В театре Диониса
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
В театре Диониса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 299 КБ |
![]() | 15.56 КБ |
![]() | 46.5 КБ |
![]() | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «В театре Диониса».
Место урока в системе уроков: 16 урок в разделе «Древняя Греция»
Теме урок посвящен: 1 час
Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: словесные – беседа, объяснение;
наглядные – презентация
метод самостоятельной работы – работа с учебником, с источником,
практический метод – решение задач,
поисковый метод – работа с текстом, источником
метод устного контроля и самоконтроля.
В ходе урока использованы педагогические технологии: развивающее обучение, ИКТ.
Были поставлены следующие цели урока:
Цели:
1. Образовательные: актуализация и расширение знаний учащихся о театре Древней Греции
-Познакомить с происхождением театра, его устройством.
- Знакомство с жанрами: комедией и трагедией.
- Знакомство с драматургами: Софокл и Аристофан, их произведениями.
-Показать учащимся, что театр был школой воспитания.
2. Развивающая.
Создание условий для развития творческих способностей, логического мышления, внимания и эстетического вкуса; развития умений анализировать, делать выводы. Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, интернет-ресурсами
3. Воспитательная
Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые
создали шедевры мировой культуры.
Пробудить познавательный интерес к предмету.
4. Формировать УУД:
-Личностные УУД: понимание культурного многообразия мира, взаимодействие культур и религий
-Регулятивные УУД: планировать по времени учебную деятельность; оценивать свои действия на уроке;
- Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга; полно и точно выражать свои мысли,
- Познавательные УУД: поиск, отбор, анализ информации; обобщение и выводы
Предварительный просмотр:
Заполнение таблицы:
Вопросы | Древнегреческий театр | Современный театр |
Где происходят представления? | В особом здании под открытым небом | В особом здании, чаще всего в закрытом |
Вместимость | До 17 тыс. зрителей | До 1тыс. человек |
Как часто происходят представления? | Несколько раз в году | Постоянно |
Начало представления? | С утра и до захода солнца | Детские представления с 11 часов, взрослые – вечером. |
Билеты | Из свинца или обожжённой глины (места в театре были не пронумерованы и поэтому места занимали с ночи) | Из бумаги (есть нумерация ряда и места) |
Занавес | Нет | Есть |
Кто может быть зрителем? | Любой, купивший билет (беднякам выдавались деньги для покупки билетов) и в основном мужчины | Любой, купивший билет |
Кто играет в представлении? | Профессиональные актеры | Профессиональные актеры |
Кто исполняет мужские и женские роли? | Мужчины (и не более трех человек) | Мужчины и женщины (число не ограничено) |
Какие представления устраиваются? | Трагедии и комедии | Самые разные |
Предварительный просмотр:
СПЕКТАКЛЬ «ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ»
(по мотивам басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»)
На уроке истории мы познакомились с темой «В театре Диониса». Мы сделаем видеоролик спектакля, попробовав себя в роли древнегреческих актёров. Как бы происходило театральное представление, если бы древнегреческому драматургу представилось поставить на сцене спектакль по басне Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица»?
Для спектакля, что нам необходимо? (декорации, актёры, сценарий). Как вы думаете, кто из актёров задействован в нашем спектакле? (Ворона, Лис (Гермес), Зевс, Рассказчик, Аполлон, Арес, Афина)
Главным на нашей сцене – режиссёр-оператор.
Рассказчик: Древняя Греция. 500 лет до нашей эры. Человек еще не придумал ни телевизора, ни магнитофона, ни тем более компьютера. Как же развлекались жители Греции. Греки придумали театр. Театральные представления, как и Олимпийские игры, были любимыми зрелищами древних греков.
Рассказчик: Часть первая. Комедия.
(Сцена: Лес. Дерево. На дереве сидит ворона)
Рассказчик: На древе сидя раз, чернокрылая ворона
От скуки смертной спеть, решилась, песнь
(Ворона каркает, все громче и громче)
Сей глас пронзительный несется к небесам
Где боги…
(Сцена: Олимп. Посреди сцены трон на котором восседает Зевс. Он дремлет, как и остальные боги, сидящие на скамье справа. Около трона постамент с чашей. В ней фрукты. Рядом лежит долька сыра.)
