урок истории "Итоги Великой отечественной войны. Цена Победы"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Тема урока: Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная, -индивидуальная,- парная
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
Средства обучения: иллюстрации, карточки с заданиями, схема линии фронта, карточки с терминами, рабочий лист
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщить и углубить знания учащихся по истории ВОВ, ее итогах и последствиях.
- Рассмотреть попытки фальсификации и пересмотра событий и итогов ВОВ
- Опираясь на знания по истории, дополнительную информацию дать достойный ответ и отпор попыткам переписать историю войны.
Развивающие:
- Развитие умений учащихся искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях истории ВОВ; способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.
- Формирование умений участвовать в исторической дискуссии, отстаивать свое мнение, твердо и последовательно противостоять попыткам фальсификации истории.
- Формирование умений применения знаний для осмысления сущности современных общественно-политических событий и явлений.
Воспитательные:
- Воспитание глубокого и осознанного патриотизма у старшеклассников, гордости за великий подвиг и великую Победу советского народа в ВОВ, чувства благодарности ветеранам войны и тыла. - Формирование истинных духовно- исторических ориентиров, ценностей; готовности противостоять зарождению неофашистской идеологии и ее проявлений.
- Способствовать формированию активной жизненной позиции у учащихся, стремлению принимать активное участие в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок истории. Итоги Великой отечественной войны | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная, -индивидуальная,- парная
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
Средства обучения: иллюстрации, карточки с заданиями, схема линии фронта, карточки с терминами, рабочий лист
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщить и углубить знания учащихся по истории ВОВ, ее итогах и последствиях.
- Рассмотреть попытки фальсификации и пересмотра событий и итогов ВОВ
- Опираясь на знания по истории, дополнительную информацию дать достойный ответ и отпор попыткам переписать историю войны.
Развивающие:
- Развитие умений учащихся искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях истории ВОВ; способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.
- Формирование умений участвовать в исторической дискуссии, отстаивать свое мнение, твердо и последовательно противостоять попыткам фальсификации истории.
- Формирование умений применения знаний для осмысления сущности современных общественно-политических событий и явлений.
Воспитательные:
- Воспитание глубокого и осознанного патриотизма у старшеклассников, гордости за великий подвиг и великую Победу советского народа в ВОВ, чувства благодарности ветеранам войны и тыла. - Формирование истинных духовно- исторических ориентиров, ценностей; готовности противостоять зарождению неофашистской идеологии и ее проявлений.
- Способствовать формированию активной жизненной позиции у учащихся, стремлению принимать активное участие в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в ВОВ.
Ход урока
Этап урока/ слайд | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный | Приветствие. Эмоциональный настрой. | Приветствие гостей |
Введение в тему | На протяжении нескольких уроков вы изучали один из самых тяжёлых периодов в истории нашей страны-ВОВ Посмотрите на экран(слайд). « Парад Победы». --- Какое это событие в истории нашей Родины? (На слайде несколько фотографий) К каждой фотографии – вопросы. Давайте, опираясь на этотслайд, сформулируем тему нашего урока. Итак, тема нашего урока. Тема урока: Итоги ВОВ. Цена Победы. Слайд №4 Запишите себе название темы в рабочий лист. Ребята, чем мы будем заниматься на уроке? О чём, мы будем говорить? Цель нашего урока: подвести итоги, определить значение и Цену Победы СССР в Великой Отечественной войне. Тема урока определила задачи, над которыми мы будем вместе работать слайд №5 1. Обобщить и систематизировать знания по ВОВ. 2. Проанализировать общие итоги войны. 