Урок истории с использованием технологии " развитие критического мышления".
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему

Роман Михайлович Кротов

Материал будет полезен учителям истории для подготовки к уроку в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkm-_dlya_l_.f.garder.docx34.29 КБ
Office presentation icon 1953-1964_g.g.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Урок истории с использованием технологии развитие критического мышления.11 класс

Тип урока: усвоение новых знаний

Тема: «СССР в 1953 – 1964гг.:преобразования в экономике»

Цели урока: 1. Формирование у учащихся конкретных представлений о фактах, процессах,

происходивших в экономике в период с1953- 1964гг., выявление их сущности.

2. Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся,

навыков  исторического анализа.

3. Воспитание  уважительного отношения к историческому прошлому своей

страны, формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на

основе личностного осмысления опыта истории.

Задачи урока: 1. Углубить знания о причинах и последствиях  экономических реформ в

период с1953- 1964гг

2. Применить имеющиеся у учащихся знания для систематизации материала,

прогнозирования результатов преобразований в экономике.        

3. Продолжить формирование умений устанавливать причинно- следственные

связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические

источники.

4. Развивать навыки работы в группе, аргументировано защищать свои

выводы, оппонировать собеседнику.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая,

коллективная. Для работы на уроке класс делится на 4 группы по 5-6 человек.

План урока:.1. Перемены  в аграрной политике. Освоение целины.

  1. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение приоритетных программ развития народного хозяйства.
  2. Перестройка управленческих структур.
  3. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 1960-х гг.

Оборудование: учебник: А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов История России, XX-  начало XXI века,11 кл.- М.: Просвещение, 2012., компьютерная презентация на тему «СССР в 1953 – 1964гг.: преобразования в экономике», рабочие листы.(Приложение 1-10)

Основные понятия: субъективизм, волюнтаризм, интенсивное и экстенсивное хозяйство.

Ход урока:

I.Организационный этап.

1. Приветствие 

2. Сообщение темы урока.(1-й слайд- советский плакат 1962г. с изображением Н.Н.Хрущева.)

Мы продолжаем изучать период развития СССР в 50-е- нач.60 –х гг. Урок посвящен преобразованиям в экономике, где попытаемся дать объективную оценку экономическим реформам Н.С. Хрущева.

II. Вызов (активизация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу)

В 1956 году состоялся визит Хрущева в Англию, где он встретился с У.Черчиллем на приеме в советском посольстве. И Черчилль тогда сказал: « Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо. Хотелось бы только посоветовать Вам…»(2-й слайд)

Проблема. Какой совет дал Черчилль Хрущеву и прислушался ли он к нему? (3-й слайд)

Нам это предстоит выяснить на уроке.

III. Осмысление( сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией)

После смерти Сталина перед новым руководством встала проблема поиска нового типа стимулирования промышленности и сельского хозяйства в рамках социалистической системы.

Существовало две альтернативные экономические программы Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева, в частности по развитию сельского хозяйства.

1. Работа учащихся с историческими документами в группах.

1,2 группы «Из речи Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова на сессии

 Верховного Совета СССР 8 августа 1953г.».(Приложение 1,3)

Задание 1 группе.

Проанализировать программу Г.М.Маленкова и выделить основные положения.

Задание 2 группе.

Составить 2 вопроса, касающихся содержания программы Г.М.Маленкова.

3,4 группы Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г. (Приложение 2,4) 

Задание 3 группе

Проанализировать программу Н.С.Хрущева и выделить основные положения.

Задание 4 группе

Составить 2 вопроса, касающихся содержания программы Н.С.Хрущева.

2.  Заполнение таблицы.(слайд 4-й)

Программа Г. Маленкова

Программа Н. Хрущева

  • Повышение урожайности;
  • Включение фактора личной заинтересованности колхозников:
  • снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства;
  • увеличение личного подсобного хозяйства в 5 раз;
  • уменьшение вдвое  денежного налога с каждого колхоза;
  • ликвидация недоимки по с/х налогу за прошлые годы.
  • Повышение государственных

      закупочных цен на колхозную

      продукцию;

  • Снижение норм обязательных поставок государству с/х продукции;
  • Повышение культуры земледелия;  
  • Увеличение затрат для осуществления подъема с/х;
  • Расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель

-Какой путь развития с/х предложил Г.М.Маленков? (интенсивный)

- Какой путь развития с/х предложил Н.С.Хрущев? (экстенсивный)

- Почему победил план Хрущева?(подход Хрущева был гораздо более близок и понятен партийным кадрам , чем новации Маленкова и быстрее можно было получить результат)

3. Сообщение учащегося «Освоение целины». (слайды 5-6-й)

Чем, на ваш взгляд, был вызван кризис в освоении целинных земель?

