.12.15 | |||
Первая российская революция. Реформы политической системы. | 19.12.15 | 19.12.15 | |||
Экономические реформы. Контрольный срез за I полугодие | 21.12.15 | 22.12.15 | |||
Политическая жизнь в 1907-1914 гг. | 26.12.15 | 26.12.15 | |||
Духовная жизнь Серебряного века. | 11.01.16 | 12.01.16 | |||
Россия в Первой мировой войне. | 16.01.16 | 16.01.16 | |||
Раздел II. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг. | |||||
Свержение монархии. Россия весной — летом 1917 г. | 18.01.16 | ||||
Октябрьская революция | 23.01.16 | ||||
Формирование советской государственности | 25.01.16 | ||||
Гражданская война | 30.01.16 | ||||
Экономическая политика красных и белых | 01.02.16 | ||||
Экономический и политический кризис начала 20-х гг. | 06.02.16 | ||||
Раздел III. СССР на путях строительства нового общества | |||||
Переход к нэпу | 08.02.16 | ||||
Образование Союза Советских Социалистических республик | 13.02.16 | ||||
Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. | 15.02.16 | ||||
Политическое развитие и духовная жизнь в 20-е гг. | 20.02.16 | ||||
Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства | 22.02.16 | ||||
Политическая система СССР и духовная жизнь в 30-е гг. | 27.02.16 | ||||
Внешняя политика СССР в 30-е гг. | 29.02.16 | ||||
Раздел IV. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. | |||||
СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны | 05.03.16 | ||||
Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома | 07.03.16 | ||||
Советский тыл в Великой Отечественной войне | 12.03.16 | ||||
Коренной перелом в ходе Великой отечественной войны | 14.03.16 | ||||
Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом | 19.03.16 | ||||
СССР на завершающем этапе Великой Отечественной войны | 28.03.16 | ||||
Раздел V. СССР в 1945 – 1953 гг. | |||||
Восстановление экономики | 02.04.16 | ||||
Политическое развитие, идеология и культура | 04.04.16 | ||||
Внешняя политика | 09.04.16 | ||||
Раздел VI. СССР в 1953 – середине 60-х гг. | |||||
Изменение политической системы | 11.04.16 | ||||
Экономика СССР в 1953-1964 гг. | 16.04.16 | ||||
«Оттепель» в духовной жизни | 18.04.16 | ||||
Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия | 23.04.16 | ||||
Раздел VII. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX в. | |||||
Консервация политического режима и экономика «развитого социализма» | 25.04.16 | ||||
Общественная жизнь в сер. 60-х — сер. 80-х гг. | 30.04.16 | ||||
Политика разрядки: надежды и результаты | 02.05.16 | ||||
Раздел VIII. Перестройка в СССР (1985 - 1991) | |||||
Реформа политической системы: цели, этапы, итоги | 07.05.16 | ||||
Экономические реформы 1985-1991 гг. | 09.05.16 | ||||
Политика гласности: достижения и издержки | 14.05.16 | ||||
Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. | 16.05.16 | ||||
Раздел IX. Россия в конце XX – начале XXI в. | |||||
Российская экономика на пути к рынку | 21.05.16 | ||||
Политическая и духовная жизнь в конце XX в. | 23.05.16 | ||||
Итоговый контрольный срез | 28.05.16 | ||||
Геополитическое положение и внешняя политика России в начале XXI в. | 30.05.16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...