3. Определить причины Победы СССР в ВОВ 4. Какова цена Победы. Какой вклад внесли ваши семьи, родственники в эту Победу? Каковы были истоки массового героизма Советского народа на фронте и в тылу? Чему учит опыт Великой Отечественной войны? Совсем скоро наша Страна отметит 71-ю годовщину Победы в ВОВ. За эти десятилетия, в нашем государстве многое изменилось. Распался Советский Союз, переосмыслены итоги правления руководителей нашей страны, пройдёт ещё немного времени и уже не останется в живых участников и очевидцев этих поистине героических событий. Солдат умирает дважды. В первый раз – когда его настигает пуля, второй – когда о нем забывают. Сегодня наше занятие позволяет продлить жизнь павших на полях сражений. ОДНАКО, уже сейчас в мире происходит переоценка итогов Второй мировой войны.Распространились попытки фальсификации истории ВОВ. Это стало одним из главных направлений современной информационной войны. - Что такое Фальсификация истории? - Кто и с какой целью пытается переписать историю войны? - Почему мы должны говорить об этом, обсуждать и давать ответы? Поэтому мы с вами должны знать подлинную историю Великой войны и её героев. В России еще в 2009г. была создана Комиссия по противодействию Фальсификации, пересмотру итогов войны. Большое внимание уделяется этой работе и в сегодняшние дни. ПРОБЛЕМА?????каковы источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему, такой дорогой ценой была достигнута победа? | Слайд №3 24 июня 45 года 1.Исторический Парад Победы, знаменующий окончание ВОВ Дети отвечают Дети записывают тему в рабочий лист. Итоги ВОВ. Цена Победы. Ответы уч-ся Ответы детей -Фальсификация истории – это преднамеренные попытки переписать и исказить исторические факты, интерпретировать их в выгодном кому-либо свете. - История Великой отечественной войны все 70 лет подвергается попыткам фальсификации, особенно они усилились в настоящее время. Некоторым хотелось бы совсем стереть из памяти историю войны.Кто-то хочет оправдать недостойную политику своих правительств в годы войны. Чаще всего ставится цель – ослабления России, замалчивания решающей роли СССР в разгроме фашистской Германии. -Граждане России, историки, не должны замалчивать факты фальсификации истории войны. Необходимо давать им твердый и аргументированный отпор в память о героях и ветеранах войны. В Конституции РФ – заботиться о сохранении исторического и культурного наследия . |
Оценивание работ учащихся | Ваша работа будет оцениваться как индивидуально, так и в парах, будет учтена при выставлении оценок за работу на уроке (за каждый правильный ответ – вы получаете «Звезду») Вспомните ребята, почему на боевых самолетах и танках в годы войны были такие звездочки? слайд №6 Эпиграфом к нашему уроку будут слова премьер – министра Великобритании Черчилля: « Не было в мире такой силы, которая могла бы сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие огромные потери, как это сделали русские, Советская армия» Что вы думаете о словах Черчилля? - Ребята, какие чувства у вас вызывают эти слова? | Ответы детей Ответы детей |
Актуализация знаний | А сейчас мы с вами вспомним самые значимые страницы истории ВОВ. В ваших рабочих листах задание №1.Установите соответствие между событием и датой его начала. (задание на слайде) (после выполнения задания, проверить) | Слайд №7 Дети заполняют рабочий лист |
Карта Барбаросса | Какие исторические события изображены на слайде? Что вы знаете об этом плане? -Когда началась Великая Отечественная война? - Сколько лет она продолжалась? - Почему войну с Германией называют Отечественной? - Какая была по характеру эта война? В этой войне погибло 27 млн. человек. Из 18-летних погиб каждый третий. Ежедневно погибало 15 тысяч человек. Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого, то нам пришлось бы молчать38 лет. Вывод: это лишь неполный рассказ о той цене, которой была добыта победа. | Слайд №8 Дети отвечают. Начало ВОВ (план Барбаросса) План вторжения Германии в СССР -План «Барбаросса» предполагал «блицкриг» , т.е. был рассчитан на «молниеносную войну» в течение нескольких месяцев. (Эта война по характеру со стороны СССР была освободительной, а со стороны Германии – захватнической. Великая Отечественная война - самая жестокая, самая кровопролитная из всех, которые знало человечество. |
