25_01_5класс_история_олимпийские игры в древности
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

25_01_5класс_история_олимпийские игры в древности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25_01_5klass_istoriya_olimpiyskie_igry_v_drevnosti.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: история

Класс: 5

Учебник: «История Древнего мира».   Т.П.Андреевская, М.Б Белкин, Э.В.Ванина.

Тема урока: «Олимпийские игры в древности»

Тип урока: комбинированный.

Целевые установки на достижение результата:

- личностные:  Оценивать свои и чужие поступки.  Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

 - метапредметные: (регулятивные):  уметь правильно и рационально использовать урочное время, определять этапы и пути самостоятельной деятельности. Определять цель, проблему в учебной деятельности. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

 (коммуникативные): устанавливать правильные, рабочие отношения в группе,  конкретно и чётко отвечать на поставленные вопросы; (познавательные):  давать определение понятиям, максимально использовать текст учебника, анализировать документ, находить нужную информацию, выделять главное и делать выводы.

 - предметные:  Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.
  Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олипийских игр.

Учебное оборудование:  мультимедийный проектор, экран,  учебник, тетрадь.        

        Ход урока:

1

2

Организационный блок.

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.

Слайд.  Три портрета: Солон,  Фемистокл,  Перикл.  – Перед нами известные деятели Греции. О ком шла речь на прошлом уроке??

Фронтальный опрос.

Учитель:  Задаёт вопросы, учащиеся отвечают.

3

III. Мотивационный блок. Подготовка учеников к активному сознательному освоению нового материала.

Учитель:  Вы хорошо усвоили пройденный материал.

Тему нашего сегодняшнего урока вы попытайтесь сформулировать  сами.

Слайд  (амфора и кольца)

Учитель:

- Скажите, пожалуйста, что изображено на этой картинке?   Примерные ответы:

 -Это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.

- А это что за цветные колечки?

- это символ Олимпийских игр.

- Кто знает, что  символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют пять континентов, объединенных  в Олимпийское движение.                                                                                   Цвета континентов:                                                                                                                                                голубой - Европа, черный - Африка, красный - Америка, желтый – Азия, зеленый - Австралия )

В нашей стране начались  Олимпийские игры.  (Какой город стал  столицей зимних Олимпийских  и Паралимпийских игр?  Период проведения?  - с 7 по 23 февраля 2014.                     Кто знает, какие символы у сочинской олимпиады?)  

Учитель: Ребята, я думаю,  вы готовы назвать тему нашего сегодняшнего урока?

-«Олимпийские игры в древности»

Слайд

Постановка целей урока:

Учитель: Что же вам хотелось бы узнать об Олимпийских играх?

- Значение Олимпийских игр для грекоа.  

- Как готовились к играм.

- Основные состязания. Олимпионики.

- Как награждались победители.

Проблемное задание:

-  К концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?»  Прошу внимательно слушайте моё объяснение и четко выполняйте все задания.

Слайд

4

IV.   Изучение нового материала.

Работа с картой         Слайд

Учитель:

 Олимпийские игры проходили в Олимпии. Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части полуострова Пелопоннес.                                                                   Местом их проведения была избранна Олимпия не случайно, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение.

Учитель: Существует много мифов о том, почему именно Олимпия стала столицей соревнований.  Опережающее задание. Отвечает один из учеников:

По одной из версий, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Учитель: У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Давайте узнаем причины появления Олимпийских игр, прочитав  Миф об основании Олимпийских игр:

(Раздаточный материал на партах)

В древние времена миром правил отец Зевса бог -  Крон. Его супругой была богиня Рея.
      Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец.  Но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону  не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Не заметив обмана, Крон проглотил камень.
      Когда Зевс возмужал, он опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Крон изрыгнул проглоченных им детей-богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устроить состязания атлетов на земле Олимпии.

-Где и когда прошли первые Олимпийские игры? Стр.164.

Решение проблемной задачи:

Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

 Слайд

- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

Ответы учеников:

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными.

Слайд

Учитель: Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. (Записываем в тетрадь). В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

Вопрос учащимся: 

-Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

Учитель: 

На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено.  Кто же смог пойти на такой риск?

(Раздаточный материал на партах)

Это была легендарная  Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом! 
Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

        

Учитель:

Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней

Слайды.  Пять незабываемых дней.

Первый день.  Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи    

                           клялись выносить справедливые решения.

Клятва участника соревнований:
Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.
Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

5

Физкультминутка:

 Перед состязаниями участники разминались, давайте, и мы проведем разминку. Представьте, как разминались атлеты, метатели копья, метатели диска, кулачные бойцы, борцы.

Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков.

В третий день проводились соревнования взрослых атлетов. Пятиборье и кулачные бои.

Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.

6

Работа с презентацией и текстом учебника:     (стр. 166)

1.  Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в  соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями  из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

3. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

4 - 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий,  проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.

Слайд          

На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу.  Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом  Олимпийских   игр  в кулачном бою. Кулачный  бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы  получали серьезные увечья.

5-й день Олимпиады. 

В этот  день  перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели  учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

Слайд

Учитель: 

Слава о победителях переживала их в веках. Легендарные рассказы о знаменитых атлетах,  и узнаем,  о ком греки складывали легенды.

Учитель:

Итак, знаменитые атлеты Древней Греции это:

Милон  Кротонский,  Полидам,  Феаген.

Участниками  Олимпийских   игр  были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ.

Записываем в тетрадях: 

Первый день – жертвы богам и клятвы, следующие три дня – состязания, 5 день – награждение. Виды соревнований, входивших в пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба.

