Математика и история: 7 фактов о национальном герое Александре Невском
план-конспект урока по математике (5 класс)

Наталья Валерьевна Рыбина

Урок математики в 5 классе. Данный урок проводится с помощью интерактивной онлайн-доски Google Jamboard, позволяющей дистанционно работать в режиме реального времени большому количеству участников. Учащиеся владеют навыками работы в данной программе, умеют открывать программу, владеют простыми инструментами данной программы

Цель урока: формирование функциональной грамотности путем решения математических задач в историческом контексте  (судьба национального героя Александра Невского) в условиях дистанционного занятия с применением интерактивных онлайн-платформ.

Урок позволяет развивать быстроту ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий – что развивает гибкость мышления подростков и способствует формированию математической грамотности. Интеграция предметов математики и истории актуализируют системное мышление, а также позволяют получать математические знания в нестандартных/ нетипичных учебных ситуациях – что является одним из показателей функциональной грамотности.

Опыт такой деятельности способствует позитивному отношению подростков к задачному восприятию мира, как в учебной деятельности, так и в других жизненных сферах, а также нацеливают на поиск решения проблем и обоснование своего выбора.

Предметные умения и компетенции отрабатываются посредством применения знаний и умений по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» при решении исторических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК МАТЕМАТИКИ

В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Математика и история:

7 фактов о национальном герое Александре Невском

Учитель: Рыбина Н.В.

учитель математики, МБОУ СОШ № 15

Пояснительная записка к уроку: в настоящее время учитель должен уметь формировать с помощью информационных технологий образовательную среду, обеспечивающую адекватный уровень обучения, моделировать индивидуальные траектории обучения и развития учащихся. Одной из таких технологий, используемых в процессе обучения, является технология дистанционного обучения.

Применение дистанционных форм в учебной деятельности имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными способами организации учебной деятельности обучающихся:

  • способствует индивидуализации учебного процесса;
  • способствует развитию активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
  • направлен на развитие у обучающихся творческой поисковой активности в получении и накоплении новых знаний, моделировании и изучении процессов и явлений;
  • повышение мотивации к учебной деятельности;

Данный урок проводится с помощью интерактивной онлайн-доски Google Jamboard, позволяющей дистанционно работать в режиме реального времени большому количеству участников. В ней можно совместно с обучающимися создавать контент, печатать, писать и редактировать тексты, рисовать, загружать изображения и работать на этих изображениях. Необходимым условием использования Google Jamboard является наличие аккаунта в Google у учителя и у обучающихся. Если его нет, необходимо обязательно зарегистрироваться. После регистрации сервис становится доступным. Учащиеся владеют навыками работы в данной программе, умеют открывать программу, владеют простыми инструментами данной программы

Цель урока: формирование функциональной грамотности путем решения математических задач в историческом контексте  (судьба национального героя Александра Невского) в условиях дистанционного занятия с применением интерактивных онлайн-платформ.

Урок позволяет развивать быстроту ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий – что развивает гибкость мышления подростков и способствует формированию математической грамотности. Интеграция предметов математики и истории актуализируют системное мышление, а также позволяют получать математические знания в нестандартных/ нетипичных учебных ситуациях – что является одним из показателей функциональной грамотности.

Опыт такой деятельности способствует позитивному отношению подростков к задачному восприятию мира, как в учебной деятельности, так и в других жизненных сферах, а также нацеливают на поиск решения проблем и обоснование своего выбора.

Предметные умения и компетенции отрабатываются посредством применения знаний и умений по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» при решении исторических задач.

Планируемые результаты обучения:

- личностные результаты: 

  • расширение представлений о национальном герое Александре Невском в нестандартном математическом аспекте;
  • установление связи математики и истории при решении простейших математических задач, повышающих учебную мотивацию.

- метапредметные результаты:

Познавательные. Формировать:

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной, вероятностной информации;
  • освоение новых информационных интерактивных ресурсов;
  • умение формулировать выводы (по истории) на основе математических расчетов.

Регулятивные: формировать:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение корректировать свою деятельность в условиях работы с интерактивной доской
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные: 

  • умение работать в паре и группе;
  • умение обосновывать свою позицию и аргументировать ее.

 

- предметные результаты: 

  • умения выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений;
  • овладение практические значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению нематематических задач, предполагающее умения выполнять вычисления с натуральными числами;
  • осознание значения математики для повседневной жизни человека.

Оборудование урока: компьютер с выходом в интернет. Платформы  Zoom, Google Jamboard, Canva.

Технологическая карта урока

№ n/n

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1

Организационный момент

1 мин

Вступительное слово

Слушают

Умение самоконтроля

2

Мотивация и Определение предмета урока

Цель этапа: определение исторического контекста.

2 мин

Организовывает погружение в проблему:

800 лет много это или мало?

800 лет назад родился выдающийся государственный деятель и полководец Древней Руси. Кто это?