4. Работа с информационными текстами в группах. (слайды 7-9-й)

Задание 1 группе.

Докажите фактами: каких успехов удалось добиться в промышленности? (учебник: А.А. Левандовский,  Ю.А. Щетинов  История России, XX-  начало XXI века,11 кл. с.291-292)

Задание  2 группе.

Что подразумевал лозунг, выдвинутый в мае 1957г., а затем в 1959 г. на XX съезде «Догнать и перегнать Америку»(  Приложение 7)

Задание  3 группе.

Выделите основные направления развития промышленности.(  Приложение 6)

Задание  4 группе.

Насколько реальной  была поставлена задача «Догнать и перегнать Америку»? ( Приложение 8)

5. Работа с информационным текстом методом активного чтения («инсерт»)

Характерной чертой экономической политики того периода было активное проведение административных реорганизаций. В них Н.С.Хрущев усматривал второй,  

не менее важный, чем научно- технический прогресс, рычаг подъема эффективности общественного производства.

С помощью маркировочных значков V- знаю, + «новое знание», ? – «непонятно», проанализируйте текст «Административные реформы» (Приложение 9) (слайд 10-й)

-Часть историков характеризуют их как «административная лихорадка».Что они имеют ввиду?

IV. Рефлексия( творческая переработка, анализ изученной информации)

Мы достаточно полно раскрыли  вопрос об экономических преобразованиях  периода  с1953- 1964гг. На XXI съезде КПСС в январе 1959 г. сделан вывод о полной победе социализма  и взят курс на строительство коммунизма. (слайд 11-й)

Экономические преобразования

в 50-е – 60-е годы.

Промышленность

Сельское хозяйство

  • Развитие черной и цветной металлургии, нефтяной, угольной, химической промышленности
  • Строительство крупных заводов и фабрик, электростанций
  • Создание ракетно-космической техники
  • Развитие военно-промышленного комплекса
  • Создание совнархозов
  • Увеличение производства средств производства (группа А)
  • Снижение темпов роста производства предметов потребления (группа Б)

  • Повышение закупочных цен на с/х продукцию
  • Увеличение расходов на социальное развитие
  • Освоение целины
  • Поддержка личного подсобного хозяйства
  • Реорганизация МТС
  • Передача личного скота колхозам и совхозам
  • «Кукурузная эпопея»
  • Повышение цен на продукты питания
  • Закупка зерна за границей

   

1. Вернемся к нашей проблеме: так что же мог посоветовать Черчилль Хрущеву?

« Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо. Хотелось бы только посоветовать Вам не слишком торопиться. Нелегко преодолеть пропасть в два прыжка. Можно упасть в неё.»

-Так как же оценить реформы Н.С.Хрущева?( Значительные успехи достигались в отдельных сферах, куда направлялись основные средства при постоянном отставании остальных областей народного хозяйства.)

2.Составление «синквейна».

   Через «синквейн», (маленькое стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное в лаконичной форме), выразите свое отношение к реформам Н.С.Хрущева.(от каждой группы)

3. Заключительное слово учителя:

Несомненно, он был незаурядным политическим деятелем, одной из ярких и противоречивых фигур XX столетия.  На его могиле, на Новодевичьем кладбище, стоит памятник – бронзовая фигура на фоне мраморной плиты, одна половина которой – белая, другая черная, символизируя борьбу доброго и злого начал в душе Хрущева. Автор памятника - Э.Неизвестный, творчество которого критиковал Н.С. Хрущев.  (слайд 12-й) 

В глазах своего народа, так и в глазах всего мира он оставил свою страну в лучшем состоянии, чем её застал.

V. Домашнее задание.

& 64, эссе на тему» Жить стало лучше!?        

Приложение к уроку

                                                                                                                                   

                                                                                                                                           Приложение 1.

группа 1

Рабочий лист №1

1. Проанализировать программу Маленкова Г.М. и выделить основные положения  

Из речи председателя Совета министров СССР Маленкова Г.М. на V сессии Верховного Совета СССР 8 августа 1953г.

...Неотложная задача состоит в том, чтобы на основе общего подъема всего сельского хозяйства и дальнейшего организационно-хозяйственного укрепления колхозов — в ближайшие два-три года добиться создания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности.

