Применение электронных образовательных ресурсов на уроках истории и культуры Санкт -Петербурга
статья по истории на тему
Статья посвящена методам и приемам использования электронных образовательных ресурсов на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natasha_b_14.02.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение ЭОР на современном уроке»
Развитие технологий в образовании позволяет учителю изменить ход и содержание учебного процесса. Цель образования на современном этапе – научить ученика самостоятельно пополнять свои знания, используя разные источники, в том числе и электронные образовательные ресурсы. Именно поэтому учителю необходима новая модель обучения, построенная на основе современных информационных технологий, которые помогают по-новому построить образовательную систему.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов. Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.
С применением Интернет-технологий на уроках существенно меняется роль учителя. Теперь он не является единственным источником учебной информации. Педагог становится тьютором, который координирует учебный процесс, решает творческие и управленческие задачи. Часто, для проведения урока необходимо подготовить много теоретического материала, в том числе и исторические справки. Ученики сами подбирают теоретический материал под руководством учителя. Вниманию ребят открываются книги, газеты, журналы, электронные библиотеки, базы данных, информационные системы, словари и справочники. В этом нет ничего нового, кроме тех средств, которыми могут в современном обществе воспользоваться ученики. Интернет содержит в себе огромную массу информации, как полезной, так и в какой-то мере вредной для детских умов. Перед учителем ставится задача не только правильно подобрать учебный материал, но и правильно организовать его поиск и отбор.
Роль ученика также меняется. Из пассивного потребителя фактографической учебной информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации ученик переходит на новый, более высокий уровень получения образовательных ресурсов. С приходом Интернет-технологий ученик имеет возможность: использовать систему поиска информации, анализировать доступные ресурсы, выбирать по определенным признакам нужные ресурсы, обрабатывать информацию в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени, передавать информацию и обмениваться ресурсами с субъектами обучения.
Применение различных электронных образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить темп урока и увеличить объем работы учащихся как самостоятельной, так и индивидуальной.
У учителя появляется возможность на уроке использовать гораздо больше разных форм работы: кроссворды, иллюстрации, видеофрагменты, рисунки, занимательные задания, тесты. Смена видов деятельности способствует тому, что обучающиеся меньше устают на уроке, нет однообразия, которое утомляет детей, особенно творческих.
Работа с электронными ресурсами очень нравится учащимся. Они с удовольствием включаются в подготовку к урокам, если надо приготовить презентацию, связанную с жизнью и творчеством того или иного писателя. Как правило, в старших классах ученики уже занимаются научно-исследовательской деятельностью, а результатом работы становится создание проектов или презентаций по заданной теме. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР.
Ни для кого, ни секрет, что система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов, заканчивается переход на концентрическую структуру, расширяется вариативность исторических курсов, форм и методик обучения.
Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности учеников. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников, невостребованности их личностного потенциала. В этой ситуации неоспорим факт необходимости саморазвития педагога как профессионала, освоение им новых концептуально-содержательных подходов, новой педагогической технологии для дальнейшей продуктивной деятельности, выбора собственной позиции в системе преподавания истории.
На уроках истории и культуры Санкт- Петербурга можно использовать показ представленных в Интернете видеоуроков по различным темам. В сети Интернет есть сайты различных музеев, картинных галерей, библиотек, материалы которых тоже можно использовать на уроках.
Большой интерес вызывает работа с интерактивными таблицами, различными схемами, которые помогают не только объяснить новый материал, но систематизировать изученный. С помощью таблиц школьники учатся анализировать языковые явления, делать выводы, обобщения, что позволяет ученикам повысить уровень грамотности и языковой компетенции. Интерактивные таблицы обладают повышенной наглядностью. Отдельные из них бывают многоуровневые и содержат полную информацию по целому разделу, что позволяет использовать их в течение периода изучения определенных тем и даже разделов.
На этапах закрепления нового материала и повторения необходимо использовать ресурсы, содержащие электронные задания, тесты, которые помогают и в подготовке выпускников к итоговой аттестации.
Конечно, очень важно не перегрузить учащегося информацией, поэтому объем учебного материала необходимо определять с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика за компьютером, а также с учетом основных дидактических принципов обучения истории.
Использование ЭОР позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал учащихся. Работая с ЭОР, происходит формирование новых умений и навыков, что, собственно, и является главным в образовательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...
Урок истории и культуры Санкт-Петербурга "Невские берега до основания Санкт-Петербурга. Александр Невский".
Дистанционное обучение...
"Организация образовательного процесса на уроках Истории и культуры Санкт-Петербурга"
Стаья "Организация образовательного процесса на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга"...
Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."
Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К. Цель урока: Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать, как...