«Ключевые вопросы истории РоссииXX века » Авторская педагогическая разработка ( комбинаторная)
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Сороковикова Ольга Николаевна

 Программа помогает учащимся увидеть альтернативы развития страны на различных этапах её развития, позволяет научить учащихся ставить вопросы, а не только отвечать на них, что очень важно с точки зрения развития познавательных способностей. В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apr_klyuchevye_voprosy_istorii_20_veka.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Отдел образования администрации города Усолье-Сибирское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «СОШ №15»

 «Ключевые вопросы истории России XX века »

Авторская педагогическая разработка

( комбинаторная)

Автор:

Сороковикова Ольга              

Николаевна

Учитель истории

МБОУ «СОШ №15»

г.Усолье-Сибирское

2013 г.

Пояснительная записка.

Актуальность.

           

          Изучение истории позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время.

          Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.

         В последние годы становится нормой изучать историю, рассматривая различные версии и подходы в трактовке первоисточников. В современной исторической науке многие исторические события являются дискуссионными. К сожалению, в рамках сокращения часов на изучение истории, нет возможности акцентировать внимание детей на важные, ключевые моменты истории, ставшие поворотными в судьбе нашего народа. Ограниченность во времени сокращает возможности формирования познавательной деятельности. Для того чтобы познавать нужно ставить вопросы, а чтобы ставить вопросы нужно анализировать и систематизировать, но при недостатке  времени остаётся только сухая констатация фактов, что снижает интерес у учащихся к истории и усиливает отстранённость.

           Актуальность программы «Ключевые вопросы истории России  XX века» в том, что она позволяет глубже рассмотреть различные исторические аспекты, тщательнее поработать с документами, с дополнительной литературой, с кадрами исторической хроники, познакомиться с точкой зрения известных историков на ту или иную проблему, что невозможно  в рамках обычного урока. На занятиях данного курса появляется  возможность акцентировать внимание учащихся на ключевые вопросы, отказаться от привычных, но малоэффективных методик интерпретации исторических событий. Данный курс позволяет углубить содержание базового курса 11 класса средней общеобразовательной школы. В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами.

 

Новизна.

 Программа помогает учащимся увидеть альтернативы развития страны на различных этапах её развития, позволяет научить учащихся ставить вопросы, а не только отвечать на них, что очень важно с точки зрения развития познавательных способностей. В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории.

Авторская разработка составлена на основе программы М.К. Назаровой «Проблемные и спорные вопросы истории Отечества с древнейших времен до наших дней" с дополнением из программы «История Отечества XX века – глазами очевидцев» под редакцией Р.Г.Мананковой и программы «Реформы и реформаторы» и.М. Тимаковой.

Методологические положения, лежащие в основе курсе, могут быть выражены в виде кратких тезисов:

  1. Историческое развития России рассматривается в контексте всемирной истории.
  2. Особенность российского государства определяется его многонациональностью, многоконфессиональностью, сложившимися традициями и жизненными устоями.
  3. Самобытность России обусловлена социополитическими, культурными, психологическими, геополитическими, конфессиональными и другими факторами.
  4. Особенности   становления   отечественной   государственности, общественные движения и социальные институты.
  5. Личностно-психологический аспект. Роль личности в истории.
  6. XX век – век потрясений (реформы, революции, войны)
  7. Социально-экономические процессы, происходящие в обществе, прогнозирование, моделирование социально-экономических реалий.

Дидактические и психолого-педагогические положения программы опираются на теорию и практику индивидуального подхода к обучению. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Первостепенной в этой связи становится  личность ученика, его индивидуальные возможности, потребности и интересы. Курс «Ключевые вопросы истории России  XX века» кроме дидактических задач направлен на развитие общеинтеллектуальных умений анализа, обобщения, классификации, моделирования ситуации, абстрагирования, осознания, рефлексии. Содержание курса, та форма, в которой он организован:

способствуют развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

формирует устойчивый интерес к историческому прошлому;

создаёт условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории. 

