Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: подвести учащихся к формулировке темы, цели и задач.
| 7 |
| Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, а урок путешествие! Для начала я разделю вас на три экипажа (учитель делит класс на три колонки). Вы участники экспедиционной группы и отправляетесь в поисках новых приключений на трех кораблях (учитель назначает капитанов кораблей). Вы уже познакомились с историей и культурой многих стран.
Давайте вспомним их.
Все верно! Теперь представьте, что вы причалили к берегам новой неизведанной земли. Чтобы понять, что это за новая страна вам нужно пройти испытание. Это испытание связанно с вашими знаниями истории Древнего Востока. На каждой парте лежит конверт с заданиями. Пока послушайте внимательно задание. Вам нужно ответить на вопрос. Первая буква ответа является частью ответа на вопрос: «К какой новой земле вы сегодня причалили». После того как вы ответите на вопрос, откройте маленький конвертик и извлеките оттуда букву, передайте ее своему капитану. Приступаем к выполнению.
- Как называются густые, труднопроходимые леса в Индии? (Джунгли)
- Из какой части тела бога Брахмы произошли войны? (Руки)
- Междуречье располагалось между двумя реками: Тигр и … (Евфрат)
- Восстановите последовательность каст в Древней Индии от высшей к низшей: Жрецы - … - земледельцы – слуги (воины).
- Одна из самых больших рек в мире, которая располагается в Северо – Восточной Африке, вдоль которой зародилось Египетское государство. (Нил)
- В первом тысячелетии до н.э. китайце расселились между реками Хуанхэ и …(Янцзы)
- Имя почитаемого бога евреев (Яхве).
- Место захоронения знатного египтянина (Гробница)
- Одно из имен бога солнца в Древнем Египте (Ра)
- Страна, расположенная в долине реки Нил (Египет)
- Первый властелин единого Китая (Цинь)
- Страна, расположенная между Гималаями и океаном (Индия)
- Имя бога евреев (Яхве).
Все справились? Теперь я приглашаю капитанов экипажей пройти в капитанскую рубку для совещания. Капитаны команд и их помощники держат в руках буквы, а класс составляет словосочетание. Как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем уроке?
|
Дети перечисляют: Египет, Финикия, Древнееврейское государство, Финикия, Ассирия, Персия, Индия и Китай.
Учащиеся выполняют задание, передают буквы на первую парту своему капитану.
Капитаны выходят к, держа буквы в руках, составляют слова «Древняя Греция».
Ответы учащихся (Древняя Греция) Учитель выводит
|
|
Изучение нового материала
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающимися новых знаний.
Физкультминутка 0,5
| 26 |
| Мы узнали, что причалили к берегам Греции. Сегодня мы приступаем к изучению новой большой главы под названием «Древнейшая Греция». А тема нашего урока – «Знакомство с Древней Грецией». Берем дневник археолога и вносим туда данные: число, тему исследования и свое имя.
Сегодня вы участники археологической экспедиции. Но что же мы будем искать? Что важно для археологов при выполнении своей работы? Как вы думаете? В чем цель нашего урока? (учитель своими в опросами подводит учащихся к озвучиванию цели урока)
Вы совершенно правы! Мы узнаем о: - Природе Греции;
- Занятия древних греков;
- Герои греческих рассказов;
- Остров Крит и его гибель.
И для того, чтобы приступить к раскопкам вы должны познакомиться с природными особенностями новой для вас страны. А давайте вспомним, как нужно работать с картой.
Перед тем, как начать работу с картой, что мы должны сделать?
На втором этапе работы с картой, что вы должны сделать? А третий этап?
Все верно. Посмотрите на карту на слайде, для удобства вы можете открыть страницу 115 в учебнике. Приступим (одновременно учащиеся заполняют контурную карту в дневнике археолога).
- Как называется страна, о которой пойдет речь? А к какому времени относится эта карта?
- На каком полуострове находится Греция?
- Какие моря омывают Грецию?
- А как называется самый крупный остров Греции?
