Образование государства у восточных славян
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Урок истории в 6 классе по теме
"Образование государства у восточных славян"
1. ФИО: Григорьева Ирина Николаевна
2. Место работы: МБОУ ООШ с. Подсосенки Балаковского района Саратовской области
3. Должность: учитель истории и обществознания
4. Предмет: история
5. Класс: 6
6. Тема и номер урока в теме: «Образование государства у восточных славян», урок №4
7. Базовый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6класса общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
8. Цель урока:
изучить процесс формирования Древнерусского государства
9. Задачи:
Способствовать определению фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в.; рассмотреть систему управления Древнерусским государством;
содействовать дальнейшему развитию умений и навыков самостоятельной работы с текстом; развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;
развитие навыков работы с исторической картой;
развивать умение работать в группах (в парах)
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
Оборудование
10. Тип урока: открытие новых знаний
11. Формы работы учащихся: анализ документов, беседа по прочитанному тексту, работа по карте, работа со схемой
12. Необходимое оборудование:
Карта “Древнерусское государство в IX-XII вв.», документ «Повесть временных лет» Нестора, текст учебника, меловые записи на доске.
Презентация к уроку, рабочая тетрадь, карточки с проблемными заданиями для групп
13. Основные понятия:
- Государство
- варяги (норманны)
- князь
- дружина
- полюдье
- Функции государства
План урока:
1. Государство. Предпосылки создания государства.
2. Варяги в Восточной Европе.
3. Образование государственных центров и государства у восточных славян
Эпиграфы:
« Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити , и откуда Русская земля стала есть …»
Летописец Нестор
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего”.
(М.Горький)
14. Структура и ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
1.Мотивация к учебной деятельност.(2-3 мин) Мини-цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Организация класса Создает для учеников проблемную ситуацию Появление государства у восточных славян: закономерность или случайность?» Презентация «Образование государства у восточных славян» (слайд1) Наша Родина -Россия | Работа с картой, находят государство, в котором мы живем. | Л,П,Р,К Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.: Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии (5-7мин.) | выявляет затруднения учащихся в выполнении задания 1 в рабочих тетрадях, стр.9, | Комментируют по парам выполненное задание, фиксируют ошибки | К,Л,П |
3.Выявление места и причины затруднения (5-7миню) | Фронтальная беседа с учащимися по вопросам: Что входит в функции государства? Что такое государство? Что регулирует государство… | Отвечая на вопросы, дети восполняют пробелы в выполненном задании, исправляя допущенные ошибки | К,П Познавательные: формулирование проблемы. Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения (6-9мин) | Демонстрация слайда №3, 4 Презентации, показывается схема «Образование государства у восточных славян» | Выстраивают логическую цепочку, в ходе которой заполняется схема «Государство.Функции государства» | Л,П,Р, К Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
|
5. Этап реализации построенного проекта (4-6мин.) | Беседа с детьми по вопросам учебника, побуждающим мыслить ученика | Работа с текстом учебника. Находят и преобразуют информацию работают с понятийным аппаратом Физкультминутка | П,К Познавательные: работа с понятийным аппаратом |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5-7мин.) | Проблемно-диалогическое общение, суммирует знания учащихся, подводит их к выводу через общение | Отвечая на вопросы, дети делают вывод, обобщая первичные знания и производят их закрепление. Работа с картой. | П,К,Л Познавательные:выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение строить высказывания. Коммуникативные:работа в группах, оценка действии одноклассника |
7этап Этап самостоятельной работы проверки по эталону. (5-7мин.) | Знакомит с алгоритмом выполнения задания, формирует умения учащихся в правильности его применения, создание ситуации успеха | Работают с таблицей «Управление древнерусским государством», рабочая тетрадь, задание 5, осмысленная коррекция учащихся своих ошибок в самостоятельной работе | Р, К Регулятивные: Контроль в форме сопоставления способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
8.Включение в систему знания и повторения (6-9миню) | Подводит учащихся к выводу по поставленной проблеме в начале урока, нацеливает на работу с карточками | Обобщают, систематизируют полученные знания, делают вывод по проблеме. | Р, П, К Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
9. Рефлексия учебной деятельности и самооценка Домашнее задание(3-4мин.) | Фронтальный диалог Отметить работу на уроке всех учащихся. Выделить наиболее активных. Поставить отметки. Комментирует, объясняет и записывает на доске д/з | Дают самооценку и оценивают работу всего класса | К. П, Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
Ход урока.
1.Мотивация учащихся
Вступительное слово учителя.