        Различные формы занятий  раскрывают индивидуальные возможности учащихся, способствуют  формированию социально – значимых качеств личности (общительности, эмоциональной устойчивости, умению слушать, понимать, доброжелательности, толерантности и т. п.)

  Цели курса:

1. Создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к прошлому и настоящему  Отечества.

2. Помочь увидеть альтернативы развития страны.

3. Формировать у учащихся умение анализировать и систематизировать учебный материал

Задачи курса:

  • Повышение интереса к истории Отечества.
  • Углубление и осмысление знаний по отечественной истории XX века.
  • Осознание истории страны как многопланового процесса, неоднозначно оцениваемого историками и современниками.
  • Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
  • Формировать умение анализировать, сравнивать, вырабатывать свою точку зрения, делать осознанный выбор и аргументировать его.
  • Формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся
  • Развивать предметные компетенции учащихся в самостоятельной работе  с историческими источниками.

Необходимым условием реализации этих целей и задач является та методика, которая предполагает широкое использование активных и интерактивных методов и приёмов наряду с традиционными формами проведения занятий. Более высокий, чем на уроках истории в основной школе уровень обобщения материала определяет характер рассмотрения ключевых проблем российской истории, в том числе и тех, которые тесно связаны с сегодняшними реалиями

 Программа «Ключевые вопросы истории России  XX века» следует логике исторического развития России. Она составлена с опорой на федеральный компонент государственного стандарта образования. Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с учётом дидактических требований к уровню исторической подготовки выпускников средней школы, современных изменений в исторической науке. 

Программа адресована педагогам и учащимся средней школы. Она служит дополнением к изучаемому в средней школе курсу истории России и углубляет исторический аспект подготовки учащихся.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

 Основные умения и навыки:

•    анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;

•    владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;

•    работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);

•    владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;

•    обобщать, синтезировать, классифицировать, оценивать полученные данные,

анализировать и сопоставлять факты.

Ожидаемые результаты и способы их оценки

По окончании учащиеся должны уметь:

соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;

сравнивать исторические события и исторических деятелей;

излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;

объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;

определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.

 

Форма оценки результатов: зачет-незачет. Учащийся получает зачет при следующих условиях: 1) посещение всех занятий и активное участия в них, умение адекватно применить понятия (определения) в дискуссии; 2) участие в семинарах, работе «круглого стола». Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть: проблемные задания, исторические диктанты,  обобщающие вопросы и задания, тесты. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков. Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или презентации личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности – своего проекта.

Структура программы.

     Программа факультатива предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) В зависимости от возможности учебной нагрузки, тех задач, которые перед собой ставит учитель, интересов школьников материал, предложенный программой, может быть расширен от 1 часа до 2-х часов в неделю.

      Факультативный курс состоит из введения и четырёх разделов.

Введение (1 час).

Знакомство с содержанием  курса

Раздел 1.  Российская империя в начале ХХ века.

 (11 часов)

Развитие  российского общества.

 Россия и мир на рубеже Х1Х-ХХ веков.  Уровень и характер капиталистического развития страны. Роль государства в модернизации России, основные направления. Социальные слои, классы, сословия. Проблема выбора модели общественного развития. Последний монарх династии Романовых.

Российская деревня.

Социальный состав. Крестьянская община. П.А.Столыпин - последний реформатор Российской империи. Современные дискуссии и оценки аграрной реформы.

Русско - Японская война (1904-1905 г.г.)

Причины, цели, итог, её влияние на общественные процессы в стране.

Российская революция 1905-1907 г.г.

 Революция и самодержавие. Русская многопартийность. Манифест или конституция? Власть и общества.  Споры о путях развития  России. Социалистические идеи  - утопия?

Российская империя в первой мировой войне

Основные направления и цели внешней политики России (1905-1914). Антанта. Военные неудачи.  Война и революция, взаимосвязь. Общественное настроение.

1917 год: Начало революции.

Свержение самодержавия. Двоевластие или безвластие. Программы власти. Апрельские тезисы Ленина. Война и революция. Проблемы дальнейшего развития страны.

