Конспект к уроку Фонетика и орфоэпические нормы 10 кл
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Екатерина Петровна Викулина

Конспект к уроку Фонетика и орфоэпические нормы 10 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fonetika_i_orfoepicheskie_normy_10_kl.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс «Фонетика и орфоэпические нормы»

Пояснительная записка

Тема «Фонетика и орфоэпия. Произносительные нормы» – первая в ряду изучаемых норм и разделов, и поэтому ей уделяется всегда особое внимание. От того, как воспримется учащимися работа на этом занятии, зависит и восприятие последующих тем.

Кроме того, это та тема, которая важна и интересна для человека любого возраста, ведь вопросы, связанные с правильным произношением возникают как у выпускников школ (сейчас основные элементы этих норм необходимо знать в связи с экзаменами ЕГЭ), так и у взрослых людей, живущих современной насыщенной жизнью.

И, наконец, освоение правильного произношения – это первая ступень к овладению речевой культурой вообще. Сейчас уже прошёл тот период, когда произношению не уделялось достаточного внимания. Теперь уже слово, произнесенное с ошибкой, вызывает насмешки окружающих, а у самого человека порождает неуверенность в себе.

Чтобы обобщить уже имеющиеся сведения о произношении и восполнить пробелы каждого слушателя, необходимо использовать форму диалога, которая позволит предусмотреть возникающие вопросы.

Для закрепления сказанного материала возможно использование дидактических материалов (тренировочные упражнения для произношения различных частей речи), а в конце занятия в качестве обобщения предлагается иллюстрация с обобщением.

Всё перечисленное и определяет основные цели данного практического занятия:

  • образовательная цель: обобщение занятий, связанных с произношением
  • развивающая: вырабатывание умения видеть речевые ошибки в своей и чужой речи и уметь их объяснять
  • воспитательная: воспитание серьёзного и осознанного отношения к своей речи как части общей культуры человека

Тип занятия – комбинированное (практическое)

Комбинированное занятие предполагает:

  • опрос по предыдущим темам
  • объяснение нового материала в форме диалога
  • закрепление нового с использование дидактического материала (тренировочные упражнения по теме)
  • подведение итога всему повторенному материалу

в качестве иллюстраций используется презентация «Орфоэпические нормы».

Ход занятия

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели занятия.

Тема «Фонетика и Орфоэпия. Произносительные нормы.» Цель – знакомство с новым материалом и обобщение знаний, связанных с литературным произношением.

  1. Вопросы по теме «Введение. Язык и речь»:
  1. Что такое речь?
  2. Каковы функции речи?
  3. Какие виды речи и в чём особенности письменной речи?
  4. Что такое язык?
  5. Каковы функции языка?
  6. Какие стили существуют?
  7. Что объединяет эти стили?
  8. Что включает в себя понятие «языковая норма»?
  9. Какие нормы существуют в русском языке?
  10. Что входит в понятие «культура речи»?
  1. Тема занятия, над которой мы работаем связана  произношением. Кроме того, вы сами можете объяснить название темы

– Что изучает такой раздел русского языка как «Фонетика»? (звуки и буквы)

Именно фонетика объясняет произношение гласных и согласных звуков.

Основной закон произношения гласных звуков – одни гласные произносятся чётко (под ударением), другие гласные (безударные) нечётко, т.е. с ослабленной артикуляцией, и такие гласные называются редуцированными.

Основной закон произношения согласных – оглушение и уподобление. Так обычно мы произносим слово просьба с буквой «з» в середине слова, а слово варежка – с буквой «ш» в середине слова. В слове город, труд и других подобных звонких согласных на конце слышится глухая согласная.

Второе слово в названии темы вы тоже, наверняка, можете объяснить

– Что изучает орфоэпия? (правильная речь, т.е. правильное произношение)

Каждая область, входящая в состав России имеет свои особенности произношения – так складывалось исторически. Объединяющим для всех стало литературное произношение – оно является для всех образцом, нормой.

