Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Зотова Анна Николаевна

Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная программа реализуется на основе УМК по предмету (предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы): Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией академика РАН А.А. Искандерова – М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2009. Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_moy_fgos_ooo.docx190.83 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «История» составлена для учащихся 5 класса на основе

следующих нормативно – правовых документов:

  • Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ – Великотопальская СОШ имени Героя России О.В. Ворожанина 2015 г.;
  • Положения о рабочей программе  по учебному предмету, курсу педагога,  реализующего  ФГОС НОО, ФГОС ООО МБОУ – Великотопальская СОШ имени Героя России О.В. Ворожанина;
  • авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2014 г.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету (предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы):

  • Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией академика РАН А.А. Искандерова – М.: Просвещение, 2012.
  • Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2009.

Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Цель изучения:

  • образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
  • освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.

Задачи изучения:

  • усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
  • формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
  • показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации.

2.Общая характеристика учебного курса.

Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др. Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д. Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;
  • формирование и развитие человеческих общностей;
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
  • эволюция и механизмы смены власти;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
  • становление религиозных учений и мировоззренческих систем научного знания, духовной и художественной культуры;
  • вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность);
  • проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, человек в истории, предполагает характеристику:

а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи;

б) их потребностей, интересов, мотивов действий;

в) восприятия мира, ценностей.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Школьный предмет «Всеобщая история» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего  образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета два учебных часа в неделю). При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие уроки по разделам - 4 ч; повторению всего изученного за курс «Всеобщая история» — 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания). 

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными результами изучения курса являются:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными результатами изучения курса истории являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
  • понимание вклада древних народов в мировую культуру.

Формы организации учебной деятельности: практикумы, сюжетноролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.

Формы контроля: тестирование; задания на выявление операционных жизненных ситуаций; моделирование жизненных ситуаций.

Основными формами организации учебных занятий являются:

познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки

5. Содержание учебного предмета, курса

Введение

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Тема 3. Счёт лет в истории

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Тема 4. Древний Египет

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова

научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 5. Западная Азия в древности

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецыучёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от богаШамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских

царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.

Тема 6. Индия и Китай в древности

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы ЦиньШихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Тема 7. Древнейшая Греция

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта.

Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город.

Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу.

Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры

храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представлениекомедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в VB. ДО Н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор,

Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек.

Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 13. Гражданские войны в Риме

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед

Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между хол-j мами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.

Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Содержание тем учебного курса

Раздел

Количество часов

К /р

История Древнего мира (68 часов)

ВВЕДЕНИЕ

1 час

Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

7 часов

1

Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

20 часов

2

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

21 час

1

Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ

17 часов

2

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

2 часа

ИТОГО

68 часов

6



6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Наименование раздела и тем

Кол. час.

По плану

Фактически

Характеристика УУД

Приме чание

личностные

регулятивные

коммуника тивные

познаватель ные

1

Введение.

Что изучает наука история. Источники исторических знаний.

1ч.

Устанавливать связь        между целью      учебной деятельности        и ее мотивом.

Самостоятельно анализировать условия достижения        цели на     основе     учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Раскрывать значение терминов история,        век, исторический источник.

Раздел I. Жизнь первобытных людей.

6 ч

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

3 ч

2

Древнейшие люди. Историческая карта.

1

Изображать        в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Показывать        на карте               места расселения древнейших людей.

Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризова ть достижения первобытного человека,        его приспо-собление          к природе.

Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди,        орудие труда,           соби-рательство.

3

Родовые общины охотников и собирателей. Знать своих предков – знать историю.

1

Знание о своей этнической принадлежности,

Разрабатывать сценарии охоты на крупного        зверя.

Называть        и оха-рактеризовать

Исследовать        на исторической карте        и         в


уважение        к ценностям семьи, любовь к природе.

Выделять признаки родовой общины.

новые изобретения человека        для охоты. Характеризова ть             новые способы охоты.

мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.

4

Возникновение искусства и религии. Археология – помощница истории.

1

Освоение общемирового культурного наследия.

Охарактеризовать первобытные верования людей.

Рассказать        о наскальной живописи, версиях          её происхождени я. Работать с текстом учебника       по заданиям учителя        в малых группах

Объяснить,        как учёные разгадывают загадки древних художников.

Тема        2.        Первобытные        земледельцы        и скотоводы.

2 ч

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

Уважение        к труду,

ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация        в системе моральных норм и ценностей.

