Уроки истории в 5 классе.Олимпийские игры в Древней Греции.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Уроки истории в 5 классе.Олимпийские игры в Древней Греции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_olimpiyskie_igry.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Данные об авторе
Автор(ы): Бозяева А. И.
Место работы, должность:
Учитель истории и обществознания МОУ «Чисменская ООШ»
Регион: Московская обл., Волоколамский район.
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 5 класс
Предмет(ы): Всеобщая история
Место данного урока в системе учебных занятий по разделу или теме:
Данная тема изучается по учебнику А. А. Вигасина, О. С. Сороко- Цюпы . - М.: Просвещение, 2011 г. в 3 четверти 2 полугодия. На изучение этой темы отводиться
2 часа. Первый час отводиться историческому происхождению и правилам организации Олимпийских Игр в Греции, второй- 5 незабываемым дням их проведения.
Цель урока: дать определения новым историческим понятиям; активно и творчески подходить к исследовательским темам, развивать умение правильно применять свои знания по истории и традициям проведения Олимпийских игр Древней Греции в учебной деятельности; развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, творческое и логическое мышления.
Тип урока: Урок формирования и совершенствования знаний.
Задачи урока: Формировать универсальные учебные действия:
- Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;
- Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
- Достигать знания через использование игровых технологий.
- Через включенность каждого ученика в работу класса.
Содержание урока: все виды УУД формировались на всех этапах урока.
Регулятивные: умение выстраивать версии по вопросу « Значение Олимпийских игр для греков и для сегодняшнего дня;
Познавательные: умение владеть смысловым чтением, вычитывая фактуальную и подтекстовую информацию с помощью текстовых источников и иллюстраций, которые описывают Олимпийские игры.
Коммуникативные: Используя ИКТ, смогут найти информацию об истории Олимпийских игр и выдающихся спортсменах в различных знаковых системах.
Результаты образовательной деятельности: применялась диалоговая форма общения. Прослеживалась реализация развивающей функции обучения и развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
Результатом образовательной деятельности учащихся являются:
Предметные результаты, где уч-ся учатся характеризовать значение общегреческих праздников в жизни древних греков , рассказывать об организации и проведении олимпийских игр, используя разные источники.
Личностные, где прививаем уважение к разной межэтнической культуре и понятию «толерантности» в современном Олимпийском движении.
Метапредметные: способность ученика применять знания на практике и в жизни.
На уроке использована авторская презентация. Класс работоспособный и мы быстро находим контакт. Урок проведен по требованиям ФГОС второго поколения. Данная работа по совершенствованию знаний продолжится и на следующем уроке.
Учащихся в классе (аудитории): 10 человек.
Используемые учебники и учебные пособия:
Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира. – М.: Просвещение, 2009.♣
История древнего мира: рабочая тетрадь для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М.:Дрофа, 2008.♣
Используемая методическая литература:
Саплина Е.В., Саплин А.И. История Древнего мира. 5 кл. Методическое пособие -.М.:Дрофа,2008♣
Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение: учеб.дит., 1996.–144 с., ил.♣
Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой, Ф.А.Михайловского.–М.:ВАКО, 2007.–304 с♣
Используемое оборудование:
1. Интерактивная доска
2. Презентация (слайд-шоу по теме урока)
3. Раздаточный материал.
4 Жетоны для оценивания в форме греческой монеты.
Используемые ЦОР:
1. «Атлас Древнего мира»
2.Всемирная история в датах (Древний мир и средние века)
3.Уроки всемирной истории .Древний мир.(виртуальная школа Кирилла и Мефодия)
План урока
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию нового материала.
3. Агон. 1. На пути к Олимпу!
4. Агон 2. Мифы об основании Олимпийских игр.
5. Агон 3. Организация Олимпийских игр. 5 незабываемых дней.
6 Подведение итогов урока. Рефлексия. Дом. задание.
Ход урока:
1. Организационный блок
Инструкция по работе на уроке.
Упражнение на внимание.
2 Актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию нового материала.
Учитель:
Слайд 1 Учитель: - Скажите мне, какую страну вы сейчас изучаете? Чем отличается государственное устройство Др. Греции 7-8 в. до н. э. от государственного устройства других древних
цивилизаций ? (ответы).
Что помогло Греции дать настоящий отпор могущественной Персидской державе? (ответы).
Что объединяло всех Греков, живших в часто враждовавших между собой государствах?
Нам нужно отгадать 3 опорных слова. Если мы их отгадаем правильно, то расшифруем еще одно — для нас.
