Исторический портрет
материал по истории (11 класс) на тему

Аксенова Ирина Анатольевна

АлександрI

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandr_i.docx397.7 КБ

Предварительный просмотр:

Александр I

z15 

Годы правления:1801-1825

Из биографии

  • Александр I Благословенный пришёл к власти в результате последнего дворцового переворота
  • Получил прекрасное образование, знал несколько языков, имел чудесного наставника- Ф. Легарпа, который просто и доходчиво раскрывал ему идеи просветителей 18 века.
  • Начал правление с продолжения политики Екатерины II- « просвещённого абсолютизма».
  • Император окружил себя умными и видными политиками и государственными деятелями Это П.Строганов, Н.Новосильцев, В.Кочубей, А.Чарторыйский, М.Сперансикй.
  • Противоречивым был характер Александра. Такой же противоречивой была и политика. Он хотел преобразований, позитивных изменений в стране, но не желал  ограничивать самодержавную власть. Он мог поддаваться влиянию людей, но в тоже время быть непреклонным в трудные минуты для страны, как это было в войне с Наполеоном.

Исторический портрет Александра I

Направления деятельности

 1.Внутренняяя политика

Направления деятельности

Результаты

Совершенствование системы государственного управления.

1801-1810- деятельность законосовещательного органа власти — Непременного совета.1801-1803- деятельность Негласного комитета, проведение реформ ( Чарторыйский, Новосильцев, Кочубей, Строганов)

1803- реформа госуправления:  замена коллегий министерствами

1810- учреждение Государственного совета

Были созданы проекты реформ Сперанским, Новосильцевым, Аракчеевым, Гурьевым. Однако практически ничего не было осуществлено.

В 1815 году была дарован Конституция  Польше.

Реформирование армии

1816-начало организации военных поселений( под руководством Аракчеева).

Усиление мощи армии, её вооружения. Подготовка офицерского сотава.

Решение крестьянского вопроса

1803-Указ « о вольных хлебопашцах», первая попытка отменить крепостное право по желанию помещиков.1809-указ о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь, было разрешено крестьянам торговать .

Реформирование социальной сферы

1809-сословная реформаПроведение продворянской политики: подтверждены положения Жалованной грамоты

Смягчение политического режима

Были запрещены пыткиЛиквидация тайной канцелярии — политического сыска

Смягчение цензуры

Сняты ограничения выезда за границу

Меры по созданию условий эффективной работы самоуправления

Подтверждение Жалованной грамоты Городам и Городового положения.

Дальнейшее развитие культуры и образования

Указ об автономии университетовОткрытие новых университетов

Открытие Царскосельского лицея в 1811- привилегированного учреждения для дворянской элиты, существовал до 1843г.

Период Александра 1- это « золотой век» литературы, когда творили А.Пушкин, А.Грибоедов, А.Баратынский, начинал своё творческий путь М.Лермонтов, строились прекрасные здания и дворцы( Казанский и Исаакиевский соборы, Михайловский замок, Главный штаб в Петербурге и многое другое).

 

2. Внешняя политика

Направления деятельности

Результаты

Стремление утвердиться на Балканах, Каспийском море, присоединить новые территории.

1804-1813- война с Персией, присоединение по Гюлистанскому договору Азербайджана.1806-1812- война с Турцией, после которой по Бухарестскому мирному договору Россия присоединила Бессарабию, Армению, часть Грузии.

Западное направление: стремление утвердиться на Балтийском море, присоединить часть территории Швеции.

1808-1809- война со Швецией, по Фридрихсгамскому миру присоединена Финляндия.

Взаимоотношения с Францией- от союза до войны.

Участие в антифранцузских коалициях: 3 (1805) и 4 ( 1806)Поражение под Аустерлицем в 1805г.

1807- Тильзитский мир с Францией ( присоединение к континентальной блокаде Англии, свобода в отношениях с Турцией и Швецией).

1808- встреча с Наполеоном в Эрфурте( аннексия Россией Финляндии, Валахии, Молдавии).

12 июня-26 декабря- Отечественная война с наполеоном. Важнейшие сражения: Смоленское ( 2-6 августа), Бородинское ( 26 августа0,

1813- участие в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом. Победа над Наполеоном.

1814-1815. По венскому конгрессу к России присоединено Царство польское.

Участие в союзе с европейскими государствами в борьбе с революционным движением.

1815 — Россия вошла в Священный союз Россия, Пруссия, Австрия)

 

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Правление Александра I- противоречивая страница истории России. Оно включает в себя как прогрессивные, так и негативные направления деятельности.
  • Несомненно, что при Александре I усилилась центральная власть, совершенствовалось государственное управление. Учреждение министерств и Государственного совета- это значительные события в истории страны.
  • Продолжалось совершенствование и местного самоуправления
  • Принесло положительные результаты и реформирование армии. Армия России была одной из многочисленных и боеспособных в Европе, что позволило ей победить Наполеона.
  • Проведена попытка решения крестьянского вопроса, рассматривались различные проекты освобождения крестьян. Однако ни один проект не был принят императором, хотя в 1803 году по « Указу о вольных землепашцах» крестьяне, по желанию помещиков и за выкуп, могли быть освобождены от крепостной неволи. Освободил Александр от крепостного права и Прибалтику.
  • Император продолжал продворянскую политику, создавая условия для развития хозяйства помещиков.
  • Большое внимание уделялось развитию культуры, особенно образования. Были открыты многие университеты страны. (О развитии культуры при Александре 1 читайте статью на сайтеpoznaemvmeste.ru в разделе «Даты»).
  • Александр I вёл успешную внешнюю политику. Были присоединены многие территории, побеждён Наполеон, значительно возрос международный авторитет России. Страна имела статус сильной европейской страны.
  • При нём Россия принимала участие в международной интеграции стран Европы для борьбы как с Наполеоном, так и  с революционным движением.
  • Хронология жизни и деятельности Александра I

Внутренняя политика

z16

 

z17

 Внешняя политика

z18

 

z19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 5 классе "Александр Македонский: исторический портрет"

обобщающий урок по теме позволяет дать простор детскому творчеству, развить историческое мышление 5-классников. к уроку прилагается тематическая презентация....

История России в исторических портретах ее правителей IX - XIX вв.

Данный курс по истории России для обучающихся 10 классов составлен как серия исторических портретов правителей России, начиная с Рюрика и заканчивая Николаем II. Большое внимание обращается на х...

Урок "Исторический портрет Ивана Грозного"

Тема: Исторический портрет Ивана ГрозногоЦель: проанализировать деятельность  и личность Ивана Грозного с точки зрения нравственностизадачи: систематизировать знания об эпохе, способствовать разв...

Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа элективного курса «Исторический портрет» для обучающихся 9-х классов

Настоящий курс  по выбору ориентирован на преподавание в 9 -х классах (34 часа в год, 1 час в неделю) для обучающихся гуманитарного отделения, изучающих историю на профильном уровне и является пр...

Исторический портрет

Материал позволяет учителю создать на уроке такую ситуацию, в которой дети могут увидеть роль значимых исторических личностей, неразрывно связанных с  Россией....

исторические портреты

Портреты исторических и государственных деятелей....

Пётр Первый. Исторический портрет

Материал к урокам истории...