Древняя Спарта
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Древняя Спарта. Спартанское воспитание. Устройство спартанского общество. Упраление и быт спартнацев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sparta.zip | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Древняя Спарта
Технологическая карта урока
Тема урока | Древняя Спарта | ||||
Тип | Комбинированный; | ||||
Цель | Формирование у обучающихся представления о Спарте как о военном, олигархическом государстве. | ||||
Задачи | Образовательные: - характеризовать жизнь в Спарте как подчинение военным законам. -раскрыть черты общественно-политического устройства -познакомить с особенностями воспитания спартанских детей. | Развивающие: - продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией); - продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. | Воспитательные: - способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности; - продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций. - подвести к пониманию того, что история жизни каждого человека неразрывно связана с историей его страны; - воспитывать уважение к другому образу жизни | ||
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) - находить на карте и устно комментировать положение Спарты; - характеризовать основные занятия населения, воспитание детей. - характеризовать общество как олигархическое государство. | Личностные: (личностные УУД) -понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира; | Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - определять цель, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; - готовность к сотрудничеству с соучениками; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных предложений. | ||
Основные понятия | Спарта, илоты, лаконичная речь, олигархия, криптия | ||||
УМК |
| ||||
Ресурсы (оснащение) | Компьютер, экран, мультимедийная презентация, доска, мел, раздаточный материал. | ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||||||||
1-й этап «Вызов» | ||||||||||||||||
1.Подготовительная деятельность Здравствуйте , ребята! Историю какого государства мы продолжаем изучать, почему вы так решили? 2. Мотивация. Учитель обращается к ученикам. Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными из них были 2: Спарта и Афины. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущих уроках мы с вами изучали Афинское государство. Для того, чтобы лучше разобрать Спарту, нам наужно повторить что происходило в Афинах. | Обучающиеся отвечают «Здравствуйте» и присаживаются за парты. | - умение логически мыслить; - самостоятель-но выделять и формулировать познавательную цель | высказывание своих предположе-ний | - умение формулиро-вать и высказывать свою точку зрения | Самостоятель-ное целеполагание | - формирова-ние познавательного интереса, мотивации к обучению | ||||||||||
2-й этап «Актуализация знаний» | ||||||||||||||||
Организует работу обучающихся.
Поработаем с датами – карточки с линией времени.
| Умение правильно решать поставленные вопросы. *594 год до н.э. * Он был реформатором *отменил долговое рабство, произвел реформы в управлении полисом. *2016+ 594= 2610 лет *В VI в до н. э. *В конце | поиск и выделение правильного материала.- умение обобщить и систематизиро-вать информацию; | Индивидуаль-ная работа | - умение формулиро-вать и высказывать свою точку зрения | определение условий, важных для реализации своей цели | - саморегуляция | ||||||||||
Физкультминутка: Мы старались, мы учились | ||||||||||||||||
3-й этап «Информационно-деятельностный» | ||||||||||||||||
1.Организация учащихся на решение задачи.
(слайд 3) Лаконика и Мессения находятся в южной части Пелопонесского полуострова. Лаконика представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Эврот. Гаваней, удобных для мореплавания, в Спарте не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. В Спарте имелись запасы железной руды.
покорили всю Лаконию, а жителей ее заставили работать на себя и стали называть илотами.( слайд 4) Периэки – свободные жители, которые имели право заниматься торговлей и ремеслом, чаще всего приезжие. Рядом с Лаконией расположена плодородная Мессения. Спартанцы после ожесточенной борьбы завоевали и эту область, а жителей также превратили в илотов. Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними. Например, они заставляли илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству. Боясь их сговора и восстания, спартанские правители время от времени устраивали избиение безоружных людей. Спартанским юношам давали мечи и отправляли их бродить по окрестностям. Днем они прятались, а ночью умерщвляли тех илотов, которые встречались на дорогах. Оцените поступки спартанцев с точки зрения жителей других полисов.
