Урок истории по теме "Великая Отечественная война".
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Урок истории по теме "Великая Отечественная война".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_otechestvennaya_voyna.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории по теме "Великая Отечественная война".
Цель урока: обеспечить в ходе урока закрепление пройденного материала, его переосмысление и формирование на его основе мировоззренческой позиции. Поэтому урок решает ряд важных задач:
А) образовательные: повторение фрагментов изученного материала с определенных точек зрения; его систематизация и анализ;
Б) развитие мышления, познавательного интереса, способностей, умений и навыков: сформировать следующие специальные умения – отбор фактов, постановка к ним вопросов, оценка фактов; закрепить общеучебные умения и навыки – планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с понятиями, самоподготовка и самоконтроль; содействовать развитию воли и настойчивости в решении проблемных задач; вовлечение в дискуссию; интерес учащихся к изучаемым вопросам.
В) воспитательные задачи: формирование мировоззренческой позиции учащихся с гуманистической точки зрения на события войн; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся, стоящих на пороге зрелости; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.
Ход урока
- Организационный момент
2. Учитель:Мы перевернули последнюю страницу – война закончилась. Наступил мир. И все же осталось ощущение, что что-то мы упустили, остались сомнения и чувство недосказанности – не все события, факты, личности вошли в материал уроков.
- Проблемы оценки фактов всегда существуют у историков: в любом событии есть две стороны, а может быть и три, и четыре. Какое бы из событий мы не взяли, везде есть место сомнениям: пакт Молотова-Риббентропа и “секретные протоколы” к нему, значение открытия второго фронта и как сложилась бы война в случае более раннего открытия второго фронта , блокада Ленинграда и поведение союзников и многие другие. Но история – наука строгая. П.Чаадаев когда-то написал: “История всякого народа представляет собою не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей… Эту историю создает не историк, а сила вещей…”.
- Фронтальный опрос:
- - охарактеризуйте политику Германии во второй половине 30-х гг
- - расскажите о территориальных претензиях Германии к странам Европы (Австрия, Чехословакия)
- - когда, где и кем был подписан пакт о ненападении и договор о дружбе между Германией и советским союзом.
- - почему протоколы к пакту о ненападении были секретными. В чем их смысл.
- Вопрос: В истории нашего государства была Отечественная война 1812 года. Есть ли сходство в этих двух войнах.
22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, обрушилась всей мощью на советскую землю. К этому времени пламя второй мировой войны, начавшейся 1 сентября 1939г. агрессией гитлеровцев против Польши, полыхало на территории многих стран. Под фашистским игом оказалась почти вся Европа
На рассвете 22 июня тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики - так началась Великая Отечественная война советского народа. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. Чем дальше уходят от нас “…те лихие, грозные года, тем чаще возникают вопросы: что это – мифы или реальность, наука или вымысел ”. В этих вопросах мы сегодня будем разбираться. И сегодня на уроке мы, как обычно, будем учиться анализировать, сравнивать, обобщать, смотреть и слушать.
Вопрос Домашнего задания : В первые дни войны Красная Армия понесла большие потери и вынуждена была отступать. В чем причины неудач Красной Армии?
Неудачи Красной Армии на начальном этапе войны - это жестокая правда. Сталин даже в условиях начавшейся войны не хотел верить в случившиеся. В новой доктрине войскам он предписывал “ разгромить врага”, но не “переходить государственной границы” с Германией, основу тактики Красной Армии составляла концепция ведения боевых действий на чужой территории; также Сталин не хотел верить сведеньям разведки о сроках начала войны. Недооценка серьезности предостережений о готовящемся нападении относится к одному из величайших просчетов И.В. Сталина. Он отверг предложения советского Генштаба о нанесении упреждающего удара по развертывающимся германским войскам. Запрещалось принимать меры по повышению боеготовности приграничных округов, чтобы не спровоцировать немцев на нападение. Высший командный состав армии был ослаблен репрессиями. К началу войны 70 – 80% командующих округами, армиями, командиров корпусов и дивизий находились в своей должности менее года и не успели приобрести опыт руководства войсками.
Учитель: Несмотря на неудачи чувство патриотизма, так свойственное русскому человеку, сплотило на борьбу с оккупантами людей из разных социальных слоев, людей разных национальностей и верований. Уже буквально в первые дни войны были совершены подвиги советских людей.
Вопрос: сообщение по теме « Крупнейшие военные операции в ходе Великой Отечественной войны».
Названия | Цель | Время проведения |
“Тайфун” | Наступление немецкой группы армий “Центр” на Москву. | 30 сентября – начало декабря 1941 г |
“ Уран” | Контрнаступления Красной Армии для окружения и разгрома фашистских войск под Сталинградом | 19 ноября1942г. – 2 февраля 1943г |
“Цитадель” | План немецкого командования – окружить и разгромить Красную Армию на Курском выступе | 5- 12июля 1943 – оборонительный этап Красной Армии в ходе Курской битвы |
“Кутузов” и “Полководец Румянцев” | Наступление Западного и Брянского фронтов с Орловского плацдарма на севере Курского выступа. Наступление Воронежского и Степного фронтов в южной части Курского выступа | 12 июля – 23 августа 1943 г. – наступательный и завершающий этап в ходе Курской битвы |
“Рельсовая война” и “Концерт” | Действия партизан в тылу врага, нарушавшие подвоз вооружений для вермахта | Август – ноябрь 1942 г. Сентябрь 1943 г. |
“Оверлорд” | Высадка союзников в Нормандии – открытие второго фронта | 6 июня 1944 г. |
“Багратион” | Наступление 1-го, 2-го и 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов – освобождение Белоруссии, Литвы и части Латвии; выход советских войск на границу с Германией | 22 июня – 29 августа 1944 г. |
Берлинская операция | Наступление 1-го, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов для взятия столицы Германии | 16 апреля – 8 мая 1945 г. |
- Вопрос: Чем завершилась Великая Отечественная война?
