Образование государства у восточных славян
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Григорьева Ирина Николаевна

Урок по  истории России  в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rossii_6klass.rar2.84 МБ

Предварительный просмотр:

                                       

                                         ПЛАН  -  КОНСПЕКТ  

   

Урок  истории в 6 классе по теме

   "Образование государства у восточных славян"

 1. ФИО:  Григорьева Ирина Николаевна

2. Место работы: МБОУ   ООШ  с. Подсосенки   Балаковского района  Саратовской области

3.  Должность: учитель истории  и обществознания

4. Предмет: история

5. Класс: 6

6. Тема и номер урока в теме: «Образование   государства  у  восточных славян», урок №4

7. Базовый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина  «История  России: С  древнейших времен до конца XVI века: Учеб.  для 6класса общеобразоват. Учреждений. -  М.: Просвещение, 2010.  

8. Цель  урока:

изучить процесс формирования Древнерусского государства 

9. Задачи:

  Способствовать определению фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в.; рассмотреть  систему управления Древнерусским государством;

содействовать дальнейшему развитию умений и навыков самостоятельной работы с текстом; развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;

развитие навыков работы с исторической картой;

развивать умение работать в группах  (в парах)

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

Оборудование

10. Тип урока:   открытие новых знаний         

11. Формы работы учащихся:  анализ документов, беседа по прочитанному тексту, работа по карте, работа со схемой

12. Необходимое   оборудование: 

Карта “Древнерусское государство в IX-XII вв.»,  документ «Повесть  временных  лет» Нестора, текст учебника,   меловые записи на доске.

Презентация к уроку, рабочая тетрадь, карточки с проблемными заданиями для групп

13. Основные понятия:

  • Государство
  • варяги (норманны)
  • князь
  • дружина  
  • полюдье
  • Функции государства

План урока:  

 1. Государство. Предпосылки создания государства.

       2. Варяги в Восточной Европе.

        3. Образование государственных центров и государства у восточных славян

 Эпиграфы:

« Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити , и откуда Русская земля стала есть …»

                                                                     Летописец Нестор

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего”.          

(М.Горький)

14. Структура и ход  урока 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1.Мотивация к учебной деятельност.(2-3 мин)

Мини-цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Организация класса

Создает для учеников проблемную ситуацию Появление  государства     у  восточных  славян: закономерность  или случайность?»

Презентация

«Образование  государства  у восточных славян» (слайд1) Наша Родина -Россия

Работа с картой, находят государство, в котором  мы живем.

Л,П,Р,К 

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

(5-7мин.)

выявляет затруднения учащихся в выполнении задания 1 в рабочих тетрадях, стр.9,

Комментируют по парам выполненное задание, фиксируют ошибки

К,Л,П

3.Выявление места и причины затруднения

(5-7миню)

Фронтальная беседа с учащимися по вопросам: Что  входит в функции государства? Что такое государство?  Что регулирует государство…

Отвечая на вопросы, дети восполняют пробелы   в выполненном задании, исправляя допущенные  ошибки

К,П

 Познавательные:   формулирование проблемы.

 Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

(6-9мин)

Демонстрация слайда

№3, 4  Презентации, показывается  схема  «Образование  государства  у восточных славян»

Выстраивают логическую цепочку,  в ходе которой заполняется схема «Государство.Функции государства»

Л,П,Р, К 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

 

5. Этап реализации построенного проекта

(4-6мин.)

 Беседа с детьми по вопросам учебника, побуждающим мыслить ученика          

Работа с текстом учебника. Находят и преобразуют информацию

работают с понятийным аппаратом 

Физкультминутка

П,К

Познавательные: работа с понятийным аппаратом 

6.Этап первичного закрепления  с проговариванием во внешней речи

(5-7мин.)

Проблемно-диалогическое общение, суммирует знания учащихся, подводит их к выводу через общение

Отвечая на вопросы, дети делают  вывод, обобщая  первичные знания и производят их закрепление. Работа с картой.

П,К,Л

Познавательные:выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение   строить высказывания.

 Коммуникативные:работа в  группах,  оценка действии одноклассника

7этап Этап  самостоятельной работы проверки по эталону.  (5-7мин.)

Знакомит с алгоритмом выполнения задания, формирует умения учащихся в правильности его применения, создание ситуации успеха

Работают  с таблицей «Управление древнерусским государством», рабочая тетрадь, задание 5, осмысленная коррекция учащихся своих ошибок в самостоятельной работе

 Р, К

 Регулятивные: Контроль в форме сопоставления способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

8.Включение в  систему знания и повторения

(6-9миню)

Подводит учащихся к выводу по поставленной проблеме в начале урока, нацеливает на работу с карточками

Обобщают, систематизируют полученные знания, делают вывод по проблеме.

Р, П, К 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

9. Рефлексия учебной деятельности и самооценка

Домашнее задание(3-4мин.)

Фронтальный диалог

Отметить работу   на  уроке  всех учащихся. Выделить наиболее активных. Поставить отметки.          

Комментирует, объясняет и записывает на доске д/з

Дают самооценку  и оценивают    работу всего класса

К. П,

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

 Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

 

 

Ход урока.

1.Мотивация учащихся

Вступительное слово учителя.

