08_02_история_8класс_Внутренняя политика Николая1
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

08_02_история_8класс_Внутренняя политика Николая1

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема Внутренняя политика Николая I".

Урок истории

8-й класс

Цели урока:

  1. Обучающие:
  • познакомить учащихся с личностью Николая I;
  • его внутренней политикой, её основными направлениями.
  1. Развивающие:
  • совершенствовать умения учащихся работать с учебником;
  • развивать навыки анализа документов;
  • совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;
  • развивать коммуникативную культуру.
  1. Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Объявление темы и целей урока.
  3. Личность Николая I.
  4. Основные направления внутренней политики Николая I.
  5. Общее значение деятельности Николая I.
  6. Запись и пояснение домашнего задания.
  7. Выставление оценок.
  8. Подведение итогов урока.

Оборудование: мультимедийные средства обучения, раздаточные материалы.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

У.: Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу. Вспомните тему прошлого урока (Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов.). Для проверки домашнего задания вы выполните несколько тестовых заданий (Приложение 1). Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами; на экране появляются правильные ответы. После проверки ребята сдают подписанные работы.

У.: Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу. Вспомните тему прошлого урока (Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов.). Для проверки домашнего задания вы выполните несколько тестовых заданий (Приложение 1). Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами; на экране появляются правильные ответы. После проверки ребята сдают подписанные работы.

2. Объявление темы и целей урока

У.: Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I. (Запись в тетради темы.) Как вы думаете, какие цели преследует наше занятие?

(Ответ 1-2 учащихся.) Вы правильно видите цели урока. Я тоже их определила. Давайте, сравним (на экране появляется слайд с целями урока, а учитель их комментирует). Как видите, наши мысли совпали:

Цели урока:

  1. сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;
  2. развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;
  3. воспитывать интерес к историческим личностям.

Постараемся выполнить то, что запланировали.

3. Личность Николая I

На экране Слайд 7. Ученики записывают в тетради годы жизни и правления Николая I.

У.: Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы. А что же происходит в России? Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.

После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами энергичного лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества? (На экране – соответствующая цитата)

Согласны ли вы с этим высказыванием? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

О детстве и юности Николая Павловича нам расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны.

Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.

Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор

всем наклонностям, желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами. Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.

Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.

У.: К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича? (К военной.)

— Какие обстоятельства повлияли на его характер?

Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.

Документ. Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

Вопросы к документу:

  • Какие черты характера выработались у будущего императора? (властность, дотошность, ответственность)
  • Какая организация была идеалом для Николая I? (армия)
  • Что император требовал от своих подчинённых? (исполнительности, точности, покорности)

4. Основные направления внутренней политики Николая I

У.: Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

На экране появляется слайд Внутренняя политика Николая I

Учащиеся начинают запись в тетради:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ внутренней политики Николая I.

УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ

  1. Централизация управления государством:
  • усиление роли Собственной Его Императорского Величества Канцелярии;
  • увеличение количества чиновников и расширение их полномочий.
  1. Борьба с революционными настроениями:
  • а) создание III Отделения Канцелярии (политический сыск, шеф – А.Х. Бенкендорф);
  • б) принятие «Устава о цензуре» в 1826 году.

На экране по ходу рассказа учителя появляются слайды с направлениями политики императора Николая.

У.: После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.

Далее учитель комментирует схему на доске.

У.: После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.

Далее учитель комментирует схему на доске.

http://festival.1september.ru/articles/518952/img1.gif

У.: Даже мелкие решения принимались высшими чиновниками. Можно сказать, что Россия попала под власть бюрократов.

Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф, о котором расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Генерал Александр Христофорович Бенкендорф служил начальником третьего отделения канцелярии, одновременно был шефом жандармского корпуса. Пользовался особым доверием царя.

У.: Особое внимание уделялось проверке печатаемых произведений. Поэтому Николай I в 1826 году утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.

Работа в группах.

Учитель предлагает учащимся представить себя живущими и работающими в николаевское время (Приложение 2).

Используя материалы параграфа 10, 1-я группа «Жандармы» должна сдать экзамен на чин унтер-офицера и выполнить задание; 2-я группа «Цензоры» подготовят рецензию на стихотворение А.С. Пушкина; 3-я группа «Чиновники» должна определить, как можно улучшить работу министерств и ведомств.