Работа с документом № 1 | Памятка советского бойца Памятка немецкого солдата Прочитайте документы и сравните. Что вы думаете, какие чувства у вас возникают? | Дети читают текст и анализируют |
Битва под Москвой | Какое значение имела оборона Москвы? Что вы знаете о этой битве? | На столицу фашисты нацелили главный удар, сюда были брошены лучшие, отборные части. Фронт неумолимо приближался, кое-где врагу удалось подойти к Москве на 25 км. В Куйбышев (ныне Самара) переехали большая часть правительства и иностранные посольства. По планам Гитлера немецкие войска должны были войти в город до 7 ноября и именно в этот день торжественно пройти по Красной площади. Уже были отпечатаны приглашения. Целый железнодорожный вагон с наградами "героям взятия Москвы" дожидался своего часа. Военный парад на Красной площади состоялся, но не гитлеровских, а советских войск, с которого они сразу уходили прямо на фронт. За годы войны 220 летчиков совершили тараны. На сегодняшний день история ВОВ не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска. Нет таких примеров! И они еще хотели победить! В битве за Москву был раз и навсегда развеян миф о непобедимости фашистской армии. |
Страницы Дневника Тани Савичевой | Назовите событие. Расскажите об итогах блокады. Что вы можете рассказать об этом событии? | Слайд №9 Блокада Ленинграда 872 дня,2.5 года 08.09.41-27.01.44 -Символом страшной блокадной войны стал дневник Тани Савичевой ( слайд 9). В Ленинграде погибло около 1 млн. человек, но город устоял. Лишь в январе 1944 года блокада города была прорвана. Не сумев захватить город, гитлеровское командование решило уничтожить его артиллерийским огнем, воздушными бомбардировками, покорить его защитников голодом. Немцы разбомбили часть продовольственных складов. На город было обрушено 100 тыс. авиабомб и 150 тыс. снарядов. Это была норма смерти, а норма жизни - хлеб - измерялась 125 граммами хлеба в день. Блокада принесла и другие тяжелейшие испытания. В январе 1941 г. из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление и водопровод. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы. Люди умирали от голода и холода. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Но, тем не менее, в городе продолжали работать заводы и производить для фронта самолеты, танки, минометы и снаряды. Вызовом врагу было и то, что 39 школ Ленинграда работали без перерыва в самые тяжелые блокадные дни. |
Пленный Паулюс | Кто на этом слайде? Какое значение имеет это событие в масштабах всего периода ВОВ? А знаете ли вы имена наших земляков, которые принимали участие в этой битве? | Слайд № 10 Сталинградская битва Пленный фельдмаршал Фридрих Паулюс, Под Сталинградом фашистов ждал полный разгром. Наступавшие с севера и с юга наши войска соединились, и в кольце окружения оказалась крупная группировка противника. Сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск. (Ашимов Василий Иванович, Дмитриенко Иван Николаевич, Бектасов Халел, Землянов Николай Николаевич, Каримов Ибраш) Герои Питерского района – Петр Михеевич Иванов, Юрий Сергеевич Соколов |
Работа с документом №2 | Из дневника гитлеровского солдата . О чем вы подумали? Какие чувства у вас возникли? Свою точку зрения обоснуйте. | Дети читают текст и анализируют |
Карта Курской дуги | Какое значение имеет это событие в масштабах всего периода ВОВ? - Что особенного произошло в этой битве? Вывод: потери фашистов в живой силе и технике после Курской битвы были невосполнимы. Красная Армия лишила фашистов всякой надежды на победу. Знаете ли вы, наших земляков, которые сражались на Курской дуге? Амерханов Хамидулла (орденоносец) Мендешев Есбулат(орденоносец) Герой – Николай Михеевич Решетников Наша Армия устремилась на запад! | Слайд № 11 Курская битва 23 августа 1943г. Курская дуга. Вскоре после Сталинграда Гитлер заявил, что должен наверстать то, что было упущено зимой. Фашисты разработали операцию "Цитадель". Они хотели окружить наши войска на Курской дуге и после этого начать наступление на Москву. И хотя на Курской дуге немцы сосредоточили огромные силы и бросили в бой лучшие и новейшие машины: танки “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд” операция "Цитадель" окончилась для фашистов полным крахом. Не их оружие, а наше, в конечном счете, оказалось лучшим - это знаменитая 34-ка. Не только земля, но и небо над Курском полыхало огнем. 9 вражеских самолетов сбил в одном поединке над Курской дугой советский летчик Александр Горовец. История авиации не знала подобного....А, Алексей Маресьев, летчик, который после ампутации обеих ног, вновь стал летать и в бою под Орлом в период Курской битвы сбил 3 фашистских самолета. Разгром немецких армий под Курском и выход к Днепру завершили коренной перелом в ходе войны. |