- Перечислите области Древней Греции.
- А назовите города Аттики.
- А какая местность в Греции? Посмотрите внимательно на карту, какой цвет на ней преобладает?
- А что является природными границами этих областей?
- А много ли рек на территории Греции?
На самом деле рек в Греции очень мало и они мелкие в отличие от рек таких речных цивилизаций как Египетская, Индийская и Китайская. Поэтому, Греция – это морская цивилизация. Греция – страна на юге Балканского полуострова, омываемая Ионическим и Эгейским морями. А как вы думаете, чем занимались древние греки?
Наша экспедиция продолжается. В те далекие времена в Греции существовали независимые города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Найдите их в учебнике на карте, которая находится на странице 117. Представьте, что мы сходим на берег Греции в городе Афины. Нас встречают местные жители. Они рассказали вам древний греческий миф, который связан с городом Афины.
А что такое миф? На самом деле миф – это не сказка, миф - это рассказ, который рассказывает о происхождении мира, о месте человека в этом мире, о богах и героях. Миф передает нам понимание мира древнего человека. Сейчас мы воспроизведем этот миф. Я раздам каждому экипажу экспедиции листы, на которых по ролям записан миф, а вы его прочтете. Но перед тем как его начать читать я дам вам задание. Вам нужно внимательно слушать, вникать и запоминать героев мифа. Вам нужно подчеркнуть новые слова для вас. А после того как группы его зачитают мы сделаем выводы: что могло существовать на самом деле, а что вымысел. Все ясно?
(дети находят миф в дневнике археолога, учитель назначает 8 чтецов) Эгей: Горе мне! Старому царю Афин Эгею! Каждые девять лет мне приходится платить дань могущественному властителю острова Крит. И какой ценой? Семь девушек и семь юношей ждет верная смерть в лабиринте Минотавра – чудовища с туловищем человека и головой быка! Афиняне, решайте жребием, кому из ваших детей суждено погибнуть! Афинский житель: Эгей, почему твой сын Тесей освобожден от жеребьевки? Тесей: Я сын Эгея – Тесей! Я поеду на Крит добровольно вместе с теми, кому выпадет жребий. Да помогут мне боги одолеть минотавра! Эгей: Сын мой, Тесей, если останешься жив, замени черный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе.
Тесей: Вот мы приплыли в гавань Крита. Где-то на острове находится большое здание со множеством запутанных ходов и помещений – это и есть лабиринт, в котором обитает свирепый Минотавр. Минос: Я царь Крита – Минос! Сегодня вы погибнете! Ариадна – дочь моя, отведи пленных в темницу, а я пока отдохну перед зрелищем. Ариадна: Смелый Тесей, я помогу тебе спастись! Я обратилась за помощью к знаменитому мастеру Дедалу. Он посоветовал в тайне от отца дать тебе клубок ниток и меч. Привяжи нить у входа и, углубляясь в Лабиринт, разматывай клубок. По этой нити найдешь обратный путь. Тесей: Спасибо, прекрасная Ариадна! Мне пора! Меня ждет смерть или победа. Если я убью свирепое чудовище, я заберу тебя с собой в Афины, которые станут твоим новым домом.
Чтец: Содрогаясь от ужаса, афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам Лабиринта. Вдруг с грозным ревом явилось чудовище, острыми рогами готовилось оно пронзить Тесея. Внезапно Минотавр прыгнул, вопль ужаса огласил своды Лабиринта. Афинская девушка: Тесей погиб? Афинский юноша: Он жив! Тесей: Я победил чудовище! Я выведу вас из Лабиринта по нити Ариадны, мы сядем на корабли и отправимся в наш славный город Афины! Эгей: все время я стою на берегу и вглядываюсь в морские дали, надеюсь, мой сын жив… Я вижу корабль! У него черные паруса! Смысла жить нет – я брошусь в бурлящее море, и пусть это море отныне носит мое имя. Как теперь называется это море? Почему старый Эгей бросился в море?
