Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14_03_istoriya_5klass_zavoevanie_rimom_italii.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что Римское государство с самого возникновения носило ярко выраженный военный характер.
Задачи:
- познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
- продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с дополнительной литературой, с тестовыми заданиями, на линии времени;
- продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории;
Основные понятия: галлы, легион, легионер, легат, манипула, катапульта.
Оборудование: презентация, учебное электронное издание «История древнего мира» 5 кл., карта «Древняя Италия», распечатка отрывка из древнеримских преданий.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию (вопросы 1 с.211, 1 с.216)
II. Изучение нового материала
1) Вводная часть
Учитель объявляет тему урока (слайд 1 Презентации)
Мотивационный момент: работа с картами (слайд 2 Презентации):
? Сравните эти карты, какие изменения на них вы видите?
? Предположите, с чем эти изменения связаны?
? Что необходимо государству для успешных завоеваний?
Учащиеся должны связать изменения на карте с завоеваниями Рима, успех которых определялся наличием у римлян сильного войска.
Учитель объявляет цель урока для учащихся (слайд 3 Презентации) и его план.
2) Нашествие галлов
Учитель указывает на то, что страшные испытания вынудили римлян провести в своей армии серьезные преобразования, этим испытанием стало нашествие галлов.
Далее следует выступление ученика, получившего опережающее задание. Рассказ о нашествии галлов сопровождается иллюстрациями (слайд 4 Презентации). Новые даты и термины учащиеся записывают в тетрадь.
Учитель подчеркивает, что после галльского нашествия римляне многое изменили в своем войске, значительно усилив его.
Учитель ставит перед классом вопрос, на который ребята должны дать ответ к концу урока:
? В чем сила римского войска?
3) Набор и подготовка римской армии
Рассказ учителя о том, что на службу в римское войско призывались с 17 до 45лет и только земледельцы. (слайд 5 Презентации)
? Как вы думаете, почему на военную службу бедняков не брали?
Учащиеся способны прийти к выводу о том, что бедняку нечего защищать, т.к. у него ничего нет, в отличии от земледельца.
? Подумайте, как такая система набора могла сказаться на моральном духе, настрое войска римлян?
Далее учитель рассказывает о подготовке воинов, их обучении военному делу, а также о той дисциплине, которая царила в римской армии. Иллюстрацией к рассказу станет отрывок из древних римских преданий о поступке консула Манлия Торквата, казнившего собственного сына за нарушение его приказа (учащиеся имеют распечатку отрывка на партах).
? Подумайте, какие качества должны были воспитать в юношах такие предания?
4) Состав и вооружение войска
Учитель показывает основную единицу римской армии (слайд 6Презентации) – легион, его составляющие отряды, знак легиона.
Затем рассматривая иллюстрации (слайд 7 Презентации) учащиеся должны определиться с тем как был вооружен римский легионер:
? Какие рода войск представлены в римском войске?
? Сравните вооружение легионера с воинами других стран?
Здесь учащиеся быстро перечислят сходное для воинов древнего мира вооружение, а для понимания отличий необходимы пояснения учителя (обоюдоострый меч, новая форма шлема, утяжеленный конец копья).
? Подумайте, в чем преимущества обоюдоострого меча?
? Какие преимущества имел усовершенствованный римлянами шлем?
? С какой целью на щите легионера в центре располагалась железная шишка?
Завершая эту часть урока учитель подводит учащихся к выводу:
? В чем сила римского войска? (Обученность, вооружение, дисциплина)
5) Боевая тактика римлян
Рассказ учителя с использованием схемы построения римского войска (слайд 8 Презентации)
? В чем преимущества римского легиона в сравнении с македонской фалангой?
Таким образом, новая боевая тактика делала римское войско одним из сильнейших в древнем мире.
6) Установление господства Рима в Италии
Рассказ ученика (в рамках учебника) при помощи иллюстраций (слайд 9Презентации).
Учащиеся записывают дату и новые слова в тетрадь.
? Как вы думаете, почему Пирр не смог окончательно разгромить римлян?
? Для Пирра кумиром был Александр Македонский. Подумайте, мог ли он прийти на помощь Пирру в борьбе с римлянами?
Учитель подводит итог: Рим установил свое господство над Италией.
III. Закрепление материала (слайд 10 Презентации)
? Покажите на карте территорию Римской республики в 6 в. До н.э. и в 3 в. До н.э.
? В результате каких событий появились крылатые выражении «гуси Рим спасли» и «горе побежденным»?
? В чем причины установления господства Рима над Италией?
? В чем сила римской армии?
