Появление славян.
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Шагдыр-оол Азиана Артуровна

Дата проведения:________

Тема урока: Появление славян. Славяне V-VIII вв. Религия древних славян.

Цели урока:

- образовательная: охарактеризовать главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян; описать их отношения с соседними племе­нами и народами, общий уровень социально-экономического развития.

-развивающая: способствовать развитию коллективной работы

- воспитательная: воспитывать патриотическое воспитание

 

План урока:

1.    Союзы славянских племен. Расселение.

2.    Занятия: хозяйство, ремесла, торговля. Рост городов.

3.    Общественный строй и социальные отношения восточных славян.

4.     Соседние народы и племена.

5.     Религия восточных славян.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата проведения:________

Тема урока: Появление славян. Славяне V-VIII вв. Религия древних славян.

Цели урока:

- образовательная: охарактеризовать главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян; описать их отношения с соседними племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития.

-развивающая: способствовать развитию коллективной работы

- воспитательная: воспитывать патриотическое воспитание

План урока:

  1. Союзы славянских племен. Расселение.
  2. Занятия: хозяйство, ремесла, торговля. Рост городов.
  3. Общественный строй и социальные отношения восточных славян.
  4. Соседние народы и племена.
  5. Религия восточных славян.

Основные понятия: союзы племен, родовая община, соседская община, путь «из

варяг в греки», язычество.

 Важнейшие даты: VIII в. - объединение славян в племенные союзы; конец VIII-

IX вв. - освобождение от власти хазар.

 Оборудование урока: карты «Расселение восточных славян», «Византийская империя и славяне»; изображения языческих богов или фотографии этнографических материалов: одежда, изделия ремесла и т. п. древних славян. Возможно привлечение материалов местного краеведческого музея.

Рекомендуемая организация урока

I. Проверка домашнего задания

а)        Проверка контурных карт и знания материала учебника. Можно вызвать к доске двух учеников. Первого попросить рассказать о племенах скифов и сарматов, попросить показать на карте, где они жили. Второго - о Великом переселении народов, о его причинах; попросить показать на карте.

б)        Проверить доклады по краеведению.

П. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: К VII—IX вв. восточная ветвь славянства населяла значительную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге - до Черного моря (показать на карте). Размещение восточнославянских племен подробно описано летописцем Нестором. Причем, расселение племен, данное в Повести Временных Лет подтверждается археологическим материалом.

Работа с учебником: Предложить учащимся, пользуясь картой и учебником (§ 5, с. 37-38), составить таблицу следующего содержания.

Расселение восточнославянских племен

Название племенного союза

Место расселения

Поляне

Среднее течение Днепра

Древляне

В бассейне реки Припять, город Искоростень

Дреговичи

На территории современной Беларуси

Полочане

Среднее течение Западной Двины при впадении в реку Полот, главный город Полоцк

Ильменские славсне (или словене)

Вокруг озера Ильмень. Главный город Новгород

Северяне

В бассейнах рек Десна, Сейм и Суда. Город Чернигов

Радимичи

По рекам Сож и Сейм

Кривичи

Верховья Западной Двины и Днепра, главный город Смоленск

Вятичи

В лесных чащах междуречьях Оки, Клязьмы и Волги, города Ростов и Суздаль

Волыняне (бужанс)

По реке Буг

Уличи

Нижнее Поднепровье, побережье Черного моря

Тиверцы

Между реками Днестр и Прут

Учитель сообщает: Зона расселения восточных славян была лишена естественных границ, поэтому была «открыта» как вторжениям, так и культурным влияниям и воздействиях соседних народов.

2. Учитель сообщает: Среднее Поднепровье - наиболее благоприятный регион для хозяйственной деятельности. Но в то же время существовали различия в системе земледелия восточных славян живущих на юге и на севере.

