Конспект к уроку Фонетика и орфоэпические нормы 10 кл
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Конспект к уроку Фонетика и орфоэпические нормы 10 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fonetika_i_orfoepicheskie_normy_10_kl.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс «Фонетика и орфоэпические нормы»
Пояснительная записка
Тема «Фонетика и орфоэпия. Произносительные нормы» – первая в ряду изучаемых норм и разделов, и поэтому ей уделяется всегда особое внимание. От того, как воспримется учащимися работа на этом занятии, зависит и восприятие последующих тем.
Кроме того, это та тема, которая важна и интересна для человека любого возраста, ведь вопросы, связанные с правильным произношением возникают как у выпускников школ (сейчас основные элементы этих норм необходимо знать в связи с экзаменами ЕГЭ), так и у взрослых людей, живущих современной насыщенной жизнью.
И, наконец, освоение правильного произношения – это первая ступень к овладению речевой культурой вообще. Сейчас уже прошёл тот период, когда произношению не уделялось достаточного внимания. Теперь уже слово, произнесенное с ошибкой, вызывает насмешки окружающих, а у самого человека порождает неуверенность в себе.
Чтобы обобщить уже имеющиеся сведения о произношении и восполнить пробелы каждого слушателя, необходимо использовать форму диалога, которая позволит предусмотреть возникающие вопросы.
Для закрепления сказанного материала возможно использование дидактических материалов (тренировочные упражнения для произношения различных частей речи), а в конце занятия в качестве обобщения предлагается иллюстрация с обобщением.
Всё перечисленное и определяет основные цели данного практического занятия:
- образовательная цель: обобщение занятий, связанных с произношением
- развивающая: вырабатывание умения видеть речевые ошибки в своей и чужой речи и уметь их объяснять
- воспитательная: воспитание серьёзного и осознанного отношения к своей речи как части общей культуры человека
Тип занятия – комбинированное (практическое)
Комбинированное занятие предполагает:
- опрос по предыдущим темам
- объяснение нового материала в форме диалога
- закрепление нового с использование дидактического материала (тренировочные упражнения по теме)
- подведение итога всему повторенному материалу
в качестве иллюстраций используется презентация «Орфоэпические нормы».
Ход занятия
- Организационный момент. Объявление темы и цели занятия.
Тема «Фонетика и Орфоэпия. Произносительные нормы.» Цель – знакомство с новым материалом и обобщение знаний, связанных с литературным произношением.
- Вопросы по теме «Введение. Язык и речь»:
- Что такое речь?
- Каковы функции речи?
- Какие виды речи и в чём особенности письменной речи?
- Что такое язык?
- Каковы функции языка?
- Какие стили существуют?
- Что объединяет эти стили?
- Что включает в себя понятие «языковая норма»?
- Какие нормы существуют в русском языке?
- Что входит в понятие «культура речи»?
- Тема занятия, над которой мы работаем связана произношением. Кроме того, вы сами можете объяснить название темы
– Что изучает такой раздел русского языка как «Фонетика»? (звуки и буквы)
Именно фонетика объясняет произношение гласных и согласных звуков.
Основной закон произношения гласных звуков – одни гласные произносятся чётко (под ударением), другие гласные (безударные) нечётко, т.е. с ослабленной артикуляцией, и такие гласные называются редуцированными.
Основной закон произношения согласных – оглушение и уподобление. Так обычно мы произносим слово просьба с буквой «з» в середине слова, а слово варежка – с буквой «ш» в середине слова. В слове город, труд и других подобных звонких согласных на конце слышится глухая согласная.
Второе слово в названии темы вы тоже, наверняка, можете объяснить
– Что изучает орфоэпия? (правильная речь, т.е. правильное произношение)
Каждая область, входящая в состав России имеет свои особенности произношения – так складывалось исторически. Объединяющим для всех стало литературное произношение – оно является для всех образцом, нормой.
Таким образом появились произносительные нормы. Они же по-другому называются орфоэпические. Эти нормы объясняют
- особенностями ударения в слове
- произношением в словах Ё или Е
- произношением твёрдых или мягких согласных
- правильное произношение гласных или согласнх в отдельных словах
Когда-то в основу литературного произношения. Как и любое другое оно имело свои особенности. До сих пор старые москвичи произносят мягкое [р’] в словах верх, церковь. Кроме того, как и когда-то, в московском говоре, мы произносим сочетание [шн] в словах: булочная, сливочный, горчичники, перечница.
Самое сложное в произношении – разобраться в постановке ударения. Особенности ударения изучает раздел произносительных норм – акцентологический. Ударение действительно сложно изучать, т.к. в русском языке оно является свободным и разноместным.
- Больше всего сложностей возникает с ударением. Дело в том, что ударение в русском языке свободное (т.е. подвижное, может перемещаться от корня к окончанию: герб-гербы´, бинт-бинты´) и разноместным, т.е. не фиксированным на определённом слоге, как во французском или польском языках.
Более того в русском языке существуют слова с двойным ударением или акцентологические варианты. Варианты могут равноправны: бáржа и баржá, пéтля и петля´, ки´рзовый-кирзóвый.
И варианты могут быть неравноправными. Один из них предпочтительней для официальной речи, другой (дополнительный вариант) возможен только для разговорной речи.
К таким словам относятся
- кулинáрия – кулинари´я
- тéфтели – тефтéли
- иначе – инáче
- твóрог – творóг
- апартамéнты – апартáменты
- Постановка ударения может зависеть от значения слова
- языковóй барьер - языкóвая колбаса
- первозданный хáос - в доме хаóс
- переноснóй радиоприёмник – перенóсное значение
- харáктерная роль – характéрный поступок
- развитáя промышленность – рáзвитый не по годам ребёнок
- Разноместность ударения может быть связана с хронологическими рамками:
Украинский(современное) — украинское(устаревшее)
Запасной (совр.) – запасный(устар.)
