Историческая викторина "Что я знаю о войне"
план-конспект урока по истории ( класс) на тему
Викторина посвящена 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. включены вопросы и задания о защитниках Отечества, литературныхи художественных произведениях по теме. Викторина составлена с презентацией к заданиям. Расчитана на широкий круг учащихся и молодёжи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01_viktorina_chto_ya_znayu_o_voyne.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя школа № 17 им. В.С. Завойко
Петропавловск-Камчатского городского округа
Великой Победе
посвящается…
Викторина по истории России
«Что я знаю о войне»
Составитель:
Арсланова Ольга Геннадьевна,
учитель истории,
педагог дополнительного образования,
руководитель школьного краеведческого
кружка «Здесь России моей начало»
г. Петропавловск-Камчатский
2015
Викторина по истории России «Что я знаю о войне»,
посвящённая 70-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне
Дата проведения: 15 апреля 2015 г.
Место проведения: музей СОШ № 17.
Участники: учащиеся 9-10-х классов, педагоги.
Цели:
- Воспитание патриотизма и правильного представления о роли и характере исторических событий Отечества в разные периоды истории.
- Создание целостного представления о роли русского народа в истории развития Камчатки и России.
- Развитие навыков коллективной поисковой и творческой деятельности.
Оборудование:
- Карта России и Камчатского края.
- Портреты героев России.
- Изображения памятников, установленных в Петропавловске в честь победы над англо- французской эскадрой.
- Выставка книг о военной истории, обороне Петропавловска 1854 г.
Технические средства обучения:
- Телевизор, видеомагнитофон, диск «Песни Великой Победы», слайды по теме.
Музыка:
- Песня «Прощайте скалистые горы».
- Песня «Журавли». Марк Бернес.
- Песня «Последний бой». Михаил Ножкин.
- Песня «Хотят ли русские войны». Марк Бернес.
- Песня «Моя Родина». А. Глызин.
- Песня «Соловьи». Г. Виноградов.
- Песня «Когда закончится война». В. Семашков.
Ответственный: Арсланова О.Г.
Жюри: преподаватели.
Подготовительный этап. Формируются две команды старшеклассников по 7 человек. Команды придумывают название, девиз.
ЭТАП № 1. Разминка. (1 минута)
Каждой команде предлагается перечислить известные воинские звания военнослужащих. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Команда № 1.
Воинские звания в Российской армии.
(Рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии, маршал, Верховный главнокомандующий Российской Федерации).
Команда № 2.
Воинские звания Военно-морского флота Российской Федерации.
(Матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, старшина 1-й статьи, главный старшина, главный корабельный старшина, мичман, старший мичман, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант, капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга, контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, Адмирал Флота).
Пока жюри проверяет ваши ответы, вам предлагается ответить на вопросы.
1. Кто был Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР в годы Великой Отечественной войны? (И. Сталин)
2. Сколько парадов прошло на Красной площади в Москве за годы Великой Отечественной войны? (2)
3. Какой отечественный средний танк был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны? (Т-34)
4. Какой советский самолёт в годы войны называли «летающим танком»?
5. Назовите фамилии советских воинов, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом в Берлине. (Егоров, Кантария)
6. Кто принимал Парад Победы 1945 года на Красной Площади в Москве? (Г.К. Жуков)
7. Когда и где был открыт Второй фронт в Европе?
8. Когда и по поводу какого события был произведён первый салют в Москве? (в честь разгрома фашистских войск на Курской дуге, освобождения Белгорода и Орла)
9. Назовите улицы и площади нашего города, названные в память об участниках Второй мировой и Великой Отечественной войн? (П. Ильичёва, Н. Вилкова, Щедрина, Пономарёва)
10. Подвиг какого советского лётчика отражён в книге Полевого Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»? (Алексей Маресьев)
11. Назовите глав правительств государств-участников Тегеранской (1943 г.) и Крымской (Ялтинской) (1945 г.) конференций? (И. Сталин, У. Черчилль, Ф. Рузвельт)
12. Когда были открыты первые суворовские и нахимовские военные училища?
13. Чей голос звучал по радио, оповестив о начале войны? (Ю.Б. Левитана)
14.. Сколько дней длилась Великая Отечественная война?(1418 дней).
15. Назовите фамилию командующего гитлеровскими войсками, сдавшегося в плен под Сталинградом. (Паулюс).
