Рабочая программа по Истории России
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «История России с древнейших времен до начала XVI века» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004 г. и программы Образовательной системы «Школа 2100» (М.: Баласс, 2010).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ist.rossii_6_klass.docx | 46.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Арыскан муниципального района Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
668216, Республики Тыва, Улуг-Хемский район, п. Арыскан, улица Гагарина, д.29
РАССМОТРЕНА На заседании ШМО Протокол № ____ от __________2015 г. | СОГЛАСОВАНА Заместителем директора по учебно-воспитательной работе _________/Хаялдай В.В./ _____ ______________2015 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора школы №___ от ____________ 2015г. ______________/Кыргыс Ч.М./ |
Рабочая программа
по истории России для 6 класса
МБОУ СОШ с. Арыскан
на 2015-2016 учебный год.
Программа «История России. С древнейших времен до конца XVI века» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004 г. и программы Образовательной системы «Школа 2100» (М.: Баласс, 2010).
Учебник: История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 256 с.: ил., карт.- ISBN 978-5-09-022736-0.
Количество часов в год – 34 ч
Учитель истории: Сулдум С.Р.
с. Арыскан – 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «История России с древнейших времен до начала XVI века» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004 г. и программы Образовательной системы «Школа 2100» (М.: Баласс, 2010).
В рабочей программе отражены цели и задачи изучения истории России на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Данилов, А. А. История России с древнейших времен до начала XVI века : учебник для 6 класса основной школы / А. А. Данилов [и др.]. – М. : Баласс, 2010.
Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «История России». 6 класс / Д. Д. Данилов, С. М. Давыдова, Н. В. Коробкина. – М. : Баласс, 2010.
Данилов, Д. Д. Проверочные и контрольные работы к учебникам «История России» и «Всеобщая история». 6 класс / Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова. – М. : Баласс, 2010.
Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные знания основных событий, фактов и явлений истории России с древнейших времен до начала XVI века, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, фрагменты документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.
Основной задачей курса является формирование исторического мышления:
– дать представление учащимся об общем и особенном при характеристике российского общества с древнейших времен до начала XVI века;
– показать, чем отличается история России с древнейших времен до начала XVI в. от современного исторического периода развития российского государства.
Цели:
– воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;
– формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
– способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;
– формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
– обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
– умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
– умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;
– умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;
– умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;
– умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
– умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
– умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.
Программа рассчитана на 34 часа.
Учебно-тематический план
Дата (месяц, четверть) | Номера уроков | Раздел, тема предмета, курса | Часы | Формы контроля результата |
1 | Введение | 1 | ||
2-3 | Восточные славяне | 2 | ||
4-9 | Русь в IX-I пол.XII. | 6 | ||
10-18 | Русь во II пол.XII-XIII в. | 9 | ||
19-27 | Образование Единого Русского Государства | 9 | ||
28-32 | Московское государство в XVI в. | 5 | ||
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
34 | Зачет | 1 |
Литература
Методические пособия для учителя:
1. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории : пособие для учителя / Л. П. Борзова. – М. : ВЛАДОС, 2005.
2. Борзак, Е. Олимпиады по истории 5–9 классы : пособие для учителя / Е. Борзак. – Волгоград : Корифей, 2006.
3. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства : практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М. : ВЛАДОС, 2003.
5. Дричак, А. Этническая история народов мира. Культура. Быт. Традиции / А. Дричак. – Волгоград : Экстремум, 2005.
6. Кадневский, В. Тесты по истории России с древнейших времен до XVIII века. 6–7 кл. / В. Кадневский. – М. : Айрис-Пресс, 2001.
Дополнительная литература для учителя:
1. Балашов, М. М. Костюм Киевской Руси : метод. пособие / М. М. Балашов. – М. : Детство-Пресс, 2002.
2. Кириллов, В. В. История России. VI–XXI вв. : справочник / В. В. Кириллов, Г. М. Кулагина. – М. : Эксмо-Пресс, 2004.
3. Зуев, М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века : справ. пособие / М. Н. Зуев. – М. : Дрофа, 2009.
4. Сахаров, А. Н. Дипломатия Древней Руси / А. Н. Сахаров. – М. : Просвещение, 1987.
5. Муравьев, А. В. Очерки истории русской культуры. IX–XVII вв. / А. В. Муравьев, А. Н. Сахаров. – М. : Просвещение, 1984.
6. Чернова, М. П. Справочник учителя истории 5–11 кл. / М. П. Чернова. – М. : Экзамен, 2008.
