Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории
календарно-тематическое планирование по истории (5, 6 класс) по теме

Буева Татьяна Николаевна

Календарно-тематическое планирование 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории (История древнего мира) на 2015-2016 учебный год

 5 класс (70 часов)

тема урока

тип урока

элементы содержания

вид контроля

дата по плану

дата по факту

Введение (1 ч.)

1

Введение

Урок изучения нового материала

Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Хронология — наука об измерении времени

Раздел I: ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ч)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

2

Древнейшие люди.

Комбинированный

урок

Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём

Текущий контроль

3

Родовые общины охотников и собирателей.

Комбинированный

урок

Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине

Текущий контроль

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

Комбинированный

урок

Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей

Текущий контроль

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

Комбинированный

урок

Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа

Текущий контроль

6

Появление неравенства и знати.

Комбинированный

урок

Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гон-гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города

Текущий контроль

7

Повторительно-обобщающий урок.

 Значение эпохи первобытности для человечества.

Урок обобщения и систематизации,

контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности)

Тематический контроль (по темам 1, 2)

Тема 3. Счёт лет в истории (1 ч)

8

Счёт лет в истории

Урок изучения нового материала

Измерение времени по годам. Как в древности считали года? Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени

Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч)

Тема 4. Древний Египет (8 ч)

9

Государство на берегах Нила.

Комбинированный

урок

Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной

Текущий контроль

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Комбинированный

урок

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги

Текущий контроль

11

Жизнь египетского вельможи.

Комбинированный

урок

О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож

Текущий контроль

12

Военные походы фараонов.

Комбинированный

урок

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоеваний фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Участь военнопленных. Появление наёмного войска

Текущий контроль

13

Религия древних египтян

Комбинированный

урок

Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых»

Текущий контроль

14

Искусство Древнего Египта.

Комбинированный

урок

Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Лувре, Британском музее

Текущий контроль

15

Письменность и знания древних египтян.

Комбинированный

урок

Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы

Текущий контроль Текущий контроль

16

Повторительно-обобщающий урок Достижения древних египтян.

Урок обобщения и систематизации,

контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Достижения Древнего Египта (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего)

Тематический контроль (по теме 4)

Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч)

17

Древнее Двуречье.

Урок изучения нового материала

Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. 

Комбинированный

урок

Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, новых социальных группах: ростовщиках.

Текущая проверка

19

Финикийские мореплаватели.

Комбинированный

урок

География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах

Текущий контроль

20

Библейские сказания. 

Комбинированный

урок

Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу

Текущий контроль

21

Древнееврейское царство.

Комбинированный

урок

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях

Текущий контроль

22

Ассирийская держава.

Комбинированный

урок

Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы

Текущий контроль

23

Персидская держава «царя царей».

Комбинированный

урок

Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Войско персидского царя

Текущий контроль

Тема 6. Индия и Китай в древности (5 ч)

24

Природа и люди Древней Индии.

Комбинированный

урок

Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ

Текущий контроль

25

Индийские касты.

Комбинированный

урок

Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашокой

Текущий контроль

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Комбинированный

урок

Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости

Текущий контроль

27

Первый властелин единого Китая.

Комбинированный

урок

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас

Текущий контроль

28

Повторительно-обобщающий урок

Урок обобщения и систематизации, контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Тематический контроль (по темам 5, 6)

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 ч)

Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч)

29

Греки и критяне.

Урок изучения нового материала

Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар

30

Микены и Троя.

Комбинированный

урок

В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия

Текущий контроль

31

Гомер и его поэмы. Поэма Гомера «Илиада».

Комбинированный

урок

Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы

Текущий контроль

32

Поэма Гомера «Одиссея».

Комбинированный

урок

География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы

Текущий контроль

33

Религия древних греков.

Комбинированный

урок

Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном

Текущий контроль

Тема 8.  Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Комбинированный

урок

География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса

Текущий контроль

35

Зарождение демократии в Афинах.

Комбинированный

урок

Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах

Текущий контроль

36

Древняя Спарта.

Комбинированный

урок

География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиа- тов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования

Текущий контроль

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Комбинированный

урок

Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона

Текущий контроль

38

Олимпийские игры в древности.

Комбинированный

урок

Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль Олимпийских игр

Текущий контроль

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Комбинированный

урок

Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга

Текущий контроль

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

Комбинированный

урок

Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата»

Тематический контроль ( по темам 7,8)

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)

41

В гаванях афинского порта Пирей.