Работа с учебником: Для лучшего усвоения материала можно также составить таблицу, используя материалы учебника (§ 5, с. 39-40) (можно использовать в качестве домашнего задания):

Развитие хозяйства восточных славян

Юг

Север

Поселения

Был недостаток воды и постоянные опасности, люди селились крупными массами, скучивались в огромные села. На Юге было много городов, служивших центрами торговли

Болотистая и лесистая местность, было мало сухих мест. Преобладали села с незначительным населением (3-4 двора) Городов было мало.

земледелие

Перелог:

2-3 года пользовались землей, а когда почва истощалась, переходили на другое место

Подсечно-огневая система:

  1. год: вырубали лес
  2. год: сжигали и сеяли прямо в золу

земледельческие: рожь, пшеница, ячмень, просо

огородные: репка, капуста, свекла, морковка, редька, чеснок

технические: лен, конопля

орудия

Соха, рало, плуг с железным лемехом

Топор, мотыга, соха, заступ

Юг                                                                  | Север

С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне выводили свиней, коров, мелкий рогатый скот

скотоводство

Волы

Лошади

промыслы

Собирательство и охота продолжают играть существенную роль в жизни славян. Основные промыслы: лыкодерство, зверо- гонство, солеварение, бортничество, охота и рыболовство.

Хлебопашцам севера побуждения расширять пахоту не было, т. к. земля была бедной, вспахивать ее было тяжело, были сильно удалены от крупных рынков. В восполнение скудного заработка от хлебопашества жители обращались к промыслам: лыкодерство, звсрогонство, солеварение, борт-ничество, охота и рыболовство.

Главным в хозяйстве была внешняя торговля.

Торговали хлебом, воском, медом, мехом с Римом и Византией.

Слишком удален от приморских рынков, внешняя торговля не стала движущей силой народного хозяйства.

торговля

Путь «из варяг в греки» (конец IX в.) По Днепру —♦ возле Смоленска волоком до Ловоти —> в оз. Ильмень —» в Волхов —» в оз. Нсво —> в Варяжское морс —♦ до Рима —> до Царьграда —> Понтийскос (Черное) море

Внутренний рынок был развит слабо, в основном происходил обмен сельскохозяйственной продукции на ремесленные изделия

Работа с картой: Покажите на карте торговый путь «из варяг в греки». Учитель сообщает: Города как центры ремесла и торговли обычно располагаются на холме у излучины рек.

Учитель может нарисовать на доске следующую схему древнего города:

image1

Учитель сообщает: Летописец Нестор приводит в своем труде легенду об основании города Киева. Жили-были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смышлены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

  1. Учитель сообщает: Низкий уровень развития производительных сил требовал больших затрат труда. Наиболее трудоемкие работы мог выполнить только большой коллектив. Поэтому большую роль в жизни славян играла община (мир, вервь).

Запись в тетрадях:

Родовая община - коллектив кровных родственников, которые имеют общую собственность и вместе ведут хозяйство.

Учитель сообщает: Постепенно на смену родовой общины пришла соседская. Одной из причин перехода к соседской общине была смена подсечного земледелия пахотным.

Пахотное земледелие - Вид земледелия, не требовавший трудоемкой работы по обработке земли, так как земля была уже расчищена предшествующими поколениями, но восстановившая плодородность. Такой участок могла обработать одна семья.

Запись в тетрадях:

Соседская община - более дробное объединение, основанное на выделении из рода отдельных малых семей.

Учитель сообщает: Но все же в обществе усилилось значение отдельной личности, отдельной семьи. Зарождалось право частного владения, частной собственности.

Запись в тетрадях:

Частная собственность - форма собственности, при которой средства производства и продукты труда принадлежат частным лицам.

  1. Работа с картой: Покажите на карте, с какими племенами и народами соседствовали восточные славяне. Предложите ученикам в виде домашнего задания составить таблицу «Соседи восточных славян» (си. Домашнее задание №2).
  2. Учитель сообщает: Религия была существенной частью жизни древних славян. Каждое событие в жизни человека, от рождения до самой смерти, сопровождалось определенными обрядами и заклинаниями.

