Классный час "Александр Невский - национальный герой"
классный час по истории (6 класс) по теме
Классный час, посвящен героическому пути князя Александра Невского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas-a.nevskiy.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
в пятых классах на тему:
«Александр Невский – национальный герой»
Исполнитель: учитель истории
и обществознания МБОУ ЗАТО Знаменск СОШ №233 Васильева А.П.
Знаменск 2011
Один из самых почитаемых героев Руси. Полководческое искусство впервые проявилось 1240г. Это было время, когда на Русь напали немецкие и шведские рыцари. Первыми были-шведы. Вторая крупная победа на Чудском озере. Позже Александр получил от хана ярлык на великое княжество Владимирское и до конца своей жизни оставался великим князем. Твёрдость, ум, дальновидность, воля заставили с ним считаться даже в Оде. Имя Александра Невского навсегда вошло в историю. Канонизирован. Художник П.Д. Корин написал картину, С.С. Прокофьев посвятил ему кантату, К.М. Симонов- поэму, С.М. Эйзенштейн-фильм. В его честь в 1725г. учреждён орден в России, а в 1942г.- в СССР
Цель: - формирование у учащихся нравственных качеств, основанных на
знании и уважении истории России.
Задачи: 1. знакомство обучающихся с жизнью и деятельностью одного из полко водцев отечественной истории;
2.становление целостного позитивного мировоззрения школьников;
3.развитие чувства патриотизма, гражданской позиции.
Материалы и оборудование: карта «Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками», презентация, проектор, ноутбук, экран, шлемы,
которые сделали сами учащиеся.
Предварительная подготовка: дополнительный материал «Набатное утро» ,Л Обухова, К. Симонов «Ледовое побоище», Энциклопедия для детей, «Житие Александра Невского» , проект, опережающее задание учащимся.
План- ход мероприятия.
Учитель. Время не сохранило для нас точного портрета этого человека, но случается, так, что добрая память о человеке заставляет самых отдалённых потомков представлять его прекрасным.
Как вы думаете почему?
Ученик. Наверное он сделал что то очень хорошее, важное для нашего народа
Учитель. А мы сейчас узнаем и расскажет нам об этом Даша.
Полководческое искусство князя проявилось в1240 году, во время знамени –той Невской битвы. На Русь напали шведские рыцари. Они были уверены в победе. Ведь Русь была разорена монголо-татарами. Шведский полковник Биргер с большим войском высадился в устье Невы. У Александра не было времени собирать большое войско. Со своей дружиной и небольшим новгородским ополчением он быстро двинулся на врага. Русские внезапно напали на лагерь шведов. Не зная страха, гнал врага новгородец Гаврило Алексич. Новгородец Миша с несколькими воинами напал на шведские корабли и потопил три из них. Сам Александр, пробравшись в центр шведского лагеря, сразился Биргером и тяжело ранил его в лицо. В это время молодой дружинник Савва подрубил шатёр Биргера и он рухнул. За эту славную победу и получил 20- летний Александр почётное прозвище Невский
Учитель. Как вы думаете, почему победа была за русскими?
Ученик. Русские воины во главе с Александром Невским проявили смелость, находчивость, ещё ими руководил смелый полководец.
Характеристика вооружения западноевропейских рыцарей и русских воинов. Учитель. Знаете ли вы, как были вооружены западноевропейские рыцари?
Ученик. Меч, копьё, шит, для защиты.
(Было дано опережающее задание: подготовить сообщение о вооружении русских воинов).
Учитель. А о вооружении русских воинов расскажет нам Аня
Ученица. Вооружение состояло из ударных метательных копий, мечей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные тараны и метательные приспособления. Щиты закрывали воина от плеч до колен. Кольчужные рубахи, сделанные из железных колец, шлемы- шишаки.
Учитель. А теперь поговорим о другом крупном сражении, которое произошло 5апреля 1242года на льду Чудского озера. Перед вами схема обратите внимание: рыцари построили свои войска в форме клина. В центре
В центре находилась хорошо вооружённая и защищённая доспехами пехота, на флангах была тяжёлая конница. Александр хорошо знал боевые приёмы врага и перед сражением усилил свои фланги конницей, а против острия клина поставил менее подготовленных ополченцев. Как только рыцари двинулись на ополченцев, те стали отступать с боем. Рыцари, считая сражение выигранным, устремились вперёд, но русские воины по приказу Александра бросились на и слева и справа на малоповоротливую колону рыцарей. Мужественно сражались русские и победили.
Я предлагаю вам построить, живую схему сражения(дети в шлемах неме-
цких рыцарей строятся клином, а напротив них воины Александра Невского.
в шлемах русских воинов. А теперь покажите, как всё происходило. Учащиеся инсценируют сражение.