Наш урок  я начну  стихотворением  В.Жуковского о Родине

Презентация «Образование  государства  у восточных славян »(слайд1) Наша Родина -Россия

 

Страна, где мы впервые

   Вкусили  сладость бытия,

Поля, холмы  родные,

   Родного неба  милый свет,

Знакомые потоки,

   Златые  игры первых лет

И первых лет уроки,

   Что вашу прелесть заменит?

О  Родина  святая,

   Какое   сердце  не дрожит,

Тебя  благословляя?

 

                                   Жуковский

Наша Родина – Россия!  Прекрасное  и богатое  государство! Сколько  событий  произошло в истории нашей страны и государства: изменялась территория, менялись названия  страны,  выдающиеся  люди  государства оставляли  след  в  развитии  мировой истории  и истории Отечества.  Россия!… А   как вы думаете,  почему  появилось   наше государство?...Как оно формировалось?...  

 

Слайд2,3

                                                                                           

«Наша Родина - история в исторических  картах»

 

  «Повесть временных лет»          ( Слайд4)                                                                                                              « Откуда есть пошла Русская земля , кто в Киеве нача первее   княжити , и откуда Русская земля стала есть …»         Летописец  Нестор

                                                                                                                                                                                                                 

Исходя  из ранее сказанного  как  вы могли бы  обозначить тему нашего урока? После нескольких    предположений  учитель  записывает тему на доске, а учащиеся в тетрадях:                      

ТЕМА: "Образование государства у восточных славян"

 2этап Актуализация

 Учитель: «А что такое государство? »

  • Индивидуальная  работа  в рабочих тетрадях: задание№1 к пар.3 Составление логической   цепочки.

 

3этап.- Выявление места и причины затруднения

Процесс образования государства довольно длительный, но неизбежный. Его проходят все народы в своей истории.

(Обращаю внимание на термин государство (§3,с, 19).

---  На   основе ранее полученных знаний и в ходе совместной работы  учителя и  учащихся дети выстраивают логическую цепочку,   а затем заполняют  схему   «Функции (задачи) государства».

(Работа  со слайдом 4 презентации «Образование  государства  у восточных славян» )

  1. Какие государства Древнего мира и Средних веков  вы  назовете?
  2. Что объединяет государства?  
  3. Каковы условия и причины их формирования?
  4.  Когда  образовалось государство у восточных славян? / слайд  5/

4этап. Этап построения проекта выхода из затруднения

Слад5

5.Этап реализации построенного проекта

Работа с текстом учебника  с.21 аб.2-4. Прочитать текст, выписать встретившиеся в тексте термины, объяснить их значение. /Ремесленники, печенеги, купцы, дружина, князь/ Беседа по вопросам:

1.Какими товарами велась торговля на пути «из варяг в греки»?

2.Как называются люди,   профессионально занимающиеся торговлей?

3. Что такое город?..

4.Кто проживал в нем?...

На доске  записаны понятия, дети дают их комментарий.

6 этап. Этап первичного закрепления  с проговариванием во внешней речи 

 Работа с картой и атласом «Киевская Русь»

Работа с источником «Повесть временных лет» О захвате Олегом Киева

 Вопросы: Покажите два исторических центра восточных славян. Кто участвовал в походе Олега на Киев?  Как  вы думаете, почему Олег объявил Киев столицей Древнерусского государства?   Какие выводы из этого следуют?

Выводы:  Государство образовалось в конце 9 века. Вторжение варягов  ускорило этот процесс. /слайд6-7/

7 этап.  Этап  самостоятельной работы проверки по эталону.  Дети работают  с таблицей в рабочей тетради, задание 5, п.3. В соответствующие колонки таблицы запишите цифры, которыми обозначены варианты ответов. 

8 этап. Включение в систему знания и повторения.  Демонстрация слайда № 6,7. Дети делают вывод  по поставленной  проблеме.

Процесс появления государства является неизбежным и закономерным. 2.В конце 9 века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь.

В конце IX века, в 882 году,  на землях восточных славян сложилось Древнерусское государство -  Киевская Русь. Оно формировалось  в результате  сложного, закономерного    взаимодействия внутренних  и внешних факторов.  В древнерусском государстве сменились элементы родоплеменного управления.  Управлял государством князь, с помощью дружины, опираясь на полюдье.

9 этап. Рефлексия.

Что Вы узнали на уроке? Чему научились? (научились  дискутировать, работать с источником, вырабатывать   свою точку зрения, позицию, личностно осмысливать изучаемый материал)        (Слай8)

 Отметить работу на уроке всех учащихся. Выделить наиболее активных. Поставить отметки.          

Учащиеся  в ходе фронтального диалога с учителем  фиксируют новое содержание, изученное на уроке, оценивают  работу  всего  класса, ими  дается оценка собственной учебной деятельности.

Учитель подводит итог урока, задает домашнее задание, комментирует его и обязательно записывает на доске.

 Д/з: составить рассказ о путешествии купца по торговому пути  «из варяг в греки».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Появление государства у восточных славян.

Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...

Три позиции по вопросу возникновения государства у восточных славян в российской историографии

В российской историографии сложились три позиции по вопросу возникновения государства у восточных славян (норманнская, славянская и центристская)...

тест по теме ". Предпосылки создания государства у восточных славян"

можно использовать на уроках истории России в 1о классе...

Презентация к уроку "Образование государства у восточных славян"

Презентация к уроку "Образование государства у восточных славян"...

Конспект урока "Образование государства у восточных славян"

Образование государства у восточных славян....

Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян

Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...