16. В конце Великой Отечественной войны, в 1944 году в нашей стране был учреждёна высшая военная награда. Как она называется? (Орден Победы)
17. Как назывались вооружённые силы Германии в 1935-1945 гг.? (Вермахт)
18. Под каким названием проходила немецкая операция на Курской дуге? («Цитадель»)
ЭТАП № 2. Что я знаю о войне.
Презентация слайдов с выполнением заданий.
СЛАЙД № 2 Защитники Отечества
- Завойко Василий Степанович - Оборона Петропавловска 1854 г.
- Дмитрий Пожарский – Освобождение Москвы
- Александр Невский – Невская битва (1240), Ледовое побоище (1242)
- Ушаков
- Дмитрий Донской – Куликовская битва на реке Непрядве (1380).
- Александр Суворов -
Задание № 1. Расставьте портреты защитников отечества в хронологическом порядке и назовите события, связанные с их именами. Запишите ответы на бумаге.
Задание № 2. Чей портрет был выставлен 7 ноября 1942 г. в залах Третьяковской галереи? Кто автор этого произведения? (устно)
Задание № 3. В честь каких выдающихся русских полководцев и флотоводцев 18-19 веков были учреждены награды в годы Великой Отечественной войны? (устно)
СЛАЙД № 3 Маршалы Победы
Перед вами портреты Маршалов Советского Союза. Давайте все вместе посмотрим и ответим на вопросы. Поднимите таблички с цифрой верного ответа.
- Жуков Г.К. 2. Василевский 3. Буденный С.М.
Вопрос № 1. Впервые об этом человеке заговорила вся страна, когда он руководил военной операцией против японцев на реке Халхин-Гол в 1939 г., а сегодня в нашей стране учрежден орден его имени. О ком идет речь?
(1 - Г.К. Жуков).
СЛАЙД № 4 Огненные пилоты
Перед вами портреты военных лётчиков. Давайте все вместе посмотрим и ответим на вопросы. Поднимите таблички с цифрой верного ответа.
- Кожедуб И.Н. 2. Покрышкин 3. Чкалов 4. Горовец А.К.
Вопрос № 1. Во время Великой отечественной войны 11 525 воинов армии и флота были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 104 из них получили это звание дважды. Легендарными стали подвиги трижды Героев Советского Союза. Назовите героя.
(1 - И.Н. Кожедуб)
Вопрос № 1. Герой Советского Союза, сбивший 9 самолётов противника в одном бою. На Курской дуге в июле-августе 1943 г. шли упорные бои в воздухе и на земле. Гвардии старший лейтенант Горовец совершил свой бессмертный подвиг. Но фашисты сбили самолёт советского лётчика. На месте его гибели – в посёлке Ивня Курской области - установлен памятник. (скульптор Г. Нерода).
(4 - Горовец А.К.)
СЛАЙД № 5 Строки, опалённые войной
Стихи А. Твардовского, К. Симонова, О. Бергольц.
Немало книг посвящено Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Перечитывая лучшие, видишь, как шаг за шагом открывается в них сложная и глубокая правда о целой исторической эпохе.
Почему эта тема остаётся актуальной? Почему книги о войне, как 50 лет назад, так и сейчас, по-прежнему интересны? Потому что в свой час, в своё время, на той Великой войне были наши деды, прадеды и отцы, и не чья-нибудь, а их кровь течёт в наших жилах, их память отзывается в нас, если не отучились мы чувствовать глубоко и сильно.
Перед вами портреты советских писателей и поэтов. Давайте все вместе посмотрим и ответим на вопросы. Поднимите таблички с цифрой верного ответа.
- Катаев В.П.
- Бергольц О.Ф.
- Твардовский А.Т.
- Фадеев А.А.
- Симонов Е.
- Шолохов М.А.
Вопрос № 1. Аношкина К. читает отрывок из поэмы «В. Тёркин». Автор трёх поэм. Одна из них называется «Книга про бойца». Но большинству она известна под другим названием. Назовите автора и произведение.
(3 –Твардовский А.Т. Василий Тёркин).
Вопрос № 2. Этот писатель неоднократно выезжал на фронт. Писал очерки и корреспонденции в газету «Правда». В 1944 году выпустил книгу «Ленинград в дни блокады». Кто этот писатель?
(4- Фадеев А.А.).
Вопрос № 3. С огромной трагической силой изображена судьба солдата и его семьи, угнанной в Германию, в произведении «Дом у дороги». Назовите автора.
(3 –Твардовский А.Т.).
Вопрос № 4. С 1943 по 1945 год этот писатель собирал материал о молодогвардейцах и написал всем известный роман. Кто этот писатель?
(4- Фадеев А.А.).
