Урок (конспект) по теме "Социальные нормы"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Тема урока «Социальные нормы в жизни человека» запрограммирован для 10 класса.
Данный урок актуален по нескольким причинам.
Содержательный аспект дает возможность понять, что социальные нормы необходимы, содержание позволяет показать связь между задачами обучения, развития и воспитания, как соединятся в деятельности учащихся навыки, эвристические и креативные состояния, нравственные убеждения.
С точки зрения дидактики позволяет увидеть динамику формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать, делать выводы на основе сравнений и обобщений.
Многовариантность и диалогичность покажет степень возможного сочетания вариативности образования (содержательной, дидактической , индивидуально-личностной) и жестких ограничений – уроком, как элементом классно-урочной системы.
По соотношению структурных звеньев обучения – урок изучения нового материала, по характеру деятельности – проблемный.
Проблемы урока – необходимость разрешения противоречий между:
- безличными (формальными) знаниями государственного стандарта и личными, собственными результатами самостоятельной деятельности учащихся;
- фронтальной, групповой и индивидуальной формами обучения, воспитания и развития, адресованные каждому ученику.
Цель – создать для учащихся условия для того, чтобы они, опираясь на свой жизненный опыт, самостоятельно сделали вывод о значении социальных норм в жизни человека, анализируя текст сказки;
- создать условия для самоактуализации и самореализации учащихся;
-предоставить возможность для конструирования собственного знания;
-реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
-помочь выработать навыки интеллектуального труда, предоставляя учащимся право на ошибку и право на сотрудничество
В уроке применяются элементы мастерской – это прежде всего самостоятельное исследование незнакомого художественного текста учащимися, рефлексивная форма личностно-деятельной организации учебного процесса. Она построена на познании внешнего и внутреннего собственного мира; осознания себя в социуме через субъективный диалог и сотрудничество.
Цель диалога – формирование целостного представления по теме урока с учетом самых разных взглядов и мнений. В диалоге идет обмен суждениями участников, прояснение неясного в позициях другого, подтверждение или опровержение своей точки зрения и в целом – выход на качественно новый уровень осмысления стихов в результате интегрирования представленных позиций.
Усвоение опыта идет в процессе поиска, оно сопряжено с эмоционально-личностным отношением, в результате опыт нравственных, эстетических и других переживаний тоже усваивается ребенком. Отсюда следует последний этап – рефлексия-самоанализ.
Дифференцированное домашнее задание поможет закрепить как теоретическую так практическую значимость полученных знаний на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок изучения нового материала | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Социальные нормы»
Организационный момент (приветствие учеников, отметка в журнале отсутствующих учеников).
1 часть урока: целеполагание.
Эпиграф записан на доске
«Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным».
СЕНЕКА (4г до н.э. – 65г), римский философ
Учитель спрашивает,о чем пойдет речь на уроке?
Учащиеся отвечают, что речь пойдет о правилах, о нормах.
Учитель уточняет, что такое норма?
Норма(лат.) – правило, образец, стандарт.
Учитель спрашивает, о каких нормах будет разговор.
Учащиеся знают, что человек – биосоциальное существо, значит – о социальных нормах.
Учитель просит учеников самих сформулировать (предложить) тему урока.
Учащиеся могут предложить несколько вариантов:«Социальные нормы в жизни человека», «Значение социальных норм в жизни человека».В процессе обсуждения выбирается лучшая формулировка.
Учитель предлагает сформулировать цель урока.
– понять, что такое социальные нормы и как они влияют на поведение человека, на его образ жизни….
- найти место социальных норм в жизни человека
В результате совместной корректировки цель может быть сформулирована следующим образом: «Понять, что такое социальные нормы и определить их значение в жизни человека»
Учитель спрашивает как достигнуть поставленную цель.
Ученики предлагают рассмотреть следующие вопросы из которых совместно составляется план:
1.Понятие социальная норма.
2.Виды социальных норм.
3.Функции и значение социальных норм.
Учитель спрашивает какую проблему скрывает тема урока?
Учащиеся обращают внимание на то, что кто-то выполняет нормы, а кто-то нет.
Учитель сообщает, что отклоняющееся от норм поведение (девиантное) – тема следующего разговора, а сегодня на уроке рассматриваются социальные нормы, их значение в жизни человека.
На 2 этапе урока учащиеся работают в парах.
Задание:1. Начертить таблицу «Социальные нормы».
2. Прочитать стихотворение В.С.Высоцкого «Я не люблю»
3. Назвать те нормы, которые упоминаются в тексте. Привести примеры.
4. Заполнить 1 столбец таблицы.
