Математика и история: 7 фактов о национальном герое Александре Невском
план-конспект урока по математике (5 класс)
Урок математики в 5 классе. Данный урок проводится с помощью интерактивной онлайн-доски Google Jamboard, позволяющей дистанционно работать в режиме реального времени большому количеству участников. Учащиеся владеют навыками работы в данной программе, умеют открывать программу, владеют простыми инструментами данной программы
Цель урока: формирование функциональной грамотности путем решения математических задач в историческом контексте (судьба национального героя Александра Невского) в условиях дистанционного занятия с применением интерактивных онлайн-платформ.
Урок позволяет развивать быстроту ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий – что развивает гибкость мышления подростков и способствует формированию математической грамотности. Интеграция предметов математики и истории актуализируют системное мышление, а также позволяют получать математические знания в нестандартных/ нетипичных учебных ситуациях – что является одним из показателей функциональной грамотности.
Опыт такой деятельности способствует позитивному отношению подростков к задачному восприятию мира, как в учебной деятельности, так и в других жизненных сферах, а также нацеливают на поиск решения проблем и обоснование своего выбора.
Предметные умения и компетенции отрабатываются посредством применения знаний и умений по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» при решении исторических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_i_poyasnitelnaya_karta_rybina_n.v._mbou_sosh_15.docx | 755.03 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК МАТЕМАТИКИ
В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Математика и история:
7 фактов о национальном герое Александре Невском
Учитель: Рыбина Н.В.
учитель математики, МБОУ СОШ № 15
Пояснительная записка к уроку: в настоящее время учитель должен уметь формировать с помощью информационных технологий образовательную среду, обеспечивающую адекватный уровень обучения, моделировать индивидуальные траектории обучения и развития учащихся. Одной из таких технологий, используемых в процессе обучения, является технология дистанционного обучения.
Применение дистанционных форм в учебной деятельности имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными способами организации учебной деятельности обучающихся:
- способствует индивидуализации учебного процесса;
- способствует развитию активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
- направлен на развитие у обучающихся творческой поисковой активности в получении и накоплении новых знаний, моделировании и изучении процессов и явлений;
- повышение мотивации к учебной деятельности;
Данный урок проводится с помощью интерактивной онлайн-доски Google Jamboard, позволяющей дистанционно работать в режиме реального времени большому количеству участников. В ней можно совместно с обучающимися создавать контент, печатать, писать и редактировать тексты, рисовать, загружать изображения и работать на этих изображениях. Необходимым условием использования Google Jamboard является наличие аккаунта в Google у учителя и у обучающихся. Если его нет, необходимо обязательно зарегистрироваться. После регистрации сервис становится доступным. Учащиеся владеют навыками работы в данной программе, умеют открывать программу, владеют простыми инструментами данной программы
Цель урока: формирование функциональной грамотности путем решения математических задач в историческом контексте (судьба национального героя Александра Невского) в условиях дистанционного занятия с применением интерактивных онлайн-платформ.
Урок позволяет развивать быстроту ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий – что развивает гибкость мышления подростков и способствует формированию математической грамотности. Интеграция предметов математики и истории актуализируют системное мышление, а также позволяют получать математические знания в нестандартных/ нетипичных учебных ситуациях – что является одним из показателей функциональной грамотности.
Опыт такой деятельности способствует позитивному отношению подростков к задачному восприятию мира, как в учебной деятельности, так и в других жизненных сферах, а также нацеливают на поиск решения проблем и обоснование своего выбора.
Предметные умения и компетенции отрабатываются посредством применения знаний и умений по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» при решении исторических задач.
Планируемые результаты обучения:
- личностные результаты:
- расширение представлений о национальном герое Александре Невском в нестандартном математическом аспекте;
- установление связи математики и истории при решении простейших математических задач, повышающих учебную мотивацию.
- метапредметные результаты:
Познавательные. Формировать:
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной, вероятностной информации;
- освоение новых информационных интерактивных ресурсов;
- умение формулировать выводы (по истории) на основе математических расчетов.
Регулятивные: формировать:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение корректировать свою деятельность в условиях работы с интерактивной доской
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Коммуникативные:
- умение работать в паре и группе;
- умение обосновывать свою позицию и аргументировать ее.
- предметные результаты:
- умения выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений;
- овладение практические значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению нематематических задач, предполагающее умения выполнять вычисления с натуральными числами;
- осознание значения математики для повседневной жизни человека.
Оборудование урока: компьютер с выходом в интернет. Платформы Zoom, Google Jamboard, Canva.
