Рабочая программа по истории 10-11 класс
рабочая программа по истории (10, 11 класс) на тему
Рабочая учебная программа по истории обеспечивает выполнение Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).
Рабочая учебная программа по истории для 10-11 класса составлена в соответствии с Примерной программой среднего общего образования на базовом уровне по истории МО РФ 2004 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_10-11_2014_g.doc | 461.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя России Марка Евтюхина
г. Североморска Мурманской области
Рабочая учебная программа
по истории
III ступень: среднее общее образование
Уровень: базовый
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по истории обеспечивает выполнение Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).
Рабочая учебная программа по истории для 10-11 класса составлена в соответствии с Примерной программой среднего общего образования на базовом уровне по истории МО РФ 2004 г.
Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
- освоение комплекса систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;
- формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Основные содержательные линии программы базового уровня исторического образования на ступени среднего общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их интегрированное изучение.
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая учебная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X-XI классов:
Раздел примерной программы | Кол-во часов | Рабочая учебная программа | Всего часов | |
10 класс | 11 класс | |||
История как наука | 2 | 2 | 2 | |
Всеобщая история | 48 | 26 | 24 | 50 |
История России | 72 | 40 | 44 | 84 |
Всего | (122 ч. + 18 резерв) 140 ч.[1] | 68 ч. | 68ч. | 136 ч. |
Изменение распределения учебного материала предусматривается за счет резерва учебного времени. Часы резерва распределены следующим образом:
Тема | Наименование разделов | Количество часов | Часы резерва | |
Примерная программа | Рабочая учебная программа | |||
Т.3. | Цивилизации Древнего мира и Средневековья | Не менее 10 | 12 | 2 |
Т.13. | Россия во второй половине XIX-начале XX в. | Не менее 6 | 8 | 2 |
Т.9. | Русь в IX-начале XII в. | Не менее 4 | 5 | 1 |
Т.10. | Русские земли и княжества в XII-середине XV в. | Не менее 8 | 9 | 1 |
Т.11. | Российское государство во второй половине XV-XVII в. | Не менее 9 | 10 | 1 |
Т.13. | Россия во второй половине XIX-начале XX в. | Не менее 6 | 8 | 2 |
Т.14. | Революция 1917 г. и гражданская война в России | Не менее 4 | 6 | 2 |
Т.15. | Советское общество в 1922-1941 гг. | Не менее 4 | 6 | 2 |
Т.16. | Советский Союз в годы Великой Отечественной войны | Не менее 6 | 7 | 1 |
Т.18. | СССР в середине 1960-начале 1980 гг. | Не менее 3 | 4 | 1 |
Т.20. | Российская Федерация (с 1992 г.) | Не менее 5 | 6 | 1 |
Итоговое повторение: Россия и мир с древности до конца XIX в. Россия и мир в XX- нач. XXI вв. | - | 1 1 | 2 | |
18 |
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе среднего общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю (35 учебных недель). Рабочая учебная программа рассчитана на 136 учебных часов: в том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю (количество часов указано исходя из 34 учебных недель в году).
Содержание учебного материала данной рабочей учебной программы полностью соответствует Примерной программе среднего общего образования на базовом уровне по истории и отражено тематическом планировании, в том числе в графе «Элементы содержания».
В соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 24 января 2012 г. № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089» (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/prm39-1.htm) в содержание учебного материала внесены следующие ИЗМЕНЕНИЯ:
1. В подразделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» раздела «Стандарт среднего (полного) общего образования по истории» (базовый уровень):
а) позицию «История как наука» дополнить абзацем следующего содержания:
«Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний»;
б) позицию «Российская Федерация (1991-2003 гг.)» дополнить абзацем следующего содержания:
«Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны».
Изучение учебного предмета «История» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивается УМК:
- Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. М.: Русское слово - 2010.
- Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XX века. М.Русское слово – 2011.
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России с древнейших времен до конца XIX в. – М.: Просвещение – 2011.