Для выполнения заданий отводится 2-3 минуты, затем группы сообщают свои ответы. Результат третьей группы служит переходом к рассказу учителя о втором направлении внутренней политики императора Николая Павловича.

Продолжение записи в тетради:

УЛУЧШЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОРЯДКОВ

  1. Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства (М.М. Сперанский).
  2. Попытка решения крестьянского вопроса (П.Д. Киселёв).

На экране – соответствующий слайд.

У.: Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику.

На экране – портрет М.М. Сперанского.

Рассказ ученика: Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден. По поручению Николая I выполнил труд, который до него безуспешно вёлся десятилетиями: собрал и опубликовал Свод действующих законов государства.

У.: Император не забыл нужды и беднейших своих подданных – крестьян. Меры по улучшению их положения он поручил Павлу Дмитриевичу Киселёву.

На экране – портрет П. Д. Киселёва.

Рассказ ученика: Павел Дмитриевич Киселёв – граф, государственный и военный деятель, дипломат. Геройски проявил себя в Бородинском сражении. С 1838 года занимал пост министра государственных имуществ. Разработал проект крестьянской реформы.

У.: Относясь к крепостному праву как к очевидному злу, Николай I не мог решиться на его отмену. Опасаясь реакции помещиков, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.

5. Общее значение деятельности Николая I

Работа в группах.

Что бы проанализировать суть и значимость николаевских преобразований группы по параграфу 10 выполняют задания (Приложение 3).

На работу с учебником и ответы даётся 3 минуты, затем учитель предлагает вспомнить вопрос, заданный в начале урока.

Появляется слайд: «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием?

Для ответа на этот вопрос ребятам нужно выбрать карточки «ДА» или «НЕТ». Свой выбор они поясняют.

«ДА»

«НЕТ»

Николай предпринимал меры для укрепления самодержавия: учредил 3-е отделение, принял «Устав о цензуре».

Он старался улучшить существующие порядки, например: приказал привести в порядок законы и решить «крестьянский» вопрос.

Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.

6. Запись и пояснение домашнего задания

Для закрепления изученного на уроке ученикам предлагается выполнить домашнее задание: Дайте общую оценку внутренней политики Николая I . В этом вам помогут документы и вопросы на странице 62 (устно).(Соответствующий слайд)

— Ребята, было ли вам интересно познакомиться с личностями николаевской эпохи? Чтобы подробнее познакомиться с их судьбой, я предлагаю вам почитать книги, которые есть в классе и в школьной библиотеке.

7. Выставление оценок

Учитель просит руководителей групп проанализировать работу участников групп и выставляет оценки за урок.

  • Хочу отметить учеников, подготовивших сообщения, которые были построены грамотно, лаконично, научно и несли для вас новую информацию;
  • руководители групп, также заслуживают похвалы за хорошую организацию работы;
  • содержательными были устные ответы следующих учеников…

8. Подведение итогов урока

У.: Подведём итоги. В начале урока мы определили цели нашей работы:

  1. сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;
  2. развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;
  3. воспитывать интерес к историческим личностям.

(Новый слайд.)

  • Познакомились ли вы с внутренней политикой Николая I и её направлениями?
  • Назовите документы с которыми работали.
  • С какими личностями вы познакомились?
  • Какие понятия были ключевыми на уроке?
  • Можно ли считать цели урока выполненными?

Выслушав ответы учеников, учитель заканчивает урок.

Тест — Приложение 1, работа в группах-1 — Приложение 2, работа в группах-2 — Приложение 3, Канцелярия —Приложение 4, основные понятия — Приложение 5, личности — Приложение 6, самоанализ урока — Приложение 7. Презентация — Приложение 8.

Тест                                                

1. Организации декабристов назывались:

а) Западное общество;

б) Северное общество;

в) Южное общество.

2. Программа П.И. Пестеля называлась:

а) «Русская правда»;

б) Конституция;

в) «Соборное Уложение».

         3. Руководителями декабрьского восстания были:

а) А.С. Пушкин;

б) С.П. Трубецкой;

в) Н.М. Муравьев.

