Исторический портрет
план-конспект урока (история, 7 класс) по теме
Материал позволяет учителю создать на уроке такую ситуацию, в которой дети могут увидеть роль значимых исторических личностей, неразрывно связанных с Россией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskiy_portret_7_klass.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Лицей №1» г.Петрозаводска Автор – Добродеева Наталья Евгеньевна
Тема урока «Исторический портрет»
«Сколько прелести есть в человеческих лицах.
Все смотрел бы на них и смотрел бы без конца …».
Евг. Винокуров
I. Цели и задачи урока
- включая эмоциональную сферу ребенка, вызвать личную заинтересованность ученика в изучении курса истории Отечества;
- создавать на уроке атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества, способствовать повышению уровня коммуникативной культуры;
- преследуя цель воспитания гражданина, показать людей, судьбы которых неразрывно связаны с Россией;
- путем организации групповой работы создавать ситуацию, когда ребенок находится в активной позиции на уроке;
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы с документами;
В уроке используются элементы КТД (работа в группах), элементы мастерской и технологии критического мышления.
II. План урока
Этапы | Действия преподавателя | Действия учащихся |
Этап деления на группы. | 1) Предлагает учащимся разделиться на группы и выбрать спикеров (спикер – человек, который отвечает за организацию работы в группе). 2) Предлагает выбрать номер группы (от одного до пяти). | 1) Рассаживаются в группы, выбирают спикеров. 2) Спикеры участвуют в жеребьевке, выбирая номер группы. |
Этап работы с «портретной галереей». | 1) Предлагает учащимся посмотреть на «портретную галерею». 2) Предлагает спикерам выбрать один из портретов. 3) Предлагает каждой группе объяснить, почему именно этот портрет она выбрала. | 1) Знакомятся с «портретной галереей». 2) Спикеры выбирают один из портретов. 3) Работают в группах и затем объясняют, почему группа выбрала именно этот портрет. |
Этап работы с «невыбран-ным портретом». | 1) Предлагает учащимся обосновать, почему они не выбрали портрет, оставшийся на доске. 2) Набрасывает на доске:
3) Ставит перед учащимися вопрос: «Есть ли взаимосвязь между личностью государя и особенностями его правления?» 4) Записывает этот вопрос в качестве гипотезы на доску (гипотеза – умозаключение, которое требует доказательств). | 1) Обосновывают, почему они не выбрали портрет, оставшийся на доске. 2) Участвуют в обсуждении. 3) Отвечают на вопрос учителя.
|
Этап работы с портретом Петра I. | 1) Предлагает доказать предложенную гипотезу на примере Петра I: «Давайте попробуем это доказать!». 2) Предлагает обсудить личностные качества Петра I, записать их на листочках, затем озвучить. 3) Предлагает учащимся поработать с документами (см. Приложения) и задает вопрос: «Можем ли мы что-то добавить к имеющейся уже характеристике». 4) Подчеркивает многогранность и противоречивость Петра I, задает вопрос учащимся: «Каким образом личные качества Петра могли повлиять на его царствования?». 5) Раздает материалы с описанием преобразований Петра (см. Приложения) и задает вопрос учащимся: «Что мы можем еще сказать (добавить)?». | 1-2) Участвуют в обсуждении. Всю необходимую информацию фиксируют на листочках, затем озвучивают. 3) Работают в группах с документами и отвечают на поставленный вопрос. 4) Участвуют в обсуждении. 5) Работают в группах с материалами и отвечают на поставленный вопрос. |
Этап завершения работы. | *Завершает урок вопросом: «Как мы можем оценить деятельность Петра I?». *На вопрос, что Петр Великий сделал для России, лучше всего ответить словами Феофана Прокоповича, произнесенными в день похорон Петра (см. Приложения). *Как мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока «Есть ли взаимосвязь между личностью государя и особенностями его правления?» *Сегодня доказать предложенную гипотезу о том, что личные качества государя находят свое отражение в его правлении на 100% мы не можем. Для того, чтобы окончательно утвердиться в правильности данной гипотезы, нам предстоят серьезные глубокие исследования. | Предполагаемый вывод, который делают учащиеся: 1) Личность правителя оказывает значительное влияние на его деятельность. |
Оборудование урока:
- Портреты правителей России разных эпох.
- Тексты документов (для работы в группах).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Петр I и Карелия
(Краткая историческая справка)
События эпохи Петра I (Петр Алексеевич Романов, годы жизни 1672-1725) непосредственно коснулись Карелии и во многом определили ее дальнейшую историю. В первую очередь интерес Петра I к Карелии связан с Северной русско-шведской войной 1700-1725 г.г., целью которой был выход России на балтийские берега.
На первом этапе войны территория Карелии использовалась в качестве плацдарма для боевых действий. Отметим военную операцию 1702 г. по захвату крепости Нотебург, располагавшейся в истоке реки Невы из Ладожского озера. В ходе этой операции Петр I с гвардией, канцелярией и свитой силами карельских крестьян транспортировал волоком и водными путями два боевых корабля с Белого моря на Онежское озеро, а оттуда - через реку Свирь на Ладогу ("Осударева дорога").
