Урок (конспект) по теме "Социальные нормы"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Функ Светлана

Тема урока «Социальные нормы в жизни человека» запрограммирован для 10 класса.

 

Данный урок актуален по нескольким причинам.

Содержательный аспект дает возможность понять, что социальные нормы необходимы, содержание позволяет показать связь между задачами обучения, развития и воспитания, как соединятся в деятельности учащихся навыки, эвристические и креативные состояния, нравственные убеждения.

С точки зрения дидактики позволяет увидеть динамику формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать, делать выводы на основе сравнений и обобщений.

Многовариантность и диалогичность покажет степень возможного сочетания вариативности образования (содержательной, дидактической , индивидуально-личностной) и жестких ограничений – уроком, как элементом классно-урочной системы.

По соотношению структурных звеньев обучения – урок изучения нового материала, по характеру деятельности – проблемный.

            Проблемы урока – необходимость разрешения противоречий между:

- безличными (формальными) знаниями государственного стандарта и личными, собственными результатами самостоятельной деятельности учащихся;

- фронтальной, групповой и индивидуальной формами обучения, воспитания и развития, адресованные каждому ученику.

Цель  –   создать   для учащихся условия  для того, чтобы они, опираясь  на свой жизненный опыт, самостоятельно сделали вывод о значении социальных норм в жизни человека, анализируя  текст сказки;

- создать условия для самоактуализации и самореализации учащихся;

-предоставить возможность для конструирования собственного знания;

-реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

-помочь выработать навыки интеллектуального труда, предоставляя учащимся право на ошибку и право на сотрудничество

 В уроке применяются элементы мастерской – это прежде всего самостоятельное исследование незнакомого художественного текста учащимися, рефлексивная форма личностно-деятельной организации учебного процесса. Она построена на познании внешнего и внутреннего собственного мира; осознания себя в социуме через субъективный диалог и сотрудничество.

Цель диалога – формирование целостного представления по теме урока с учетом самых разных взглядов и мнений. В диалоге идет обмен суждениями участников, прояснение неясного в позициях другого, подтверждение или опровержение своей точки зрения и в целом – выход на качественно новый уровень осмысления стихов в результате интегрирования представленных позиций.

            Усвоение опыта идет в процессе поиска, оно сопряжено с эмоционально-личностным отношением, в результате опыт нравственных, эстетических и других переживаний тоже усваивается ребенком. Отсюда следует последний этап – рефлексия-самоанализ.

            Дифференцированное домашнее задание поможет закрепить  как теоретическую так практическую значимость полученных знаний на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок изучения нового материала19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Социальные нормы»

Организационный момент (приветствие учеников, отметка в журнале отсутствующих учеников).

1 часть урока: целеполагание.

Эпиграф записан на доске

«Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным».

                        СЕНЕКА (4г до н.э. – 65г), римский философ

Учитель спрашивает,о чем пойдет речь на уроке?

Учащиеся отвечают, что речь пойдет  о правилах, о нормах.

Учитель уточняет, что такое норма?

Норма(лат.) – правило, образец, стандарт.

Учитель спрашивает, о каких нормах будет разговор.

Учащиеся знают, что человек – биосоциальное существо, значит  – о социальных нормах.

Учитель просит учеников самих сформулировать (предложить) тему урока.

Учащиеся могут предложить несколько вариантов:«Социальные нормы в жизни человека», «Значение социальных норм в жизни человека».В процессе обсуждения выбирается лучшая формулировка.

Учитель предлагает сформулировать  цель урока.

 – понять, что такое социальные нормы  и как они влияют на поведение человека, на его образ жизни….

- найти место социальных норм в жизни человека

В результате совместной корректировки цель может быть сформулирована следующим образом: «Понять, что такое социальные нормы и определить их значение в жизни человека»

Учитель спрашивает как достигнуть поставленную цель.

Ученики предлагают рассмотреть следующие вопросы из которых совместно составляется план:

 1.Понятие социальная норма.

2.Виды социальных норм.

3.Функции и значение социальных норм.

Учитель спрашивает какую проблему скрывает тема урока?

Учащиеся обращают внимание на то, что кто-то выполняет нормы, а кто-то нет.

Учитель сообщает, что отклоняющееся  от норм поведение (девиантное) – тема следующего разговора, а сегодня  на уроке рассматриваются социальные нормы, их значение в жизни человека.

На 2 этапе урока учащиеся работают в парах.

Задание:1. Начертить таблицу «Социальные нормы».

               2. Прочитать стихотворение В.С.Высоцкого «Я не люблю»

   3. Назвать те нормы, которые упоминаются в тексте. Привести примеры.

   4. Заполнить 1 столбец таблицы.

Таблица «Социальные нормы»

Виды социальных норм

Краткая характеристика видов социальных норм

Примеры социальных норм

Моральные нормы

Правовые нормы

Религиозные нормы

Эстетические нормы

Этические нормы

Обычные нормы(нормы обычаев)

Политические нормы

                                           

 В результате беседы выясняется, какие нормы учащиеся  нашли в тексте.

Название видов норм записываются в первую графу таблицы ( моральные и правовые нормы).