Учитель: 

Соревнования  заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

 В 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?  Опережающее задание. Отвечает один из учеников. Опережающее задание. Отвечает один из учеников.

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Учитель:

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

7

VII. Рефлексия:

Сегодня  вы узнали много нового об Олимпийских играх, я хочу вас попросить продолжить мое предложение:    Сегодня на уроке, я узнал, что….

Выставление оценок за урок. 

Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы, и я хочу оценить вашу работу на уроке.

Слайд

8

VIII. Домашнее задание:

 1. § 31, прочитать и пересказать.

2. Вопрос *6 – письменно.

3. Написать рассказ от имени зрителя или зрительницы Олимпийских игр.

Фамилия, имя уч-ся

________________________________________________________________

Дата_________

Тема  ____________________________________________________________

           ___________________________________________________________

         План

1.Зарождение Олимпийских игр.

2.Подготовка греков к Олимпийским играм.

3.Олимпийские игры.

4.Олимпийские игры вчера и сегодня.

-776г. до н. э.- _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Атлет-__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

а) Олимпийские игры продолжались ________________________________.

б)  1 день-         награждение

     2 -4 дни-      состязания

     5 день-         жертвоприношение

в)  Бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба- __________________

г)  Дистанция в беге = 1 стадий =________м = «стадион»

д)  место для проведения конных состязаний- ___________________________

е)  Имена наиболее прославленных победителей:

?

?

?        

?

борец

возница

унёс статую

?

Реши задачу 1:

Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разошлась по Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет появляться на Олимпийских играх. Чем это можно объяснить? Сколько Олимпийских игр спартанцам пришлось пропустить?

Ответ: _________________________

Да или нет?

2 вариант

1. Олимпийские игры посвящены были богине Афине. ______

2. Во время Олимпийских игр запрещались все военные действия. _____

3. В Олимпии есть священная аллея Алтис, на которой стоят статуи атлетов-победителей. ____

4. Олимпийские игры проводились в марте. ____

5. Любимым состязанием на ипподроме были гонки колесниц. _____

Реши задачу 2:

«Наш герой Ганимед из города Афины поехал на Олимпийские игры на ____. Он проехал через _____, пересек ____ ____ и ______ и прибыл в Олимпию».

Вставьте пропущенные слова, взяв их из списка: корабль, повозка, лошадь, пешком, самолет, Коринфский перешеек, Лаконика,  Мессения, Беотия, Аттика, Черное море, Эгейское море, Ионическое море, Средняя Греция, Афины, Микены, триера, Пелопоннес, Пирей. Пользуйтесь картой «Древняя Греция», помните, слов в списке больше, чем вам может понадобится. Покажите путь героя на карте.

Фамилия, имя уч-ся

________________________________________________________________

Дата________

Тема  ____________________________________________________________

           ___________________________________________________________

         План

1.Зарождение Олимпийских игр.

2.Подготовка греков к Олимпийским играм.

3.Олимпийские игры.

4.Олимпийские игры вчера и сегодня.

-776г. до н. э.- _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Атлет-__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

а) Олимпийские игры продолжались ________________________________.

б)  1 день-         награждение

     2 -4 дни-      состязания

     5 день-         жертвоприношение

в)  Бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба- __________________

г)  Дистанция в беге = 1 стадий =________м = «стадион»

д)  место для проведения конных состязаний- ___________________________

е)  Имена наиболее прославленных победителей:

?

?

?

?

борец

возница

унёс статую

?

Реши задачу 1:

Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разошлась по Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет появляться на Олимпийских играх. Чем это можно объяснить? Сколько Олимпийских игр спартанцам пришлось пропустить?

Ответ: _________________________

Да или нет?

1 вариант

1. Олимпийские игры проводились 4 дня. ________

2. На играх могли быть только мужчины. ________

3. Главным храмом Олимпии был храм Геракла. ______

4. В пятиборье входили бег, прыжки, метания и борьба.______

5. Победителя награждали оливковым венком, перевитым белой лентой. ____

 

Реши задачу 3:

«Наш герой Милон из города Ольвии едет на Олимпийские игры _____. Он переплыл через _____ _____ и проливы. Только через несколько месяцев Милон прибыл в _____. Оттуда он на _____ проехал через _____ _____, пересек ______ ____, ____ и прибыл в Олимпию».

Вставьте пропущенные слова, взяв их из списка: корабль, повозка, лошадь, пешком, самолет, Коринфский перешеек, Лаконика,  Мессения, Беотия, Аттика, Черное море, Эгейское море, Ионическое море, Средняя Греция, Афины, Микены, триера, Пелопоннес, Пирей. Пользуйтесь картой «Древняя Греция», помните, слов в списке больше, чем вам может понадобится. Покажите путь героя на карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Олимпийские игры в древности"

Предлагаемый вариант проведения урока позволит преподавателю более наглядно и интересно познакомить учащихся с историей Олимпийских игр. Организация образовательного процесса на основе медиаобразовате...

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок по истории Древней Греции в 5 классе...

Урок по теме "Олимпийский игры в древности"

Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция)  ...

Интеллектуальная игра "Знатоки" (олимпийские игры в древности и современности)

Всё внимание россиян приковано к городу Сочи, и неслучайно, ведь в 2014году в этом замечательном городе состоятся летние Олимпийские игры. Нельзя оставаться в стор...

Игра "Олимпийские игры в древности"

Игра может быть использована на уроке "Олимпийские игры" в 5 классе. Она создана по принципу выбора категории вопроса и его номера. В содержание включены вопросы не только по истории игр, но и материа...

Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса

Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса...

25_01_5класс_история_олимпийские игры в древности

25_01_5класс_история_олимпийские игры в древности...