Таким образом появились произносительные нормы. Они же по-другому называются орфоэпические. Эти нормы объясняют

  • особенностями ударения в слове
  • произношением в словах Ё или Е
  • произношением твёрдых или мягких согласных
  • правильное произношение гласных или согласнх в отдельных словах

Когда-то в основу литературного произношения. Как и любое другое оно имело свои особенности. До сих пор старые москвичи произносят мягкое [р’] в словах верх, церковь. Кроме того, как и когда-то, в московском говоре, мы произносим сочетание [шн] в словах: булочная, сливочный, горчичники, перечница.

Самое сложное в произношении – разобраться в постановке ударения. Особенности ударения изучает раздел произносительных норм – акцентологический. Ударение действительно сложно изучать, т.к. в русском языке оно  является свободным и разноместным.

  1. Больше всего сложностей возникает с ударением. Дело в том, что ударение в русском языке свободное (т.е. подвижное, может перемещаться от корня к окончанию: герб-гербы´, бинт-бинты´) и разноместным, т.е. не фиксированным на определённом слоге, как во французском или польском языках.

Более того в русском языке существуют слова с двойным ударением или акцентологические варианты. Варианты могут равноправны: бáржа и баржá, пéтля и петля´, ки´рзовый-кирзóвый.

И варианты могут быть неравноправными. Один из них предпочтительней для официальной речи, другой (дополнительный вариант) возможен только для разговорной речи.

К таким словам относятся

  1. кулинáрия – кулинари´я
  2. тéфтели – тефтéли
  3. иначе – инáче
  4. твóрог – творóг
  5. апартамéнты – апартáменты
  1. Постановка ударения может зависеть от значения слова
  • языковóй барьер - языкóвая колбаса
  • первозданный хáос - в доме хаóс
  • переноснóй радиоприёмник – перенóсное значение
  • харáктерная роль – характéрный поступок
  • развитáя промышленность – рáзвитый не по годам ребёнок
  1. Разноместность ударения может быть связана с хронологическими рамками:

Украинский(современное) — украинское(устаревшее)

Запасной (совр.) – запасный(устар.)

  1. Ударение в существительных может быть связано с конкретным сочетанием звуков. Например, сочетания:
  • áтай  (в словах глашáтай, завсегдáтай, ходатáйство)
  • вóд (в словах газопровóд, мусоропровóд)
  • лéние (в словах мышлéние, углублéние)
  • óт (в существительных, образованных от глагола: зевóта, дремóта)
  • лóг (в существительных неодушевлённых: каталóг, некролóг)
  1. Ударение в существительных связано и с происхождением слова. Допустим, пришедшие из французского языка сохранили ударение на последнем слоге: партéр, жáлюзи, диспансéр, адюльтéр, несессéр, адюльтéр.
  2. Многосложные существительные чаще всего имеют ударение на последнем слоге: психиатрия, тахикардия, ассиметрия, некрофилия. Но есть среди них такие, где ударение притягивается в середину слова древним латинским корнем: филантрóпия, демокрáтия, гомеопáтия, флюорогрáфия, кинематогрáфия.
  3. При изменении по числам или падежам в коротких (одно-двух-трёхсложных) существительных ударение чаще всего перемещается на конец слова: герб-гербы, на гербах, бинт-бинты, в бинтах. Но запоминать надо те, в которых ударение остается неподвижным при изменении слова: тóрт-тóрты, крáн-крáны, тóст-тóсты, договóр-договóры.
  4. Существительные, образованные от глагола будут сохранять ударение на том же слоге, что и в глаголе:

обеспéчение (т.к. обеспéчить)

вероисповéдание (т.к. исповéдать)