 Примеры моральных норм

Когда чужой мои  читает письма

Заглядывая мне через плечо

Или когда прервали разговор

Я ненавижу сплетни в виде версий

Досадно мне, что слово честь забыто

И что в чести наветы за глаза.

Я не люблю насилья и бессилья

Я не люблю себя, когда я трушу,

Досадно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более – когда в нее плюют.

Пример правовой нормы

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрела в упор.

Учитель предлагает назвать другие виды социальных норм, которые учащиеся знают (обычные, религиозные, политические и др.)

Учитель предлагает проверить себя, опираясь на информацию учебника Л.Н.Боголюбова «Обществознание. 10 класс» М., «Просвещение»-  стр. 173  и раздаточный материал –Приложение 1 и 2.

 

Учащиеся дополняют  1 графу таблицы «Социальные нормы».

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Что такое социальные нормы?» В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что социальные нормы

регулируют  отношения в самом обществе, между людьми, группами людей, между созданными людьми организациями.

Социальные нормы - это общие правила  и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей (определение записывается в тетрадь).

Учитель дает задание на дом – написать сочинение на тему, которую подсказал У.Шекспир «Люди – хозяева своей судьбы».

Учитель говорит, что способы регулирования поведения людей с помощью социальных норм можно проиллюстрировать на основе Конституции РФ.

  1. Запрет (Красный) ст. 21, 37

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Принудительный труд запрещен.

  1. Дозволение (Желтый) ст. 30,39

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.

Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

3.Предписание (Зеленый)  ст.58,59

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Учитель предлагает найти ассоциацию для способов регулирования поведения людей.

Ассоциация - светофор

Учитель говорит, что социальный  контроль -  один из элементов механизма регуляции отношений человека и общества. Какие еще элементы социального контроля можно назвать?

                           Элементы социального контроля

3 часть урока.  Рефлексия.

Учитель задает вопросы:

1.Какой элемент социального контроля, с вашей точки зрения, наиболее важен?

      2.Что мы увидели общего  в социальных  нормах? Что различно?

      3.Доказать, что социальные нормы являются хранителями ценностей.

Домашнее задание :

 1. Прочитать параграф 16.

 2. Заполнить  2  графу «Характеристика социальных норм», 3 графу

    таблицы     « Примеры социальных норм» на основе современной реальности.

 3. Эссе «Люди – хозяева своей судьбы» У.Шекспир (по желанию)

    Приложение 1

Я не люблю

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

                        Я не люблю холодного цинизма,

                        В восторженность не верю, и еще

                        Когда чужой мои читает письма,

                        Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда – наполовину,

Или когда прервали  разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрела в упор.

                        Я ненавижу сплетни в виде версий,

                        Червей сомненья, почестей иглу,

                        Или  - когда все время против шерсти,

                        Или – когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,-

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, что слово честь забыто

И что в чести наветы за глаза.

                        Когда я вижу сломанные крылья –

                        Нет жалости во мне и неспроста:

                        Я не люблю насилья и бессилья,-

                        Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,

Досадно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более – когда в нее плюют.

                        Я не люблю манежи и арены:

                        На них мильен меняют по рублю.

                        Пусть впереди большие перемены –

                        Я это никогда не полюблю!

                                        В.Высоцкий  1969г

                                                 Приложение 2

                  Основная классификация социальных норм

Существуют различные классификации социальных норм.

Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации.

        По данному основанию А.В.Клименко, В.В.Румынина  в учебном пособии «Обществознание» для школьников и поступающих в вузы выделяют 5 разновидностей социальных норм:

         нормы морали- правила поведения, которые являются производными от представления людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом.

Реализация обеспечивается общественным мнением, и внутренним убеждением людей;

нормы обычаев- правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения.

Реализация обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называются нравами;

религиозные нормы- правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью

Реализация обеспечивается внутренними убеждениями людей, деятельностью церкви;

правовые нормы – правила поведения, установленные или санкционированные государством или непосредственно народом.

Реализация обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства;

корпоративные нормы – правила поведения, установленные общественными организациями.

Реализация обеспечивается внутренними убеждениями членов этой организации или самими общественными объединениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему :"Ударение. Нормы литературного ударения." 5 класс.

Урок усвоения новых знаний по теме; "Орфоэпия. Культура речи...

конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе

Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....

Презентация к повторительно-обощающему уроку на тему: "Социальные нормы"

в презентации содержатся тестовые задания, составленные по учебнику кравченко, Певцовой "Обществознание 6 класс". Презентацию можно использовать как в виде итогового контроля по теме, так и для провер...

Урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение

Открытый урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение...

Конспект к уроку Фонетика и орфоэпические нормы 10 кл

Конспект к уроку Фонетика и орфоэпические нормы 10 кл...

Конспект урока по праву "Правовая норма, ее структура. Виды норм права".

Конспект урока по праву в 10 классе по теме "Правовая норма, ее структура. Виды норм права"...

Конспект урока в 6 классе «Нормы произношения отдельных грамматических форм».

Тема: «Нормы произношения отдельных грамматических форм». Класс: 6.Предмет: родной (русский) язык.Учебник: Русский родной язык. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О....