Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи на уроках истории
статья по истории ( класс) на тему
Материал для представления на V Епархических образовательных чтениях "Традиции и инновации:культура, общество, личность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nafikova_l.n._duhoano-nravstvennoe_vospitanie_detey_i_molodezhi_na_urokah_istorii.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле формирования человеческой личности. Поэтому в систему подготовки современных преподавателей и воспитателей должно быть включено лучшее из нашего национального и мирового опыта и, не в последнюю очередь, нравственное измерение, созидающее целостную и этически ответственную личность».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
(Из приветственного слова на
XVIII Международных Рождественских
образовательных чтениях) [3]
.
Обращение сегодня к проблеме духовно-нравственного воспитания личности является актуальным, поскольку российское общество переживает нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни (многие потеряли жизненные и нравственные ориентиры). Ситуация в мире неспокойная, очень много людей – мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Реальностями современного российского общества стали рыночные отношения, в нашей жизни господствуют нефть, доллар, евро. Господствует жестокость, насилие. Поэтому на первый план выходят проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. [1,14].
Цели и задачи духовно-нравственного развития охватывают нравственную сферу личности, сферу общественных отношений и сферу государственных отношений.
Духовно-нравственное воспитание гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционным российским религиям; российской гражданской идентичности; мирового сообщества.
К основным принципам духовно-нравственного воспитания Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования относит: нравственный пример педагога; социально-педагогическое партнёрство; индивидуально-личностное развитие; интегративность программ духовно-нравственного воспитания; социальную востребованность воспитания [1,23].
Учебные предметы «история» и «обществознание» имеют широкие возможности для духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Именно уроки истории и обществознания помогают пережить и осмыслить великие свершения прежних эпох, использовать всё положительное прошлого. Необходимо постоянно заострять внимание обучающихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитать нравственного человека – сложнейшая задача, но она достижима.
Рассказывая о событиях российской истории, выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться простыми фактами из биографии, а можно привлечь воспоминания современников, фрагменты художественной литературы, презентации и сообщения обучающихся, исторические источники, видео и мультимедийные ресурсы. В своей работе обязательно использую метапредметные связи с литературой, музыкой, информатикой, путешествия по стране свои и обучающихся.
Живя в информационном обществе, наши ученики владеют информационно - коммуникативными технологиями лучше, чем мы. Поэтому ребята получают задание подготовить материалы на заданную тему, сообщения с мультимедийным сопровождением. Так, при изучении курса истории России в 6 классе начинается работа над проектом «Современники». Когда ребята по своему выбору подбирают материал о правителях, выдающихся полководцах, народных героях, деятелях культуры, религиозных деятелях и т.д., живших в одно время в российском государстве, в Европе и в Азии. Информацию о каждом из них ребята представляют по-разному: презентация, иллюстрированная книжка, сообщение, страницы альбома и т.д.
В 2014 году Россия отмечала юбилейную дату – 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Группа учеников, не самых успевающих по истории, но с домашним ПК и выходом в Интернет, получила задание подготовить материал и выступить с ним. Ребята нашли стихи о блокадном Ленинграде, видеоматериал (ролики, документальные фильмы), фотографии. И с помощью мультимедийного проектора на большом экране продемонстрировали уникальный материал. Урок прошел «на одном дыхании». Так родился проект «900 героических дней и ночей», продуктом которого стало создание мультимедийной презентации и сценария литературно-музыкальной композиции для обучающихся всей школы-интерната.
Для сегодняшних школьников Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – далёкое прошлое. Времени для изучения этой темы по программе отводится очень мало и поэтому эмоциональное восприятие, дискуссионные вопросы выношу на уроки-конференции, уроки-семинары, уроки-проекты. К сожалению, сегодня со страниц учебников исчезли имена героев, совершивших беспримерные подвиги и ребята мало, что знают о них, а также о Днях воинской славы; городах-героях; городах воинской славы России. Таким образом, возникла идея работы над проектом «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.(За страницами учебника истории)».
Темы мини-проектов обучающиеся получают в качестве опережающих заданий. Результаты работы над проектом оформляются в виде презентаций, страниц альбома, сценариев мероприятий, справочника, календаря событий. Был проведен открытый урок по теме «Трагическое начало: за страницами учебника». Результатом работы обучающихся стали мини-проекты: «Битва за Москву» и «Блокада Ленинграда». Изготовленная наглядность - альбом «Великая Отечественная война: за страницами учебника. Глава I.Трагическое начало», а также созданные ребятами мультимедийные презентации с использованием роликов, музыкального сопровождения - в дальнейшем может использоваться в работе кабинета истории и учебно-воспитательном процессе школы-интерната.
10 февраля 1995 года Государственной Думой России был принят ФЗ «О Днях воинской славы (победных днях) России», которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков. К сожалению, ни в одном из современных учебников по истории не указаны праздники России – государственные и воинской славы и обучающиеся не владеют информацией. Задача учителя состоит в том, чтобы пробудить интерес к Отечественной истории, воспитать человека, любящего свою Отчизну, понимающего ее проблемы, стремящегося своим трудом изменить жизнь к лучшему.
Одной из форм формирования нравственности является изучение исторических документов, их подробный анализ, который позволяет ребятам высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю. Приведу небольшой перечень литературы, используемой мною на уроках: «Повесть временных лет», Жития святых, «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой», «Юности честное зерцало», «Наука побеждать» А.Суворова. Также уже в 6 классе начинается работа над проектом «Святые (Славные защитники Отечества)». Ребятам предлагаются следующие темы: «Первые святые: Борис и Глеб», «Святая равноапостольская Ольга», «Преподобный Илия Муромский Печерский», «Святой великомученик Георгий Победоносец», «Святой благоверный великий князь Александр Невский», «Святой благоверный князь Димитрий Донской», «Сергей Радонежский – заступник Руси», «Чудотворец Серафим Саровский», «Святой праведный Иоанн Кроншадтский». Расширение диапазона исторических знаний нацеливает учеников на один результат - пробудить любовь к Отечественной истории.
Таким образом, на уроках истории и во внеурочное время делаю всё возможное, чтобы обучающиеся нашей школы-интерната стали достойными гражданами своего Отечества, духовно-развитыми личностями. Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный.
Завершить своё выступление хочу словами русского философа И.А. Ильина: «Мы должны передать нашим детям живую уверенность в том, что эти тропинки и эти дороги действительно ведут к великим свершениям и чудесным, еще невиданным возможностям; что быть русским — это дар и счастье, призвание и обетования; что в этом есть Божия благодать, зовущая к служению и подвигам. И затем мы должны указать нашему молодому поколению пути, ведущие к этому дару, и трудные задания, ожидающие его на этом пути»[2].
Использованная литература:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
2. http://legitimist.ru/lib/philosophy/i_ilin_tri_rechi_o_rossii.pdf - И.А. Ильин. О России. Три речи.
3. http://www.pravoslavie.ru/news/print33694.htm - выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.
Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения....
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи "Истоки. Мудрость и память Отечества"
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи "Истоки. Мудрость и память Отечества"...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи «Имена Победы»
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи «Имена Победы», разработанная в рамках работы школьного краеведческого музея МБОУ СОШ с. Гордино, н...
"Горячие сердца " Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации. ...