Комбинированный

урок

В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли

Текущий контроль

42

В городе богини Афины.

Комбинированный

урок

Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета

Текущий контроль

43

В афинских школах и гимнасиях.

Комбинированный

урок

Воспитание детей педагогами. Рабы- педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию

Текущий контроль

44

В афинском театре.

Комбинированный

урок

Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений

Текущий контроль

45

Афинская демократия при Перикле.

Комбинированный

урок

Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ

Текущий контроль

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч)

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

Комбинированный

урок

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции

Текущий контроль

47

Поход Александра Македонского на Восток.

Комбинированный

урок

Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском

Текущий контроль

48

В Александрии Египетской.

Комбинированный

урок

Распад державы Александра Македонского после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.

Текущий контроль

49

Повторительно-обобщающий урок.

Вклад древних эллинов в мировую культуру.

Урок обобщения и систематизации, контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии

Тематический контроль (по темам 9,10)

Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 ч)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

50

Древнейший Рим.

Урок изучения нового материала

Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти

51

Завоевание Римом Италии.

Комбинированный

урок

Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев

Текущий контроль

52

Устройство Римской республики.

Комбинированный

урок

Плебеи — полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме

Текущий контроль

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

Комбинированный

урок

Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье

Текущий контроль

54

Установление господства Рима во всём Средиземноморье

Комбинированный

урок

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима

Текущий контроль

55

Рабство в Древнем Риме

Комбинированный

урок

Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах

Текущий контроль

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч)

56

Земельные реформы братьев Гракхов

Комбинированный

урок

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая

Текущий контроль

57

Восстание Спартака

Комбинированный

урок

Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших

Текущий контроль

58

Единовластие Цезаря.

Комбинированный

урок

Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате

Текущий контроль

59

Установление империи.

Комбинированный

урок

Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида»

Текущий контроль

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

60

Соседи Римской империи

Комбинированный

урок

Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи

Текущий контроль

61

В Риме при императоре Нероне.

Комбинированный

урок

Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона

Текущий контроль

62

Первые христиане и их учение.

Комбинированный

урок

Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан

Текущий контроль

63

Расцвет Римской империи во II в. н. э.

Комбинированный

урок

Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи

Текущий контроль

64

Вечный город и его жители.

Комбинированный

урок

Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме

Текущий контроль

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч)

65

Римская империя при Константине.

Комбинированный

урок

Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан

Текущий контроль

66

Взятие Рима варварами.

Комбинированный

урок

Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары- наёмники в римской армии. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи Античности

Текущий контроль

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч)

67,68

Повторительно-обобщающие уроки по курсу «История Древнего мира»

Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков Урок обобщения и систематизации.

Признаки цивилизации Греции и Рима.

Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру

Тематический контроль (по темам 11-15)

Итоговый контроль

69-70

Резерв



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории (История средних веков) на 2015-2016 учебный год

 6 класс (30 часов)

тема

тип урока

элементы содержания

вид контроля

дата по плану

дата по факту

Введение (1 ч)

1

Введение. Живое Средневековье.

Урок изучения нового материала

Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI—XI вв.) (5 ч)

2-3

Образование варварских королевств. Государство франков.

Христианская церковь в VI— VIII вв.

§1,2

Комбинированный

урок

 Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками.

Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий

Текущий контроль

4

Возникновение и распад империи Карла Великого

§3

Комбинированный

урок

Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Образование империи Карла Великого. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений во Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости

Текущий контроль

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX—XI веках

§4

Комбинированный

урок

Феодализм. Феодальная лестница. Франция в IX—XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Владения короля — его домен. Германия в IX—XI вв.

Текущий контроль

6

Англия в раннее Средневековье

§5

Комбинированный

урок

Англия в IX—XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей Древней Руси. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов

Текущий контроль

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-ХI вв. (2 ч)

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

Культура Византии.

§6,7

Комбинированный

урок

Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Константинополь —столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Император — правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии, их доступность и светский характер. Развитие античных знаний. Крестово-купольный тип храма — храм Святой Софии. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь — «Библия для неграмотных». Византия — центр культуры Средневековья. Византия и Русь: культурное влияние

Текущий контроль

8

Образование славянских государств

§8

Комбинированный

урок

Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Вождь и дружина. Образование государства южных славян — Болгарии. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава — государство западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Чехия и Польша

Текущий контроль

Тема 3. Арабы в VI—XI вв. (2 ч)

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

§9

Комбинированный

урок

Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Мекка — центр торговли. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Семья и Коран. Арабский халифат. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух океанов. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата.

