Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян
план-конспект занятия по истории (10 класс) по теме
Дата проведения:________
Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян
Цели урока:
- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения русской государственности; подчеркнуть многонациональный характер первого русского государства; проанализировать «норманнскую теорию» и ее роль в русской истории; выявить главные направления внешнеполитической деятельности до конца IX в.
-развивающая: способствовать развитию коллективной работы
- воспитательная: воспитывать патриотическое воспитание
План урока:
1. Первые упоминания о государстве Русь. Происхождение названия. Характер этого государства.
2. Норманнская теория, ее значение.
3. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров на Руси.
4. Основные направления внешней политики и культурная ориентация раннего славянского государства.
5. «Военная демократия» и «полюдье».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата проведения:________
Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян
Цели урока:
- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения русской государственности; подчеркнуть многонациональный характер первого русского государства; проанализировать «норманнскую теорию» и ее роль в русской истории; выявить главные направления внешнеполитической деятельности до конца IX в.
-развивающая: способствовать развитию коллективной работы
- воспитательная: воспитывать патриотическое воспитание
План урока:
- Первые упоминания о государстве Русь. Происхождение названия. Характер этого государства.
- Норманнская теория, ее значение.
- Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров на Руси.
- Основные направления внешней политики и культурная ориентация раннего славянского государства.
5. «Военная демократия» и «полюдье».
Основные понятия: варяжская (норманнская) теория, «военная демократия».
Важнейшие даты: первая половина IX в. - первые упоминания о государстве Русь; 860 г. - нападение руссов на Константинополь, заключение мира между Византией и Русью; 862 г. - начало княжения Рюрика в Новгороде; 882 г. - объединение Руси под властью князя Олега, поход его на Киев.
Оборудование урока: карта «Киевская Русь в IX-XI вв.»
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания
- Можно провести опрос у доски по материалу предыдущего урока.
- Схема «Соседи восточных славян»:
3. Послушать сообщения учеников о символике обрядов древнейших славянских праздников, народных примет, загадок и т. п.
II. Закрепление пройденного материала ,
Тест
Укажите, какой племенной союз занимал территорию:
- вокруг озера Ильмень;
- в бассейне реки Припять;
- среднее течение Днепра;
- среднее течение Западной Двины при впадении в реку Полот;
- по рекам Сож и Сейм;
- в бассейнах рек Десна, Сейм и Суда;
- верховья Западной Двины и Днепра;
- бассейн реки Буг;
- в лесных чащах междуречьях Оки, Клязьмы и Волги;
между реками Припять и Западная Двина,
а) Поляне
б) Радимичи
в) Кривичи
г) Тиверцы
д) Уличи
е) Вятичи
ж) Волыняне
з) Ильменские славене
и) Дреговичи
к) Древляне
л) Полочане
м) Северяне
Ответы:
1. з); 2. к); 3. а); 4. л); 5. б); 6. м); 7. в); 8. ж); 9. е); 10. и).
ф); 4. ж), с); 5. д), и).
III. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: С глубокой древности земли восточных славян известны как Русь или Рос. Историки по-разному объясняют происхождение этого названия. Одни считают, что оно образовано от названий рек Роси и Россавы, на берегах которых жили восточнославянские племена. Другие придерживаются мнения, что слово «Русь» пришло вместе с варягами. На древнескандинавском языке воины-гребцы (то есть дружина, прибывшая вместе с Рюриком) называлась русью. Возможно, это слово и дало имя сильному восточнославянскому государству с центром в Киеве. Жителей Руси называли русичами, русинами, а позднее - русскими. Сами русские понимали слово «Русь», как «светлая земля»: русый издавна означала светлый. Понятие «Русь», «Русская земля» поначалу обозначало лишь киевские и соседние с ними южнорусские земли. Лишь позднее, в XII веке, оно распространяется на всю территорию, занятую восточными славянами. Первое государство в землях восточных славян получило название Русь. По имени его столицы ученые стали впоследствии называть его Киевской Русыо, хотя современники так его никогда не называли.
Запись в тетрадях:
Государство — особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения и управления.
Учитель продолжает: Процесс формирования любого государства - процесс длительный, возможен даже временный возврат к догосударственной ситуации, поэтому точная дата возникновения государства всегда носит условный характер. У восточных славян этот процесс занял с VI по IX век.
2. Учитель сообщает: Происхождение русской государственности и самого названия «Русь» едва ли не самая древняя и наиболее популярная тема в отечественной исторической мысли. В письменном варианте впервые была предложена Нестором, который выступил с концепцией варяжского происхождения русской княжеской династии и самого названия «Русь». Вокруг этого сказания историки сломали немало копий и разделились на норманнистов и антинорманнистов.
Работа с учебником: Для лучшего усвоения материала предложить ученикам на основании материала учебника (§ 6, с. 44^15) и с вашей помощью составить следующую таблицу:
Норманисты | антинорманисты |
Норманисты на основании сообщения летописи о варягах в XVN1-XX вв. создали и отстаивали норманнскую теорию, се создателями были немецкие ученые (Иоганн Готфридом Байер и Гсрард Фридрих Миллер), приглашенные Петром работать в Российскую академию. Ее суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне. Сами же восточные славяне якобы не могли самостоятельно создать свое государство, что говорило об их отсталости, исторической обреченности. | Ответом на это стал «репорт» М. В. Ломоносова на высочайшее имя от 16 сентября 1749 г. по поводу труда Г. Ф. Миллера «О происхождении имени и народа Российского». Сторонники этого направления доказывали развитие государственности на Руси задолго до призвания варягов. |
Норманисты и антинорманисты
Учитель сообщает: Споры «норманнистов» и «антинорманнистов» оказались довольно плодотворными. Они заставили оппонентов для доказательства своей правоты привлечь максимальное количество аргументов: лингвистических, текстологических, источниковедческих, археологических и пр. В результате современная наука располагает огромным фактически материалом. Вы можете дополнить свой рассказ, используя Дополнительные материалы (п. 1).