Технологическая карта урока
№ n/n | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
1 | Организационный момент 1 мин | Вступительное слово | Слушают | Умение самоконтроля |
2 | Мотивация и Определение предмета урока Цель этапа: определение исторического контекста. 2 мин | Организовывает погружение в проблему: 800 лет много это или мало? 800 лет назад родился выдающийся государственный деятель и полководец Древней Руси. Кто это? Учитель отвечает на вопросы учащихся только «Да» - «Нет» использует подсказки (см. Приложение) | Учащиеся определяют о каком историческом деятеле идет речь. Игра «Да-Нетки»: учащиеся задают вопросы – | Умение определять проблему, ставить цель занятия |
3 | Этап целеполагания Цель этапа: создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи 4 минуты | Организует работу с задачей: определить год рождения А.Невского Определите год рождения А. Невского, если мы отмечаем 800-летие со дня его рождения. Комментирует данное несоответствие разницей начальной точкой отсчета (от сотворение мира, от рождества Христова) Согласно древнерусским летописям Александр Ярославич Невский родился в 6729 году. Какой пример мы можем составить? Посмотрите на примеры. Как история связана с математикой. | Составляют пример и находят его результат: с помощью онлайн-доски Google Jamboard записывают свои примеры с ответами на стикерах, не забывая их при этом подписывать Обращают внимание на несоответствие дат рождения. Участвуют в обсуждении вопроса о не соответствии дат: из-за чего это возникло В парах определяют какой сейчас год от сотворения мира и в каком году от сотворения мира родился А.Невский, решают задачу, представляют решение. | Анализ вариантов решения задачи Умение взаимодействовать с учителем, сверстниками Умение выбирать алгоритм решения задачи и его обосновывать, Умение давать оценку решению задачи Сотрудничество в парах |
Открытие нового знания Информационный блок 3 мин Аналитический блок 12 мин | Организует повторение основных понятий по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» Организует индивидуальную работу с примерами (на виртуальной доске открывается следующий лист: 7 примеров – 7 фактов из биографии А. Невского) Организует совместную проверку выполнения задания, комментирует Знакомит с информацией о численности войск в Невской битве. Просит сформулировать задачу и организует решение Организует работу с интерактивными материалами: интерактивный проект «Ледовая дружина Александра Невского. Какие доспехи защищали участников Ледового побоища» (https://vid1.ria.ru/ig/infografika/m2/ice-battle/#beginning Комментирует полученные результаты учащихся и делает вывод Знакомит учащихся с особенностями и принципами построения немецкого клина | Отвечают на вопросы… Индивидуально решают примеры и записывают с помощью онлайн-доски Google Jamboard свои ответы на стикерах, не забывая их при этом подписывать Проверяют решение, оценивают правильность выполнения и участвуют в обсуждении Изучают данные. Формулируют математически задачу. Решают. Сравнивают вес русских воинов и воинов тевтонского ордена, используя интерактивный проект Учащиеся смотрят видео фрагмент фильма Щит и нимб. Александр Невский, (2021) серия 1 Решают задачу про Клин воинов тевтонского ордена (решение и ответы записывают на стикерах онлайн-доски), проверяют решение, оценивают правильность выполнения и участвуют в обсуждении | Умение работать с онлайн-доской Умение корректировать собственную учебную деятельность Оценивать выполнение задания Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах Умение решать примеры, сравнивать варианты Умение взаимодействовать с учителем, сверстниками Умение выбирать алгоритм решения задачи и его обосновывать, умение давать оценку решению задачи | |
Закрепление 14 мин | Предлагает ознакомится с текстом (https://vk.com/@-111075451-800-let-aleksandru-nevskomu-7-faktov-o-knyaze) и самим составить задачи. | Знакомятся с текстом и составляют задачи. Решают задачи на интерактивной доске | Умение составить математическую задачу на основе публицистического текста. | |
5 | Рефлексия 3 мин | Предлагает визуализировать полученные знания на уроке с помощью конструктора инфографики Canva https://www.canva.com/ru_ru/sozdat/infografika/ Задает вопросы, комментирует затруднения, с которыми столкнулись ребята | Заполняют пустые иконки конструктора инфографики | Умение понимать и использовать средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, формирование адекватной самооценки учебных достижений. |
6 | Подведение итогов 2 мин | Организует обсуждение высказывания А. Невского и выслушивает мнения учащихся Через решение задачи о кино организует выбор фильма о Александре Невском для просмотра учащимися на классном часе | Анализируют высказывание, высказывают собственное мнение Решают задачу. Принимают решение о просмотре фильма об Александре Невском | Умение учитывать разные мнения Умение взаимодействовать с учителем, сверстниками |
7 | Домашнее задание 1 мин | Инструктирует по выполнению задания | Фиксируют задание, задают уточняющие вопросы | Умение видеть учебную задачу |
Приложение к уроку
- Игра «Да-Нетки».
Подсказки:
1). Человек, который в 2008 году был признан именем России.
2). У человека было прозвище, связанное с рекой.