Текущий контроль

10

Культура стран халифата.

§ 10

Комбинированный

урок

 Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть - место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между арабской и европейской культурами

Тематический контроль (по темам 1-3)

Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)

11

Средневековая деревня и её обитатели.

§ 11

Комбинированный

урок

Земля - феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство - отличие феодальной эпохи

Текущий контроль

12

В рыцарском замке.

§ 12

Комбинированный

урок

Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок - жилище и крепость феодала. Рыцарь - конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура

Текущий контроль

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч)

13

Формирование средневековых городов.

§ 13

Горожане и их образ жизни.

§ 14

Комбинированный

урок

Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Отделение ремесла от сельского хозяйства.  Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников.

Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов.

Текущий контроль

14

Торговля в Средние века.

§ 15

Комбинированный

урок

Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам

Текущий контроль

Тема 6. Католическая церковь в XI- XV веках. Крестовые походы (2 ч)

15

Католическая церковь в XI- XV веках.

§ 16

Комбинированный

урок

Путь в Каноссу. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман

Текущий контроль

16

Крестовые походы

§ 17

Комбинированный

урок

Клермонский призыв папы римского Урбана II. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Садах ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьбы похода королей. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока

Тематический контроль (по темам 4-6)

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.) (6 ч)

17

Как происходило объединение Франции.

§ 18

Комбинированный

урок

Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Франция — централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции

Текущий контроль

18

Что англичане считают началом своих свобод.

§ 19

Комбинированный

урок

Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание

Текущий контроль

19

Столетняя война.

§ 20

Комбинированный

урок

Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. От перемирия к победам французов. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д’Арк. Коронация короля Карла. Гибель Жанны д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны

Текущий контроль

20

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.

§ 21

Комбинированный

урок

Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во Французском государстве. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в.

Текущий контроль

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

§ 22

Комбинированный

урок

Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Многовековая Реконкиста в Испании. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе

Текущий контроль

22

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII— XV вв.

§ 23

Комбинированный

урок

Подъём хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I — император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна — средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции

Текущий контроль

Тема 8. Славянские государства и Византия (2 ч.)

23

Гуситское движение в Чехии.

§ 24

Комбинированный

урок

Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём Чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Яна Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения

Текущий контроль

24

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

§ 25

Комбинированный

урок

Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь — первая европейская столица османов. Милош Обилич. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Текущий контроль

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (3 ч)

25

Образование и философия. Средневековая литература.

§ 26, 27

Комбинированный

урок

Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский — философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою — королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери

Текущий контроль

26

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

§ 28, 29

Комбинированный

урок

Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли

27

Научные открытия и изобретения.

§ 30

Комбинированный

урок

От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Распространение библиотек. Доступность печатной книги

Текущий контроль

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)

28

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

§ 31

Комбинированный

урок

Китай: империя Тан — единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Анти- монгольское восстание Красных повязок. Обретение независимости. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский султанат и разгром его Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Япония: особенности развития в Средние века. Нарекая монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии

Текущий контроль

29

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

§ 32

Комбинированный

урок

Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи африканской культуры с исламской. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Культурные достижения инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки

Тематический контроль (по темам 8-10)

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ч)

30

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Средних веков».

Наследие Средних веков в истории человечества.

Повторительно-обобщающий урок

Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерного для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений

Итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории Древнего мира.

Всего 68 часов. 2 часа в неделю.   Программа общеобразовательных учреждений История Обществознания 5-11 классы М.,Просвещение».2002. Учебник: «Всеобщая история. История Древнего мира»,...

Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории

Календарно-таматическое планирование по истории средних веков в 7 классе по учебнику Ведюшкина...

Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории. 7 класс

Календарно - тематическое планирование по всеобщей истории. История нового времени 1500-1800 гг. 7 класс...

Календарно - тематическое планирование по Всеобщей истории 6 класс.

Календарно-тематическое планирование. История Средних веков[1] - 6 класс...

Календарно-тематическое планирование курса Всеобщей истории. «История Средних веков» (6 класс)

Рабочая учебная программа по Всеобщей истории. «История Средних веков»(6 класс). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (письмо Департамента государ...

Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории, ч.1

Календарно-тематическое планирование к учебнику Н.В.Загладина (Новая история, ч.1)...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по всеобщей истории и истории России 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по « Всеобщей истории» и по «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»(6 класс)Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального ком­пон...