Сборник сценариев "Что мы знаем о войне?!"
презентация к уроку на тему
«Наш общий долг – защитить правду о минувшей войне, твёрдо противостоять попыткам переписать историю. В этом – залог дружбы, добрососедства и взаимного уважения».
В.В.Путин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_srednyaya_obshcheobrazovatelnaya_shkola.docx | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9
п. Чульман Нерюнгринский район Республика Саха (Якутия)
«Что мы знаем о войне?!"
Сборник авторских сценариев
Автор: Комарова Анна Петровна
учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 9
Адрес: п. Чульман, Нерюнгринский район, Республика Саха (Якутия),
Островского, д. 15, кв. 68
Телефон: 8924-361-83-89
п. Чульман
Проблемы преподавания истории Великой Отечественной войны в школе
«Наш общий долг – защитить правду о минувшей войне, твёрдо противостоять попыткам переписать историю. В этом – залог дружбы, добрососедства и взаимного уважения».
В.В.Путин
Что знают нынешние школьники о Великой Отечественной войне? Как сегодня преподавать в школе историю войны и Победы, что думают о Второй мировой в других странах, как оценивают подвиг ветеранов современники?
Наиболее важной темой школьного курса истории в решении задач формирования патриотического самосознания учащихся является история Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., поскольку:
• именно в этот период были проявлены лучшие черты россиян, раскрыты возможности единения людей в многонациональном и поликонфессиональном государстве;
• решающая роль Советского Союза в разгроме фашистского блока и последовавшие за этим процессы усилили роль нашей страны в мировой истории;
• история Великой Отечественной войны является полем согласия и единства россиян разных поколений, этнического происхождения, политических взглядов.
«На историю Великой Отечественной войны сейчас [выделяют] не очень много часов, и я буду с этим сильно бороться, потому что не может быть отечественная история уложена в такое количество часов», — заявила министр образования РФ Ольга Васильева, встречаясь с юными участниками форума «Будущие интеллектуальные лидеры России». Она подчеркнула, что изучение истории должно помочь вернуть обществу нравственные ориентиры, которые были утрачены в 90-е годы.
В том, что история — один из самых интересных и важных предметов в школе, сомнений нет, но многих историков, родителей и педагогов смущает то, что сегодня именно прошлое вызывает наиболее острые разногласия в обществе. Взрослые люди расходятся в оценке тех или иных событий, спорят о правдивости многих фактов, а мнения бывают не просто полярными, но и враждебными. Тема Великой Отечественной войны оказалась при этом, наверное, самой болезненной. Как подавать детям факты, о которых не могут договориться даже профессионалы?
Будучи по образованию историком, министр имеет свою четкую позицию на этот счет. В интервью «Интерфаксу» она подчеркнула, что, по ее мнению, «преподавание истории — это вещь во многом субъективная, она зависит от того, на каких мировоззренческих позициях стоит человек, который преподает». Однако должны быть факты, которые оспаривать нельзя: «У голландцев в истории есть 300 фактов, которые не поддаются сомнению, и есть случаи, по поводу которых существуют различные точки зрения, и учитель должен это объяснить», — рассказала Ольга Васильева, подчеркнув, что без мифологизации в истории нельзя.
В подкрепление своей позиции она снова сослалась на иностранный опыт: «Как-то раз я поинтересовалась у своего коллеги из Колумбийского университета, как они преподают гражданскую войну Севера и Юга. Он ответил: канонически, но у нас есть герои и на Юге, и на Севере. Это очень важный момент. Понимаете, без героев, без героического облика исторических персонажей нельзя обойтись. Будь ты маленький человек, будь ты взрослый, у тебя должен быть идеал, к которому нужно стремиться». И Великая Отечественная война, по ее мнению, как раз то самое событие, которое можно и нужно мифологизировать: «Наша главная задача — ориентиры вернуть. Вернуть родителям, вернуть учителям».