Вопрос № 5. Была первая послевоенная весна. На Верхнем Дону произошла встреча писателя и будущего героя небольшого по объёму рассказа «Судьба человека». Кто написал этот рассказ? (6 –Шолохов М.А.).
Вопрос № 6. Кто является автором повести «Сын полка», которая появилась в сокращённом виде в ежемесячном журнале «Дружные ребята»?
(1 –Катаев В.П.).
Вопрос № 7. По одноимённому роману какого писателя поставлен фильм «Они сражались за Родину»?
(6–Шолохов М.А.).
Вопрос № 8. Одному из литературных героев – солдату Великой Отечественной войны поставлен памятник на родине его автора. Назовите фамилию автора и его героя.
(3 - Твардовский А. Т. Василий Тёркин).
Вопрос № 9. Аношкина К. читает отрывок из поэмы. Мужество героев-блокадников Ленинграда было воспето в «Ленинградской поэме». Кто автор?
(2 – Бергольц О.Ф.)
Вопрос № 10. Аношкина К. читает отрывок из стихотворения «Жди меня и я вернусь». Этот поэт, как и многие другие, ушёл на фронт, писал очерки и корреспонденцию с боевых мест. Автор многих стихов. Назовите автора данного стихотворения.
(5 - Симонов).
СЛАЙД № 7 Города-герои
Вы видите на слайдах города-герои. Внимательно посмотрите и ответьте на вопросы. Поднимите таблички с цифрой верного ответа.
- Сталинград 2. Ленинград 3. Севастополь
Вопрос № 1. Операция по разгрому фашистских войск и освобождению этого города носила кодовое название «Уран». В боях за этот город противник потерял почти 700 тыс. убитыми, свыше 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов. Назовите это город.
(1 – Сталинград. Июль 1942-февраль 1943 гг.)
Вопрос № 2. Во время возвращения из этого осаждённого города был убит один из авторов сатирических романов «12 стульев» и «Золотой телёнок» Евгений Петров. О каком городе-герое идёт речь?
(3 - Севастополь).
Вопрос № 3. Аношкина К. читает отрывок из «Ленинградской поэмы. Назовите город-герой.
(2 - Ленинград).
СЛАЙД № 8 Города-герои
- Новороссийск 2. Тула 3. Брестская крепость-герой
Вопрос №1. Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар врага?
(3 - Брестская крепость-герой).
СЛАЙД № 9 Подвиг, застывший в камне.
Памятники Великой Отечественной войны.
Как свидетельство безграничного уважения нашего народа к героям, отдавшим жизнь за Родину, в десятках наших городов, тысячах сёл созданы памятники боевой славы. Высятся величественные монументы в Ленинграде (ныне в Санкт-Петербурге), в Волгограде, Подмосковье, на Смоленщине, в Белоруссии и на Украине, в Прибалтике и на Кавказе. В создании их участвовали десятки и сотни скульпторов, архитекторов, художников. Многие памятники вам известны.
У памятников бронзовые плечи,
Надежная опора для бессмертья.
И пусть их золотит в закатах вечер,
Пусть солнце золотит их в час рассвета.
Они побронзовели от беды,
от ненависти, от походной жизни,
от деревень горящих, от борьбы,
Что выпала на долю всей Отчизны.
Как павшие, зачисленные в списки
Овеянного славою полка,
Они, когда садится солнце низко,
Покинув пьедестал, идут в века.
На экране вы видите изображение памятников, каждый из них имеет определённый номер. Каждый игрок получает несколько табличек со словами- подсказками: это может быть название памятника, место его нахождения, событие, в честь которого он воздвигнут, и так далее. Необходимо подобрать к изображению памятника верную табличку с подсказкой.
- Хатынь. Белоруссия.
- «Скорбь матери». Волгоград.
- «Цветок жизни». Ленинград.
- «Скорбящая мать». Краснодон.
Вопрос № 1. Это памятник пионеров 1960-х годов – ленинградским ребятам блокадных 1940-х. Входит в комплекс памятников «Зелёного пояса». Назовите памятник и место, где он находится.
(3 - «Цветок жизни». Памятник находится на третьем километре бывшей «Дороги жизни» под Ленинградом, у посёлка Ковалёво. (архитекторы: П. Мельников, А. Левенко).