Кроссворд.
Работа с историческим словариком.
Учитель: А вот я прошлым летом путешествовала в Крыму. Посетила город Херсонес. В Херсонесе я
зашла в старинную лавку, чтобы купить сувенир на память. Там мне приглянулась небольшая ваза,
сделанная в этом городе. (Верчу вазу в руках) О, а что это такое? Письмо? Что тут написано?
Слайд 2 (Учитель читает): «Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со
всех концов страны, кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях – все радостно спешили на юг. В
небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я
стал расспрашивать его:
-
Скажите, любезный, а куда все спешат?
-
А вы что не слышали?!. Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы
пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость и выяснять, кто
из них величайший спортсмен Греции?
-
А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне
говорили, что дороги здесь небезопасны…
- Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными…»
Учитель: (Верчу письмо в руках) На этом письмо обрывается! Но вы, наверное, догадались, какое
событие описывает путешественник? (ответы учащихся)
Слайд 3 Учитель Действительно, речь идет об Олимпийских играх. Музыканты посвящали им
гимны. Поэты воспевали в стихах. Поэт Пиндар писал: (Учитель читает со слайда.)
В ходе нашего урока мы должны найти ответ на вопрос: «Правда ли, что Олимпийские игры были
любимым общенациональным праздником древних греков» (постановка проблемного вопроса)
Учитель: Спорт популярен и в наши дни
Вопросы:
1. Поднимите руки, кто делает по утрам зарядку?
2. Поднимите руки, кто занимается в спортивных секциях?
3. А проходила ли раньше Олимпиада в нашей стране? Зимняя или летняя? А в Сочи какая была,
зимняя или летняя?
Вижу, что вы и сами спортом занимаетесь, и готовы поболеть за свою команду!
Слайд 4.
Стадия Осмысление содержания.
3. АГОН 1 «На пути к Олимпу!»
Учитель: Я знаю, что к сегодняшнему уроку вы готовили сообщения по следующим темам:
(ЗАЧИТЫВАЮ).
Я предлагаю вам поучаствовать в олимпийских агонах. ( работа со словарем). А я буду выступать в
роли судьи — элланодика. Успешные ответы я буду поощрять жетонами.
Слайд 5
Учитель:.Город Олимпия располагался в Южной Греции — туда как правило добирались или
сухопутным путем или морем. Съезжались туда 1000 зрителей из разных городов Эллады, включая
колонии.
Сообщение ученицы.
Вопросы: Объясните, почему центром Олимпийских игр стала Олимпия, а не другая территория?
( ответы уч-ся)
А теперь трудное творческое задание: проложите наиболее оптимальный маршрут из своего города
(«Сиракузы», «Херсонес», «Афины», «Кирена») до Олимпии. Объясните, как и на чём вы добрались до
Олимпии).
Учащиеся отмечают путь на интерактивной доске, рассказывают, как и на чем они добираются до
Олимпии).
Покажите этот путь на доске. Объясните, почему выбрали этот путь?
Каждый участник команды за проложенный маршрут получает по жетону.
Слайд 6. « Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы
осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе......
Вопрос: Как вы думаете, какое наказание понесли спартанцы? (ответы). Уч-ся получают жетоны.
4. АГОН 2 «Мифы»
Учитель: Итак, друзья, мы прибыли в Олимпию. Вот этот прославленный стадион.
Слайд 7. (словарная работа).
Учитель: - Древние греки сложили очень много мифов о происхождении Олимпийских Игр. Давайте
познакомимся с некоторыми из них.
Слайд 8. Слово команде 2. Миф о Зевсе и Кроне.
Задание участникам команды:. Придумайте названия этому мифу?
Миф об основании Олимпийских игр
В древние времена миром правил отец Зевса бог - Крон. Его супругой была богиня Рея.
Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи
рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи
родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в
пеленки продолговатый камень. Не заметив обмана, Крон проглотил камень.
Когда Зевс возмужал, он опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Крон изрыгнул
проглоченных им детей-богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за
власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устроить состязания атлетов на земле Олимпии.
Вопросы к документу (дополнительные):
1. О каких богах рассказывает миф? Назовите их имена.
2. Назовите событие, в честь которого возмужавший Зевс повелел устроить состязания атлетов.
3. Благодаря чему Олимпийские игры получили своё название?
4. В память какого легендарного события были устроены первые состязания?
5. Какой бог стал покровителем Олимпийских игр и почему?