К сожалению, наше молодое поколение иногда считает, что для них наступило новое время, не связанное с тяжелым прошлым наших дедов и отцов. Отношение к Великой Отечественной войне у них неоднозначное. Главная миссия общества и школы - заинтересовать ребенка данной проблемой. Современное общество, особенно молодое поколение, требует от нас способности к новому видению истории Великой Отечественной войны, смелости в постановке и решении самых разнообразных и острых проблем. Я считаю, что именно в школе, в большей степени на уроках истории и внеклассных занятиях закладывается информационный и нравственно-эмоциональный фундамент, на котором формируется чувство патриотизма и гражданская позиция ученика, а в последующем и гражданина России.
Структуру нравственности личности составляют знания, чувства, отношения и поведение. Все эти составные компоненты учитель обязан дать и сформировать в процессе обучения и воспитания.
Но на пути достижения поставленных целей и решения поставленных задач возникает множество проблем. На сегодняшний день в процессе преподавания истории Великой Отечественной войны в школе возникают очень серьезные проблемы.
Можно выделить три группы проблем:
- Содержательные
- Организационные
- Воспитательные
Преподавая историю Великой Отечественной войны, я как учитель столкнулась с проблемой содержательного характера. Главным источником знаний для учащихся, бесспорно, является учебник, но его содержание может быть дополнено многими ранее неизвестными фактами и событиями. В сегодняшнем информационном обществе огромное количество ранее не известной нам информации, только надо уметь ею пользоваться, находить, систематизировать и анализировать, используя возможности сети ИНТЕРНЕТ, исторические документы.
Одной из важных организационных проблем является нехватка времени, то есть количество часов, отведенных на изучение данной темы. Учитель, с точки зрения преподавания не совсем свободен, он вынужден придерживаться программы, согласно которой на изучение темы Великой Отечественной войны отводится очень мало часов. А ведь надо изучить темы:
- СССР накануне войны
- Основные фронты и сражения
- Оккупационный режим
- Советский тыл в годы войны
- Отношения с другими странами
- Наука и культура в годы войны
- Итоги войны и многое другое.
Очень трудно весь материал изучить на должном уровне. Можно, конечно, увеличить количество часов за счет других тем, но я поступаю по-другому.
В 2006 году я организовала историко-краеведческий клуб «Поиск»
Цель: Непрерывность формирования патриотизма и гражданственности у учащихся через внеклассную деятельность
Задачи гражданско - патриотического воспитания:
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через урочную деятельность и клубные занятия;
- формировать осознанное отношение к Отечеству, гражданской активности, стремление к самореализации, воспитание толерантности;
- расширять и углублять знания об истории и культуре родного края.
Применяемые технологии:
- Саморазвития
- Педагогика сотрудничества
- Проектные, игровые, научно-исследовательские
- КТД
- Личностно-ориентированные
Методы эксперимента:
- Методы теоретического анализа
- Комплексные занятия, беседы, видеопрограммы, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы
- Создание и раздача тематических буклетов, памяток
- Неэкспериментальные диагностические методы (наблюдение, изучение документов, беседы, экспертная оценка)
- Диагностические методы.
Основные этапы и сроки выполнения программы.
1. Программа строится по цикличному принципу в соответствии с принятым в стране учебным годом (сентябрь - май). Цикличность построения программы предусматривает проведение традиционных мероприятий ежегодно, учащиеся переходят к решению более сложных задач.
2. Определяются новые разделы и этапы их выполнения, разработка и издания положений о конкурсах, соревнованиях и т. п.
3. Работа и обучение научно-исследовательской деятельности с членами клуба проводится в течение учебного года.
4. Организация и проведение массовых мероприятий.
Для этого я использую различные формы проведения уроков и занятий, на которых ребята выполняют большой объем исследовательской работы и имеют возможность погрузиться в те события и те исторические ситуации, которые помогают разоблачению фальсификаций о войне, дают возможность в ходе дискуссий, споров и доказательств получить необходимые знания в полной мере отражающие действительность. Это такие формы, как:
- Урок «круглый стол». Материалы к заседанию круглого стола ребята готовят заранее, используя дополнительный материал, фотографии, документы и др.
- Урок «пресс-конференция», на которой могут присутствовать из числа учащихся «официальные государственные лица», «ученые историки», «бывшие партизаны и подпольщики».
- Урок-практикум, где на рассмотрение учеников предоставляется не только фактический материал, но и фрагменты из выступлений, писем, воспоминаний участников сражений, видных политиков и полководцев.