Установление Советской власти.

Большевики берут власть, II съезд Советов. Октябрьская революция или переворот?  Личность и массы в революции. В.И.Ленин: «Мы пойдём другим путём»? Разгон Учредительного собрания – была ли альтернатива. Диктатура пролетариата.

Гражданская война.

 Брестский мир: необходимость или предательство? Что вместо империи?

Гражданская война и её участники. Интервенция в России.  Левоэсеровский мятеж. Белый и красный террор. Непримиримость открытой вооруженной борьбы за власть, ее общенациональный размах. Причины поражения белых.

Военный коммунизм или государственный социализм. Итоги.

Раздел 2. СССР в 1920-1930-е гг.

(9 часов)

Переход к НЭПу.

Цели и причины НЭПа. X съезд партии. Рыночно – административный характер НЭПа. Нэпманы.  Противоречия НЭПа. Кризисы НЭПа.

Создание СССР.

Сталинская и Ленинская модели. Образование национальных структур на территории России и процесс их объединения. Декларация и практика унитарного государства. Конституция СССР.

Развитие культуры ( 20-е годы)

Культурная революция? Пролетарская культура или культурность пролетариата? Культурное многообразие. Проблемы взаимоотношений интеллигенции и советской власти. Идеологизация духовной жизни общества.

Социалистическая индустриализация.

«Государственный закон». Цели и средства. Планы и итоги. Первые пятилетки. Переход к форсированному строительству социализма. Административные методы управления. Показатели планов и реальные достижения. Стахановское движение.

Трагедия 30-х годов.

Коллективизация крестьянства. Цели и предпосылки. Двадцатипятитысячники. Реакция сверху и снизу. Голод 30-х годов. Колхозный вариант модернизации деревни. «Ликвидация кулачества как класса». Итоги.

Сталинские репрессии. Страшная 58-я. ГУЛАГ. Расстрелянная армия. Сталин и его роль в судьбе страны.

Жизнь советских людей.

«Коммунальный рай». Моральный кодекс строителя коммунизма. Воспитание советского человека. Новая жизнь – новые праздники.

Внешняя политика СССР (1930-1939 гг.)

Попытки создания системы коллективной безопасности. Мюнхенское соглашение или сговор. Можно ли было предотвратить II Мировую войну?

Раздел 3. Великая Отечественная война

(3 часа)

Трагизм и героизм начального этапа.  В чём внезапность нападения? Народная война. Коренной перелом: «Ни шагу назад!»

Раздел 4. От сталинизма к перестройке.

(10 часов)

«Холодная война» и  общемировые конфликты.

Создание ядерного щита. Борьба за сферы влияния. «Доктрина» Трумэна. Блокада Берлина и образование ФРГ. Биполярная система.

Экономическое и политическое развитие СССР после войны.

Послевоенное восстановление хозяйства. СССР в последние годы И.В.Сталина Экономические дискуссии в 1945-1946 гг. Новый виток репрессий. Национальная политика. Идеология. Научные дискуссии.

СССР с 1953 до середины 60-х годов.

Противоречия развития советского союза конца 50-х начало 60-х гг. Первые попытки реформ. ХХ съезд КПСС. «Оттепель» в духовной жизни. Внешняя политика. Проблемы разоружения. СССР и «социалистический лагерь». «Третий мир».

СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.

Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма». Общественная жизнь. Диссиденты. Углубление кризиса внешней и внутренней политики Советского общества. Парадоксы социализма.

Политика разрядки: надежды и результаты.

Региональные конфликты. Афганская война. Отношения к соцстранам. «Доктрина Брежнева».

Перестройка, новое политическое мышление и кризис Советского общества 

Ускорение? Перестройка? Реформа политической системы: цели, итоги, достижения и издержки. «Гласность». Национальная безопасность. (1985-1991 гг.). Социально-экономические итоги. Распад СССР.

Россия в 90-е годы.

Переход к рынку: замыслы и первые итоги. Политический кризис 1993 года. Конституция России. Чеченская война. Отношение с Западом и Востоком. Россия - СНГ.