- Учитель сообщает: Летопись рассказывает, что в 862 г. в славянские и угро- финские земли прибыло три брата - Рюрик, Синеус и Трувор. Старший брат - Рюрик - стал править в Новгороде, а его братья Синеус и Трувор в Белоозере и Избор- скс. Но через два года братья умерли и княжить стал один Рюрик. Он властвовал словенами, кривичами, мерей, весыо, муромой. Этим было положено начало русской княжеской династии. Таким образом возникло два центра русской государственности - в Новгороде и в Киеве. После смерти Рюрика остался его малолетний сын Игорь, но все дела в Новгороде взял в свои руки воевода Олег. Именно Олег объединил два древнерусских государственных центра. Ои в 882 г. собрал большую рать и предпринял поход на юг, утвердился в Киеве и сделал этот город своей столицей. Вы можете дополнить свой рассказ, используя Дополнительные материалы (п. 2).
- Учитель сообщает: Олег расширил свои владения, подчинив себе древлян, северян и радимичей. Подчинение князю племени выражалось в военном сотрудничестве и готовности платить дань. Но князь Олег был известен не только своей объединительной политикой, с самого своего возникновения Русь ставила перед собой масштабные задачи: овладение устьем Днепра, устьем Дуная, утверждение в Северном Причерноморье и на Балканах. Частью этой политики стали походы Руси на Византию в 907 и 911 гг. Эти походы закончились успешно для Руси, также Олег заключил выгодный мирный договор о торговле.
5. Учитель сообщает: Переходной ступенью в образовании государства историки считают период военной демократии.
Запись в тетрадях:
Военная демократия - переходный этап в развитии общества, в течение которого выделяется военная знать (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках материальные ценности и политическую власть. С подчиненных земель она собирала дань (полюдье).
Полюдье - объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани.
Учитель сообщает: Название «полюдье» происходит от слов «ходить по людям». Полюдье выполняло роль не только сбора дани, но и осуществляло властные функции князя: он общался с местным населением, «напоминал» о своем руководстве, судил. Именно полюдье связывало воедино зачастую далеко друг от друга находящиеся земли. Полюдье продолжалось шесть месяцев, начиналось в ноябре, продолжалось всю зиму и заканчивалось ранней весной (в апреле).
IV. Итог урока
В хозяйственном, торговом, культурном смысле Среднее Поднепровье намного обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев своим стольным городом, подтвердил это положение.
Домашнее задание
- § 5, 6, работа с контурными картами, ответить на вопросы 2-4 (с. 48);
- Подготовить краткие сообщения о первых князьях - Рюрике, Олеге.
Дополнительный материал для преподавателя
- Варяги - в русских источниках - скандинавы. Варяги, или викинги (в Западной Европе их называли норманнами), были отважными мореходами и храбрыми воинами. Они занимались рыболовством и торговлей, но только этим прокормиться не могли и вынуждены были наниматься в войско чужеземных правителей или промышлять морским разбоем. На легких парусных и гребных судах по морю и через большие и малые реки варяги проникали в южные страны, опустошали богатые города, грабили прибрежных жителей. От викингов страдали франки, позволившие в конечном итоге вождю данов Роллону занять земли в устье Сены и предоставили ему титул герцога Норманнского, с условием защищать французов от других викингов. Немало страдали от набегов викингов англичане, и даже население Средиземноморья.
«Норманнская теория». К норманнской школе примыкает и оригинальное мнение А. А. Шахматова: «Русь - это те же норманны, тс же скандинавы; русь - это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем потомки их стали оседать на менее привлекательном лесистом и болотистом славянском севере». И в самом деле, кажется, всего правильнее будет представлять дело так, что русыо звали в древности не отдельное варяжское племя, ибо такого не было, а варяжские дружины вообще. Как славянское название сумь означало тех финнов, которые сами ссбя звали suomi, так у славян название русь означало прежде всего тех заморских варягов-скандинавов, которых финны звали ruotsi. Это название русь ходило среди славян одинаково с названием варяг, чем и объясняется их соединение и смешение у летописца. Имя русь переходило и на славянские дружины, действовавшие вместе с варяжской русью, и мало-помалу закрепилось за славянским Поднепровьем.
Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. - С. 97. Наш комментарий: Таким образом С. Ф. Платонов присоединяется к норманнской теории происхождения руси. Их оппоненты, представители так называемой славянской школы, среди которых был и М. В. Ломоносов, утверждали, что под именем руси подразумевались славяне.
- Повесть временных лет, начало XII в. О походе Олега на Киев. Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам отправился к ним вместе с младенцем. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов; и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-дс «мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря, добавил: «Вот он сын Рюрика».
А. С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Москва, 1999. - С. 18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Появление государства у восточных славян.
Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...
тест по теме ". Предпосылки создания государства у восточных славян"
можно использовать на уроках истории России в 1о классе...
Образование государства у восточных славян
Урок по истории России в 6 классе....
Презентация к уроку "Образование государства у восточных славян"
Презентация к уроку "Образование государства у восточных славян"...
Конспект урока "Образование государства у восточных славян"
Образование государства у восточных славян....
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ "Образование Древнерусского государства"
Конспект урока ознакомления с новым материалом. Цель урока: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древн...
Появление государства у восточных славян.(6 класс)
выяснить откуда возникло имя «Русь», и кто такие варяги; – продолжить формировать, развивать у уча...