Охарактеризовать изменения        в социально-хозяйственной жизни        людей        с появлением земледелия и ско-товодства. Обозначить последствия появления гончарного            и ткацкого ремёсел в жизни        общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.

Рассказать        о переходе        от собирательства к     мотыжному земледелию. Выделить        и прокомментир овать промыслы (лесные)          и освоенные древним человеком ремёсла.

Исследовать географию районов        пер-вичного земледелия       на исторической карте. Схематически изобразить         и прокомментиров ать        управление родовой общиной             и племенем.

6

Появление неравенства и знати.

1

Ориентация        в особенностях социальных отношений         и взаимодействий,

Находить на карте районы,        где предположительно появилась металлургия.

Выделять        и сравнивать признаки родовой        и соседской

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг,


установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

общин.

металлургия, плужное земледелие, соседская община,     вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений        в общине        с выделением        в ней знати.

7

Повторение по теме «Жизнь первобытных людей» Как работать с учебным материалом по истории.

1

Решать проблемные        и развивающие задачи                 с использованием мультимедиарес урсов.

Осуществлять познавательную рефлексию        в отношении действий              по решению учебных и познавательных задач.

Использовать электронные ресурсы        для виртуального исторического путешествия.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения        задач, обобщать понятия, создавать            и преобразовывать модели и схемы для          решения задач.        Делать умозаключения и выводы             на основе аргументации.

Тема 3. Счёт лет в истории.

1ч.

8

Измерение времени по годам.

1

Решать исторические задачи        и проблемные ситуации на счёт времени.

Уметь определять историческое время        по        ленте времени.

Понимать относительнос ть     мнений     и подходов        к решению проблемы.

Осмыслить различие понятий:        год, век,        столетие, эра,             эпоха, исторический период.

Раздел II. Древний Восток.

20ч.

Тема 4. Древний Египет.

8ч.

9

Государство на берегах Нила.

1

Самостоятельно подготовить тематическое

Устанавливать причинно-следственные

Характеризова ть местоположен

Раскрывать значение понятий        и


сообщение          к уроку по выбору.

связи природы и занятий        древних египтян.

ие государства с        помощью исторической карты        и        её легенды.

терминов: государство, папирус, дельта, оазис,        ил, рельеф, фараон.

10

Как жили земледельцы и ремесленники. Наука о народах и наука о прошлом.

1

Экологическое сознание.

Оценивать достижения культуры.

Находить        и группировать информацию по данной теме из        текстов учебника, дополнительны х источников к параграфу, дополнительно й литературы, электронных изданий.

Комментировать понятия: вельможи, писцы,        налоги, шадуф,                и самостоятельно формулировать их.

11

Жизнь египетского вельможи.

1

Ориентация        в особенностях     и ценностей и их иерархизации. отношений         и взаимодействий, в        системе моральных норм

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Учиться работать        в малой     группе над        общим заданием.

Выделять главное в части параграфа,        во всём параграфе. Выделять      клю-чевые        понятия, которые раскрывают тему урока.

12

Военные походы фараонов.

1

Подготовить сообщение        о военных походах Тутмоса III.

Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.

Работать        с картой в малых группах         по единому заданию. Исполнять роль в соответ-ствии              со своеобразием исторического персонажа        в инсценировке.

Показывать        на карте территорию        и центры древнеегипетско го государства и территории походов фараонов.

13

Религия древних египтян.

1

Творчески разрабатывать сюжеты        для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Характеризовать религию     древних египтян.

Устанавливать связи        между пантеоном богов               и занятиями древних египтян.

Объяснять, в чем заключалась роль        религии, жрецов                в древнеегипетско м обществе.


14

Искусство древних египтян.

1

Освоение общекультурног о        наследия древних египтян.

Описывать предметы материальной культуры        и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения     об     их художественных достоинствах. Рассказывать        о внутреннем устройстве пирамиды.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов        в гробницах древнееги-петских фараонов.

Подготовить презентации        в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно        с родителями).

15

Письменность и знания древних египтян.

1

Составлять короткое сообщение        о древне-египетских иероглифах.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Осуществлять поиск информации в Интернете        о процессе изго-товления папируса.

Характеризовать знания из разных областей        наук, известные древним египтянам.

16

Повторение по теме «Древний Египет» Географические названия - свидетели прошлого.

1

Понимание культурного многообразия мира,     уважение к        культуре других народов.