Наш урок я начну стихотворением В.Жуковского о Родине
Презентация «Образование государства у восточных славян »(слайд1) Наша Родина -Россия
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Жуковский
Наша Родина – Россия! Прекрасное и богатое государство! Сколько событий произошло в истории нашей страны и государства: изменялась территория, менялись названия страны, выдающиеся люди государства оставляли след в развитии мировой истории и истории Отечества. Россия!… А как вы думаете, почему появилось наше государство?...Как оно формировалось?...
Слайд2,3
«Наша Родина - история в исторических картах»
«Повесть временных лет» ( Слайд4) « Откуда есть пошла Русская земля , кто в Киеве нача первее княжити , и откуда Русская земля стала есть …» Летописец Нестор
Исходя из ранее сказанного как вы могли бы обозначить тему нашего урока? После нескольких предположений учитель записывает тему на доске, а учащиеся в тетрадях:
ТЕМА: "Образование государства у восточных славян"
2этап Актуализация
Учитель: «А что такое государство? »
- Индивидуальная работа в рабочих тетрадях: задание№1 к пар.3 Составление логической цепочки.
3этап.- Выявление места и причины затруднения
Процесс образования государства довольно длительный, но неизбежный. Его проходят все народы в своей истории.
(Обращаю внимание на термин государство (§3,с, 19).
--- На основе ранее полученных знаний и в ходе совместной работы учителя и учащихся дети выстраивают логическую цепочку, а затем заполняют схему «Функции (задачи) государства».
(Работа со слайдом 4 презентации «Образование государства у восточных славян» )
- Какие государства Древнего мира и Средних веков вы назовете?
- Что объединяет государства?
- Каковы условия и причины их формирования?
- Когда образовалось государство у восточных славян? / слайд 5/
4этап. Этап построения проекта выхода из затруднения
Слад5
5.Этап реализации построенного проекта
Работа с текстом учебника с.21 аб.2-4. Прочитать текст, выписать встретившиеся в тексте термины, объяснить их значение. /Ремесленники, печенеги, купцы, дружина, князь/ Беседа по вопросам:
1.Какими товарами велась торговля на пути «из варяг в греки»?
2.Как называются люди, профессионально занимающиеся торговлей?
3. Что такое город?..
4.Кто проживал в нем?...
На доске записаны понятия, дети дают их комментарий.
6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Работа с картой и атласом «Киевская Русь»
Работа с источником «Повесть временных лет» О захвате Олегом Киева
Вопросы: Покажите два исторических центра восточных славян. Кто участвовал в походе Олега на Киев? Как вы думаете, почему Олег объявил Киев столицей Древнерусского государства? Какие выводы из этого следуют?
Выводы: Государство образовалось в конце 9 века. Вторжение варягов ускорило этот процесс. /слайд6-7/
7 этап. Этап самостоятельной работы проверки по эталону. Дети работают с таблицей в рабочей тетради, задание 5, п.3. В соответствующие колонки таблицы запишите цифры, которыми обозначены варианты ответов.
8 этап. Включение в систему знания и повторения. Демонстрация слайда № 6,7. Дети делают вывод по поставленной проблеме.
Процесс появления государства является неизбежным и закономерным. 2.В конце 9 века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь.
В конце IX века, в 882 году, на землях восточных славян сложилось Древнерусское государство - Киевская Русь. Оно формировалось в результате сложного, закономерного взаимодействия внутренних и внешних факторов. В древнерусском государстве сменились элементы родоплеменного управления. Управлял государством князь, с помощью дружины, опираясь на полюдье.
9 этап. Рефлексия.
Что Вы узнали на уроке? Чему научились? (научились дискутировать, работать с источником, вырабатывать свою точку зрения, позицию, личностно осмысливать изучаемый материал) (Слай8)
Отметить работу на уроке всех учащихся. Выделить наиболее активных. Поставить отметки.
Учащиеся в ходе фронтального диалога с учителем фиксируют новое содержание, изученное на уроке, оценивают работу всего класса, ими дается оценка собственной учебной деятельности.
Учитель подводит итог урока, задает домашнее задание, комментирует его и обязательно записывает на доске.
Д/з: составить рассказ о путешествии купца по торговому пути «из варяг в греки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Появление государства у восточных славян.
Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...
Три позиции по вопросу возникновения государства у восточных славян в российской историографии
В российской историографии сложились три позиции по вопросу возникновения государства у восточных славян (норманнская, славянская и центристская)...
тест по теме ". Предпосылки создания государства у восточных славян"
можно использовать на уроках истории России в 1о классе...
Презентация к уроку "Образование государства у восточных славян"
Презентация к уроку "Образование государства у восточных славян"...
Конспект урока "Образование государства у восточных славян"
Образование государства у восточных славян....
Презентация_Образование государства у восточных славян.
Презентация...
Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян
Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...