Вопрос № 2. В одном из красивейших уголков Белоруссии, который, кажется, самой природой сотворён для жизни, радости и счастья людей, как памятник непокорённому народу, как вечная скорбь тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, как страстный призыв к борьбе за сохранение и упрочение мира, поднялся из бетона и гранита мемориальный комплекс. Скорбная тишина стоит здесь. Она годами хранит гул яростного огня, надрывный плач детей, и отчаянный крик матери, и гневные проклятья заключённых, и захлёб автоматов, и стоны умирающих от пуль. Этот мемориал является памятником всем людям Белоруссии, принявшим смерть от фашистских захватчиков.
(1- «Хатынь». Белоруссия. (скульптор С. Селиханов, архитекторы: Ю. Градов, В. Занкович, В. Маркевич).
Вопрос № 3. 15 октября 1967 года в одном из городов нашей страны был открыт величественный памятник-ансамбль героям великой битвы. Назовите этот памятник и место, где он находится. О какой битве идёт речь?
(2 - «Скорбь матери». Волгоград. Мамаев курган. Сталинградская битва. (скульптор Е. Вучетич).
Вопрос № 4. В годы Великой Отечественной войны молодёжь страны подняла знамя борьбы. Тяжкие испытания не сломили волю молодогвардейцев, и, погибнув, они обрели бессмертие. Назовите памятник и город где он находится.
(4 - «Скорбящая мать». г. Краснодон Луганской области на Украине. Над могилой героев-молодогвардейцев склонила голову скорбящая Мать-Родина).
СЛАЙД № 10 Подвиг, застывший в камне
Аудиозапись песни «Алёша» в исполнении Аллы Иошпе и Стахана Рахимова.
- Пловдив. Болгария. Памятник Алёше.
- Москва. Россия. Памятник маршалу Советского Союза Г.К. Жукову.
- Берлин. Германия. Мемориальное кладбище Трептов-парк. Памятник Советскому воину.)
- Обелиск Славы. Севастополь.
Вопрос № 1. Как символ доблести героических участников штурма Сапун-горы и освобождения одного из советских городов от фашистских захватчиков возвышается на горе памятник Славы, открытый в ноябре 1944 г.
(4 - Обелиск Славы. Севастополь. (архитектор А. Киселёв).
Вопрос № 2. В 1965 году был отчеканен юбилейный рубль в ознаменование 20-летия Победы СССР над фашистской Германией. На нём изображена скульптура Е. Вучетича. Какой памятник изображён на этой монете и где он находится?
(3 - Советский воин, спасающий ребенка и мечом сокрушающий свастику. г. Берлин. Германия. Мемориальное кладбище Трептов-парк. Памятник Советскому воину.)
Вопрос № 3. Этот памятник посвящён герою Великой Отечественной войны. Где находится этот памятник и кто его герой?
(2 – г. Москва. Памятник Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову).
Вопрос № 4. Звучит фрагмент песни «Алёша» в исполнении Аллы Иошпе и Стахана Рахимова. «Из камня его гимнастерка, из камня его сапоги…» Радиопередачи в этом городе начинаются мелодией известной советской песни о русском солдате Алеше. Рассказывают, что так звали первого Советского солдата, кому ликующие жители преподнесли букеты роз в час своего освобождения. А когда эта страна праздновала 25-летие социалистической революции, в обращении появились монеты в 2 лева с изображением памятника парню, который воздвигнут горожанами на вершине холма освободителей. Где находится памятник солдату, о котором поётся в песне?
(1 – г. Пловдив. Болгария. Памятник Алёше).
СЛАЙД № 6 «Нас песня на подвиг звала»
Композиторы военных лет.
Звучат фрагменты музыкальных произведений.
Когда люди собираются вместе да ещё если это праздник – конечно же они поют. Много песен сложил наш народ. Но песни Великой Отечественной – это неповторимая страница истории той войны. Сколько глубоких чувств впитали они в себя. Сколько в них энтузиазма и вдохновения. Песня «Священная война» А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача брала за душу, звала в бой. Песня «Тёмная ночь» Н. Богословского на слова В. Агатова, «Жди меня» того же композитора на слова К. Симонова, «На солнечной поляночке» В. Соловьёва-Седого на слова А. Фатьянова и другие – песни о любви и верности. Все эти песни одинаково дороги и старшему поколению, и молодым. Их не устаёшь слушать, они не стареют.
- Блантер М. 2. Фрадкин М. 3. Таривердиев М. 4. Шостакович Д.
Вопрос № 1. Советский композитор, автор знаменитого произведения. Её первая прямая трансляция из осаждённого города была воспринята как проявление гражданского мужества во всём мире.
(4 - Ленинград. Дмитрий Шостакович. Седьмая (Ленинградская) симфония).