7. 1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Алексашкиной. – М. : АСТ, 1996.
Дополнительная литература для учащихся:
1. 100 великих сокровищ : энциклопедия для школьников / сост. Н. М. Ионина. – М. : Вече, 2007.
2. История мировой культуры : справочник школьника / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М. : Слово, 1996.
3. Рыжов, К. В. Все монархи мира. Западная Европа : книга для учащихся / К. В. Рыжов. – М. : Вече, 2001.
4. Аграшенков, А. В. Сто великих битв / А. В. Аграшенков [и др.]. – М. : Вече, 2001.
5. Цыбульский, В. П. Календари и хронология стран мира : книга для учащихся / В. П. Цыбульский. – М. : Просвещение, 1982.
6. История России в датах : справочник школьника / сост. Г. Михайлов. – М. : Литера, 2008.
7. Ушакова, О. Д. Понятия и определения. История : справочник / О. Д. Ушакова. – М. : Литера, 2006.
8. Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры : справ. пособие / Ю. С. Рябцев. – М. : ВЛАДОС, 1998.
9. Левандовский, А. А. История России / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Н. С. Борисов. – М. : Росмэн, 2004.
10. Ушакова, О. Д. Повелители России: Великие князья : справочник школьника / О. Д. Ушакова. – М. : Литера, 2008.
11. Ушакова, О. Д. Повелители России: Цари и императоры : справочник школьника / О. Д. Ушакова. – М. : Литера, 2008.
12. Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века : книга для чтения / А. Н. Сахаров. – М. : Росмэн, 2003.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Наглядно-демонстративные пособия.
Таблицы по основным разделам «Истории России с древнейших времен до конца XIX века» (хронологические, сравнительные, обобщающие).
Схемы по основным разделам «Истории России с древнейших времен до конца XIX века» (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).
История России в таблицах и схемах.
Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России с древнейших времен до конца XIX в.
Портреты выдающихся деятелей мировой истории с древнейших времен до конца XIX в.
Атлас «История России». 5–11 классы. «Атлас школьника».
Карты:
– Славянские племена в VI–IX вв.
– Древнерусское государство в IX–X вв.
– Древнерусское государство в X–XI вв.
– Древнерусское государство в VII–XIII вв.
– Монголо-татарское нашествие. Борьба русского народа против немецких рыцарей и шведских феодалов.
– Московское княжество в 1340–1462 гг.
– Западная Русь в составе Великого княжества Литовского.
– Распад Золотой Орды.
– Российское государство во второй половине XV – начале XVI в..
– Ливонская война 1558–1583 гг.
2. Информационно-коммуникативные средства и электронно-звуковые пособия.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по истории России:
– Интерактивное учебное пособие по истории России IX – начала XIX в. «Витязь на распутье» (CD).
– Великие российские династии (CD).
– Соловьев В. Золотая книга русской культуры (CD).
– Ишимова А. О. История России в рассказах для детей (CD).
– Нечволодов А. Сказания о русской земле (CD).
– История. 5–6 классы. Тесты для учащихся (CD).
– Электронный учебник по истории для 5–8 классов (CD).
– Видеофильмы по истории России (DVD).
– Электронная энциклопедия «Имена России» (CD).
– Электронное пособие «История России в лицах» (CD).
– Слайды (диапозитивы) по всеобщей истории.
3. Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Аудиоцентр.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
4. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
5. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Календарно-тематический план по истории России с древности до конца XVI в.
2 часа в неделю (34 часов) 6 класс.
Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
№ п/п | № урока | Тема урока | Часы | Дата | Требования к знаниям | Оборудование | Практическая часть | Домашнее задание | |
план | факт | ||||||||
Введение (1 ч) | |||||||||
1 | 1 | Что изучает история Отечества | 1 | 24.01 | Знать хронологические рамки, основные события и персоналии изучаемого курса. Уметь: работать с учебником | Учебник, карта | Вводный урок | Повторить. | |
Тема 1. Восточные славяне (2 ч). | |||||||||
2 | 1 | Восточные славяне. | 1 | 29.01 | Знать происхождение названия «Русь» Уметь раскрыть процесс взаимовлияния восточных славян и их соседей. | Учебник, плакат, дополнительная литература, иллюстрации в учебнике | Лекция, объяснение, работа с учебником | Работа с терминами. | |
3 | 2 | Соседи восточных славян | 1 | 31.01 | Знать многонациональную основу древнерусской Уметь раскрыть процесс взаимовлияния восточных славян и их соседей | Учебник, карта в учебнике, иллюстрация мужчин угрофин | Урок-беседа, работа с картой | Пересказ параграфа. | |
Тема 2. Русь в IX-I пол.XII.(6ч) | |||||||||
4 | 1 | Формирование Древнерусского государства | 1 | 05.02 | Знать понятие государства. | Учебник, карта в учебнике, иллюстрация | Лекция, объяснение, работа с учебником | Работа с терминами. | |
5 | 2 | Первые русские князья. | 1 | 07.02 | Знать: хронологические рамки правления первых русских князей. | Портреты первых русских князей, раздаточный материал | Урок-исследование, работа с таблицей, вопросы | Повторить. | |
6 | 3 | Владимир Святославич. Принятие христианства. | 1 | 12.02 | Знать: дату крещения на Руси. | Портрет В.Красное Солнышко, мультимедийный проект | Лекция, беседа, работа с документами | Работа с терминами. | |
7 | 4 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 1 | 14.02 | Знать: внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого. | Контурная карта, таблица «Форма земельной собственности» | Интегрированный урок, работа с контурной картой | Работа с терминами. | |
8 | 5 | Культура Древней Руси. | 1 | 19.02 | Знать: о выдающихся достижениях древнерусской культуры. | Исторический документ, мультимедийный проект | Урок-презентация, демонстрация, работа по тексту учебника | Вопросы 1- 4 . С.63 | |
9 | 6 | Быт и нравы Древней Руси. | 1 | 21.02 | Знать: о жизни и нравах жителей Древней Руси. | Иллюстрации о Древней Руси, карточки, учебник | Урок-исследование, проблемный вопрос, работа с учебником | Составить кроссворд | |
Тема 3. Русь во II пол.XII-XIII в.(8 ч). | |||||||||
10 | 1 | Начало раздробления Древнерусского государства. | 1 | 26.02 | Знать: события, последовавшие после смерти Ярослава Мудрого. | Контурная карта, схема | Интегрированный урок, работа с контурной картой | Документ «Повесть временных лет». | |
11-12 | 2-3 | Главные политические центры Руси | 2 | 28.02 05.03 | Знать: о формировании трех типов государственности. | Учебник, карта в учебнике, иллюстрация | Лекция, исторический диктант, работа с документами | § 10-11 повторить. | |
13 | 4 | Нашествие с Востока. | 1 | 07.03 | Знать: причины монгольской экспансии. | Контурная карта, учебник, схема, портрет Чингисхана | Лекция, работа с контурной картой | Карта «Русь в середине 13 в». | |
14 | 5 | Борьба Руси с западными завоевателями. | 1 | 12.03 | Знать: борьбу Руси с западными завоевателями. | План-схема «Невская битва», «Ледовое побоище», портрет А.Невского | Интегрированный урок, работа с контурной картой | Документ.С.113. | |
15 | 6 | Русь и Золотая Орда. | 1 | 14.03 | Знать: форму зависимости от ордынцев. | Схема «Система управления Золотой Орды» | Интегрированный урок, работа с контурной картой | Придумать сюжетно-ролевую игру | |
16 | 7 | Русь и Литва. | 1 | 19.03 | Знать: формирование, характер и особенность Русско-Литовского государства Уметь: раскрывать значение присоединения русских земель к Литве | Контурная карта, учебник, карта в учебнике | Лекция, работа с контурной картой | Вопросы 1-4.С.127. | |
17 | 8 | Культура русских земель в XII-XIII вв. | 1 | 21.03 | Знать: о выдающихся достижениях русской культуры. | Таблица «Особенности культуры Новгородской земли» | Урок-исследование, демонстрация, работа с учебником | § 16 повторить. | |
18 | 9 | Родной край в древности. | 1 | 02.04 | Знать: материал раздела «Русь во II пол.XII-XIII в» | Учебник, карта, тетради | Урок- обобщения и систематизации знаний | Повторить. | |
Тема 4.Образование Единого Русского Государства (9 ч). | |||||||||
19 | 1 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества | 1 | 04.04 | Знать: Предпосылки объединения русских земель. | Тест, раздаточный материал, учебник | Лекция, беседа, составление плана текста | Тезисный план . | |