Не увеличивая розничных цен в торговле и неуклонно осуществляя политику по дальнейшему их снижению, Правительство и Центральный Комитет партии решили уже в текущем году пойти на повышение заготовительных цен на мясо, молоко, шерсть, картофель и овощи, сдаваемые колхозами и колхозниками государству в порядке обязательных поставок; организовать в широких размерах государственные закупки излишков зерна, овощей, картофеля, мяса, молока, яиц и других продуктов сельского хозяйства по повышенным ценам у колхозов и колхозников, выполнивших обязательные поставки; широко развернуть колхозную торговлю, оказать помощь колхозам в организации сбыта излишков сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках и через потребительскую кооперацию.

Одновременно с повышением материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного хозяйства колхозов Правительство и Центральный Комитет партии решили также серьезно поправить и изменить неправильное отношение, сложившееся у нас к личному подсобному хозяйству колхозника.

Известно, что наряду с общественным хозяйством, являющимся главной силой колхоза, каждый колхозник в соответствии с Уставом сельскохозяйственной артели имеет подсобное хозяйство для удовлетворения некоторых личных нужд колхозной семьи, поскольку эти нужды еще не в полной мере могут быть удовлетворены за счет артельного хозяйства.

Вследствие недостатков, имеющихся у нас в налоговой политике по отношению к личному подсобному хозяйству колхозников… Правительство и Центральный Комитет партии сочли необходимым пойти на значительной снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, решили, как об этом доложил Министр финансово Зверев, изменить систему обложения колхозников сельскохозяйственным налогом, снизить денежный налог в среднем примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет.

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.

Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПТУ, 1993. С. 87-88.)

Приложение 2.

группа 1

Рабочий лист №2

1. Докажите фактами, каких успехов удалось добиться в промышленности.

Учебник А.А. Левандовский История России, XX- начало XXI века , с. 291-292


Приложение 3

группа 2

Рабочий лист №1

1. Проанализировать программу Маленкова Г.М. и составить два вопроса по содержанию.

Из речи председателя Совета министров СССР Маленкова Г.М. на V сессии Верховного Совета СССР 8 августа 1953г.

...Неотложная задача состоит в том, чтобы на основе общего подъема всего сельского хозяйства и дальнейшего организационно-хозяйственного укрепления колхозов — в ближайшие два-три года добиться создания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности.

Не увеличивая розничных цен в торговле и неуклонно осуществляя политику по дальнейшему их снижению, Правительство и Центральный Комитет партии решили уже в текущем году пойти на повышение заготовительных цен на мясо, молоко, шерсть, картофель и овощи, сдаваемые колхозами и колхозниками государству в порядке обязательных поставок; организовать в широких размерах государственные закупки излишков зерна, овощей, картофеля, мяса, молока, яиц и других продуктов сельского хозяйства по повышенным ценам у колхозов и колхозников, выполнивших обязательные поставки; широко развернуть колхозную торговлю, оказать помощь колхозам в организации сбыта излишков сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках и через потребительскую кооперацию.

Одновременно с повышением материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного хозяйства колхозов Правительство и Центральный Комитет партии решили также серьезно поправить и изменить неправильное отношение, сложившееся у нас к личному подсобному хозяйству колхозника.

Известно, что наряду с общественным хозяйством, являющимся главной силой колхоза, каждый колхозник в соответствии с Уставом сельскохозяйственной артели имеет подсобное хозяйство для удовлетворения некоторых личных нужд колхозной семьи, поскольку эти нужды еще не в полной мере могут быть удовлетворены за счет артельного хозяйства.

Вследствие недостатков, имеющихся у нас в налоговой политике по отношению к личному подсобному хозяйству колхозников… Правительство и Центральный Комитет партии сочли необходимым пойти на значительной снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, решили, как об этом доложил Министр финансово Зверев, изменить систему обложения колхозников сельскохозяйственным налогом, снизить денежный налог в среднем примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет.

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.

Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПТУ, 1993. С. 87-88.

Приложение 4

группа 3

Рабочий лист №1

1. Проанализировать программу Хрущева Н.С. и выделить основные положения  

Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г

..Самая насущная и важнейшая народнохозяйственная задача состоит в том, чтобы добиться крутого подъема всех отраслей сельского хозяйства и в течение 2-3 лет резко повысить обеспеченность всего населения страны продовольственными товарами, обеспечить колхозному крестьянству высокий уровень материального благосостояния. …Важное значение имеет повышение материальной заинтересованности колхозов и колхозников в росте урожайности.

