АФАНАСИЙ ЕРМИЛОВИЧ ДЬЯЧКОВ - УЧИТЕЛЬ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ АНАДЫРСКОГО КРАЯ. (урок для 8 класса)
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
АФАНАСИЙ ЕРМИЛОВИЧ ДЬЯЧКОВ - УЧИТЕЛЬ,
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ АНАДЫРСКОГО КРАЯ.
Президентом РФ 2010 год объявлен ГОДОМ УЧИТЕЛЯ и в честь этого знаменательного события я расскажу вам о человеке, который был прекрасным учителем и внёс неоценимый вклад в науку. Его звали Афанасий Ермилович Дьячков.
План нашего занятия:
- Путь в профессию учителя.
- Вклад в науку.
Задача нашего урока – узнать, кто же такой А.Е.Дьячков и что ценного он сделал для науки.
Селение Марково, одно из старейших на Северо-Востоке, расположено на р. Анадырь, где и родился Афанасий в 1852 году в семье обруселых чуванцев-промысловиков, которые жили охотничьим промыслом на дикого оленя, пушного зверя, птиц (гусей и куропаток) и занимались рыбной ловлей.
Путь к знаниям был очень сложным. Тогда на Чукотке было мало грамотных людей. Чтению и письму он учился в основном самостоятельно, особенно помогла работа при Марковской церкви, где имелась небольшая библиотека.
В 1883 году в Марково открылась школа, и священник Митрофан Шипицын предложил Дьячкову стать учителем.
Он добросовестно брал на себя обязанности не только учить детей, но и нередко выполнял далеко не свойственные учительской профессии функции. Он нередко брал на себя хозяйственные потребности школы – заготовка дров, отопление, уборка и даже добывал рыбу для питания школьников.
Марковская школа была лучше других обеспечена школьно-письменными принадлежностями, учебно-наглядными пособиями и учебной литературой - первый глобус в школах Крайнего Северо-Востока появился в Марково; школа имела настенные часы, наборы картин, плакаты, альбомы и таблицы общим числом более 100. В то время, когда большинство школ не имели не только чернил, но и бумаги, заменяя ее берестой (
К заслуге Дьячкова-учителя следует отнести и то, что, обучая детей разных национальностей русскому языку, к концу своей деятельности он овладел чукотским и эвенским языками и использовал их при «растолковании наиболее трудных для детей русских понятий».
При школе была открыта мастерская - было введено бондарное ремесло (ремесло изготовления сосудов, предназначенных для хранения и транспортировки жидких, полужидких и сыпучих продуктов бочки, вёдра).
Успехи в обучении детей были велики. Только за 10 лет существования школы в Марково А. Е. Дьячков подготовил 115 человек, из них 77 - дети коренных народностей Северо-Востока: чуванцы, чукчи, юкагиры, эвены. Примечательно и то, что наряду с мальчиками, в школе обучались и девочки, число которых иногда превышало число мальчиков.
Но Афанасий Дьячков был не только заметным учителем, отдавшим делу обучения детей четверть века, но и весьма талантливым исследователем. В 1889 г. Марково посетил начальник Анадырской округи Леонид Францевич Гриневецкий. Он поручил А. Е. Дьячкову подготовить научное исследование о природно-географических особенностях Анадырского края, хозяйстве, быте и численности его населения. Афанасий Ермилович блестяще справился с этим заданием. Известные ученые России высоко оценили научный труд Дьячкова, и в 1893 г. Приамурским отделением императорского русского географического общества была издана его книга «Анадырский край. Рукопись жителя с. Марково г. Дьячкова». Книга Дьячкова прежде всего интересна тем, что содержит в себе важные и многочисленные сведения об Анадырском крае, в том числе: «Географическое описание», «Животные», «Население», «Промыслы», «Быт», «Традиции» и т.п.
В «Географическом описании» Дьячков подробнейшим образом характеризует природные данные края: реки, озера, горы, растительный и животный мир, климат и даже полезные ископаемые. При этом исследователь не просто перечисляет, например, реки или озера, а дает массу цифровых данных о протяженности реки, ее ширине и глубине на отдельных участках, время рекостава и реколома(середина сентября – середина мая), наличие рыбы с указанием породы, питательных свойств и пр.
Большое место в книге занимает описание быта северян, условий и содержания трудовой деятельности, их этнографии и культуры. Здесь мы находим подразделение племен на роды и их кочевки, описание быта, промыслов, обычаев, поверий, сказаний и пр.
За свой научный труд об Анадырском крае Афанасий Ермилович Дьячков был награжден медалью. Документы на его награждение подписал известный ученый адмирал С. О. Макаров
Много сил отдал А. Е. Дьячков своему родному краю. Афанасий Ермилович отличался преданностью просвещению, самоотверженным служением науке, огромным трудолюбием, изумительной человечностью и высоким патриотизмом.
Его имя известно далеко за пределами нашего края.
Вопросы:
- Кто такой Афанасий Ермилович Дьячков?
- Что ценного Афанасий Ермилович сделал для школы ?
- Для науки?
- Что вам показалось интересным, необычным?
- Рефлексия – понравился урок или нет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учитель исследователь
Активные процессы социальных преобразований в стране требуют инициативного творческого педагога, способного к восприятию новых идей и принятию нестандартных решений, к духовно-ценностному преобразован...
Разработка урока по технологии "Обработка края борта" 9 класс
Данный урок позволяет рассмотреть способы обработки края борта с использованием различных видов отделки. Учащиеся получают возможность, опираясь на свои знания и умения, работая с инструкционным...
Мастера живописи Саратовского края (урок по Культуре края 8 класс)
В презентации представлены наиболее известные мастера живописи Саратовского края....
С днём рождения, мой край! Урок кубановедения в 7-8 классах
Презентация к уроку по кубановедению "С днём рождения, мой край!"...
Разработка урока по физической географии Алтайского края в 8 классе. Тема: "Состояние водного режима реки Алей в зимний период".
Проблема экологии рек сегодня очень актуальна. В масштабах страны существует много исследований и аналитических материалов, посвященных этой теме, накоплен огромный статистический материал. На уровне ...
«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории Донского края в 7 классе».Тема урока: «Наши корни»
Данный урок был подгротовлен ко дню открытых дверей в Верхнедонской гимназии. Моей целью было познакомить коллег с методиками деятельностного типа, испозуемими в моей работе. Учащиеся смогли продемонс...
Урок. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. "Хождение за три моря" 8 класс
Урок разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....