3). Был похоронен во Владимире, но Петр I перенес его тело в Петербург
4). Ему принадлежит высказывание «Не в силе Бог, а в правде»
- Примеры на онлайн-доску
7 фактов из биографии А. Невского в натуральных числах
800 : 8 : 2 +13 1221
137 +18 1242
+ 203 = 1230
731 + = 1240
+ 341 = 1249
15582 - 14327 = ______
1238215 – 1236978 = _______
Комментарии к примерам для учителя:
1 пример: дата рождения А. Невского
2 пример: 18 апреля 1242 года состоялось сражение на Чудском озере.
3 пример: с 1230 года Александр вместе с Федором стал на постоянной основе княжить в Новгороде, а спустя три года, после смерти брата Федора стал в 13 лет полноправным Новгородским князем.
4 пример: 15 июля 1240 года состоялась битва между шведами и новгородской дружиной под руководством князя Александра Ярославовича. Эта победа дала юному князю прозвище — Невский.
5 пример: в 1249 году Александр Невский вернулся из Орды с ярлыком на великокняжеский стол. Киев, тогдашняя столица русских земель еще не возродился после монголо-татарского нашествия, поэтому Александр стал править из Новгорода.
6 пример: в 1225 году в возрасте четырех лет принял «княжеский постриг» — ритуал, после которого обрел статус воина и княжича.
7 пример: в 1228 году, вместе со старшим братом Федором стал наместником и правителем Великого Новгорода, пока его отец Ярослав был в военном походе.
- Задача о превосходстве сил противника
Александр вышел из Новгорода, взяв с собой 300 княжеских дружинников, 500 новгородских конников и 500 ополченцев. Правда, по пути к нему присоединились 150 конных воинов-ладожан и 50 дружинников из Ижоры.
Разведка князя Александра сообщала, что шведы по Неве вышли к устью Ижоры. Там они расположились на стоянку. Это было добротное, большое войско, 100 вражеских кораблей, примерно 5 тыс. человек.
Сайт Министерества обороны РФ https://function.mil.ru/rss_feeds/article.htm?id=11055814@cmsArticle
Какую математическую задачу можно составить из этих сведений?
На сколько воинов превосходило вражеское войско дружину Александра Невского.
Ответ: 3500 человек
- Задача про клин воинов тевтонского ордена
Устоявшееся мнение о том, что немецкие рыцари всегда в бою наступали «клином». Данный строй, согласно исторической реконструкции, представлял собой прямоугольник с заострённым концом, обращённым в сторону противника. «Контуры» этого прямоугольника и остриё составляли конные рыцари. Остриё «клина» формировался из отборных тяжёлых всадников, располагавшихся шеренгами: в первой – два, во второй – 3, в третьей – 5, в четвёртой – 7 и т.д.
Наибольшее количество рядов, которое было известно – 12. Сколько всадников было в 12 ряду. Определите, какое количество всадников строилось в клин воинов Тевтонского ордена.
- Образец инфографики
- Задача о выборе киносеанса
Сбор класса около касс кинотеатра «Киномакс» в 12:30 для того, чтобы купить билет на какой-нибудь фильм об Александре Невском. Заранее мы решили, что цена билета не должна превышать 300 рублей. Пользуясь таблицей, определите, как называется фильм и сколько рублей стоит билет на ближайший сеанс, на который мы можем попасть.
Название фильма | Время сеанса | Цена билета |
«Дружина» | 12:20 | 250 руб. |
«Александр Невский» | 12:40 | 320 руб. |
«Александр. Невская битва» | 13:00 | 280 руб. |
«Житие Александра Невского» | 16:00 | 220 руб. |
Ответ: «Александр. Невская битва», цена билета 280 рублей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Александро-Невская лавра как исторический памятник Св.блг.кн. Александру Невскому. Образовательное путешествие с использованием принципа «méthode naturelle».
Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ря...
Классный час "Александр Невский - национальный герой"
Классный час, посвящен героическому пути князя Александра Невского....
Урок истории и культуры Санкт-Петербурга "Невские берега до основания Санкт-Петербурга. Александр Невский".
Дистанционное обучение...
Мастер-класс учителя истории по теме "Славные страницы истории Российской Александр Невский – защитник и спаситель Руси. Национальный герой".
Мастер-класс учителя истории на конкурс "Учитель года", проводился на учителях. Использовались карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схе...
«Путешествие в историю: «ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА, СВЯТОЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ».
фотоотчет участия в проекте "ЖИВИ КАК НЕВСКИЙ"...
Веб-квест «Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга»
Веб-квест «Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга», посвящен замечательному юбилею — 800-летию со дня ро...
"Сценарий видеоролика "Александр Невский-герой русской земли"
Данный сценарий был подготовлен для записи театрализованного выступления для школьников, посвященного Дню памяти святого благоверного князя Александра Невского. В нем в доступной школьникам форме расс...