Важная проблема бедствий сельского хозяйства – длившееся десятилетиями изъятие из деревни не только всего прибавочного, но и части необходимого продукта с помощью системы обязательных поставок колхозами продуктов государству по крайне низким ценам, практически бесплатно.

… Совет Министров СССР и Президиум ЦК признали необходимым повысить существующие в настоящее время заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства , картофель, овощи. Признано…снизить нормы обязательных поставок государству колхозами продукции животноводства и поставок овощей.

Повышение урожайности – главная задача в земледелии. Нужно по- настоящему взяться за повышение культуры земледелия. Наряду с использованием местных удобрений необходимо резко увеличить производство минеральных удобрений.

Намечена большая программа выпуска тракторов и других машин.

…Предстоит укрепить колхозы и совхозы руководящими и массовыми кадрами. Только на основе мощного подъема сельскохозяйственного производства можно решить задачи в области благоустройства  села и улучшения быта колхозников.

Советское государство дополнительно затратит для осуществления подъема сельского хозяйства на

1953г. свыше 15 млрд.руб. и на 1954г.- свыше 35 млрд.руб.

… Необходимо решительно преодолеть отставание в производстве зернофуражных культур. Для этого необходимо расширить посевные площади…  

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.

Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПТУ, 1993. С. 120 - 125.

Приложение 5

группа 4

Рабочий лист №1

1. Проанализировать программу Хрущева Н.С. и составить два вопроса по содержанию.

Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г

..Самая насущная и важнейшая народнохозяйственная задача состоит в том, чтобы добиться крутого подъема всех отраслей сельского хозяйства и в течение 2-3 лет резко повысить обеспеченность всего населения страны продовольственными товарами, обеспечить колхозному крестьянству высокий уровень материального благосостояния. …Важное значение имеет повышение материальной заинтересованности колхозов и колхозников в росте урожайности.

Важная проблема бедствий сельского хозяйства – длившееся десятилетиями изъятие из деревни не только всего прибавочного, но и части необходимого продукта с помощью системы обязательных поставок колхозами продуктов государству по крайне низким ценам, практически бесплатно.

… Совет Министров СССР и Президиум ЦК признали необходимым повысить существующие в настоящее время заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства , картофель, овощи. Признано…снизить нормы обязательных поставок государству колхозами продукции животноводства и поставок овощей.

Повышение урожайности – главная задача в земледелии. Нужно по- настоящему взяться за повышение культуры земледелия. Наряду с использованием местных удобрений необходимо резко увеличить производство минеральных удобрений.

Намечена большая программа выпуска тракторов и других машин.

…Предстоит укрепить колхозы и совхозы руководящими и массовыми кадрами. Только на основе мощного подъема сельскохозяйственного производства можно решить задачи в области благоустройства  села и улучшения быта колхозников.

Советское государство дополнительно затратит для осуществления подъема сельского хозяйства на

1953г. свыше 15 млрд.руб. и на 1954г.- свыше 35 млрд.руб.

… Необходимо решительно преодолеть отставание в производстве зернофуражных культур. Для этого необходимо расширить посевные площади…  

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.

Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПТУ, 1993. С. 120 - 125.


Приложение 6

группа 3

Рабочий лист №2

1. Выделить основные направления в  развитии промышленности.

XX съезд КПСС

Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного

хозяйства СССР на 1956-1960 гг.

25.02.1956 г.

…XX съезд КПСС отмечает наличие существенных недостатков в отдельных областях хозяйственной деятельности. Развитие некоторых областей промышленности отстает от растущих потребностей народного хозяйства. Недовыполнено задание пятилетнего плана по производству сельскохозяйственной продукции, что сдерживало развитие отраслей легкой и пищевой промышленности, выпуск товаров народного потребления.

По промышленности

1.        Определить рост промышленной продукции за пятилетие примерно на 65процентов.

Считать первоочередными задачами шестой пятилетки в области промышленности дальнейшее развитие черной и цветной металлургии, нефтяной, угольной и химической промышленности, обеспечение опережающих темпов строительства электростанций, быстрый рост машиностроения, особенно производства технически совершенных станков, кузнечно-прессовых машин, средств автоматики и приборов. Увеличить производство средств производства (группа «А») за пятилетие примерно на 70 процентов.

Обеспечить дальнейшее значительное развитие промышленности, производящей товары для населения. Установить рост производства предметов потребления (группа «Б») за пятилетие примерно на 60 процентов.