А почему Тесей не поменял парус? Что же в этом мифе могло быть правдой, а что вымыслом?
А вы слышали раньше выражение «нить Ариадны»? на самом деле это крылатое выражение. А что оно означает?
Итак, вы познакомились с природой Греции, с древним мифом о Тесее и Минотавре и теперь вы готовы приступить к археологическим раскопкам. От берегов Греции на своих кораблях вы отправляетесь на остров Крит в город Кносс. Вам нужно найти старинное изображение Лабиринта Минотавра. К сожалению, целого изображения не сохранилось, вам надо отыскать частички этого изображения и соединить их в единую картину. Приступаем к поискам! В классе спрятаны эти кусочки – найдите их!
Пока капитаны собирают пазл, ребята, встаньте у своих парт! Повторяем упражнения за мной. - так как мы участники экспедиции, которая путешествует на кораблях, то мы долго гребли, гребли, гребли. И вот мы увидели берег. Сходим на берег. Омываем руки родниковой водой и машем местным жителям. Капитаны команд готовы? На раскопках вы обнаружили древнее изображение Лабиринта Минотавра. А в 1900 году на остров Кносс прибыл английский археолог Артур Эванс. Его внимание привлек большой холм Кефал недалеко от древнего города Кносс. Эванс предполагал, что под холмом тоже может располагаться древний город, но в результате исследований он обнаружил там и раскопал огромный дворец. Дворец как и сказочный Лабиринт имел сотни помещений, коридоров, лестниц. Окон было немного: солнечный свет и воздух проникал через световые колодцы – отверстия в крыше. Это спасало от жары летом и холодных ветров зимой.
Стены дворца были украшены росписями. Посмотрите на слайд, что вы видите? Перед классом слайд изображающий роспись на стене дворца в Кноссе «Игра с быком».
А какой вывод вы можете сделать из этой иллюстрации (изображение корабля)?
Почему?
Цари Крита создали сильнейший военный флот и стали властвовать на всем Эгейском море.
А что вы видите на этой фотографии?
На Крите найдены глиняные таблички с непонятными письменами. Эти надписи пока не разгаданы. Мы не знаем о древнем Крите много, даже того, на каком языке говорило его население.
Теперь откройте страницу 120, пункт 3. Гибель Критского царства. Давайте его прочтем. Учитель назначает читающего. Какова судьба Критского государства? |
Учащиеся открывают дневники, записывают число, тему урока, имя.
Ответы учащихся: -Природа -Занятия -Еда -Отношения с соседями -Сильная или слабая страна -Жилище -Варианты детей
Прочитать название карты. Узнать к какому времени она относится. Прочитать легенду к карте. Ознакомится с самой картой и проследить какие изменения произошли.
- Греция. К Древнейшей истории.
- Балканский полуостров.
- Эгейское и Ионическое моря.
- Остров Крит.
- Беотия, Аттика, Лакония, Мессения.
- Афины и Марафон.
- Гористая местность, коричневый.
- Горы.
- Нет.
Варианты детей: - выращивали виноград, оливки - скотоводство (овцы и козы) - рыболовство - мореплавание.
Дети находят города.
Варианты детей.
Учащиеся читают миф по ролям
Думал, что его сын погиб. Забыл в спешке.
Вымысел: Минотавр, Эгей, Тесей, нить Ариадны, название Эгейского моря (мы знаем о них только из мифов, нет источников). Правда: существование дани и царей говорит о существовании государства, Лабиринт, Афины,Крит.
Найти выход из сложной ситуации.
Учащиеся повторяют движения за учителем.
Ответы учащихся.
Крит находится на пересечении морских путей. Задолго до финикийцев критяне славились как отважные мореходы.
Глиняные таблички с письменами.
Критское царство погибла в 15 веке до н.э. из-за извержения вулкана на острове Фера. |
Познавательные УУД: ориентация в учебнике, в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, умение работать с письменным текстом, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение. Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. Регулятивные УУД: итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности.
Личностные УУД: Знать основы ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий. |