 Учебно - тематическое планирование

        «Ключевые вопросы истории России XX»

                                                11 класс (1 час в неделю)   34 часа

          Авторская педагогическая разработка комбинаторного типа

Название раздела, темы

Кол. часов

Форма проведения

1

Введение

1

Раздел 1.  Российская империя в начале ХХ века.

11

2

Развитие  российского общества.

1

Работа в группах

3-4

Российская деревня.

2

Активный семинар тес

5

Русско - Японская война (1904-1905 г.г.)

1

Дискуссия

6

Российская революция 1905-1907 г.г.

1

Круглый стол

7

Российская империя в первой мировой войне

1

Дискуссия

8-9

1917 год: Начало революции.

2

Видеолекция

10

Установление Советской власти.

1

Работа в группах

11-12

Гражданская война.

2

Видеолекция

Зачётный урок

Раздел 2. СССР в 1920-1930-е гг.

9

Дискуссия

13

Переход к НЭПу.

1

Круглый стол

14

Создание СССР.

1

Работа в группах

15

Развитие культуры ( 20-е годы)

1

Работа в группах

  16-17

Социалистическая индустриализация.

2

Видеолекция

  18-19

Трагедия 30-х годов.

2

Дискуссия

20

Жизнь советских людей.

1

Работа с источниками

    21

Внешняя политика СССР (1930-1939 гг.)

1

Видеолекция

Зачётный урок

Раздел 3. Великая Отечественная война

3

Семинар

22

Трагизм и героизм начального этапа

1

Видеолекция

23

Коренной перелом

1

Круглый стол

24

Повторно-обобщающий урок по теме Великая отечественная война

1

Деловая игра

Раздел 4. От сталинизма к перестройке

10

  25-26

«Холодная война» и  общемировые конфликты

2

Видеолекция

     27

Экономическое и политическое развитие СССР после войны.

1

Работа в группах

28

СССР с 1953 до середины 60-х годов.

1

Урок-конкурс

29

СССР в середине 60-х - середине 80-х гг.

1

Активный семинар

30

Политика разрядки: надежды и результаты.

1

Зачетный урок

  31-32

Перестройка, новое политическое мышление и кризис Советского общества.

2

Видеолекция

Работа в группах

     33

Россия в 90-е годы.

1

Работа в группах

     34

Повторно-обобщающий урок

1

Зачетный урок

Список литературы

Литература для учащихся

  1. Большая российская энциклопедия. Россия / отв. ред.С. Я. Кравец.

- М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия,2004. - С. 377-407.

  1. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: энциклопедия для школьников.

- М.: Олма-Пресс, Образование, 2002.

  1. Волобуев, О. В. Россия в 90-е годы XX - начале XXI вв. Дополнительные материалы к учебнику-практикуму. 11 класс / О. В. Волобуев, С. В. Кулешов.

- М.: Мнемозина, 2002.

  1. История России XX век. Большая школьная энциклопедия. «Руссика» /

отв. ред. А. О. Чубарьян. - М.: Олма-Пресс, Образование, 2003.

  1. Новейшая история. 20 век. Большая школьная энциклопедия. «Руссика» /

 отв. ред. А. О. Чубарьян. - М. Олма-Пресс, Образование, 2003.

  1. Рябцее, Ю. С. История России - глазами очевидцев XX в. -М.: Эксмо, 2005.

Литература для учителей

  1. Васильева, Л. Н. Дети Кремля / Л. Н. Васильева. - М.: Информационное Содружество «Атлантида», ООО «Изд-во АСТ», 1997.
  2. Всероссийские олимпиады по истории и обществознанию /сост.

 С. И. Козленке - М.: Школьная пресса, 2003. - С. 40-45, 57-58.

  1. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителей /

Л. П. Борзова. - М.: «Владос», 2001.

  1. Герман, А. А. Тесты по истории России с 1939 г. до современности. 11 класс /

А. А. Герман. - Саратов: Издательство «Лицей», 2004.