Анализировать достижения        в земледелии.

Сравнивать образ        жизни фараона, вельможи        и простого земледельца.

Составлять шарады, кроссворды        и выполнять к ним задания (индивидуально и                          в сотрудничестве с соседом            по парте).

Тема 5. Западная Азия в древности

7ч.

17

Древнее Двуречье.

1

Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во        всех проявлениях жизни.

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Использовать электронное издание        с целью виртуального путешествия по музею.

Прокомментиро-вать письменность Двуречья        и выделить           её особенные признаки.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

Ориентация        в системе моральных норм

Объяснять почему законы Хаммурапи были        объявлены

Работа        в группах         по изучению

Выделять основные понятия


и ценностей и их иерархизации. Уважение        к личности     и     ее достоинствам, доброжелательн ое отношение к окружающим

как законы богов.

законов вавилонского царя Хаммурапи        с дальнейшим объяснением их значения.

параграфа, раскрывающие его        суть. Характеризовать свод         законов Хаммурапи.

19

Финикийские мореплаватели

1

Формировать уважение        к истории     других народов, культурным       и историческим памятникам.

Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии:        Библ, Сидон, Тир.

Подготавливат ь        короткое сообщение        о достижениях финикийских ремесленников .

Рассказывать        с помощью карты о        место-положении Финикии            и занятиях            её жителей

20

Библейские сказания.

1

Формировать уважение        к истории     других народов, культурным       и историческим памятникам.

Изучать по карте и тексту        учебника территорию расселения древнееврейских племен

Проводить аналогию        и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и        древним евреям

Объяснять значение принятие единобожия древнееврейским и племенами

21

Древнееврейское царство.

1

Формировать уважение        к истории     других народов, культурным       и историческим памятникам.

Дать        оценку поступков Давиду и Самсону

Выделять        в дополнительно м        тексте        к параграфу главное            и второстепенно е      (работа        в группах)

Уметь обобщать информацию        и делать выводы о том,        каким представляли своего            царя иудеи

22

Ассирийская держава.

1

формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.

Уметь самостоятельно находить аргументы        к крылатой       фразе «Рукописи           не горят»

Работать        в малых группах по дифференциро ванным заданиям       на понимание      и осмысление нового материала

Определять причины падения Ассирийской державы

23

Персидская держава «царя царей».

1

Составить        свое личное отношение          к изучаемым

Работать        с исторической картой                    и дополнительным

Систематизиро вать        учебную информацию о достижениях

Установить причины возникновения Персидской


событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях

источниками        по вопросу расширения территории державы

персидских царей.

державы

Тема 6. Индия и Китай в древности

4 ч.

24

Природа и люди Древней Индии.

1

Формировать уважение        к истории     Индии культурным       и историческим памятникам индийского народа

Показывать        на карте        основные географические объекты     Древней Индии

Выяснить, каких животных почитали индийцы        и почему( работа в группах)

Выделять ключевые понятия, характеризующи е        индийскую историю        и культуру

25

Индийские касты.

1

Формировать уважение        к истории     Индии культурным       и историческим памятникам индийского народа

Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой        план пунктов параграфа по плану

Подготовить сообщение        о жизни Будды

Доказывать, что брахманы        – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма      и буддизма

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

Формировать уважение        к истории      Китая культурным       и историческим памятникам китайского народа

Работать        по специально разработанным рабочим картам в соответствии         с регламентом

Вести поиск по карте        и комментироват ь местоположен ие Китая

Определять        и формировать особенности китайской религии

27

Первый властелин единого Китая.

1

Формировать уважение        к истории      Китая культурным       и историческим памятникам китайского народа

Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации

Составлять кроссворды по тематике урока

Рассказывать об отношениях Китая        с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены

28

Повторение по теме        «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру»

Формировать уважение        к другим народам и принятие их культуры,

Перечислять наиболее известные сооружения, называть

Выполнять задания        на понимание, осмысление изученного

Искать дополнительную информацию, используя ресурсы


традиций        и обычаев

материалы        для письма в Египте, Индии, Китае

материала        по группам

библиотек        и Интернета

Раздел III. Древняя Греция.

21 ч

Тема 7. Древнейшая Греция.

5ч.

29

Греки и критяне.

1

Формировать уважение        к истории древней Греции культурным       и историческим памятникам греческого народа

Работать с картой, заданиями рабочей тетради

Рассказывать миф о Дедале и Икаре        и выявлять      его нравственный контекст           ( работа              в группах)

Называть отличительные признаки критской культуры

30

Микены и Троя.