Это был первый визит Петра I в Карелию. Он позволил государю лично оценить возможности края и использовать их в дальнейших планах. В 1702 г. по приказу царя была основана судостроительная верфь в устье реки Сясь, впадающей в Ладогу у южных границ Олонецкого уезда. Осенью того же года царь принял решение, что главная верфь будет не на Сяси, а на берегу другой впадающей в Ладожское озеро реки - Свири. В 1703 г. здесь была заложена Олонецкая Лодейнопольская верфь.
Эти предприятия обеспечили первую кораблестроительную программу Балтийского флота. С июля 1703 г. Петр I полтора месяца работал на Свирской верфи, где заложил несколько судов и присутствовал при спуске на воду первого фрегата Балтийского флота "Штандарт", который самолично привел в октябре в Санкт-Петербург.
Для обеспечения верфей железными припасами и корабельным вооружением на территории Карелии были основаны Петровские Олонецкие заводы, среди которых главным стал Петровский пушечно-литейный завод (заложен в августе 1703 г. в устье реки Лососинки). В их число входили также Повенецкий и Алексеевский пушечно-литейные и Кончезерский медеплавильный и железоделательный заводы.
Общее руководство строительством верфей и заводов в Карелии по поручению царя осуществлял губернатор Ингерманландии Александр Данилович Меншиков.
В 1714 г. в районе Кончезера на Равдоболоте были открыты минеральные железистые ("марциальные") воды. В 1718 г. Петр I приказал построить близ источника вод курорт. Постройками курорта были - три деревянных дворца (снесены из-за ветхости в 1780-х г.г.), дома для персонала и пациентов, церковь во имя апостола Петра, построенная по плану царя в 1720-1721 г.г. Петр I вместе со своей женой Екатериной четырежды побывал на курорте - в 1719, 1720, 1722, 1724 г.г. На пути в "Марциальные воды" Петр I останавливался в слободе при Петровском заводе, где для него был построен двухэтажный дворец (1719 г.). Рядом с этим зданием был также возведен дворец для князя А.Д. Меншикова. Вероятно по указу Петра I в Петровской слободе была построена "новоманерная" Петропавловская церковь с высоким шпилем (между 1707-1711 г.г., сгорела в 1924 г.).
Бывая в Петровской слободе, царь посещал завод, знакомясь с состоянием дел, собственноручно ковал железо в кузнечных мастерских.
В 1710-х г.г. центр судостроения для Балтийского флота перемещается на Адмиралтейство в С-Петербурге. В 1720-х г.г. центром железоделательной промышленности становится Урал, куда и было отправлено основное оборудование и переведены мастера Петровского завода. В связи с сокращением объема работ в 1725 г. закрыты приладожские верфи, а в 1734 г. прекратил производство Петровский завод.
Значение деятельности Петра I для Карелии было отмечено правительством Екатерины II, которое в 1777 г. присвоило Петровской слободе статус города и имя Петрозаводска. В 1784 г. Петрозаводск получил права губернского города и стал центром Олонецкого наместничества (в дальнейшем - Олонецкой губернии).
30 мая 1872 г. в день двухсотлетия со дня рождения Петра I на Круглой площади города было заложено основание памятника царю-реформатору. 29 июня 1873 г. памятник был открыт. Памятник представлял собой статую Петра I , отлитую из бронзы в С-Петербурге по модели И.Н.Шредера (ныне расположена на городской набережной в районе речного вокзала). Круглая площадь вскоре была переименована в Петровскую (сейчас - площадь Ленина).
В настоящее время с именем Петра I связаны: музей истории первого российского курорта "Марциальные воды" с церковью апостола Петра с иконостасом XVIII в. - филиал Карельского государственного краеведческого музея (далее - КГКМ), объект отечественного и зарубежного туризма. В фондах музея хранятся два стула, стол, канделябры, приписываемые работе Петра I (сделаны во время его лечения на курорте).
Выставка "Небывалое бывает" с восковой "персоной" царя. Создана усилиями музея-заповедника "Кижи" и Беломорско-Онежского пароходства при поддержке КГКМ (ряд экспонатов) в 1997 г. Располагается в здании речного вокзала.
На трассе "Осударевой дороги" в течение ряда лет ведет поисковую работу экспедиция под руководством М.Ю.Данкова. На месте Петровской слободы два сезона ведутся археологические работы студентов ПетрГУ под руководством А.М.Спиридонова (на территории городского парка). Находки передаются в КГКМ в фондах Карельского музея изобразительных искусств имеется небольшая коллекция гравюр петровского времени, живопись и графика по теме, в том числе портретные изображения Петра I.