- Урок-симпозиум, где 2-3 лектора из хорошо подготовленных учеников знакомят ребят с какой-либо темой и высказывают свою точку зрения на существующие проблемы.
- Урок-презентация, где ребята демонстрируют фотодокументы, фрагменты видеофильмов, используя исторические карты, воспоминания военачальников.
- Литературно-музыкальные композиции, где ребята самостоятельно подбирают нужную информацию, совместно пишут сценарий, продумывают оформление, репетируют и представляют на общешкольном сборе.
Более подробно с положением и программой историко-краеведческого клуба можно познакомиться на сайте http://nsportal.ru/komarova-anna-petrovna
Именно такие уроки и занятия с гражданско-патриотической направленностью формируют у учащихся чувство гордости за принадлежность к великому народу и воспитывают чувство патриотизма.
Воспитательные задачи также решаются в ходе реализации проектов, посвященных теме Великой Отечественной войны.
Да, проблемных вопросов, возникающих в ходе изучения Великой Отечественной войны много. Можно долго спорить по разным вопросам и проблемам, можно многое изменить и переписать, но одно останется неизменным – это Великая Победа нашего героического народа над фашистской Германией. Этот подвиг должен навечно остаться в нашей памяти и в памяти наших детей. И мы с вами должны сделать все, что от нас зависит и что в наших силах.
Предлагаю вашему вниманию авторские презентации к сценариям, посвященных страницам Великой Отечественной войне.
Я буду рада, если вы воспользуетесь моими авторскими наработками.
Желаю Вам успеха!
✍ Сценарии тематических мероприятий
- Сценарий мероприятия, посвященного Дню Победы «Это было в Кроснодоне…» https://yadi.sk/d/a7imIcKQ3JN7DA
- Литературно-музыкальная композиция «Мадонны войны! Ваши лики святые!» https://yadi.sk/d/YN2CxoKW3JN4m7
- Сценарий «Маленькие герои Большой войны» https://yadi.sk/d/v0uQWDwPgED4G
- Сценарий праздника, посвященного Дню Победы «Сирень 1945 года» https://yadi.sk/d/kDOWY8fD3JN4rD
- Сценарий мероприятия, посвященного освобождению Освенцима «Скорбные фиалки Холокоста» https://yadi.sk/d/bhoghYcr3JN7U6
- Виртуальная экскурсия «Хатынь» https://yadi.sk/d/2uVRXdL13JN7Xj
- Литературно-музыкальная композиция для начальной школы «Нам дороги эти позабыть нельзя…» https://yadi.sk/d/Tt8M0m3M3JN7ap
- Сценарий мероприятия "Война...Страшнее нету слова" https://yadi.sk/d/Z7aopsPX3JNE7S
- Исследовательская работа ученицы 3 класса «Мой прадедушка герой» https://yadi.sk/d/1hfB2utl39zBqS
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"А знаем ли мы птиц?"
Цель: Воспитание любви к природе, бережного отношения к птицам, обитающим на территории России, Омской области и Называевского района; привитие чувства личной ответственности за сохранение различных...
Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребёнка. Знаю ли я её?"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, они должны понять, что существуют весьма острые ...
Сборник по методике русского языка. Презентация сборника.
Методическое пособие для специальности 050709 Преподавание в начальных классахПредлагаемое учебное пособие нацелено на обеспечение всесторонней подготовки студентов-филологов к профессиональной...
Какие числа мы знаем, и что мы о них знаем или не знаем.
Урок предназначен для систематизации знания обучающихся о числовых множествах.Формирует представления о методе расширения числовых множеств. Способствует повторению и закреплению изученных алгоритмов ...
Познавательно-игровое занятие "Знаем, знаем, мы животных"
Данное занятие предназначено для детей в возрасте от 3 до 7 лет....
Сборник предметных понятий по теме "Числа". Структура сборника Словесных образов.
В сборнике рассмотрены понятия, определения понятий и объем понятий по теме "Числа"....
Земля моя, милей тебя не знаю. Презентация школьного литературного сборника.
Материал предназначен для педагогов-организаторов, классных руководителей, учителей русского языка и литературы....