1

Определить вклад микенской культуры        в развитие греческой цивилизации

Показывать        по карте местоположение Микен

Работать        в малых группах по дифференциро ванным заданиям,      на ленте времени обозначать разные события и даты

Выделять различия между микенской        и критской культурой

31

Поэма Гомера «Илиада».

1

Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.

Характеризовать образы     основных героев «Илиады»

Принимать участие        в ролевой игре.

Раскрывать кратко        суть поэмы Гомера

32

Поэма Гомера «Одиссея».

1

Воспитывать уважительное и бережное отношение        ко всей        античной литературе        на примере     поэмы Гомера «Одиссея»

Последовательно рассказывать        о всех приключениях Одиссея        и составить план его путешествия

В        группах соотносить        с картой        путь Одиссея домой,              в Итаку, выделяя основные вехи пути     Одиссея домой

Читать        текст, выделяя основные понятия, определения        и события


33

Религия древних греков.

1

Дать        оценку влияния греческой мифологии        на культуру античного мира, средневековья, нового                 и новейшего времени.

Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних        мифов (работа в группах)

Выполнять задания        по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»

Объяснять связь с        явлениями природы        и греческими богами

Тема        8.        Полисы        Греции        и        их        борьба        с персидским нашествием.

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

Сформировать личностное отношение учащихся        к событиям, происходящим в Древней Греции

Дать собственную оценку        борьбе земледельцев Аттики                  за собственное благополучие        и нормальную жизнь

Перечислять преимущества греческого алфавита        по сравнению       с финикийским (работа             в группах)

Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество        в целом

35

Зарождение демократии в Афинах.

1

Выразить        свое собственное отношение          к демократически м        процессам, происходящим в древней Греции

Дать собственную оценку поступкам Солона

Вести диалог с товарищем по заданию, предложенном у учителем

Показывать        на примере реформ Солона        смысл понятия «демократия», ее роль                     в улучшении жизни основной массы населения

36

Древняя Спарта.

1

Определять роль дисциплины        в воспитании        и обучении спартанцев, определять свое отношение        к спартанскому воспитанию

Показывать        на карте расположение Спарты

Составлять рассказ        о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы однокласснико в.

Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

Осознавать принадлежность греков к единой культуре

Описывать        места возникновения греческих колоний, используя легенду карты

Составлять план «Причины переселения греков»

Объяснять причины        и значение возникновения колоний

38

Олимпийские игры в древности.

1

Пробудить

Описывать

С опорой на

Раскрывать


желание заняться каким-либо        видом спорта, осознавать положительное

влияние        спорта на человека

основные правила проведения Олимпийских игр

текст учебника составлять рассказ        от имени участника или зрителя

значение Олимпийских игр        в        жизни Греции

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

Понимать причины героических усилий        греков отстоять независимость своего государства

Описывать        ход боевых        действий между персами и греками

Делать выводы о        значении победы греков в Марафонской битве

Объяснять причины победы греков        в Марафонской битве

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

Описывать чувства человека-защитника своего государства

Составлять рассказ об        одном        из сражений греков с персами от имени участника сражения

Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника

Объяснять причины и итоги войн,        которые вели древнегреческие государства

Тема 9. Возвышение        Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.

5ч.

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1

Высказывать собственное мнение        о понятии «гражданин», «гражданский поступок»

устно        описывать торговый        порт Афин

Сравнивать положение различных слоев афинского общества,        на основе анализа документа

Делать выводы о роли        Афин        в истории Древней Греции

42

В городе богини Афины

1

Объяснять за что афиняне любили свой        город, какими постройками        и статуями гордились

Объяснять в чем состоит        вклад древнегреческого общества                в мировое культурное наследие

Описывать произведения древнегреческо й архитектуры

Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей

43

В афинских школах и гимнасиях.

1

Описывать собственные представления о важности образования

Описывать особенности древнегреческого воспитания

Сравнивать воспитание        в Афинах           и Спарте

Рассказывать        о развитии наук и образовании       в Древней Греции

44

В театре Диониса.

1

Высказывать

Объяснять

Сравнивать

Рассказывать        о


суждения о роли театра в жизни греков

отличия трагедий и комедий

современный театр        и древнегречески й

развитии древнегреческог о тетра

45

Афинская демократия при Перикле.