Таблица «Социальные нормы»
Виды социальных норм | Краткая характеристика видов социальных норм | Примеры социальных норм |
Моральные нормы Правовые нормы Религиозные нормы Эстетические нормы Этические нормы Обычные нормы(нормы обычаев) Политические нормы |
В результате беседы выясняется, какие нормы учащиеся нашли в тексте.
Название видов норм записываются в первую графу таблицы ( моральные и правовые нормы).
Примеры моральных норм
Когда чужой мои читает письма
Заглядывая мне через плечо
Или когда прервали разговор
Я ненавижу сплетни в виде версий
Досадно мне, что слово честь забыто
И что в чести наветы за глаза.
Я не люблю насилья и бессилья
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в нее плюют.
Пример правовой нормы
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрела в упор.
Учитель предлагает назвать другие виды социальных норм, которые учащиеся знают (обычные, религиозные, политические и др.)
Учитель предлагает проверить себя, опираясь на информацию учебника Л.Н.Боголюбова «Обществознание. 10 класс» М., «Просвещение»- стр. 173 и раздаточный материал –Приложение 1 и 2.
Учащиеся дополняют 1 графу таблицы «Социальные нормы».
Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Что такое социальные нормы?» В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что социальные нормы
регулируют отношения в самом обществе, между людьми, группами людей, между созданными людьми организациями.
Социальные нормы - это общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей (определение записывается в тетрадь).
Учитель дает задание на дом – написать сочинение на тему, которую подсказал У.Шекспир «Люди – хозяева своей судьбы».
Учитель говорит, что способы регулирования поведения людей с помощью социальных норм можно проиллюстрировать на основе Конституции РФ.
- Запрет (Красный) ст. 21, 37
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Принудительный труд запрещен.
- Дозволение (Желтый) ст. 30,39
Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.
Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
3.Предписание (Зеленый) ст.58,59
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
Учитель предлагает найти ассоциацию для способов регулирования поведения людей.
Ассоциация - светофор
Учитель говорит, что социальный контроль - один из элементов механизма регуляции отношений человека и общества. Какие еще элементы социального контроля можно назвать?
Элементы социального контроля
3 часть урока. Рефлексия.
Учитель задает вопросы:
1.Какой элемент социального контроля, с вашей точки зрения, наиболее важен?
2.Что мы увидели общего в социальных нормах? Что различно?
3.Доказать, что социальные нормы являются хранителями ценностей.
Домашнее задание :
1. Прочитать параграф 16.
2. Заполнить 2 графу «Характеристика социальных норм», 3 графу
таблицы « Примеры социальных норм» на основе современной реальности.
3. Эссе «Люди – хозяева своей судьбы» У.Шекспир (по желанию)
Приложение 1
Я не люблю
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда – наполовину,
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрела в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или - когда все время против шерсти,
Или – когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,-
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово честь забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья –
Нет жалости во мне и неспроста:
Я не люблю насилья и бессилья,-
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены:
На них мильен меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены –
Я это никогда не полюблю!
В.Высоцкий 1969г
Приложение 2
Основная классификация социальных норм
Существуют различные классификации социальных норм.
Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации.
По данному основанию А.В.Клименко, В.В.Румынина в учебном пособии «Обществознание» для школьников и поступающих в вузы выделяют 5 разновидностей социальных норм:
нормы морали- правила поведения, которые являются производными от представления людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом.
Реализация обеспечивается общественным мнением, и внутренним убеждением людей;
нормы обычаев- правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения.
Реализация обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называются нравами;
религиозные нормы- правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью
Реализация обеспечивается внутренними убеждениями людей, деятельностью церкви;
правовые нормы – правила поведения, установленные или санкционированные государством или непосредственно народом.
Реализация обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства;
корпоративные нормы – правила поведения, установленные общественными организациями.
Реализация обеспечивается внутренними убеждениями членов этой организации или самими общественными объединениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему :"Ударение. Нормы литературного ударения." 5 класс.
Урок усвоения новых знаний по теме; "Орфоэпия. Культура речи...
конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе
Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....
Презентация к повторительно-обощающему уроку на тему: "Социальные нормы"
в презентации содержатся тестовые задания, составленные по учебнику кравченко, Певцовой "Обществознание 6 класс". Презентацию можно использовать как в виде итогового контроля по теме, так и для провер...
Урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение
Открытый урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение...
Конспект к уроку Фонетика и орфоэпические нормы 10 кл
Конспект к уроку Фонетика и орфоэпические нормы 10 кл...
Конспект урока по праву "Правовая норма, ее структура. Виды норм права".
Конспект урока по праву в 10 классе по теме "Правовая норма, ее структура. Виды норм права"...
Конспект урока в 6 классе «Нормы произношения отдельных грамматических форм».
Тема: «Нормы произношения отдельных грамматических форм». Класс: 6.Предмет: родной (русский) язык.Учебник: Русский родной язык. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О....