20 | 2 | Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | 1 | 09.04 | Знать: о главенствующей роли Москвы в борьбе за столичный статус. | Карта, учебник, схема, портрет Д.Донского | Урок-исследование, вопросы, конспектирование | Пересказ параграфа. | |
21 | 3 | Московское княжество и его соседи в конце XIV сер. XV века. | 1 | 11.04 | Знать: причины распада Золотой Орды. | Карта, учебник, мультимедийный проект | Лекция, беседа, составление плана текста | § 19 повторить. | |
22 | 4 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | 1 | 16.04 | Знать: событийную канву последнего этапа объединения русских земель. | Контурная карта, учебник | Интегрированный урок, работа с контурной картой | Вопросы 1-4.С.173. | |
23 | 5 | Церковь и государство. | 1 | 18.04 | Знать: о роли православной церкви в жизни Русского государства. | Схема, иллюстрации соборов, церквей, учебник | Лекция, работа с терминами | § 21 повторить. | |
24 | 6 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVIвв. | 1 | 23.04 | Знать: о значении образования единого государства как факторе складывания национальной русской культуры | Портреты деятелей культуры, учебник, мультимедийный проект | Интегрированный урок, объяснение, работа с терминами | Пересказ параграфа. | |
25 | 7 | Архитектура и живопись в XIV-XVIвв. | 1 | 25.04 | Знать: о выдающихся достижениях русской архитектуры и живописи. | Портрет Дионисия, Мультимедийный проект, учебник | Урок-презентация, объяснение, работа с терминами | Работа с терминами. | |
26 | 8 | Основные социальные слои Российского государства в XIV-нач. XVI в | 1 | 30.04 | Знать: Основные социальные слои Российского государства в XIV- нач. XVI вв. | Карточки, раздаточный материал | Семинар, беседа, вопросы | Составить таблицу по социальным слоям. | |
27 | 9 | Контрольная работа | 1 | 02.05 | Знать: раздел «Образование Единого Русского Государства» | Учебник, тетради | Урок проверки ЗУН, варианты проверочной работы К.р.№1 | Повторить. | |
Московское государство в XVI в. (7ч) | |||||||||
28 | 1 | Начало правления Ивана Грозного. Реформа Избранной Рады. | 1 | 07.05 | Знать: Реформа Избранной Рады. | Портрет И.Грозного, учебник, раздаточный материал | Лекция, беседа, работа с учебником | Составить таблицу. | |
29 | 2 | Внешняя политика Ивана Грозного. | 1 | 09.05 | Знать: Внешнюю политику Ивана Грозного. | Карта, учебник, портрет И.Грозного | Урок-практикум, беседа, работа с картой | Вопросы 1-4.С.212. | |
30 | 3 | Опричнина. | 1 | 14.05 | Знать: причины, характер, основные этапы, результаты и последствия опричнины. | портрет И.Грозного, рис. Александровской слободы в учебнике) | Лекция, беседа, работа с терминами | Пересказ параграфа. | |
31 | 4 | Культура и быт в XVI в. | 1 | 16.05 | Знать: структуру русских городов. | Рис. Крестьянской избы, одежда русских крестьян, учебник, мультимедийный проект | Урок-презентация, демонстрация | Составить кроссворд. | |
32 | 5 | Родной край в XIV-XVI вв. | 1 | 21.05 | Знать: основные вопросы курса история России в XIV-XVI вв.». Уметь: раскрыть и объяснить термины | Карта, учебник, тетради | Урок- проверки ЗУН, вопросы | Повторить. | |
33 | 6 | Итоговая контрольная работа | 1 | 23.05 | Знать: основные вопросы курса история России с древнейших времен до конца XVI вв.» | Тетради для контрольных работ, варианты проверочной работы | Урок- проверки ЗУН, вопросы К.р.№2 | Повторить. | |
34 | 7 | Зачет | 1 | 28.05 | Знать: основные вопросы курса история России с древнейших времен до конца XVI вв. | Тетради, ручка, учебник | Повторительно-обобщающий урок, вопросы Зачет №1 | Повторить |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 9 класс
Программа содержит пояснительную записку, список используемой литературы, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, кимы по темам...
Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе
Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....
Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов
Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...
Рабочая программа по истории России Н. Л. Андреева и И. Н. Федорова и истории Средних веков Е. В. Агибалова и Г. М. Донского 6 класс
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельнос...
рабочая программа по истории России. Всеобщая история. 7 класс
индивидуальное обучение...
Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории 5-9 классы
Ростовская область Весёловский район х. Позднеевка улица Центральная, 31Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПозднеевская средняя общеобразовательная школа...
Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)
В рабочей программе по истории России-всеобщей истории в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...