С.М.Соловьев о детстве Петра I
«Трех лет остался Петр по смерти отца и с восшествием на престол старшего брата подвергся удалению, гонению вместе с матерью и ее родственниками. Спокойная, правильная обстановка во время младенчества способствует правильности развития, не ускоряет его в ребенке; напротив, печальная доля в младенчестве, гонения, бури способствуют раннему развитию в детях способных. Перед глазами постоянно печальная мать, толкующая с ближними людьми о своей выгоде, ссылке братьев, благодетеля Матвеева; ребенок пламенный, восприимчивый, питается, раздражается семейной враждой; то, что другие дети узнают только из нянькиных сказок, как злые родственники гонят невинных детей, как последние или гибнут, или торжествуют, то маленький Петр испытывает в действительности … Страшные кровавые сцены перед глазами, мучительная смерть родных, отчаяние матери, власть похищается, переходит в руки гонителей.
Будучи одиннадцатилетним ребенком, Петр поражал своею необыкновенной красотою и живостию. Современники находили, что лицом был в материнскую родню, и особенно был похож на дядю Федора Кирилловича Нарышкина. Красота и живость остались, но преждевременное развитие, страшные потрясения, неумеренность в трудах и потехах потрясли крепкую натуру Петра и оставили следы на прекрасном лице его: голова тряслась и на лице являлись конвульсивные движения. Быстрый и пронзительный взгляд его производил неприятное впечатление на людей непривычных».
С.М.Соловьев о Петре I и Карле XII
«Карл родился в 1862 году, следовательно, был ровно десятью годами моложе нашего Петра. Сильная натура рано начала себя чувствовать в ребенке; и с самого же начала сила обнаруживалась односторонне; в удали, безрассудном искании опасностей уже высказывался исключительно герой-завоеватель, тогда как в русском Петре с малолетства была видна гениальная многосторонность, гениальная чуткость ко всему, виден был преобразователь, а не солдат, не завоеватель».
Петр I в путешествии по Европе: «… В Берлине Петр остановился и занимался там артиллерией и получил аттестат…
Петр часто выходил из коляски, обращая внимание на земледелие, срисовывал незнакомые орудия, расспрашивал и записывал.
… Приехав в Амстердам, нарядился он со своей свитою в матросское платье и отправился в Саардам на ботике; не доезжая, увидел он в лодке рыбака, некогда бывшего корабельным плотником в Воронеже; Петр назвал его по имени и объявил, что намерен остановиться в его доме. Петр вышел на берег с веревкою в руках и не обратил на себя внимание. На другой день оделся он в рабочее платье, в красную байковую куртку и холстинные шаравары и смешался с прочими работниками. Рыбак по приказанию Петра никому не объявил о его настоящем имени. Петр знал уже по-голландски, так что никто не замечал или не хотел дать вид, будто бы его замечает. Петр упражнялся с утра до ночи в строении корабельном.
… Иногда ходил закупать припасы на обед, и в отсутствии хозяйки сам готовил кушание. Он сделал себе кровать из своих рук и записался в цех плотником под именем Петра Михайлова. Корабельные мастера звали его Piter Bas, и сие название, напоминавшее ему деятельную, веселую и странную его молодость, сохранил он на всю жизнь.
Петр жил в Саардаме полтора месяца; после переехал он в Амстердам и, наняв близ Адмиралтейства домик, жил в нем под именем корабельного мастера. Тут заложил он собственными руками 60-пушечный корабль и ежедневно ходил на работу с топором за поясом…» (А.С.Пушкин «История Петра I»)
Мероприятия Петра I
1. Создание регулярной армии путем рекрутских наборов
2. Создание военно-морского флота
3. Быстрый рост мануфактур
4. Развитие внутренней и внешней торговли
5. Строительство каналов
6. Реформы в области управления: создание Сената и коллегий вместо приказов, разделение страны на губернии
7. Церковная реформа
8. Новшество в быту
9. Строительство Петербурга и Петрозаводска
«Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимою, любимая и будет; сделал врагам страшную, страшная и будет; сделал на весь мир славную, славная и быти не перестанет».
(Феофан Прокопович,
известный публицист того времени)
ЛЮДИ
С.Преображенскому
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как история планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.
У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты;
Да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно.
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных…
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев и друзей?
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
Мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать…
Е.Евтушенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 5 классе "Александр Македонский: исторический портрет"
обобщающий урок по теме позволяет дать простор детскому творчеству, развить историческое мышление 5-классников. к уроку прилагается тематическая презентация....
История России в исторических портретах ее правителей IX - XIX вв.
Данный курс по истории России для обучающихся 10 классов составлен как серия исторических портретов правителей России, начиная с Рюрика и заканчивая Николаем II. Большое внимание обращается на х...
Урок "Исторический портрет Ивана Грозного"
Тема: Исторический портрет Ивана ГрозногоЦель: проанализировать деятельность и личность Ивана Грозного с точки зрения нравственностизадачи: систематизировать знания об эпохе, способствовать разв...
Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа элективного курса «Исторический портрет» для обучающихся 9-х классов
Настоящий курс по выбору ориентирован на преподавание в 9 -х классах (34 часа в год, 1 час в неделю) для обучающихся гуманитарного отделения, изучающих историю на профильном уровне и является пр...
исторические портреты
Портреты исторических и государственных деятелей....
Пётр Первый. Исторический портрет
Материал к урокам истории...
ЕГЭ История С6. Исторические портреты
Подготовка к ЕГЭ по истории. Задания С6. Исторические портреты...