? Нанесите на линии времени даты, связанные с нашествием галлов и царя Пирра на Рим. Сколько лет прошло между этими событиями? (Все учащиеся в тетрадях, один у доски, с последующей проверкой при помощи анимации).
Ответьте на вопросы теста (учащиеся в тетрадях, один – у доски, с последующей проверкой при помощи анимации) (слайд 11Презентации):
1. Римский воин:
А) легионер; Б) гладиатор; В) диктатор.
2. Во время нашествия галлов Рим спасли:
А) волки; Б) гуси; В) утки.
3. Войсковое соединение римской армии:
А) легион; Б) преторий; В)фаланга;
4. Кто служил в римских легионах:
А) бедняки; Б) рабы; В) земледельцы.
5. Полководец, пытавшийся защитить греческие колонии Италии от Рима:
А) Сципион; Б) Пирр; В) Бренн.
6. Богиня Юнона-покровительница:
А) женщин; Б) ремесел; В) науки.
7. Главный успех в битвах Пирра с римлянами принесла атака:
А) конницы; Б) фаланги; В) слонов.
8. Когда Рим установил свою власть над Италией:
А) в 6 в до н.э.; Б) во 2 в до н.э.; В) в 3в. До н.э..
Отметки за урок.
Домашнее задание: §45 (разделы 2, 3), §46 (раздел 3).
Урок истории в 5 классе
Тема: Завоевание Римом Италии.
Цели: показать начальный этап становления мировой державы.
Задачи:
- познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
- продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с тестовыми заданиями;
- продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории.
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на своём уроке! Сегодня в классе присутствуют гости, повернитесь, поприветствуйте их. А теперь улыбнитесь друг другу! Мне! Начинаем урок!
- Актуализация знаний учащихся, формулирование проблемы, постановка целей урока.
- Посмотрите на слайд, о каком городе сегодня пойдёт речь? (Рим)
- Как называется полуостров, который вы видите на карте?
- Как называется современное государство, расположенное на Аппенинском полуострове? (Италия).
- Сравните две карты, какие изменения вы видите? (Рим завоевал всю Италию)
- Предположите, о чём мы будем с вами сегодня разговаривать? (О том, как Рим завоевал Италию).
- Сформулируйте тему урока. (Завоевание Римом Италии) – запись темы в тетрадь.
- Предположите, как римлянам удалось завоевать весь Аппенинский полуостров? (предположения) – это и есть цели урока.
- Армия римлян
- С кем воевали римляне
- Почему римлянам удалось одержать победу.
- Что необходимо государству для успешных завоеваний? (Хорошее войско)
- Римская армия.
Сейчас ваши одноклассники расскажут вам о войске римлян, а вы постарайтесь записать в тетрадь незнакомые слова.
Римская армия.
Все римские граждане с 14 до 46 лет по приказу консула являлись на службу. Они вооружались за свой счёт. Богатые были способны купить коня, их причисляли к коннице. Менее богатые – служили в тяжёлой пехоте, а бедняки, вооружённые дротиками и пращой – служили в лёгкой пехоте.
Римская армия делилась на ЛЕГИОНЫ, в каждом легионе было 6000 солдат. Легион во время боя строился в три линии по 10 МАНИПУЛ. Манипула состояла из 2 центурий и насчитывала 200 воинов. Каждой центурией командовал офицер – центурион.
Тактика римского боя.
Первый ряд манипул состоял из молодых воинов. Они принимали на себя удар врага. Если их строй был прорван, , то в бой бросалась вторая линия пехоты, состоявшая из более опытных воинов. Если же и им не удавалось победить врага, то в бой вступали самые опытные воины. К этому времени противник был измотан и римляне, как правило, побеждали.
Дисциплина в армии.
Провинившихся солдат подвергали телесным наказаниям. Легиону, который не подчинялся командирам, уменьшали рацион питания. Если же в армии происходил бунт, то казнили по жребию каждого десятого воина. Военная подготовка была очень тяжёлой. Каждый день воины легиона тренировались в плавании, беге, прыжках, метании дротика, фехтовании.
- Итак, какие слова были непонятны? (Легион, манипула, центурия, центурион, праща).
- Где можно узнать значение слов? (В словаре, в Интернете);
- Попробуйте найти значение этих слов, воспользовавшись сетью Интернет. А затем объяснить своим товарищам, что означает данное слово.
Запись в тетрадь:
Легион – крупная войсковая единица в Древнем Риме.
Манипула – отряд, состоящий из двух центурий.
Центурия – отряд, состоящий из100 воинов.
Центурион – офицер, командир.
Праща – оружие, состоящее из ремня, с помощью которого метали камень.
- А сейчас посмотрите, какое оружие было у римлян: передвижная осадная башня, катапульта. При защите от нападения римляне строились черепахой, отражая удары противника, сами они были неузвимы.
