Ассирийская держава
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ассирийская держава.
5-й класс
Мартынова Ю.С , учитель истории и географии
Цели: формирование целостного образа – представления о государстве Ассирия.
Тип урока: урок изучения нового материала по курсу “ История Древнего мира”
Методы обучения и формы организации учебной деятельности.
- Иллюстративно-репродуктивный
- Частично поисковый метод и практическая работа учащихся
- Карта
- Развитие умений учащихся: работа с картой, самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами.
- Класс делится на группы, данный урок разработан на две группы учеников
Ход урока
1 этап работы
Вступительное слово учителя.
- Учитель: Уважаемые гости нашего туристического бюро, мы приглашаем вас совершить бесплатное путешествие по Ассирийской державе. Вашими гидами будут работники нашего туристического бюро – ребята 5 класса. Надеюсь, что путешествие будет интересным и вы многое узнаете об удивительной стране – Ассирия. Уважаемые ребята, совершая сегодняшнее путешествие по Ассирийской державе ,как вы предполагаете, какую программу экскурсии вы бы предложили нашим гостям.
- ученики высказывают мнения, на доске заполняется “ Программа экскурсии по Ассирии”
- на доске основные цели урока
- ребята по очереди называют основные этапы работы
- учитель делает вывод – как совпала программа экскурсии, предложенная ребятами с картой
2 Этап
Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнаем, почему в древности Ассирию называли страной железа и крови, страной ученых и жестоких завоевателей.
Интрига – учитель зачитывает задачу.
Прежде чем мы отправимся в путешествие , я вам предлагаю решить следующую задачу.
Задача:
“В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа : кинжал, браслет, священный жук”.
– Предположите, почему железных изделий так мало?
Предполагаемый ответ учеников: Железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес золота.
Учитель: Обратите внимание на данные таблицы, какие выводы вы можете сделать?
На доске таблички:
Египет – медные орудия
Вавилонское царство – бронза
Ассирия – железо
Предполагаемый ответ учеников: В Египте главный металл – это медь, в Вавилонии в основном использовали бронзу, а в Ассирии – железо.
На доске – 10 век до н.э. – широкое применение железа – делается запись в тетради
Учитель: Ребята, подумайте, почему с 10 века до н.э железо станет царем металлов.
Работа со сравнительной таблицей
Цель работы: самостоятельно должны ученики расставить знаками + и – преимущества или недостатки того или иного металла, объяснить свой выбор.
Медь, бронза | железо |
Легко поддается обработке + | Прочный металл + |
Мягкий металл – | Стоит дешево + |
Встречается редко + | Встречается чаще в природе + |
Стоит дорого – | Нужны специальные печи для обработки – |
| Особые навыки кузнецов – |
Учитель:
- Ребята, из таблицы сделайте вывод, так почему именно железо можно по праву назвать царем металлов?
- Объясните, почему после распространения железа, земледелие станет процветать и в странах с твердой почвой, а не только вдоль берегов рек?
3 этап
Работа с карточками – заданиями.
Учитель: Сейчас вам предстоит ответить на вопросы, действительно ли Ассирию можно назвать страной железа и жестоких завоевателей?
(На данном этапе идет работа с учебником “ История Древнего мира”, автор– Ф.А Михайловский.: Русское слово, 2009 г.; с картой, иллюстрациями.)
Карточка 1
- Определите местоположение Ассирийской державы.
- Охарактеризуйте особенности природно-климатических условий.
- Назовите основные занятия ассирийцев.
Карточка 2
- Чем была вооружена армия Ассирии?
- Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся?
- Какие новые технические средства они использовали во время боя?
Карточка 3
- Какие страны были завоеваны ассирийскими царями?
- Покажите на карте стрелочками направления военных походов ассирийской армии.после ответов подвести итоги по данной работе
Учитель: Скажите, можно ли Ассирию назвать страной железа и завоевателей?
4 Этап
Учитель: После военных походов Ассирия превратилась в могущественную державу. На доске дано определение – Держава – могущественное государство.