Вопрос № 2. Песня «Враги сожгли родную хату» на слова М. Исаковского – это песня-исповедь. И какой обжигающей безысходностью проникнута каждая строка. Кто написал музыку?
(1 – М. Блантер)
СЛАЙД № 11 Фильмы о войне
- «Молодая гвардия» 2. «Тимур и его команда» 3. «Сын полка»
Вопрос. Назовите фильмы, фрагменты из которых вы видите на экране.
ЭТАП 3
«Я кистью к памяти взываю». Художники о войне.
Большой вклад в развитие темы Великой Отечественной войны внесли военные художники студии им. М.В. Грекова. В начале войны многие из них ушли добровольцами на фронт. Вместе с солдатами прошли путь от подмосковных рубежей до Берлина, познали на себе все тяготы войны. Всё взывало к душе художника: разрушенные города и деревни, мирные жители, оставшиеся без крова, бездорожье фронтовых дорог, нескончаемые марши, переправа под огнём врага, тяжёлые бои и стремление всё преодолеть и победить.
Давайте все вместе посмотрим на некоторые из этих картин и ответим на вопросы. Поднимите таблички с цифрой верного ответа.
Перед вами картины художников:
1. П. Кривоногов «На Курской дуге».
2. А. Дейнека «Оборона Севастополя».
3. В. Панфилов «Подвиг героев-панфиловцев».
Вопрос № 1. Их было 28. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет речка Лама. Вступили герои в бой. Из 20 танков бойцы подбили 14. Но снова идёт их лавина. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва», - произнёс политрук Василий Клочков. Стойко сражались герои, но к сердцу России фашистов они не пропустили. На какой из этих картин изображена битва героев-панфиловцев?
(3 – В. Панфилов. «Подвиг героев-панфиловцев»).
Вопрос № 2. Бой шёл у селения Крутой Рог. Это южнее Курска. 120 танков, в том числе 35 «тигров», обрушились на наши окопы, сдержали наши удар фашистов. Отошли немцы. И снова идут в атаку. «Пропускай немцев», - командует капитан Бельгин. Знают солдаты, зачем это нужно. Проползли танки над окопами, где укрылись солдаты. А они открыли огонь по фашистской пехоте. Досталось и неразворотливым машинам. На какой из картин изображена эта битва?
(1 – П. Кривоногов «На Курской дуге»).
Вопрос № 3. 1941 год. Октябрь. Фашисты прорвались в Крым, подошли к Севастополю. Начались бои на оборонительных рубежах. «Чёрная туча», «Чёрная смерть», «Чёрные дьяволы» - так фашисты называли моряков. Боялись они советских матросов. Не зря они боялись! На какой картине это хорошо показано художником?
(2 - А. Дейнека «Оборона Севастополя»).
Всего несколько полотен художников, а мы оказались свидетелями исторических событий. А если собрать все вместе работы художников, получится величественная, впечатляющая диорама той страшной войны, которая будет взывать к памяти народной не одно поколение.
Заключительный этап
Наша экскурсия по галерее памяти подошла к концу. Мы увидели, услышали, узнали, вспомнили часть. Только малую часть того, что создано благодарным народом в память об ушедшей войне. И чем дальше от нас уходят военные годы, тем дороже становится всё то, что касается военной истории. Нам предстоит ещё сделать много открытий, не раз восхититься мужеством и стойкостью героев, испытать чувство гордости за наш народ, преклонить голову перед сединами ветеранов.
Пусть над нами всегда будет чистое, голубое небо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Что мы знаем о войне?"
Патриотическое воспитание....
Что я знаю о войне…
Так называлась выставка рисунков о войне, которая прошла в ЦДТ. А действительно, что знают о войне совсем маленькие, у которых даже дедушки и бабушки знают войну по наслышке? П...
Классный час «Я счастливый человек, потому что живу, не зная ужасов войны…»
Данное мероприятие относится к духовно-нравственному воспитанию детей в школе. Патриотическое воспитание всегда занимает важное место в ВР.Данный классный час отвечает всем параметрам развития у детей...
Сборник сценариев "Что мы знаем о войне?!"
«Наш общий долг – защитить правду о минувшей войне, твёрдо противостоять попыткам переписать историю. В этом – залог дружбы, добрососедства и взаимного уважения».В.В.Путин...
Что мы знаем о войне
Предлагаемый учебно-исследовательский проект предназначен для учащихся школы во внеурочное время. Цели и задачи:Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны чер...
проектная работа Учащихся 5 класса хореографического отделения "Мы знаем о войне"
Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Все 1418 дней и ночей войны песня шла вместе с на...