         4. Выступление декабристов произошло:

а) 1-го сентября 1825 года;

б) 14-го декабря 1825 года;

в) 25-го декабря 1825 года.

        5. В требования декабристов входили:

а) отмена крепостного права;

б) замена монархии на республиканский строй;

в) провозглашение гражданских свобод.

6. Поводом для выступления послужили события:

а) неудачные реформы;

б) династический кризис;

в) поражение в войне.

  1. Причиной неудачи  стала:

а) малое количество;

б) отсутствие плана действий;

в) отсутствие руководства.

Выделите правильные ответы.

Приложение 1.

Тест                                                

1. Организации декабристов назывались:

а) Западное общество;

б) Северное общество;

в) Южное общество.

2. Программа П.И. Пестеля называлась:

а) «Русская правда»;

б) Конституция;

в) «Соборное Уложение».

         3. Руководителями декабрьского восстания были:

а) А.С. Пушкин;

б) С.П. Трубецкой;

в) Н.М. Муравьев.

         4. Выступление декабристов произошло:

а) 1-го сентября 1825 года;

б) 14-го декабря 1825 года;

в) 25-го декабря 1825 года.

        5. В требования декабристов входили:

а) отмена крепостного права;

б) замена монархии на республиканский строй;

в) провозглашение гражданских свобод.

6. Поводом для выступления послужили события:

а) неудачные реформы;

б) династический кризис;

в) поражение в войне.

  1. Причиной неудачи  стала:

а) малое количество;

б) отсутствие плана действий;

в) отсутствие руководства.

Выделите правильные ответы.

Приложение 2.

Работа в группах (1).

Задание для группы «Жандармы».

Найдите ошибку в документе, помня, что жандармское отделение занималось политическим сыском и осуществляла контроль за умонастроениями.         

 «В обязанности каждого жандарма входит: 1) выполнение распоряжений начальства; 2) пресечение оборота фальшивых денег; 3) сбор сведений о неблагонадежных лицах; 4) учреждение богоугодных заведений; 5) высылка подозрительных людей; 6) надзор за иностранцами; 7) составление учебных программ для гимназий и университетов».

Задание для группы «Цензоры».

Прочитайте отрывок из поэмы  А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с точки зрения «Устава о цензуре». Что из прочитанного могло быть истолковано как намёк на непочтительность к существующему режиму?

Отрывок из поэмы  А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Задание для группы  «Чиновники».

        Выберите из перечисленных мероприятий наиболее вероятные направления  деятельности по искоренению недостатков существующей системы. Помните, что реформы не должны подрывать самодержавие.

  1. отмена крепостного права;
  2. введение Конституции;
  3. создание единого «Свода законов»;
  4. созыв парламента;
  5. улучшение положения крестьян.

Задание для группы «Жандармы».        

Скажите, в чем, по-вашему, важность составления Свода законов  Российской империи?

Задание для группы «Цензоры».

Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы опасной для общественного спокойствия?

Задание для группы  «Чиновники».

Что стало главным пунктом преобразований П. Д. Киселёва?

Приложение 4.

Собственная Его ИмператорскогоВеличества Канцелярия


1 Отделение (личныепоручения, прошения на имя царя)

2 Отделение (создано для составления единого Свода законов)

3 ОтделениеСвода законов)

3 Отделение (политический сыск, контроль за умонастроениями)

Приложение 5.

Основные понятия:

« Апогейсамодержавия»,

канцелярия,

бюрократия,

жандарм,

чиновник,

цензура,

рецензия, богоугодные заведения.

Приложение 6.

Личности:

Николай Павлович Романов

Александр Христофорович Бенкендорф

Михаил Михайлович Сперанский

Дмитрий Павлович Киселёв

Приложение 7.

Самоанализ урока «Внутренняя политика Николая I».

    Данный урок является 10-ым в системе изучения  « России в первой половине 19 века», но первым по теме «Николаевская Россия».

По своему типу урок относится к уроку изучения нового материала.

Готовясь к уроку, я подготовила раздаточные материалы, мультимедийные слайды.

Главная дидактическая цель урока – изучить внутреннюю политику Николая I.

Кроме того, я определила следующие цели:

Обучающие:

А) познакомить учащихся с  личностью Николая I;

 Б) его внутренней политикой, её основными направлениями.