Закрепление материала на тренировочных упражнениях лист 1, зад 1а

  1. Прилагательные чаще всего сохраняют ударение на том же слоге, что и в существительных от которых они образованы (áвгуст-áвгустовский) кроме некоторых слов, в которых ударение перемещается на следующий слог (óпт-оптóвый).
  2. Важно запомнить только отдельные формы прилагательных
  1. красивый – сравнительная степень красивее

превосходная степень – красивейший

  1. он прав, она  права, Вы правы, они правы

Закрепление на тренировочных упражнениях лист 1, задание 1б

  1. среди глаголов неопределённой формы особенно важно выделить 3 группы:
  • 1 группа слов – с ударением на конец слова: начать, принять, облегчить, углубить, избаловать, премировать, пломбировать.
  • 2 группа слов – с ударением на начало или  середину слова: исчерпать, откупорить, принудить, опошлить, блокировать, транспортировать.
  • 3 группа – варианты поперчить-поперчить, окислить-окислить, искриться и искриться
  1. Кроме того, важно помнить о некоторых глаголах настоящего  времени, ударения в которых всегда остаётся неизменным

позвонить-позвонит, созвонимся, позвонишь

включит-включит, заключит, отключить

заразит-заразишь, заразишься

Закрепление материала на тренировочных упражнениях лист 1г, лист 2, зад 4, 5

  1. И, наконец, последнее правило: буква Ё всегда будет ударной, в какой бы части слова она ни была: свёкла, новорождённый, осуждённый

Выполнение задания 3 из тренировочного упражнения с использованием словарей

  1. Демонстрация презентации «Орфоэпические нормы».

Вопросы после просмотра презентации:

  1. Кто устанавливает орфоэпические нормы?
  2. Какое произношение лежит в основе русского литературного?
  3. В каких языках фиксированное ударение?
  4. В каких языках ударение остаётся неподвижным при изменении?
  5. Чем отличаются глаголы и отглагольные прилагательные женского рода?
  6. В каких словах сохраняется старое московское произношение?
  1. Подведём итоги. Сегодня мы познакомились с
  1. основными законами орфоэпии
  2. существующими вариантами ударений
  3. особенности ударения в существительных, прилагательных, глаголах
  4. историей орфоэпических норм

Домашнее задание связано с тем, что сказано на занятии: упр. 421, 422, 432, 433 – выписать из словаря значения и произношение неизвестных вам слов.

Список литературы для преподавателя к практическому занятию:

  1. Учебное пособие.  Русский язык и культура речи/ Под редакцией

 О. Я. Гойхмана.  М.: ИНФА-М, 2004

  1. Учебное пособие.  Русский язык и культура речи/ Автор-составитель  И. Б. Лобанов. М.: Академ проект, 2007
  2. Справочник-практикум. Культура устной и письменной деловой речи. – М.: Флинта, Наука,  2006
  3. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения/ Под редакцией        Л.А. Введенской. Москва - Ростов-на-Дону,  2006
  4. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение./ Под редакцией Резниченко И. Л. - М.: Рус. яз. – Медиа, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Открытый урок по теме "Орфоэпические нормы произношения. Ударение".

Разработка открытого урока по теме"Орфоэпические нормы произношения в русском литературном языке. Ударение" позволит осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказывания...

Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Тема: Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпические нормы.

Цели урока: знакомство с заданиями экзаменационной работы по теме «Орфоэпические нормы»; формирование представления об орфоэпических нормах; отработка навыков использования орфоэпического словаря...

Конспект к уроку русского языка в 10 классе. Орфоэпические нормы русского языка.

Данный конспект помогает повторить основные нормы русской орфоэпии; совершенствовать навыки правильной речи;подготовиться к выполнению задания по фонетике и орфоэпии в тестах ЕГЭ....

Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"

Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка по теме "Орфоэпия. Орфоэпические нормы" (по технологии смешанного обучения)

Конспект урока русского языка по теме "Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка" 10 класс (по технологии смешанного обучения (подходит для проведения урока в дистанционном ...