Запись в тетрадях:

Политеизм - (от греческих слов «поли» — много и «теос» - бог) вера во многих богов.

Язычество - (от старославянского слова «языци» - народы-иноземцы, не принявшие христианства) религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство.

Учитель сообщает: Восточные славяне поклонялись многим различным явлениям природы. У них имелось и одно верховное божество, к которому все остальные находились в подчиненном состоянии. Это был бог Сварог - бог вселенной, неба и небесного огня. Однако по мере утверждение власти князей, начала великих военных походов, на первый план все больше выдвигается божество молнии, войны, покровитель князей - Перун.

Работа с учебником: Для лучшего усвоения материала рекомендуется составить таблицу на основе учебника (§4 С. 33-34) или с привлечением материалов книг и энциклопедий (такой вид работы можно использовать и в виде домашнего задания):

Сварог        Бог неба и небесного огня

Сварожичи        Сыновья Сварога        ,

Перун        Бог молнии, войны, покровитель князей

Даждьбог        Бог Солнца и света

Ярило        Бог воздушных стихий

Велес        Бог скота, богатства

Симаргл        Бог подземного царства

Мокошь        Богиня плодородия, женщин, домашнего очага.

Также существовал годовой цикл земледельческих праздников, были распространены приметы и гадания.

Чтение дополнительного материала (см. в конце урока).

III. Итог урока

Социально-экономическое развитие во многом повлияло па развитие общества у восточных славян, на появление у них стремления к созданию государства. Первые зачатки государства появились в тех восточнославянских землях, где хозяйство развивалось быстрее по сравнению с другими землями. Это были земли полян и новгородских словен.

Домашнее задание

  1. § 4, 5, ответить на вопросы 1-3, с. 42.
  2. С помощью учебника, карт и дополнительной литературы составить таблицу «Соседи восточных славян» по принципу: в середине - восточные славяне, а соответственно на севере, юге, западе и востоке - их соседи. Литература: Славянская энциклопедия. В 2-х тт. - М., 2002; Мир русской истории. Энциклопедический справочник. -М., 1999 и др.;
  3. Предложить учащимся подготовить небольшие сообщения о том, что символизируют образы и обряды древнейших славянских праздников, таких, как Новый год, Масленица, день Ивана Купаны и др. Так же можно охарактеризовать народные приметы (о погоде), загадки и т. п.

Дополнительный материал для преподавателя

Язычество славян. Летописи молчат о существовании храмов и жрецов у наших восточных славян. Природными жертвенниками, алтарями... служили горы, скалы, камни огромной величины. Обычай приносить жертвы под деревьями мог произойти и от того, что первоначально жертва назначалась для душ умерших, а души умерших, по всеобщему верованию, обитали в лесах, на деревьях, преимущественно на дубах. Кроме деревьев жертвы приносились также у воды. Славяне смотрели на жертву именно как на трапезу, поставляемую богам; и по введении христианства жертвы продолжались по-старому, в домашнем кругу, предлагались душам усопших родичей и рожаницам... Есть известия, что у русских славян были также в обычае человеческие жертвы, которые у народов были большею частью умилостивительные: при каких-нибудь общественных бедствиях думали. Что божество гневается за чьи-нибудь грехи, и потому искали преступника, которого и приносили в умилостивительную жертву...

СоловьевС. М. Сочинения в 18-ти книгах. М„ 1988-1991. - Т.1.-Кн. 1.-С. 108-109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Появление государства у восточных славян.

Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"

Программа по  патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование  клуба «Славяне»...

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс  по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Рабичие листы по Истории Брянского края 8 класс  по темам ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, СЛАВЯНЕ И РУСЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА...

Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян

Дата проведения:________Тема урока: Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славянЦели урока:- образовательная: выяснить причины и факторы возникновения р...

Появление государства у восточных славян.(6 класс)

выяснить откуда возникло имя «Русь», и кто такие варяги;               – продолжить формировать, развивать у уча...