1

Объяснять значение участия граждан        в управлении государством

Рассказывать        об особенностях развития демократии       при Перикле

Сравнивать различия        в управлении        в Афинах     и        в Древнем Египте

Характеризовать афинскую демократию при Перикле

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Описывать значение потери Грецией независимости

Показывать        на карте               места сражений

Характеризова ть македонское войско

Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии

47

Поход Александра Македонского на Восток

1

Рассказывать        о важности личных качеств для достижения поставленных целей

Показывать        на карте направления походов                 и территорию державы Александра македонского

Составлять исторический портрет(характ еристику)Алек сандра Македонского

Объяснять причины гибели Персидского царства        и образование державы Александра Македонского

48

В Александрии Египетской.

1

Описывать значение распространения греческой культуры        в странах Древнего Востока

Определять сходство        и различие       между Александрийским музеем и музеями наших дней

Составлять рассказ-описание города Александрия

Объяснять причины распада державы Александра Македонского

49

Повторение по теме «Древняя Греция»

Формировать уважение        к истории древней Греции культурным       и историческим памятникам греческого народа

Планирование последовательност и действий

Называть самое известное        в древней Греции:       имя поэта, название храма,      место сражения.

Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

Раздел IV. Древний Рим.

18ч

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господстванадИталией.


50

Древнейший Рим.

1

Формирование готовности        и способности обучающихся     к саморазвитию и самообразовани ю

Планирование последовательност и действий

Участие        в обсуждении проблем           и сотрудничеств о                     со сверстниками

Сравнивать природные условия Греции и        Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия

51

Завоевание Римом Италии.

1

Формирование мотивации        к обучению           и познанию

Планирование последовательност и действий

Организация и планирование работы        в группе

Исследовать     по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику        и причины            её возникновения.

52

Устройство Римской республики.

1

Формирование активной позиции        в учебной деятельности

Организация самоконтроля        и самооценивания

Овладение средствами решения коммуникатив ных задач

Сравнивать устройство римской республики        с греческим полисом

Тема        12.        Рим                сильнейшая        держава Средиземноморья.

53

Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном.

1

Характеризовать цели и поступки Ганибала

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Анализировать ответы однокласснико в

Называть причины        и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.

54

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.

1

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательног о     отношения     к другому

человеку,        его мнению, мировоззрению,

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Работать        с картой        в процессе изучения событий.

Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме


культуре,     языку, вере

55

Рабство в Древнем Риме.

1

Составление плана и последовательност и действий

Определение цели, функций участников        и способы взаимодействи я в группах

Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника

Тема 13. Гражданские войны в Риме.

56

Земельный закон братьев Гракхов.

1

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян

Умение создавать, применять        и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для             решения учебных        и познавательных задач

Умение        с достаточной полнотой         и точностью выражать свои мысли        в соответствии с задачами         и условиями

Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки        и интересы различных групп

57

Восстание Спартака.

1

Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить        с героической личностью Спартака

Участие        в коллективном проекте          темы: «Поход Спартака в Альпы»,       «Красс против Спартака»

Составлять рассказ        от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.

Понимание причин        начала восстания Спартака            и причин            его поражения

58

Единовластие Цезаря.

1

Анализировать действия        и поступки         Ю. Цезаря

Умения составлять рассказ,        делать самостоятельные выводы

Умение работать        в группе

Подвести учащихся        к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.

59

Установление империи.

1

Рассказывать        о судьбах знаменитых римлян

Умение самостоятельно строить        рассказ, правильно употреблять исторические термины

Организация и планирование работы        в группе

Формирование умений работать с        исторической картой.


Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.

5 ч.

60

Соседи Римской империи.

1

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательног о     отношения     к другим народам

Умение составлять простой план

Обмениваться в        группе результатами поиска

Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка        и структурировани е информации

61

Рим при императоре Нероне.

1

Развитие морального сознания        и компетентности в        решении моральных проблем

Планирование        и организация деятельности

Планирование учебных действий

Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с        текстом учебника и его иллюстрациями, давать       оценку государственном у              деятелю Нерону

62

Первые христиане и их учение.

1

Комментировать и        оценивать комплекс моральных норм христиан

Умение самостоятельно строить        рассказ, правильно употреблять исторические термины

Умение        с достаточной полнотой         и точностью выражать свои мысли        в соответствии с задачами         и условиями

Формировать умения составлять рассказ, работать с        текстом учебника            и историческими документами

63

Расцвет Римской империи во II в.