- Сильна была римская армия? (Да)
- Можно с такой армией завоевать всю Италию? (Да).
- Война Рима с галлами.
В конце V века до н.э. римляне сумели создать сильную боеспособную армию, но в этот момент над Римом нависла угроза.
- Какие горы расположены на севере Аппенинского полуострова? (Альпы).
В 390 г. до н.э. в Италию из-за Альп хлынули многочисленные племена галлов, которых привлекли богатства Рима. Они двигались к Риму, по пути захватывая один город за другим. Почти всё войско бежало из Рима, узнав о приближении галлов. Осталась только небольшая группа воинов, которые укрылись на Капитолийском холме. Из города не убежали старцы и сенаторы. Галлы, ворвавшись в город, стали грабить и сжигать дома, перебили всех сенаторов.
-Как вы думаете, удалось римлянам победить или нет? (предположения)
-Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте на с. 180 рубрику «Для любознательных». Приготовьте несколько вопросов по тексту, затем кто-то из вашей группы выступит в роли учителя, остальные будут корректировать ответ.
Вопросы:
- Сколько месяцев продолжалась осада Капитолия?
- Кто предупредил римлян о приближении галлов?
- В обмен на что галлы согласились покинуть город?
- В храме какой богини жили гуси?
- Как звали предводителя галлов?
-После выдворения галлов римляне решили, что нужно увеличивать территорию государства, и постепенно завоевали северные и центральные районы Италии.
V. Войны с Пирром.
А сейчас мы с вами перенесёмся в Древнюю Грецию и откроем 118 страницу учебника.
- Как называется карта, которая здесь изображена?
- Назовите греческие колонии на Аппенинском полуострове.
Когда римляне захотели завоевать юг Италии, то там они встретили отчаянное сопротивление греков. Греки обратились к греческому царю Эпира Пирру (найдите на карте это место).
В 280 году до н.э. Пирр с 20-тысячным войском и 20 боевыми слонами высадился в Италии. В первом же сражении римлян поразили боевые слоны, ещё больше они поразили их коней, которые уносили галопом всадников с поля боя. Пирр одержал грандиозную победу и отправил своего посла в Рим, чтобы убедить сенаторов не нарушать независимость греческих колоний. Сенаторы уже почти готовы были согласиться, когда один из них, который был слеп, воскликнул: «Слушая ваши речи, я жалею, что не только слеп, а в добавок ещё и не глух! Пока Пирр остаётся в Италии, с ним нужно воевать, а не вступать в дружбу!
Собрав ещё более многочисленную армию римляне вновь двинулись в бой. Но и здесь их ждало поражение. Правда, после второй битвы Пирр воскликнул: «Ещё одна такая победа и я останусь без войска!».
В 275 году до н.э. римлянам удалось одержать победу над армией Пирра, он навсегда покинул Аппенинский полуостров.
РИМ СТАЛ ГОСПОДСТВОВАТЬ НАД ВСЕЙ ИТАЛИЕЙ!
- Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Достигли мы целей урока?
Сейчас проверим, как вы усвоили новую тему. Тест по теме «Завоевание Римом Италии»
Домашнее задание на выбор:
- Самостоятельно составить тест по параграфу 44.
- Составить кроссворд по теме.
- Ответить на вопросы 1-3 после параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- презетация по истории древнего мира в 5 классе по теме "Завоевание Римом Италии"
Урок изучения нового материала. План: 1.Нашествие галлов на Рим; 2.Набор римского войска и его подготовка; 3.Состав войска и его вооружение;4. Тактика боя римлян; 5.Война Рима с соседями....
Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Завоевание Римом Италии"
Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Завоевание Римом Италии"...
Презентация урока истории в 5 классе по теме: "Завоевание Римом Италии"
Презентация урока истории в 5 классе по теме: "Завоевание Римом Италии"...
Тест № 1 "Завоевание Римом Италии"по Истории Древнего мира для 5 класса.
Тест № 1 «Завоевание Римом Италии» (§ 45) по истории Древнего мира для 5 класса. Автор:А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.Задание – тест – опрос по прочитанному парагр...
Рабочий лист урока истории 5 класс "Завоевание Римом Италии"
Рабочий лист урока истории для 5 класса по теме "Завоевании Римом Италии" (используется как один из вариантов дистанционного обучения)...
Урок истории в 5 классе на тему: «Завоевание Римом Италии»
Урок истории в 5 классе на тему: «Завоевание Римом Италии»...
Урок истории 5 класса по теме "Завоевание Римом Италии"
Урок Истории Древнего мира 5 класс. Тема урока "Завоевание Римом Италии"...