Слайд 9 Учитель: Древние греки объясняли возникновение игр по – разному. Одни считали основателем игр Зевса, другие – Ифита, третьи – Геракла, четвёртые – Пелопса. С этими мифами вы можете познакомиться самостоятельно. Почему же было так много преданий об основании Олимпийских игр? (ответы учащихся). Да, игры любили, считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.
Слайд 10. (о гречанке). (ответы на вопросы в конце документа).
5. АГОН 3. «Организация Олимпийских игр».
Выступления уч-ся, вручение жетонов.
Вопрос: Составьте список требований к участнику Олимпийских игр в древней Олимпии?
(каждый участник команды отвечает по очереди, за каждый ответ – жетон).
Наводящие вопросы:
Кто мог стать участником Олимпийских игр?
Что запрещалось?
Давайте посмотрим на слайд, и сверим ответы. Правильно мы составили требования к участнику
Олимпийских игр? Правильно. Жетоны.
В первый день соревнований атлеты приносили клятву чести. После этого приносили жертву богам. В
храмах зажигали священный огонь. Эта церемония дошла и до наших дней. Следующие 3 дня
отводили состязаниям. Ребята, перед началом состязаний в Древней Греции все спортсмены
разминались! Дававйте и мы проведем небольшую зарядку!
Физминутка.
Резерв. Работа с приложением «Клятва чести». Шаблоны на партах.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Ребята, я вас поздравляю! Вы все стали обладателями жетонов, которые помогут вам стать
свидетелями олимпийских зрелищ .Но на них мы сможем попасть лишь на следующем уроке.
А сейчас, давайте пожалуйста, мы проанализируем все полученные знания на сегодняшнем уроке и
для себя ответ на вопрос: « Почему же Олимпийские игры считали любимым общенациональным,
укрепляющим государства праздником древних греков ?
(ответы учащихся).
Стадия Рефлексия.
Первый тур состязаний завершен. Каждой команде предлагаю оценить свою работу на уроке по
пятибалльной шкале ( надо обвести свой пальчик).
Домашнее задание: № 33, прочитать и составить рассказ об Олимпийских играх.
Мальчики — от лица, участников,
девочки — от лица зрителей.
Отметки
Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.(если надо определить победителя).
Учитель: И наше соревнование тоже завершается. Чтобы нам определить победителя, командам предлагается текст с ошибками.
Олимпийские игры в древности
(текст с ошибками)
Задание: найдите 12 ошибок.
Один древний грек рассказывал своим внукам:
«Как сейчас помню, 450-й год до н.э. был годом Олимпийских игр. За 5 лет до того мне не пришлось по болезни побывать на предшествующих Олимпийских играх. И вот теперь я отправился из города Сиракузы, где родился и вырос, в Олимпию. Весь долгий путь пришлось проделать пешком, поскольку денег на оплату повозки у меня не было.
Стояла поздняя осень, когда за день до начала состязаний я прибыл в Олимпию, расположенную, как вам известно, у подножия горы Олимп. С её вершины дул пронизывающий ветер, особенно мёрзли женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся или пришедших на олимпийские игры. Купив за драхму билет в первом ряду, я занял своё место на ипподроме, где атлеты состязались в пятиборье. Поначалу казалось, что лучше всех выступают афиняне. По случаю холодов участники состязаний были в красных шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений. Однако победителем оказался молодой скиф, который превзошёл в мастерстве и умении остальных юношей. Ему и досталась главная награда – венок из золотых листьев.
На всю жизнь я запомнил те незабываемые 10 дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры».
( затем текст передаётся команде противнице, ошибки отмечаются на интерактивной доске командами по очереди, все проверяют, считают количество правильных ответов)
Слайд 20 Олимпийские игры в древности (текст с ответами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".
Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...
Урок истории в 5 классе "Путешествие в древнюю Грецию"
урок-путешествие по древней Греции...
Самоанализ урока истории 5 класс «Олимпийские игры в древности»
Самоанализ урока истории5 класс«Олимпийские игры в древности»...
методическая разработка урока истории для 5 класса по теме: "Древняя Греция и Крит".
Методическая разработка урока истории Древнего мира по теме "Древняя Греция". Исследование природно-климатических условий и их влияние на формирование государственности в данном регионе....
Урок истории, 5 класс. Олимпийские игры.
В презентации собраны основные факты, требующиеся пятикласснику при прохождении курса истории. Также в дкладе находится новейшая информация, доказанные исторические факты. Разделение урока на две част...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме Древнейшая Греция
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме Древнейшая Греция...