1

Ориентация        в социальных ролях                  и межличностных отношениях

Формирование умений работать с учебной        и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты

Умение слушать        и вступать          в диалог

Постановка        и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера

64

«Вечный город» во времена империи и его жители.

1

Развитие эстетического сознания

Умения составлять рассказ,        делать самостоятельные выводы

Анализировать ответы однокласснико в

Инсценирование выртуальной экскурсии        по Риму                    с использованием


ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение

Западной Римской империи.

2ч.

65

Римская империя при Константине

1

Умение выражать        и отстаивать свою позицию

Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё        подлежит усвоению

Умение слушать        и вступать          в диалог, участвовать     в коллективном обсуждении

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях

66

Взятие Рима варварами.

1

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческ их ценностей

Организация самоконтроля        и самооценивания

Интегрировать ся в группу и продуктивно взаимодейство вать        со сверстниками и учителем

Умение структурировать знания,     строить речевые высказывания

67

Повторение по теме «Древний Рим»

1ч.

Установление учащимися связи между        целью учебной деятельности        и её        мотивом        и ради     чего     она осуществляется

Осознание учащимися качества и уровня усвоения

Планирование учебных действий

Рефлексия способов        и условий действия

68

Итоговое повторение.

1ч.

Установление учащимися связи между        целью учебной деятельности        и её        мотивом        и ради     чего     она осуществляется

Осознание учащимися качества и уровня усвоения

Планирование учебных действий

Рефлексия способов        и условий действия



7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект

Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией академика РАН А.А. Искандерова – М.: Просвещение, 2012.

УМК по истории Древнего мира составляют:

  • Раздел рабочей программы «История Древнего мира».
  • А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5 класс
  • История Древнего мира. Электронное приложение к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. 5 класс (CD)
  • Г. И. Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях
  • Е. А. Крючкова. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс
  • Н. И. Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс
  • История Древнего мира. Модели, игры, тренажёры. Электронное пособие. 5 класс (CD)
  • История Древнего мира. Электронное картографическое пособие. 5 класс (CD)

Настенные исторические карты

1.Древние государства мира.

2.Рост территории государств в древности.

3.Древний Восток. Египет и Передняя Азия.

4.Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).

5.Древняя Греция (до середины VB. ДО н. Э.).

6.Древняя Греция (VB. ДО н.э.).

7.Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.

8.Древняя Италия.

9.Рост Римского государства в период республики и империи.

10. Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.

11.Римская республика в III—I вв. до н. э.

12. Римская империя в I—III вв. н. э.

13.Римская империя в IV—V вв. Падение Западной Римской империи.

Список образовательных цифровых и интернет - ресурсов по истории Древнего мира

Интернет -ресурсы

1.Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»: http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

2.Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru/

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

3.Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам: · История Древнего Египта:

http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www, kemet.ru

· Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:

http: //www, earth- history.com/

· Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима: http://www.mhk.spb.ru/

· Античная мифология: http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm

· Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71

Электронные ресурсы

  • Атлас Древнего мира. — М.: Новый ДИСК.
  • Шевченко Н. И. Интерактивный справочник. Всемирная история в датах. Древний мир и Средние века. — М.: Новый ДИСК.

Список литературы для учителя

Основная литература

1.Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.

2.Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.

3.Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.

4.Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стратановский. — М, 2008.

5.История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.

6.История Древней Греции: учеб./под ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокщанина, Н. Н. Пикуса. — М., 1972.

7.Никольский В. К. Детство человечества / В. К. Никольский. — Ленинград, 1939.

8.Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.

9.Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998. 10.Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.

Тематическая литература

1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.

2. Геродот. История / Геродот. — М., 1993.

3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.

4. Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.

5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.

6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб., 2003.

7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.

8. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.

9. Мифы Древней Греции. — М., 2001.

10.НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. — М., 2001.

11.Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. — М., 1994.

12.Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / И. С. Свенцицкая. — М., 2003.

13.Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сер-геенко. - СПб., 2000.

14.Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидо-рина. - М., 2001.

15.Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.

16.Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.

17.Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова. — СПб., 2005.

18.ШайдДж. Религия римлян/Дж. Шайд. — М., 2006.

19.Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиа-де. - М., 2002.

20.Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. - М., 2004.



8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Требование к уровню подготовки

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
  • применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко – географических объектов;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 23 источников исторических знаний;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
  • сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом
  • собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории  и авторской прогр...