Конспект урока "Образование государства у восточных славян"
план-конспект урока по истории на тему
Образование государства у восточных славян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obrazovanie_gosudarstva_u_vostochnyh_slavyan.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образование государства у восточных славян.
Урок с элементами лабораторной работы.
План:
- Основание Киева
- «Варяжская легенда»
- Нормансты и антинорманисты
- Предпосылки образования государства Киевская Русь.
Ход урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с различными теориями возникновения государства у восточных славян. По ходу работы вы должны определить свою позицию относительно различных теорий возникновения государства у восточных славян и обосновать ее.Также вы попробуете самостоятельно опрделить предпосылки возникновения государства.
- 1. Автор «Повести временных лет» связывал возникновение государства у восточных славян с личностью легендарно Кия, основателя Киева.
- Работа учащихся с фрагментом летописи. Карточка№1
- Мы не можем использовать один исторический источник для подтверждения своей точки зрения. Сейчас я предлагаю вам выступить в качестве экспертов, опровергающих или поддерживающих утверждение летописца.
1.2. В.О. Ключевский не считал Кия легендарной фигурой, но опровергал утверждение о княжеской природе власти основателя Киева.
- Работа учащихся с фрагментом. Карточка№2
2.1. Давайте вспомним, кто такие «варяги», и что мы о них знаем из курса истории средних веков.
2.2. А теперь мы с вами поработаем с текстом. Карточка№3.
Вопросы у тексту.(слайд №1)
- К кому обратились за помощью северные племена Руси?
- Как объясняет летописец причины призвания варягов на Русь?
- Как звали варягов, согласившихся княжить на Руси? Где они обосновались?
- Что можно сказать о характере возникновения государства у восточных славян, основываясь на свидетельстве «Повести временных лет»?
3.1. А теперь мы с вами познакомимся с теориями возникновения государства у восточных славян.
Учитель.
- Посмотрите на экран. Существует норманнская теория возникновения государства. Противоположная ей антинорманская теория .
Небольшая заметка в Повести временных лет стала источником т.наз. "норманской теории". Eё сторонники придерживаются мнения, что исключительной причиной возникновения древнерусского государства стали внешние факторы - в частности, что якобы древнерусская государственность приобрела свои формы не вследствие развития внутренних процессов среди самих восточнославянских племен, а в результате варяжского нашествия. С "норманской теорией" связан и вопрос о происхождении слова "Русь": норманисты не оставляют тени сомнения в том, что самоназвание русов - варяжского происхождения. Некоторые норманисты пользуются понятием "варягорусов", но в любом случае отрицают их принадлежность к восточным славянам. "Норманскую теорию" выдвинули в первой половине XVIII века немецкие историки - Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герард Фридрих Миллер (1705-1783). Оба поселились в России во времена царствования Анны Иоанновны, многие годы работали в Петербургской Академии Наук и опубликовали немало работ. Миллер, в частности, посвятил несколько лет на изучение сибирских архивов, после чего стал автором монументальной
Истории Сибири.] В 1761-1767 гг. в России работал еще один, немецкий историк, Август Людвиг Шлетцер (1735-1809), занимавшийся, в частности, изучением древних русских источников, а особенно Нестора. Именно Шлетцер назвал Нестора автором Повести временных лет. Шлетцер, пожалуй, является самым ярким выразителем "норманской теории".
Против "норманской теории" уже в XVIII в. выступили многие видные историки, в частности Василий Татищев (1686-1750) и Михаил Ломоносов (1711-1765) - они дали начало противоположному учению, т.наз. "славянской школе", Татищев в своей Истории Российской,а Ломоносов в ряде полемических трудов, в частности в Древней российской истории (опубликована в 1766, после смерти автора). Оба учения сосуществовали на протяжении всего XIX века, хотя с видным перевесом в пользу норманистов, к которым принадлежал и Николай Карамзин, и Михаил Погодин (1800-1875), и Сергей Соловьев. Некоторые историки занимали неоднозначную позицию, склоняясь в своих мнениях то к одному, то к другому учению.
Противостояние обоих учений продлилось и в XX веке.
- Работаем с таблицей. (слайд№2)
Учитель.(слайд№3)
Сегодня большинство ученых признают
- историчность Рюрика
- вымышленность Синеуса и Трувора, поскольку «Рюрик синехус трувор» в переводе с древнешведского означает «Рюрик с домом и дружиной»
=варяжское происхождение первых русских князей, поскольку их имена скандинавского происхождения
- возникновение государства у восточных славян под влиянием внутренних предпосылок развития, а не в результате варяжского вторжения.
- Проблемное задание.
- Возможно ли возникновение государства извне? Свою точку зрения поясните.
- Перед вами элементы, которые вы в соответствии со своими представлениями о предпосылках возникновения государства должны расставить по порядку .(Карточка№4)
- Теперь проверим. Объясните почему вы расставили элементы именно в таком порядке.(слайд№4)
4.3. – Для закрепления материала выполним тест. (слайд №5)
5. Домашнее задание. (слайд№6)
Приложение.
Карточка №1. Повесть временных лет.
«Поляне же жили тогда отдельно от других и управлялись своими родами….И были три брата: один по имени Кий, другой- Щек и третий Хорив, а сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей… Кий этот княжил в роде своем, и ходил к царю (в Царьград)…Когда же возвращался, пришел на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему бдизживущие. Так и доныне называют дунайцы городище тот – Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев, тут и умер; братья его Щек и Хорив и сестра их Лфбедь тут же скончались.»
Карточка№2
В.О.Ключевский.
«…Кий был князем в первоначальном смысле родового старейшины; местное предание или предположение ученого редактора летописи превратило его в знатного родоначальника владетельного рода в племени полян, в князя, как понимали это слово в XI в….»
Карточка№3. Повесть временных лет.
« В год 6370(862). Изгнали варяг за море, и не дали имдани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица. И стали воевать сами с собой. И сказали себе:»Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как ныне называются шведы, а ныне норманны и англы, а еще иные готландцы, -вот так и эти назывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик, в Новгороде,а другой,Синеус, на Бело-озере, а третий,Трувор,- а Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Бело-озеро…И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землею полян, Рюрик же тогда княжил в Новгороде.»
Карточка№4.
- Начало неравенства
- Выделение знати
- Переход к соседской общине
- Образование государства
- Захват земель, грабительские набеги
- Усовершенствование обработки земли
- Образование излишков
- Складывание частной собственности
- Господство родовой общины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Появление государства у восточных славян.
Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...
Три позиции по вопросу возникновения государства у восточных славян в российской историографии
В российской историографии сложились три позиции по вопросу возникновения государства у восточных славян (норманнская, славянская и центристская)...
тест по теме ". Предпосылки создания государства у восточных славян"
можно использовать на уроках истории России в 1о классе...
Образование государства у восточных славян
Урок по истории России в 6 классе....
Презентация к уроку "Образование государства у восточных славян"
Презентация к уроку "Образование государства у восточных славян"...
Презентация_Образование государства у восточных славян.
Презентация...
Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян
Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...