Развивающие:

А) совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

Б) развивать навыки анализа документов;

В) совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

Г) развивать коммуникативную культуру.

Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.

    Таким образом, через постановку целей у учащихся формировалась положительная мотивация к учебной деятельности.

          На этом уроке я отвела большую роль организации самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с целью активизации их познавательных интересов. Отдельным учащимся были даны опережающие задания по работе с научно-популярной литературой: подготовить сообщения об исторических личностях николаевской эпохи.

Перед учащимися в начале урока была поставлена проблема оценки личности и деятельности Николая I. Основная идея проблемного обучения заключается в том, что знания не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими самостоятельно, в условиях проблемной ситуации.

    Данный урок был проведён с использованием современных образовательных приёмов обучения: проблемное обучение, работа в группах, элементы ролевой игры, информационно-коммуникативные технологии, что позволило ориентировать всё содержание урока на реализацию запланированных целей и задач.

   В урок была включена самостоятельная работа по изучению документа в группах, которая показала, что учащиеся умеют выделять главное и делать выводы. В ходе ролевой игры

«жандармы», «чиновники», «цензоры» ученики обсуждали, размышляли, самостоятельно делали выводы о деятельности императорской канцелярии.

     Проведённый урок включал в себя такие важные этапы, как закрепление и применение знаний. Н        а этапе закрепления знаний учащиеся в группах отвечали на вопросы, опираясь на материалы учебника и продемонстрировали понимание данной темы.

        Применяя приобретённые знания, ребята, ответили на проблемный вопрос, заданный в начале урока. Этот этап урока прошёл в форме игры «ДА» - «НЕТ», которая показала, что учащиеся умеют давать оценку историческим личностям и их деятельности.

       Для закрепления полученных знаний ученикам, было предложено дать общую оценку деятельности Николая I   (устно), используя материалы учебника, документы и вопросы к параграфу № 10.

    Завершающим компонентом урока была рефлексия. На этом этапе учащиеся дали самоанализ своей деятельности.

 Оценку я использовала, как способ формирования положительного фактора мотивации к учениюЦели урока были достигнуты, изученный материал усвоен. Учебное содержание соответствовало реальным учебным возможностям учеников. На уроке использовался материал различного уровня сложности, учитывая индивидуальные особенности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, творческий.



Предварительный просмотр:

Собственная Его Императорского Величества

Канцелярия

1 Отделение (личные поручения, прошения на имя царя)

2 Отделение (создано для составления единого Свода законов)

3 Отделение (политический сыск, контроль за умонастроениями)

апогей самодержавия

канцелярия

бюрократия

жандарм

чиновник

цензура

рецензия

богоугодные заведения

Николай Павлович Романов

Александр Христофорович Бенкендорф

Михаил Михайлович Сперанский

Дмитрий Павлович

Киселёв



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешняя политика России в первой четверти XIX века

Презентация к уроку истории по истории России в 8 классе...

Зачёт по теме "Политика"

Данную презентацию нужно использовать для зачета по теме " Политика" в 11 классе. На слайде,после нажатия мышкой, возникает вопрос. На обдумывание вопроса и написание ответа отводится 60 сек, после че...

Внутренняя и внешняя политика правителей с 9 века по 21 век.

Изучая историю России на уроках истории в школе, не редко у учителей и учащихся возникает один вопрос: «Почему события внутренней и внешней политики русских правителей разбросаны по разным стран...

Тест "Эпоха Николая1"

Тест расчитан на учащихся 10 класса и составлен на 2 варианта....

Международный статус РФ и ее место во внешней политике США: 1991-2000 гг. в оценках американского политико-академического сообщества

Статья посвящена рассмотрению международного статуса РФ и ее места во внешней политике США американским политико-академическим сообществом после официального окончания «Холодной войны»: 1991-2000 гг. ...

«Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры по результатам заседания, проведённого 19.12.2018 года»

Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры ...

Самоанализ урока по теме "Семейная экономика как политика доходов в сфере государственной национально-экономической политики России по достижению финансового благосостояния граждан"

Методический материал представлен в презентации самоанализа урока по обществознанию  в 8 классе по теме "Инфляция и семейная экономика". Тема урока хорошо вписывается в модуль  кур...