Учитель: Власть Ассирии вызывала всеобщую ненависть. “ Логово льва” – так называли порабощенные народы Ассирию, а ее столицу Ниневию нарекли даже городом крови. Повсюду раздавались проклятья жестоким поработителям. Даже в Библии говорится: “ Горе кровавому городу, он весь полон обмана и убийств, в нем не прекращается разбой…”
Учитель: Давайте попробуем выяснить, действительно ли ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и ее столицу Ниневию покоренные страны называли логовищем львов и городом крови?
- Работа по иллюстраци-стр.85
- Работа с текстом учебника – стр.84
(Задания напечатаны как раздаточный материал для каждой группы.)
Задание 1.
Посмотрите на иллюстрацию и охарактеризуйте по ней ассирийских воинов, можно ли их назвать жестокими.
Задание 2.
Прочитайте и объясните, как поступали ассирийцы с захваченными странами.
Учитель: Ребята, согласны ли вы с тем, что Ассирия была жестокая страна, объясните свою точку зрения?
5 Этап
Учитель: Но не только о могуществе и жестокости могут рассказать наши гиды, была знаменита Ассирия и своими знаниями и прекрасными архитектурными дворцами.
Заранее подготовленные сообщения учеников.
- Путешествие по царскому дворцу.
- Библиотека Ассирии.
- Наука Ассирии (использован материал из энциклопедии)
На доске дата: 612 год до н.э.– гибель Ниневии
Последним царем Ассирии был Ашшурбанапал, который был человеком образованным, именно при нем была создана огромная библиотека. Но, не смотря на все могущество, знания, в 612 году до н.э. – Ассирийская держава распадется, а город Ниневия будет сожжен восставшими народами. Последний царь Ассирии –Ашшурбанапал, чтобы не попасть в плен бросится в огонь горевшего царского дворца. Портрет царя на доске.
Работа с вопросами.
- Как вы думаете, почему такая сильная держава распадется?
- Как бы вы поступили на месте Ашшурбанапала?
- Могли ли знания и прекрасные дворцы оправдать жестокость ассирийцев?
- Как вы считаете справедливо ли поступили покоренные народы, уничтожив Ассирию?
6 Этап
(Если остается время, можно провести историческую чехарду, или путаницу – сделать срез знаний.)
- На доске крепятся в два ряда таблички, но с таким условием, чтобы можно затем правильно сопоставить правильные ответы.
- Желательно, чтобы ребята выходили в два этапа . Сначала пусть выйдут теоретики и правильно соотнесут карточки, а затем – консультанты, с целью проверки правильности выполненного задания.
Карточки с заданиями | Карточки с ответами – должны быть расположены неверно, чтобы ребята могли их правильно сопоставить с 1 – м рядом |
Год захвата и падения Ниневии | 612 год до н.э. |
Государство севернее Вавилона | Ассирия |
Руда: твердая, дешевая, часто встречается | Железо |
“Логовище льва” | Ниневия |
Крылатый бык | Шэду |
Ассирийский царь | Ашшурбанапал |
Орудие для разрушения стен | Таран |
Войско всадников | конница |
7 Этап
Подведение итогов работы.
Учитель: В какую страну мы сегодня совершили путешествие и что нового узнали об этой стране?
8 Этап
Поблагодарить ребят за работу; поставить оценки; записать домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Ассирийская держава"
Конспект открытого урока и презентация к нему....
Презентация к уроку "Ассирийская держава"
Презентация для урока в 5 классе по курсу истории древнего мира...
урок истории "Ассирийская держава"
Урок проводится в 5 классе в рамках курса "История Древнего мира"....
Ассирийская держава.
Урок для 5 класса по теме Ассирийская держава....
Ассирийская держава
Методическая разработка. Презентация к уроку...
презентация к уроку по теме "Ассирийская держава"
Данная презентация составлена с учетом новых требований ФГОС. Основная деятельность обучающегося на уроке - работа с таблицей по поиску необходимой информации....