Крепостных стен Спарта не имела. Ее жители утверждали, что единственном надежной защитои города являются не камни, а храбрые мужи. (слайд 5) Главным занятием спартанцев было военное дело, лучшей в Греции пехотой считалась спартанская. (слайд 6 -спартанский пехотинец) Впервые в мире ввели порядок в действия воинов. Они изобрели фалангу. Фаланга состояла из 8 рядов по 1000 воинов в каждом. Три первые ряда выставляли вперед копья. Фаланга врубалась в противника и уничтожала его. Были ли у фаланги слабые места? Спартанцам запрещалось обедать дома, только объединившись в группы по 15 человек, ели они вместе, в основном это была похлебка, овощи, сыр, редко рыба и мясо.
2 царя, которые командовали войском. Совет старейшин, не моложе 60 лет, пожизненно. Народное собрание, состоит из спартанце , голосует криком « за» или « против». В народном собрании голосовали только свободные жители – спартанцы, илоты права голоса не имели. Чем отличается народное собрание Афин от народного собрания Спарты?
стала могущественным полисом Греции.
Отец должен был отнести новорожденного к старейшинам. Те осматривали ребенка и, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребенок был тщедушным, его сбрасывали с горного обрыва в пропасть. Спартанская система воспитания. Цель воспитания в Спарте – подготовка воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение спартиатов. Этот процесс включал 3 этапа: 1 этап. С 7 до 15 лет дети приобретали навыки письма и чтения, физического совершенствования. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением гражданских прав. В течение последующего года их проверяли на стойкость в военных отрядах. (слайд 8) 2 этап – 15-20 лет – включал дополнительное обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались: подростков держали в голоде, приучали к самих добывать пищу или спасаться от невзгод природы. К 20 годам юные воины получали полное вооружение. 3 этап. В 20-30 лет юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Они свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Со временем спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательные традиции Спарты периода VI-IV вв. до н.э. в итоге свелись к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи. (слайд9) Какие черты характера воспитывались у спартанцев? Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы (такая речь называется лаконичной — по названию области Лакония). Легеда о Тиртее. О чем легенда? Кем был Тиртей и почему его осмеивали спартанцы? Чему учит нас эта легенда? | Работа с картой. Записи в тетради понятия илоты (по-гречески «захваченные»)земледельцы-рабы принадлежавшие спартанскому государству. Периэки – свободные жители, которые имели право заниматься торговлей и ремеслом. Осуждали спартанцев за то, что поработили греков. В Аттике рабом мог быть только чужеземец. В обсуждении в Афинах участвовали все граждане – жители Аттики, тогда как в Спарте только спартанцы. *Сила духа, выносливость, мужество, патриотизм *о силе поэзии и героизме спартанцев. О любви к Родине. *афинянином, хромым учителем, поэтом. * во все времена важным было не только знание военного дела, но и умение настроить войско на побе- ду, успех, заставить его поверить в собственные силы. | - отбирать нужную информацию; Отбор необходимых терминов - делать обоснованные выводы; - делать обоснованные выводы; Работа с учебником с.149 | Сотрудничество с учителем и сверстниками | -умение составлять алгоритм ответа;
- умение публично выступать Умение составлять схему
умение публично выступать | контроль за ответами Самоконтроль | концентра-ция на сути проблемы; - планирова-ние деятельности Планирование деятельности | ||||||||||
4-й этап « Рефлексия» (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу) | ||||||||||||||||
Предлагает продолжить предложения: по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы
(Слайд № 10) | Своя формулировка ответа. | способность излагать мысли в кратких выражениях, лаконично. | Индивидуаль-ная .работа | умение публично выступать | Самопланирование | оценивание правильности выполнения действия оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения | ||||||||||
5-й этап «Рефлексия» | ||||||||||||||||
«Домашнее задание» | ||||||||||||||||
Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание:
| Восприни-мают информацию и осознанно записывают свое задание | - выбор наиболее эффективного способа достижения результата | Самоуправле-ние обучением | - понимание цели, содержания и способов выполнения задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.
Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...
Урок с использованием ЭОР "Древняя Спарта"
1. Описание работы.2. План-конспект урока.3. Приложения....
Древняя Спарта
Тест содежит знаний понятийного аппарата и можно использоватьб в качестве текущего контроля на уроке....
Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...
История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"
История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"...
Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)
В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...
Урок по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта"
Открытый урок...
Комментарии
Технологическая карта и
Технологическая карта и презентация.