Группа учащихся читают отрывок из стихотворения К. Симонова « Ледовое побоище»
…Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы,
…И только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, вступили в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повёл дружину за собой
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Учитель. Каким показывает К.Симонов князя?
Ученица. Спокойным, выдержанным, смелым, настоящим патриотом, который во время боя думает только о победе.
Учитель. Александр Невский был не только прекрасным полководцем, но и отличным дипломатом. Несколько раз он ездил в Золотую Орду, чтобы предотвратить новые опустошительные набеги войск монголотатарских ханов на разоренную Русь. Для Александра защита родной земли была важнее его самолюбия. Поездка к хану в1263 году была последней. Хан приказал прислать русские полки для участия в его набегах и воинах. Александру удалось убедить хана отменить этот тяжкий и позорный для русских людей приказ. Беда от Руси была отведена. Но на обратном пути князь тяжело заболел и умер.
Учитель. Мы говорили с вами о князе полководце. Теперь поговорим о князе дипломате. Какими качествами обладал он?
Ученик. Твёрдость, ум, дальновидность, воля.
Учитель. Верно, так как Александр обладал именно этими качествами, то с ним стались даже в Орде.
«Много трудился он за Новгород и Псков и за всю землю Русскую, жизнь за неё положил»,- говорилось в летописи.
Александр Ярославович прожил всего 43 года. Вся Русь оплакивала его безвременную смерть. Он навсегда остался в памяти народной. Канонизирован. Пётр Первый велел перенести его мощи в Петербург. Сделав его ангелом – хранителем новой империи. Он же, задумал учредить, новый орден Святого Александра Невского для награждения исключи-
тельно за военные заслуги. Пётр умер так и не успев осуществить своё намерение. Первые награждения были произведены в царствования его жены, Екатерины Первой.
Учитель. Ребята, а вы знаете, ещё ордена, которые были посвящены Александру Невскому?
Ученик. Орден Александра Невского, который был во время войны.
Учитель. Верно. В 1942 году Советское правительство учредило боевой орден Александра Невского за личное мужество и боевое искусство.
А ещё имя Александра Невского носят: станция в московском метро, крейсер военно-морского флота, площадь в Санкт-Петербурге, храм-памятник в Софии, а также ему сооружён памятник в Переславле-Залесском.
Учитель. Скажите, кому из вас приходилось посещать храм -памятник Александра Невского?
Ученик. В прошлом году мы с классом ездили на экскурсию в город- герой Волгоград и я был в этом храме.
Учитель. А чьё носит наш храм- памятник?
Ученик. Александра Невского.
Учитель. И в нашем городе есть храм Александра Невского.
И так ребята наше мероприятие подошло к концу. Сегодня мы познакомились с одним из национальных героев нашей Родины.
Невский обладал такими замечательными качествами: смелость, твёрдость, ум, дальновидность, воля. Он обладал прекрасным полководческим талан – том, личным мужеством. Много трудился и жизнь отдал, отстаивая интересы своей Родины. Это прекрасный пример для подражания, воспитания патриотических чувств, любви к Родине у подрастающего поколения. Имя Александра Невского навсегда вошло в историю.
Дидактические средства достижения цели: игра-схема, карта с передвижными флажками.
Продолжительность работы для внеурочного мероприятия -40минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории в 6 классе Тема : « Ермак - национальный герой или казачий разбойник.»
Данный урок разработан к учебнику «История России», автор: А.А.Данилов Л.Г.Косулина. Тема « Ермак - национальный герой или казачий разбойник.». Данный урок знакомит c личностью Ермак...
Мастер-класс учителя истории по теме "Славные страницы истории Российской Александр Невский – защитник и спаситель Руси. Национальный герой".
Мастер-класс учителя истории на конкурс "Учитель года", проводился на учителях. Использовались карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схе...
ФЁДОР ПОЛЕТАЕВ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ ДВУХ СТРАН
75 годовщина присвоения Федору Полетаеву звания героя Советского Союза и героя Италии...
ФЁДОР ПОЛЕТАЕВ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ ДВУХ СТРАН
75 годовщина присвоения Федору Полетаеву звания героя Советского Союза и героя Италии...
Конспект урока "Тарас Бульба - национальный герой"
Урок развития речи "Тарас Бульба - национальный герой". Конспект урока литературы в 7 классе....
Разработка урока "Салават Юлаев-башкирский национальный герой"
Предлагаемая методическая разработка занятия разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Р...
Математика и история: 7 фактов о национальном герое Александре Невском
Урок математики в 5 классе. Данный урок проводится с помощью интерактивной онлайн-доски Google Jamboard, позволяющей дистанционно работать в режиме реального времени большому количеству участников. Уч...