Карта 10 сталинских ударов | Какой это период в ВОВ? Какие территории были освобождены? А кто из наших земляков освобождал Европу? А зачем наши солдаты пошли освобождать Европу? Борзунов Николай Васильевич Джаксимбаев Лебедев Александр Алексеевич Мендешев Есбулат Решетников Иван Андреевич Руденко Степан Степанович Семенищев Петр Григорьевич Телегенев Сиртай Сиртаевич Хамзин Кадыр Сатубалдиевич Щеголев Александр Григорьвич Джаквалиев Жумаш Каниевич | Слайд №12 Ряд крупнейших стратегических операций 44 г. Решающих побед СССР1944 г. стал годом решающего наступления Красной Армии по всему фронту. Это был год полного освобождения всей территории страны от захватчиков. Государственная граница СССР была полностью восстановлена. Но война еще не была окончена, военные действия были перенесены на территорию Польши, Румынии, Болгарии и Венгрии. Темп наступления нарастал. В 1945 г. советские войска освободили Австрию, значительную часть Чехословакии, одержали победу в Восточной Пруссии. |
Слайд №13 Егоров и Кантария | А кто из наших земляков дошел до Берлина? Как вы думаете, Что они чувствовали, переживали?? Что было записано на стенах Рейхстага? Голиченко Александр Михайлович Дуко Николай Игнатьевич Семенищев Петр Григорьевич | Взятие Берлина 30 апреля - 1мая 45г водружения знамя Победы на Рейхстаге |
Слайд №14 Жуков на коне | Есть ли в вашей семье родственники, которые принимали участие в войне? Что вы знаете о них? Помните ли вы о них? Как народ встречал своих победителей? | Парад Победы 24 июня 45 года Жуков, Рокоссовский |
слайд № 15,16 Великая Победа. | Долгих 4 года шел солдат к Берлину. 4 года лишений, горя, страданий. 4 года напряженного труда в тылу. Вместе с тем это были годы мужества и героизма на фронте, беззаветной любви и преданности своей Родине. слайд Герои Советского Союза - наши земляки. Мужественно и без колебаний шагнули в огонь войны 500 тыс.наших земляков-саратовцев, в том числе женщин. Они сражались на всех фронтах и во всех родах войск. За мужество и храбрость, умение побеждать, 5 наших земляков-питерцев удостоены звания Героя Советского Союза. Свыше 300 тысяч саратовцев не вернулись в свои родные деревни и села. Они похоронены на полях сражений. Но память о каждом сохранена и увековечена в "Книгах памяти". |
Всей стране стали известны имена генерал-майора И.В. Панфилова, политрука В.Г. Клочкова, летчика Виктора Талалихина, медсестры Зинаиды Маресьевой. С нашего села ушли на войну 136 человек, погибло 62 человека. |
\Подводим Итоги войны (обсуждение) | Итак, мы с вами вспомнили основные события ВОВ. Ребята, какой ценой досталась нам эта победа? Что для вас значит Победа? Каковы итоги войны? Почему, зная, что они погибнут шли на бой? Шли на такие жертвы? Давайте проанализируем, чего нам стоила Победа в ВОВ? Какую цену мы за неё заплатили? Слайд № 17 – внешнеполитические итоги Слайд № 18 – внутриполитические Слайд№ 19 – экономические Слайд№20 – социальные Нам очевидны итоги войны и роль Советского Союза в достижении Победы. СССР заплатил высочайшую цену за Победу. Об этом надо помнить всегда и не позволить украсть у нас Победу. | Напряжённый героический труд Советского народа-Победа СССР и поражение Германии и ее союзников. - Повышение международного авторитета СССР. - Сохранение территориальной целостности и суверенитета СССР. - Освобождение народов Европы от германской оккупации и восстановление их государственности. Сожжено, разрушено и разграблено 1710 городов, 70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий, 40 тыс. больниц, 43 тыс. библиотек, 427 музеев.. Результат войны - слабость экономики СССР, разруха и нужда в послевоенные годы. Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении мира от фашистской "чумы" сыграл Советский Союз. Источниками его победы являются: отечественный, справедливый характер войны, чувство патриотизма, сплочение всех национальностей, окрепшая в войне сила Красной Армии, талант ее полководцев (Жуков, Рокоссовский, Конев, Василевский и др.), единство фронта и тыла, воля к победе, сила духа, сила характера нашего народа. Искоренение фашизма и нацизма как государственной идеологии и политики. - Вхождение в состав СССР новых территорий (Восточная Пруссия, южная часть Сахалина, Курильские острова). - Наличие у СССР самой мощной армии в мире. - Огромные людские потери. Произошло значительное сокращение взрослого трудоспособного населения. Мужское население было подорвано. Понадобилось 10 лет, чтобы население СССР достигло довоенного уровня |
Подведение итогов урока МУЗЫКА | Подводит итог урока Итак, Источниками Победы были. Мы выяснили, что во время войны все люди встали на защиту Родину! А сейчас войны нет,мы живем в мирное время. Что значит быть патриотом сегодня? Что можете сделать вы, для своей Родины? Прежде всего, героизм, мужество и вера в Победу многонационального народа СССР, полководческий талант и успехи Красной Армии. Нашей целью было подвести итоги, определить значение и цену ВОВ. КАК МЫ СФОРМУЛИРУЕМ ВЫВОД? | Вывод записывают в лист!!! Патриотизм и героизм советских людей. Полководческий талант военачальников. Партизанское движение в тылу врага. Единство фронта и тыла. Поддержка и участие антигитлеровской коалиции. Мобилизационный ресурс советской экономики. Роль Сталина в руководстве страной. Ответы детей (Участие в акциях, учеба, труд, память, гордость за Родину) |
Объяснение Д/з | ПРОДОЛЖИТЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ ИТОГОВ ВОВ И НАПИШИТЕ «Письмо Победы» В СОЧИНЕНИИ ОТРАЗИТЕ СВОЁ ПОНИМАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ВОВ | |
Слайд № 22 Рефлексия | Какие уроки можно вынести из этой войны? Спасибо вам за урок. С вами было приятно поработать. Я уверена, что наш сегодняшний урок нашел отклик в ваших сердцах. Я хочу чтобы ВЫ ТОЧНО ЗНАЛИ НАМ ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ! У НАШЕЙ СТРАНЫ МНОЖЕСТВО СЛАВНЫХ СТРАНИЦ ИСТОРИИ. СССР И ЕГО ПРЕЕМНИЦА РОССИЯ-ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ. У НАС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГЕРОИЧЕСКИЙ НАРОД, И ПОБЕДА В ВОЙНЕ - ЕГО ЗАСЛУГА!!! А мы должны ценить это и помнить! | Оценивают свою работу Учащиеся отвечают на вопросы:
|
«Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы»
Таскариновой Алии Аскаровны
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ п. Нива Питерского
района Саратовской области»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Великая ОТечественная война. Цена Победы"
Семинар "Великая ОТечественная война. Цена Победы"...
Итоги Великой Отечественной войны: цена победы
Работа предназаначена для учащихся старших классов. Урок проводится после изучения темы "Великая Отечественная война". Урок предполагает работу по группам, с использованием статистических данных, с по...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «День Победы»
Разработка представляет собой сценарий, посвященной Победы в Великой Отечественной войне. Предлагаемый сценарий является одним из средств создания условий для формир...
«Великая Отечественная война – цена победы»
«Великая Отечественная война – цена победы» Автор: Бурцева Ольга Андреевна,учитель истории и обществознания....
Фотоотчет урока мужества, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Оружие Победы»
Учитель физики Колобухов А.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Урок мужества «Оружие Победы», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, проводился для учащихся 6 класса общ...
Сценарий мероприятия к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Письма Победы»
Сценарий мероприятия к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Письма Победы» составлен на основе фронтового письма красноармейца Шошина Николая Васильевича от 25 февраля 1942 года ...
Методическая разработка урока "Великая Отечественная война - цена Победы"
Методическая разработка урока "Великая Отечественная война - цена Победы" предназначена для проведения повторительно-обобщающего контроля в 10 классе....