- Ударение в существительных может быть связано с конкретным сочетанием звуков. Например, сочетания:
- áтай (в словах глашáтай, завсегдáтай, ходатáйство)
- вóд (в словах газопровóд, мусоропровóд)
- лéние (в словах мышлéние, углублéние)
- óт (в существительных, образованных от глагола: зевóта, дремóта)
- лóг (в существительных неодушевлённых: каталóг, некролóг)
- Ударение в существительных связано и с происхождением слова. Допустим, пришедшие из французского языка сохранили ударение на последнем слоге: партéр, жáлюзи, диспансéр, адюльтéр, несессéр, адюльтéр.
- Многосложные существительные чаще всего имеют ударение на последнем слоге: психиатрия, тахикардия, ассиметрия, некрофилия. Но есть среди них такие, где ударение притягивается в середину слова древним латинским корнем: филантрóпия, демокрáтия, гомеопáтия, флюорогрáфия, кинематогрáфия.
- При изменении по числам или падежам в коротких (одно-двух-трёхсложных) существительных ударение чаще всего перемещается на конец слова: герб-гербы, на гербах, бинт-бинты, в бинтах. Но запоминать надо те, в которых ударение остается неподвижным при изменении слова: тóрт-тóрты, крáн-крáны, тóст-тóсты, договóр-договóры.
- Существительные, образованные от глагола будут сохранять ударение на том же слоге, что и в глаголе:
обеспéчение (т.к. обеспéчить)
вероисповéдание (т.к. исповéдать)
Закрепление материала на тренировочных упражнениях лист 1, зад 1а
- Прилагательные чаще всего сохраняют ударение на том же слоге, что и в существительных от которых они образованы (áвгуст-áвгустовский) кроме некоторых слов, в которых ударение перемещается на следующий слог (óпт-оптóвый).
- Важно запомнить только отдельные формы прилагательных
- красивый – сравнительная степень красивее
превосходная степень – красивейший
- он прав, она права, Вы правы, они правы
Закрепление на тренировочных упражнениях лист 1, задание 1б
- среди глаголов неопределённой формы особенно важно выделить 3 группы:
- 1 группа слов – с ударением на конец слова: начать, принять, облегчить, углубить, избаловать, премировать, пломбировать.
- 2 группа слов – с ударением на начало или середину слова: исчерпать, откупорить, принудить, опошлить, блокировать, транспортировать.
- 3 группа – варианты поперчить-поперчить, окислить-окислить, искриться и искриться
- Кроме того, важно помнить о некоторых глаголах настоящего времени, ударения в которых всегда остаётся неизменным
позвонить-позвонит, созвонимся, позвонишь
включит-включит, заключит, отключить
заразит-заразишь, заразишься
Закрепление материала на тренировочных упражнениях лист 1г, лист 2, зад 4, 5
- И, наконец, последнее правило: буква Ё всегда будет ударной, в какой бы части слова она ни была: свёкла, новорождённый, осуждённый
Выполнение задания 3 из тренировочного упражнения с использованием словарей
- Демонстрация презентации «Орфоэпические нормы».
Вопросы после просмотра презентации:
- Кто устанавливает орфоэпические нормы?
- Какое произношение лежит в основе русского литературного?
- В каких языках фиксированное ударение?
- В каких языках ударение остаётся неподвижным при изменении?
- Чем отличаются глаголы и отглагольные прилагательные женского рода?
- В каких словах сохраняется старое московское произношение?
- Подведём итоги. Сегодня мы познакомились с
- основными законами орфоэпии
- существующими вариантами ударений
- особенности ударения в существительных, прилагательных, глаголах
- историей орфоэпических норм
Домашнее задание связано с тем, что сказано на занятии: упр. 421, 422, 432, 433 – выписать из словаря значения и произношение неизвестных вам слов.
Список литературы для преподавателя к практическому занятию:
- Учебное пособие. Русский язык и культура речи/ Под редакцией
О. Я. Гойхмана. М.: ИНФА-М, 2004
- Учебное пособие. Русский язык и культура речи/ Автор-составитель И. Б. Лобанов. М.: Академ проект, 2007
- Справочник-практикум. Культура устной и письменной деловой речи. – М.: Флинта, Наука, 2006
- Словарь ударений для дикторов радио и телевидения/ Под редакцией Л.А. Введенской. Москва - Ростов-на-Дону, 2006
- Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение./ Под редакцией Резниченко И. Л. - М.: Рус. яз. – Медиа, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.
Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...
Открытый урок по теме "Орфоэпические нормы произношения. Ударение".
Разработка открытого урока по теме"Орфоэпические нормы произношения в русском литературном языке. Ударение" позволит осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказывания...
Фонетика_Орфоэпические нормы в ЕГЭ
Большая часть слов...
Конспект урока «Фонетика. Орфоэпия. Готовимся к ЕГЭ. Нормы произношения (имя существительное)»
В уроке рассматриваются нормы постановки ударения в имени существительном....
Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Тема: Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпические нормы.
Цели урока: знакомство с заданиями экзаменационной работы по теме «Орфоэпические нормы»; формирование представления об орфоэпических нормах; отработка навыков использования орфоэпического словаря...
Конспект к уроку русского языка в 10 классе. Орфоэпические нормы русского языка.
Данный конспект помогает повторить основные нормы русской орфоэпии; совершенствовать навыки правильной речи;подготовиться к выполнению задания по фонетике и орфоэпии в тестах ЕГЭ....
Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"
Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...