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПТУ, 1993. С. 71.)

Приложение 7

группа 2

Рабочий лист №2

1. Что подразумевал лозунг, выдвинутый в мае 1957г., а затем в 1959г. на XXI съезде «Догнать и перегнать Америку»?

«Догнать и перегнать»

Поскольку возможности командно-административных методов стимулирования развития экономики ослабевали, руководство страны искало новые подходы. Требовалось дать людям воодушевляющую идею, показать перспективы роста. В итоге в мае 1957 года, а затем в 1959 г. на XXI съезде КПСС Н.С. Хрущев выдвинул авантюрную идею: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения к 1970 г.

Его расчет основывался на простом сравнении годовых темпов промышленного развития двух стран. Эти темпы в СССР были тогда намного выше американских. Но данные расчеты не учитывали, что при завершении индустриальной модернизации темпы промышленного роста неизбежно снижаются.

В конце 50-х гг. в СССР особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Быстрое развитие получили новые источники энергии. Самым крупным научно-техническим достижением стало создание ракетно-космической техники.

Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному пути. Объем производства увеличивался за счет строительства многих тысяч крупных заводов и фабрик, а не повышения эффективности использования имевшегося потенциала. В то же время страна нуждалась в товарах народного потребления, в продукции легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности.

А.И. Уткин История России, 1945-2008г., с.83-85

Приложение 8

группа 4

Рабочий лист №2

1. Насколько реальной была поставлена задача «Догнать и перегнать Америку».

Свою точку зрения аргументируйте.

 

«Догнать и перегнать»

Поскольку возможности командно-административных методов стимулирования развития экономики ослабевали, руководство страны искало новые подходы. Требовалось дать людям воодушевляющую идею, показать перспективы роста. В итоге в мае 1957 года, а затем в 1959 г. на XXI съезде КПСС Н.С. Хрущев выдвинул авантюрную идею: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения к 1970 г.

 Его расчет основывался на простом сравнении годовых темпов промышленного развития двух стран. Эти темпы в СССР были тогда намного выше американских. Но данные расчеты не учитывали, что при завершении индустриальной модернизации темпы промышленного роста неизбежно снижаются.

В конце 50-х гг. в СССР особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Быстрое развитие получили новые источники энергии. Самым крупным научно-техническим достижением стало создание ракетно-космической техники.

Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному пути. Объем производства увеличивался за счет строительства многих тысяч крупных заводов и фабрик, а не повышения эффективности использования имевшегося потенциала. В то же время страна нуждалась в товарах народного потребления, в продукции легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности.

А.И. Уткин История России, 1945-2008г., с.83-85

Приложение 9

Рабочий лист №3

1. С помощью маркировочных значков V- «знаю», + - «новое знание», ? – «непонятно» проанализируйте текст.

Административные реформы.

В феврале 1957 года Хрущев выступил с идеей создания региональных Советов народного хозяйства (совнархозов), которые укрепили бы руководство экономикой. Он рассчитывал таким образом более рационально использовать людские и сырьевые ресурсы, устранить ведомственные барьеры. Но укрепив хозяйственные связи внутри отдельных районов страны, реформа разрушила общегосударственное экономическое единство, лишила советскую систему ее преимущества: способность быстро и эффективно концентрировать средства для развития науки и техники, проводить единую технологическую политику. Совнархозы были укрупнены, а в 1963 г. – создан Высший совет народного хозяйства СССР.

В 1958 г. правительство распустило МТС, обязало колхозы выкупить технику за 1,5 года, цены на которую были необоснованно высоки. В результате касса колхозов оказалась пустой.

В 1958 г. прошла кампания по укрупнению колхозов, что должно было привести к повышению производительности сельского хозяйства.

С 1959 года – «кукурузная эпопея», увеличились площади под кукурузу, порой даже за счет сокращения посевов пшеницы и ржи.

В 1958 – 1964 гг. были сокращены размеры приусадебных участков в колхозах и совхозах. Хрущев призвал сельских жителей освободиться от скота. Он предложил продать колхозам или государству, а взамен покупать мясо-молочную продукцию. Был сделан вывод, что якобы «личное подсобное хозяйство будет постепенно утрачивать свое значение». Да к тому же быстрое улучшение благосостояния крестьян породило опасение: «перерождение их в кулачество».

Но с наступлением холодов оказалось, что колхозы и совхозы  не готовы к размещению скупленных коров, их пришлось частично забить.