- Когда и кто с советской и германской стороны подписали акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии?
- Учитель:В заключительной части нашего урока мы проведем самостоятельную работу
Самостоятельная работа
В 1. Установите соответствие между сражениями и датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) приграничные сражения 1) 22июня – 29 июня 1941 г.
Б) Берлинская битва 2) 1943 г.
В) Курская битва 3)1942 – 1943 гг.
Г) Сталинградская битва 4)1945 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В 2. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
- Контрнаступление советских войск под Ельней
- Смоленское сражение
- Оборона Брестской крепости
- Начало блокады Ленинграда
- Оборона Москвы
В 3. Установите соответствие между сражениями и военачальниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) встречное танковое сражение под Прохоровкой 1)И.С. Конев, Н.Ф. Ватутин
Б) операция “Багратион” 2) В.И. Чуйков
В) Корсунь - Шевченковская операция 3)К.К. Рокоссовский
Г) Сталинградская битва 4) М.Е. Катуков
В 4. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Контрнаступление войск под Москвой
2. Курская битва
3. Полное освобождение территории СССР
4. Сталинградская битва
5. Берлинская операция
А 1. Крупнейшим встречным танковым сражением Великой Отечественной войны явилось:
а) Тульское;
б) Прохоровское;
в) Харьковское;
А 2. Советские войска впервые вышли на государственную границу СССР:
а) 28 марта 1944г.;
б) 4 февраля 1944г.;
в)11 апреля 1943г.
А3. Политрук, служивший в дивизии генерала Панфилова которому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда»
а) Павлов б) Клочков в) Гаврилов
А4. Кто был назначен верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941г.
а) Г.К.Жуков б) И.В.Сталин в) С.К.Тимошенко
А5. Каким было значение Сталинградской битвы
А) развеяла миф о непобедимости германской армии
Б) положила начало коренному перелому в ВОВ и Второй мировой войне.
В) положила конец наступательным операциям вермахта
Г) предательство фельдмаршала Паулюса
А3 сколько дней длилась ВОВ?
А) 1418 б) 1814 В) 1400 Г) 1420
2. Кто был назначен верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941г?
А) Г.К.Жуков Б) И.В.Сталин В) С.К.Тимошенко Г) А.М.Василевский
3. Кто из советских военачальников руководил обороной Москвы?
А) Г.К.Жуков Б) А.М.Василевский В) К.К.Рокоссовский Г) С.К.Тимошенко
4. Каково было кодовое название плана контрнаступления советских войск под Сталинградом?
А) «Тайфун» Б) «Цитадель» В) «Уран» Г) «Барбаросса»
6. Когда произошел прорыв блокады Ленинграда?
А) январь 1943г Б) июль 1943г В) январь 1944г Г) июль 1944г
7. Когда и где состоялось самое крупное в истории встречное танковое сражение?
А) 18 декабря 1942г в районе Котельниково
Б) 17 августа 1943г на Сицилии
В) 5 декабря 1941г под Москвой
Г) 12 июля 1943г в районе Прохоровки
8. За как ую операцию 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза?
А) освобождение Орла Б) освобождение Киева
В) форсирование Днепра Г) Курская битва
9. Каковы людские потери в годы ВОВ в СССР?
А) 20 млн чел Б)18 млн чел В) 27 млн чел Г) 10 млн чел
10. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?
А) 8 мая 1945г Б) 9 мая 1945г В) 30 апреля 1945г Г) 10 июня 1945г
Вопрос: Какие Дни воинской славы, установленные федеральным законом, связаны со знаменательными событиями Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг) ?
Вопрос: Во время войны были учреждены новые военные награды. Отметьте, за какой подвиг давался тот или иной орден.
Вопрос: Кого из известных участников партизанского движения в годы Великой Отечественной войны вы знаете?
Вопрос: Кто из советских военачальников был награжден орденом Победы?
Вопрос: Какие города-герои вы знаете?
III. Подведите итоги и результаты Великой Отечественной войны.
IV.Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"
разработка урока истории для 9 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Начало Великой Отечественной войны"....
Урок истории по теме: "Отечественная война 1812г"
Методическая идея: организация деятельностного подхода работы обучающихся в малых группах.Цели урока:Образовательная –узнать о ключевых событиях в...
презентация к уроку истории 8 класс Отечественная война 1812г
презентация к уроку война 1812г...
Презентация урока истории 8 класс "Отечественая война 1812г*
Данная презентация поможет учителю более эмоционально и ярко представить события 1812 года, что будет способствовать лучшему усвоению материала урока обучающимися....
Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)
В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...
урок истории "Итоги Великой отечественной войны. Цена Победы"
Тема урока: Итоги Великой Отечественной войны. Цена ПобедыТип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.Формы организации познавательной деятельности: - фронтальная, -индивидуальная,- парнаяМетоды...
Конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"
Цель урока:1. Образовательная: - познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; - сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной вой...