  1. Если по совести: сборник статей. - М.: Художественная литература, 1988.
  2. Ельцин, Б. Н. Исповедь на заданную тему / Б. Н. Ельцин. -
    М.: Советско-британская творческая ассоциация «Огонек - Вариант»,1990.
  3. Интегрированные уроки в школе. История - литература.11 класс /

сост. Л. Л. Кочергина, Л. А. Тропкина. - Волгоград, 2002.

  1. Медведев Р. А. Личность и эпоха: Политический портрет Л. И. Брежнева.

В 2-х книгах / Р. А. Медведев. - М., 1991.

  1. Нетрадиционные уроки по истории России XX в. в 9, 11 классах / сост.

Т. А. Корнева. - Волгоград, 2002.

  1. Рябцее, Ю. С. История России - глазами очевидцев XX-в. -М.: Эксмо, 2005.

11.' Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма.

- М.: Политиздат, 1989

12. Намедни. Наша эра. 1961-2000. Автор и ведущий Л. Парфенов (видеокассеты).

                                                                                                    Приложение 1.

                         Методические рекомендации

Формы работы: 

  • Индивидуальная работа в малых группах. Осуществляется индивидуальный подход для активизации учебного процесса и повышения мотивации.
  • Круглые столы. Обсуждение, выявление приоритетов, обмен опытом.
  • Групповая работа. Работа в группах по конкретным задачам.
  • Мозговой штурм. Постановка и решение проблемы на основе полученных знаний.
  • Дискуссии. По интересным и проблемным вопросам (итоги анкетирования).
  • Анализ источников. Работа с источниками.
  • Практические семинары. Обсуждение конкретных случаев из жизни, приведение примеров и их анализ на основе полученных знаний.
  • Лекции. Малые лекции для раскрытия основных понятий и ознакомление с темой.
  • Анкетирование. Проводятся на начальном и закрепительном этапах с целью выяснения приоритетов и проблем.

 

 

 

Диагностическая программа по выявлению  эффективности реализации авторской разработки.

Анкета №1

  1. Фамилия, имя, класс.
  2.  Какие школьные предметы вам нравятся? Чем нравятся?
  3. Необходимо ли изучать историю в школе?
  4. Достаточно ли времени уделяется в школе изучению истории?
  5. Что вы ждёте от занятий факультатива?
  6. Готовы ли вы поделиться своими личными знаниями, опытом?
  7. Какие темы вы бы хотели обязательно изучить на занятиях?
  8. Какой период истории отечества вам наиболее интересен и почему?
  9. Какие формы занятий вы бы хотели включить в работу факультатива?
  10. Ваши личные предложения.

Анкета №2.

  1. Понравился ли вам факультативный курс?
  2. Если понравился то чем?
  3. Какие навыки вы приобрели?
  4. Какие формы занятий вам наиболее приемлемы?
  5. Вы бы хотели продолжить работу по данному профилю?

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"

Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедр...

авторская педагогическая разработка

Разработка для обучающихся 8-х классов "Графики улыбаются"...

Авторская педагогическая разработка (адаптационная). Программа "Речь и культура общения"

  Данная программа направлена на формирование навыков культуры общения, выработки  у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общени...

Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)

Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по  патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность,  рассчитана на два года об...

Авторская педагогическая разработка (комбинаторная) «Глюкоза, ее строение и свойства»

в авторской педагогической разработке рассматривается материал в котором большое внимание уделяется практическому применению глюкозы, способствующие формированию общих компетенций....

Авторская педагогическая разработка комбинаторного типа "Профплан"

Программа  предусматривает обучение учащихся 8-9 классов курсу «Профплан». Позволяет учащимся познакомиться с собственным индивидуальным профилем личности, «примерить» его к выбираемому профилю, ...

Авторская педагогическая разработка комбинаторного типа "Бизнес-туризм" (спецкурс)

Данная программа озволяет учащимся активировать интерес к своей области (Иркутской) и другим регионам, их географии, истории, культуре; изучить психологические особенности представителей разных культу...