Учитель отвечает на вопросы учащихся только «Да» - «Нет» использует подсказки (см. Приложение)

Учащиеся определяют о каком историческом деятеле идет речь.

Игра «Да-Нетки»: учащиеся задают вопросы –

Умение определять проблему,  ставить цель занятия

3

Этап целеполагания

Цель этапа: создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

4 минуты

Организует работу с задачей: определить год рождения А.Невского

Определите год рождения А. Невского, если мы отмечаем 800-летие со дня его рождения.

Комментирует данное несоответствие разницей начальной точкой отсчета (от сотворение мира, от рождества Христова)

Согласно древнерусским летописям Александр Ярославич Невский родился в

6729 году. Какой пример мы можем составить?

Посмотрите на примеры. Как история связана с математикой.  

Составляют пример и находят его результат: с помощью онлайн-доски Google Jamboard записывают свои примеры с ответами на стикерах, не забывая их при этом подписывать

Обращают внимание на несоответствие дат рождения. Участвуют в обсуждении вопроса о не соответствии дат: из-за чего это возникло

В парах определяют какой сейчас год от сотворения мира и в каком году от сотворения мира родился А.Невский, решают задачу, представляют решение.

Анализ вариантов решения задачи

Умение взаимодействовать с учителем,  сверстниками

Умение выбирать алгоритм решения задачи и его обосновывать,

Умение давать оценку решению задачи

Сотрудничество в парах

Открытие нового знания

Информационный блок

3 мин

Аналитический блок

12 мин

Организует повторение основных понятий по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Организует индивидуальную  работу с примерами

(на виртуальной доске открывается следующий лист: 7 примеров – 7 фактов из биографии А. Невского)

Организует совместную проверку выполнения задания,

комментирует

Знакомит с информацией о численности войск в Невской битве. Просит сформулировать задачу и организует решение

Организует работу с интерактивными материалами:

интерактивный проект «Ледовая дружина Александра Невского. Какие доспехи защищали участников Ледового побоища» (https://vid1.ria.ru/ig/infografika/m2/ice-battle/#beginning

Комментирует полученные результаты учащихся и делает вывод

Знакомит учащихся с особенностями и принципами построения немецкого клина

Отвечают на вопросы…

Индивидуально решают примеры и записывают с помощью онлайн-доски Google Jamboard свои ответы на стикерах, не забывая их при этом подписывать

Проверяют решение, оценивают правильность выполнения и участвуют в обсуждении

Изучают данные. Формулируют математически задачу. Решают.

Сравнивают вес русских воинов и воинов тевтонского ордена, используя интерактивный проект

Учащиеся смотрят видео фрагмент фильма Щит и нимб. Александр Невский, (2021) серия 1

(https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%89%D0%B8%D1%82%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B1%20%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&path=wizard&parent-reqid=1635887493545845-11026687308239954900-vla1-0467-vla-l7-balancer-8080-BAL-846&wiz_type=vital&filmId=10361942850903690701 с 14:35 до 17:31)

Решают задачу про Клин воинов тевтонского ордена (решение и ответы записывают на стикерах онлайн-доски), проверяют решение,  оценивают правильность выполнения и участвуют в обсуждении

Умение работать с онлайн-доской

Умение корректировать собственную учебную деятельность

Оценивать выполнение задания

Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах

Умение решать примеры,

сравнивать варианты

Умение взаимодействовать с учителем,  сверстниками

Умение выбирать алгоритм решения задачи и его обосновывать,

умение давать оценку решению задачи

Закрепление

14 мин

Предлагает ознакомится с текстом

(https://vk.com/@-111075451-800-let-aleksandru-nevskomu-7-faktov-o-knyaze)

 и самим составить задачи.

Знакомятся с текстом и составляют задачи.

Решают задачи на интерактивной доске  

Умение составить математическую задачу на основе публицистического текста.

5

Рефлексия

3 мин

Предлагает

визуализировать полученные знания на уроке

с помощью конструктора инфографики Canva https://www.canva.com/ru_ru/sozdat/infografika/ 

Задает вопросы, комментирует  затруднения, с которыми столкнулись ребята

Заполняют пустые иконки конструктора инфографики

Умение понимать и использовать средства наглядности для иллюстрации, интерпретации,

формирование адекватной самооценки учебных достижений.

6

Подведение итогов

2 мин

Организует обсуждение высказывания А. Невского и выслушивает мнения учащихся

Через решение задачи о кино организует выбор фильма о Александре Невском для просмотра учащимися на классном часе

Анализируют высказывание, высказывают собственное мнение

Решают задачу.

Принимают решение о просмотре фильма об Александре Невском

Умение учитывать разные мнения

Умение взаимодействовать с учителем,  сверстниками

7

Домашнее задание

1 мин

Инструктирует по выполнению задания

Фиксируют задание, задают уточняющие вопросы

Умение видеть учебную задачу

Приложение к уроку

  1. Игра «Да-Нетки».

