Изучение нового материала. 1) рассказ учителя: Выборы консулов. - Итак, закроем глаза и мысленно перенесемся в Древний Рим. 3 век до нашей эры. С самого начала существования республики, на протяжении 200 лет, шла ожесточённая борьба между патрициями и плебеями. Она то затихала, то разгоралась с новой силой. - Как вы думаете, из-за чего они воевали? Причины: ( сл. 4) 1) уравнивание в правах патрициев и плебеев 2) снять долговую кабалу ( 326 г. до н.э.) 3) получить доступ к общегосударственным землям - ( сл. 5) Ежегодно в предрассветный час одного летнего дня на Марсовом поле( широкая равнина за городской стеной) собирались на Собрание граждане Рима. На высоком берегу Тибра взвивался красный флаг, который свидетельствовал о том, что Риму ничего не угрожает. Когда распахивались ворота, из них в окружении 12 ликторов появлялся консул. Раздавались звуки трубы, и жрец возвещал о том, что боги приняли жертву. И народное собрание приступало к выбору консулов на следующий год.
- А есть ли у вас предположения, как проходило голосование? - Давайте прочитаем о нём ( стр. 212 – каждый гражданин…) - Как вы думаете, кто мог стать консулом? ( и бедный, и богатый гражданин). Но так как в Риме не платили денег за государственную службу, то консулом мог стать только богатый человек. Почему?
- Каковы функции консулов? ( сл. 6) 1) проводили наборы в войско 2) созывали Народное собрание 3) предлагали новые законы 4) могли отменить распоряжения друг друга, поэтому им приходилось договариваться о принятии решения 5) во время войны один консул находился в Риме, а другой при войске ( но если опасность была велика, то оба консула присутствовали на войне)
- А как выбирали народных трибунов? ( стр. 213 - для выборов…)
2) работа по учебнику: ( сл. 7) Стр. 213-214 – Сенат и его роль в Риме Стр. 213 – одежда римлян 3) Рассказ учителя: - Большую часть римских граждан составляли крестьяне, для которых главной ценностью была земля. Семьи росли, подрастающие сыновья нуждались в собственных участках, и они с завистью смотрели на поля богатых земледельцев. Чтобы избежать восстаний малоземельных крестьян, Римское государство вынуждено было вести завоевательный войны. В результате беспрерывных войн Римское государство расширило свои территории, приобрело богатый военный опыт и создали сильное войско, которое делилось на легионы. Основную массу воинов - легионеров составляли земледельцы; бедняков. Не владевших землёй на военную службу не брали. - ( сл.8) Какие же нововведения произошли в римской армии? 1) вооружение, позволявшее одному и тому же бойцу вести как дальний, так и рукопашный бой. 2) построение войска подвижными отрядами, дававшее возможность успешно сражаться на пересечённой местности. 3) умение строить походные лагеря – крепости 4) суровая военная дисциплина
- А теперь давайте рассмотрим поподробнее каждое из этих нововведений. ( сл. 9) - клятва воинов ( сл. 10) - - Военная подготовка была очень тяжелой. Каждый день все воины легиона тренировались в плавании, беге, прыжках, метании дротика и фехтовании. Трижды в месяц войско совершало марш броски на 30 км. Воины шли в быстром темпе: со скоростью 6,5 и даже 8 км в час. Легионеры учились строить и разбирать военный лагерь
1 нововведение: ( сл. 11) У римлян не было сильной конницы, зато пехота считалась самой лучшей в мире. Голову тяжеловооружённого легионера защищали шлем, грудь и спину – панцирь, живот – широкий кожаный пояс с металлическими бляхами. Щит имел полуцилиндрическую форму, делался из досок, обтягивался бычьей кожей. По краям он был укреплён железными полосами, а в центре имел железную шишку, которую воин стремился подставить под удар врага. Римляне вооружали всех легионеров острыми и крепкими мечами, которыми можно было рубить и колоть. Главным нововведением римлян было особое копьё, которое годилось как для метания, так и для ближнего боя. Оно состояло из острого и тонкого железного наконечника( 1м3 см), насаждённого на древко такой же длины. Сблизившись с противником, легионер бросал копьё. Если врагу удавалось прикрыться щитом, копьё. Имевшее зазубрины, застревало в щите и сковывало движение воина. Римлянин, выхватив меч, бросался на врага, который вынужден был бросить щит. Копьём опытные легионеры могли сразить сразу двух воинов противника. 2 Нововведение: ( сл. 12) Римское войско делилось на легионы, в которых насчитывало 4500 тыс. воинов. Перед боем римляне строились не сплошной массой, а строились в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй – воины постарше и покрепче, а в третьей – самые опытные и надёжные воины. В начале боя вперёд выбегали легковооружённые юные воины. Они забрасывали противника дротиками, пущенными из пращи и отбегали. Если консул видел, что они не могут преодолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами. Врагам начинало казаться, что они одолели врага, как вдруг перед ними оказывались воины второго ряда. Если положение было опасным, то вводились резервы – отряды третьей линии Воины этой линии, пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стенной. 3 нововведение: ( сл. 13) в походе, даже оставаясь на одну ночь, римляне строили хорошо укреплённый лагерь. Он разбивался по чётко установленному единожды плану- в форме четырёхугольника. Посланные вперёд командиры выбирали ровную местность, где была поблизости вода, топливо для костров и трава для скота. Флажками замечалось расположение стоянки: проводились две пересекающие главные улицы лагеря. В конце улиц предполагалось устроить ворота. На месте пересечения улиц отмечали палатки командующего. Когда легионеры приходили к месту стоянки, каждый воин уже знал и улицу и ту часть её, где должна находиться его палатка. Сложив оружие и багаж, воины копали ров, ограждающий лагерь, возводили земляной вал и укрепляли частоколом. Лагерь превращался в хорошо защищённую крепость. При внезапной тревоге в нём не было паники, ведь каждый воин чётко знал, что ему нужно делать. ( сл. 14) Там где не было дорог, воинам приходилось внести весь свой скарб на себе. Ноша воина состояла из оружия, запасов пищи, личных вещей, строительного инструмента и 2 тяжелых колов для строительства лагеря. Помимо обучения военному искусству, воины изучали ремесло землемера, строителя или каменщика, а также учились строить дороги, сооружать каналы и различные здания. Воины получали жалование ок.250 денариев. Треть денег уходила на пищу, которую легионеры приобретали за свой счет. Еда была простой: сыр, бобы, хлеб. Питьем для солдат была вода, или поска - дешевый сорт вина.
4 нововведение: ( сл. 15) таких побед не возможно было бы достичь, если бы не было дисциплины. В военное время полководцы имели полную власть над жизнью и смертью своих подчинённых.Нарушение приказа, дезертирство и трусость карались немедленно. Ликторы перед строем секли розгами виновного, а затем отрубали голову. Если целая часть войска проявляла трусость, воинов выстраивали и казнили каждого десятого. Если часовой засыпал на посту, то его предавали военному суду и забивали палками и камнями. Отличившимся в бою увеличивали долю военной добычи, их награждали почётным оружием. Тому, кто первым забирался на стены вражеской крепости, давали венок с изображением зубчатой стены. |