Возросли налоги на личные приусадебные участки.

В мае 1962 г. – повышение цен на основные продукты питания.

В 1963 г. – закупка зерна за границей. На это было выделено более трети золотого запаса СССР.

А.И. Уткин. История России, 1945 – 2008 гг. с.90-92.

Приложение 10

Рабочий лист №4

 Словарь :

Интенсивное хозяйство – хозяйство, которое развивается за счет технического прогресса и на основе экономического стимулирования производителя.

Экстенсивное хозяйство – хозяйство, которое развивается благодаря привлечению дополнительных материальных и людских резервов, а не за счет технического прогресса

Волюнтаризм – политика, не сочетающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями

Субъективизм – отношение к чему-либо, определяемое личными вкусами, симпатиями, взглядами субъекта; отсутствие объективности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «СССР в 1953-1964 гг.: преобразования в экономике» Советский плакат 1962 г.

Слайд 2

У. Черчилль: «Господин Хрущев, Вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотелось бы только посоветовать Вам…»

Слайд 3

Проблема: какой совет дал У. Черчилль Н.С. Хрущеву, и прислушался ли он к его совету?

Слайд 4

повышение урожайности; Включение фактора личной заинтересованности колхозников: - снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства; - увеличение личного подсобного хозяйства в 5 раз; - уменьшение вдвое денежного налога с каждого колхоза; - ликвидация недоимки по сельскохозяйственному налогу за прошлые годы. Программа Г. Маленкова Программа Н. Хрущева Повышение государственных закупочных цен на колхозную продукцию; Снижение норм обязательных поставок государству с/х продукции; Повышение культуры земледелия; Увеличение затрат для осуществления подъема с/х; Расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель Путь развития? Путь развития?

Слайд 6

Освоение целины

Слайд 7

Строительство Куйбышевской ГЭС на реке Волга Череповецкий металлургический завод. СССР. Омский нефтеперерабатывающий завод Братская ГЭС 1961 г.

Слайд 8

Первая советская атомная электростанция в г. Обнинске. Атомный ледокол «Ленин» Ту-104 Тепловоз

Слайд 9

Спутник-1 - первый искусственный спутник Земли 1957 г. Космический корабль-спутник "Восток" Ю.А. Гагарин исследовательская ракета "Марс-1"

Слайд 10

Развитие промышленности Обеспечить рост промышленной продукции за 5 лет на 65%; Развитие черной и цветной металлургии, нефтяной, угольной, химической промышленности; Увеличить темпы строительства электростанций; Обеспечить быстрый рост машиностроения; Установить рост производства предметов потребления за 5 лет на 60%.

Слайд 11

Создание совнархозов; Реорганизация МТС; Укрупнение колхозов; Увеличение посевных площадей кукурузы; Сокращение приусадебных участков; Передача личного скота колхозам и совхозам; Повышение цен на основные продукты питания; Закупка зерна за границей. Административные реформы

Слайд 12

Экономические преобразования в 50-е – 60-е годы. Сельское хозяйство Промышленность Повышение закупочных цен на с/х продукцию Развитие черной и цветной металлургии, нефтяной, угольной, химической промышленности Увеличение расходов на социальное развитие Строительство крупных заводов и фабрик, электростанций Освоение целины Создание ракетно-космической техники Поддержка личного подсобного хозяйства Развитие военно-промышленного комплекса Реорганизация МТС Создание совнархозов Передача личного скота колхозам и совхозам Увеличение производства средств производства (группа А) «Кукурузная эпопея» Снижение темпов роста производства предметов потребления (группа Б) Повышение цен на продукты питания Закупка зерна за границей

Слайд 13

У. Черчилль: «Господин Хрущев, Вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотелось бы только посоветовать Вам не слишком торопиться. Нелегко преодолеть пропасть в два прыжка. Можно упасть в нее».

Слайд 14

Э. Неизвестный. Памятник Н.С. Хрущеву на Новодевичьем кладбище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"

Тема урока "Заветы М.Пришвина". Место данного урока в системе уроков - итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы....

Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"

Представлен подробный конспект урока литературы  с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инно...

Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления.

Проектирование уроков истории на основе технологии развития критического мышления....

Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"

Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с о...

Урок информатики с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун».

Урок информатики в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун». Тема урока " Как устроен компьютер"...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ФГОС ООО устанавливают новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты.Формировать метапредметные умения учащихся можно, применяя техноло...