Рассказчик: …послеполуденный вкушали сладкий сон и вдруг…
(Доносится карканье вороны, боги просыпаются, они удивлены, испуганы, суматошно перемещаются по сцене, сталкиваясь друг с другом.)
Зевс: Беда.
Аполлон: Земле… неботрясение.
Арес: Нашествие. Враги.
Афина: О нет не то
Зевс: Что скажешь мудрая Афина, что за шум
До нас доносится, толь с неба, толь с земли.
Афина: То глас вороны смертной
Зевс: Ее я покараю, за то что сон мой прервала
Подать мне молнию.
Арес: Закончились. Вчера ты слишком рьяно развлекался
Метая их направо и налево пытаясь в комара попасть
Что укусить тебя решился.
Зевс: И как, попал?
Арес: Попаааааал. Да только не по комару (Трет себе спину)
(Карканье становится громче)
Зевс: Но как без молний мне ЭТО прекратить? Афина..
Афина: (со скукой в голосе) Швырни то первое, что в руки попадется.
(Зевс хватает сыр и бросает его вниз, слышится «ой», карканье прекращается)
Зевс: Ха. Помогло.
(Сцена: Лес. Ворона, одним крылом держится за макушку, поглаживая ее, в другом сжимает сыр)
Рассказчик: Не очень помогло.
Ворона (с пафосом): За пение мое вознаградить меня решили боги
Рассказчик: Куском увесистым И прямо по макушке.
Ворона: И в благодарность, я песню эту снова пропою
Чтоб слух их усладить.
(Вновь принимается каркать, затемнение)
(Сцена: Олимп. На троне Зевс, он один, сидит, зажав уши, появляется Гермес, оглядывается кругом)
Гермес: А остальные где, сегодня
Ведь вечеринка намечалась здесь
С сатирами и нимфами
Зевс: Какая вечеринка, при бедствии таком
Все разбежались, кто куда, не в силах слышать звуков этих
Гермес: (Оглядывается по сторонам, с недоумением)
А сыр мой где, оставил я вчера отличнейший кусок
На подиуме рядом с троном
Зевс: А-а, сыр. Его я в бестию крылатую швырнул, что карканьем своим.
Все нервы наши вымотать решила.
И если хочешь сыр вернуть обратно.
На землю отправляйся и заставь.
Ее ты замолчать.
Гермес: Договорились. (Гермес уходит)
(Сцена: Лес. Ворона, она от наслаждения прикрыв глаза продолжает каркать, держа сыр крылом. Появляется Гермес, прячется за дерево, осторожно разглядывает ворону)
Гермес: Не даром покровителем воров зовусь я
Мне сыр отнять и с ней покончить разом
Раз плюнуть, но если, во мне она признает бога,
То испугается и тут же улетит, ищи ее тогда.
Так превращусь я в лиса, и в облике таком ворону эту
я заставлю поплатиться, за пение ее лишенное мелодий.
(Гермес надевает маску Лиса, цепляет хвост, подкрадывается к дереву, ворона замечает его перестает каркать, склонив голову наблюдает за Лисом)
Лис (Гермес): О птица райская, как ты поешь, кругом
От пенья этого все млеют в наслажденье
Как жаль, что мне недавно (когда я спал в тени оливы)
Слон на ухо случайно наступил. И с этих пор я слышу.
Очень плохо, слети же вниз ворона
И пением своим мой слух ты услади.
Ворона: Вот как. Не выйдет. Размечтался.
Все есть у нас, но вот слонов, я что-то даже близко не видала.
Я не глупа, меня сожрать ты хочешь, а сыр дарованный
Богами мне Олимпа, потом используешь ты в качестве закуски.
Беги отсюда, а иначе…
Лис (Гермес): Что иначе…
Ворона: (С бешенством в голосе) Заклюю! (Распахивает крылья, раскрывает клюв)
Лис (Гермес): Бежать, бежать, покуда цел. (Убегает)
Ворона: Победа! (Ворона продолжает каркать и от радости каркает все громче и все немелодичнее, с небес раздается голос Зевса.)
Зевс: О нет! Опять! Скорей отсюда!