Подсказки:

1). Человек, который в 2008 году был признан именем России.

2). У человека было прозвище, связанное с рекой.

3). Был похоронен во Владимире, но Петр I перенес его тело в Петербург

4). Ему принадлежит высказывание «Не в силе Бог, а в правде»

  1. Примеры на онлайн-доску

7 фактов из биографии А. Невского в натуральных числах

800     : 8                 : 2                         +13                                                     1221

137                                               +18                            1242

           + 203 = 1230

731 +            = 1240

 

           + 341 = 1249

15582 - 14327 = ______

1238215 – 1236978 = _______

Комментарии к примерам для учителя:

1 пример: дата рождения А. Невского

2 пример: 18 апреля 1242 года состоялось сражение на Чудском озере.

3 пример: с 1230 года Александр вместе с Федором стал на постоянной основе княжить в Новгороде, а спустя три года, после смерти брата Федора стал в 13 лет полноправным Новгородским князем.

4 пример: 15 июля 1240 года состоялась битва между шведами и новгородской дружиной под руководством князя Александра Ярославовича. Эта победа дала юному князю прозвище — Невский.

5 пример: в 1249 году Александр Невский вернулся из Орды с ярлыком на великокняжеский стол. Киев, тогдашняя столица русских земель еще не возродился после монголо-татарского нашествия, поэтому Александр стал править из Новгорода.

6 пример: в 1225 году в возрасте четырех лет принял «княжеский постриг» — ритуал, после которого обрел статус воина и княжича.

7 пример: в 1228 году, вместе со старшим братом Федором стал наместником и правителем Великого Новгорода, пока его отец Ярослав был в военном походе.

  1. Задача о превосходстве сил противника

Александр вышел из Новгорода, взяв с собой 300 княжеских дружинников, 500 новгородских конников и 500 ополченцев. Правда, по пути к нему присоединились 150 конных воинов-ладожан и 50 дружинников из Ижоры.

Разведка князя Александра сообщала, что шведы по Неве вышли к устью Ижоры. Там они расположились на стоянку. Это было добротное, большое войско, 100 вражеских кораблей, примерно 5 тыс. человек.

Сайт Министерества обороны РФ https://function.mil.ru/rss_feeds/article.htm?id=11055814@cmsArticle 

Какую математическую задачу можно составить из этих сведений?

На сколько воинов превосходило вражеское войско дружину Александра Невского.

5

4

Ответ: 3500 человек

  1. Задача про клин воинов тевтонского ордена

Устоявшееся мнение о том, что немецкие рыцари всегда в бою наступали «клином». Данный строй, согласно исторической реконструкции, представлял собой прямоугольник с заострённым концом, обращённым в сторону противника. «Контуры» этого прямоугольника и остриё составляли конные рыцари. Остриё «клина» формировался из отборных тяжёлых всадников, располагавшихся шеренгами: в первой – два, во второй – 3, в третьей – 5, в четвёртой – 7 и т.д.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/987771/pub_5e10c43c8f011100ad298cd4_5e10c660bb892c00af8e1fac/scale_2400

Наибольшее количество рядов, которое было известно – 12. Сколько всадников было в 12 ряду. Определите, какое количество всадников строилось в клин воинов Тевтонского ордена.

  1. Образец инфографики

  1. Задача о выборе киносеанса

Сбор класса около касс кинотеатра «Киномакс» в 12:30 для того, чтобы купить билет на какой-нибудь фильм об Александре Невском. Заранее мы решили, что цена билета не должна превышать 300 рублей. Пользуясь таблицей, определите, как называется фильм и сколько рублей стоит билет на ближайший сеанс, на который мы можем попасть.

Название фильма

Время сеанса

Цена билета

«Дружина»

12:20

250 руб.

«Александр Невский»

12:40

320 руб.

«Александр. Невская битва»

13:00

280 руб.

«Житие Александра Невского»

16:00

220 руб.

Ответ: «Александр. Невская битва», цена билета 280 рублей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Александро-Невская лавра как исторический памятник Св.блг.кн. Александру Невскому. Образовательное путешествие с использованием принципа «méthode naturelle».

Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ря...

Классный час "Александр Невский - национальный герой"

Классный час, посвящен героическому пути князя Александра Невского....

Мастер-класс учителя истории по теме "Славные страницы истории Российской Александр Невский – защитник и спаситель Руси. Национальный герой".

Мастер-класс учителя истории на конкурс "Учитель года", проводился на учителях. Использовались карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схе...

Веб-квест «Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга»

Веб-квест «Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга»,  посвящен замечательному юбилею — 800-летию со дня  ро...

"Сценарий видеоролика "Александр Невский-герой русской земли"

Данный сценарий был подготовлен для записи театрализованного выступления для школьников, посвященного Дню памяти святого благоверного князя Александра Невского. В нем в доступной школьникам форме расс...