На край земли. В Тартар. К титанам!
Рассказчик: На этом завершим рассказ.
И видим мы, что глас, вороны черной.
И богам не по нутру.
Не только людям.
Все актёры выходят на сцену. Хлопают себе за выступление. Ролик снят. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ
урока истории, проведённого в 5 «Б» классе
Тема урока: «В театре Диониса».
Место урока в системе уроков: 16 урок в разделе «Древняя Греция»
Теме урок посвящен: 1 час
Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: словесные – беседа, объяснение;
наглядные – презентация
метод самостоятельной работы – работа с учебником, с источником,
практический метод – решение задач,
поисковый метод – работа с текстом, источником
метод устного контроля и самоконтроля.
В ходе урока использованы педагогические технологии: развивающее обучение, ИКТ.
Были поставлены следующие цели урока:
Цели:
1. Образовательные: актуализация и расширение знаний учащихся о театре Древней Греции
-Познакомить с происхождением театра, его устройством.
- Знакомство с жанрами: комедией и трагедией.
- Знакомство с драматургами: Софокл и Аристофан, их произведениями.
-Показать учащимся, что театр был школой воспитания.
2. Развивающая.
Создание условий для развития творческих способностей, логического мышления, внимания и эстетического вкуса; развития умений анализировать, делать выводы. Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, интернет-ресурсами
3. Воспитательная
Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые
создали шедевры мировой культуры.
Пробудить познавательный интерес к предмету.
4. Формировать УУД:
-Личностные УУД: понимание культурного многообразия мира, взаимодействие культур и религий
-Регулятивные УУД: планировать по времени учебную деятельность; оценивать свои действия на уроке;
- Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга; полно и точно выражать свои мысли,
- Познавательные УУД: поиск, отбор, анализ информации; обобщение и выводы
Данный урок проведен с учетом особенностей класса. В классе 24 ученика: из них 16 мальчиков и 8 девочек. Класс способный, с большим учебным потенциалом. Класс обычно работает в быстром темпе, необходима для успешной работы частая смена деятельности.
При планировании урока учитывались реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
В соответствии с этим уровень сложности был подобран таким образом, чтобы обеспечивалось максимальное усвоение материала.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке были использованы следующие режимы работы: «учитель — класс», «учитель — ученик»,«ученик - класс» и запланированы следующие формы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая. Мною были избраны следующие методы обучения: развивающий, проблемный, поисковый, творческий.
Для продуктивного и качественного проведения урока был подготовлен печатный раздаточный материал и использовано мультимедийное сопровождение.
Урок начат организованно, был проведен эмоциональный настрой через психологическую установку.
На втором этапе урока предполагалась проверка знаний ранее изученного материала. Опрос показал высокий уровень подготовки учащихся.
Усвоение новых знаний было достигнуто путём привлечения учащихся к поисковой деятельности. На каждом микроэтапе учащиеся подводили итог.
На этапе обобщения и систематизации знаний учащимся были предложены разноуровневые задания, где они работали с историческим текстом, содержащим пропущенные данные и ошибки. В ходе работы ребята справились с заданием и выполнили взаимопроверку.
Было дано дифференцированное домашнее задание, с учетом способностей и пожеланий учащийся, это позволяет детям свободно выполнить задание.
В целом, поставленной цели урок достиг, поставленные задачи реализованы.
Я считаю, что выбранная мною структура урока наиболее рациональна, т.к. это позволило активизировать познавательную деятельность учеников. Такой метод, как поощрение, стимулирует мотивацию обучающихся.
За счёт смены видов деятельности, применения современных образовательных технологий, идёт социализация личности учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе на тему: «В театре Диониса».
В конспекте для проведения урока истории в 5 классе на тему: «В театре Диониса» описаны не только возникновение театра, его устройство, жанры, авторы комедий и трагедий, но и приведены ист...

методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.
методическая разработка с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...

методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.
методическая разработка с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...

интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"
Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по истории в 5 классе «В театре Диониса»
План-конспект урока по ФГОС по истории в 5 классе "В театре Диониса"...

В театре Диониса. История Древнего мира 5 класс
Презентация к уроку истории в 5 классе по теме Древняя Греция....