- Загаладин Н.В., С.И.Козленко. История России, XX – начало XXI века. – М.: Русское слово – 2010.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел рабочей программы | Объем учебного времени в рабочей учебной программе (номер урока в КТП) | Всего часов | |
10 класс | 11 класс | ||
Т.1.История как наука | 2 (ур.1-2) | 2 | |
Т.2. Древнейшая история человечества | 2 (ур.3-4) | 2 | |
Т.3. Цивилизации Древнего мира и Средневековья | 12 (ур.5-16) | 12 | |
Т.4. Новое время: эпоха модернизации | 10 (ур.40-49) | 10 | |
Т.5. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества | 16 (ур.1-16) | 16 | |
Т.6. Человечество на этапе перехода к информационному обществу | 8 (ур. 54-61) | 8 | |
Т.7. История России – часть всемирной истории | 2 (ур.17-18) | 2 | |
Т.8. Народы и древнейшие государства на территории России | 4 (ур.19-22) | 4 | |
Т.9. Русь в IX-начале XII в. | 5 (ур.23-27) | 5 | |
Т.10.Русские земли и княжества в XII-середине XV в. | 9 (ур.28-36) | 9 | |
Т.11. Российское государство во второй половине XV-XVII в. | 3+7 (ур.37-39;50-56) | 10 | |
Т.12.Россия в XVIII-середине XIX в. | 9 (ур.57-65) | 9 | |
Т.13. Россия во второй половине XIX-начале XX в. | 2 (ур.66-67) | 6 (ур.17-22) | 8 |
Т.14. Революция 1917 г. и гражданская война в России | 6 (ур.23-28) | 6 | |
Т.15. Советское общество в 1922-1941 гг. | 6 (ур.29-34) | 6 | |
Т.16. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны | 7 (ур.35-41) | 7 | |
Т.17. СССР в первые послевоенные десятилетия | 4 (ур.42-45) | 4 | |
Т.18. СССР в середине 1960-начале 1980 гг. | 4 (ур.46-49) | 4 | |
Т.19. Советское общество в 1985-1991 гг. | 4 (ур.50-53) | 4 | |
Т.20. Российская Федерация (с 1992 г.) | 6 (ур.62-67) | 6 | |
Россия и мир с древности до конца XIX в. Россия и мир в XX- нач. XXI вв. (итоговое повторение) | 1 (ур.68) | 1 (ур.68) | 2 |
Итого | 68 | 68 | 136 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(136ч.)
Т.1. История как наука (2ч)
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации[2].
Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.
Проблемы периодизации всемирной истории. Историческое время. Принципы и критерии периодизации всемирной истории. Текущий этап всемирной истории и его особенности.[3]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (ВИ)
Т.2. Древнейшая история человечества ( 2 ч)
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Т.3. Цивилизации Древнего мира и Средневековья (12ч)
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Расширение ареала цивилизации. Восточная деспотия и ее характерные черты. Персидская держава. Кастовый строй в Индии и его особенности. Китай в эпоху древности. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары). Великое переселение народов, войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Римская империя: от золотого века к упадку. Внешние и внутренние причины кризиса, распада и крушения Римской империи. Упадок рабовладения и переход к колонату. Перенос столицы империи в Константинополь и раскол империи. «Солдатские» императоры Западной Римской империи и ее падение.
Периодизация Средних веков. Доколумбовы цивилизации Америки. Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира. Мир глазами средневекового европейца. Доколумбовы цивилизации Америки и цивилизации Африки I-II тыс. н.э.: особенности общественного и социокультурного развития. Проблема их исторической самобытности.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Т. 4. Новое время: эпоха модернизации (10 ч)
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Т.5. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (16 ч)
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».
Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.
Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.
«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».
Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.
Т. 6. Человечество на этапе перехода к информационному обществу (8 ч)
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.
Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».
Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.
Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
ИСТОРИЯ РОССИИ (ИР)
Т.7. История России – часть всемирной истории (2 ч)
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
Т.8. Народы и древнейшие государства на территории России (4 ч)
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Т.9. Русь в IX – начале XII вв. (5ч)
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Борьба за власть. Ослабление единства Руси. Приход к власти Владимира Святославича — новая победа Русского Севера над Русским Югом. Укрепление единства Русской земли. Активная внешняя политика Владимира. Противоборство печенегам. Владимир как организатор русского войска. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Любечский съезд 1097 г. Владимир Мономах. Восстание 1113 г. в Киеве. Приход на великокняжеский престол Владимира Мономаха. Политика Владимира Мономаха: прекращение внутренней борьбы в русском обществе, новая «Русская правда», воссоздание единства Руси, военные походы, укрепление международного положения Руси. Мстислав Великий.[4]
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Т.10. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (9 ч)
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Междоусобная война на Руси. Феодальная война на Руси. Борьба за московский трон. Расстановка сил. Ход борьбы, ее этапы. Юрий Звенигородский. Василий II. Итоги войны, ее роль в дальнейшем развитии русских земель.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Т.11. Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (3+7)
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Т.12. Россия в XVIII – середине XIX вв. (9 ч)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
Т. 13. Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. (8 ч)
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
Т.14. Революция 1917 г. и Гражданская война в России (6 ч)
Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.
Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.
Т.15. Советское общество в 1922-1941 гг. (6ч)
Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
Т.16. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (7 ч)
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.
Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.
Т.17. СССР в первые послевоенные десятилетия (4 ч)
Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.
Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
Т.18. СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. (4 ч)
Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.
Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.
Т.19. Советское общество в 1985-1991 гг. (4 ч)
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.
Т.20. Российская Федерация (1991-2003 гг.) (6 ч)
Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.
Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны
Итоговое повторение ( 2ч. )
Россия и мир с древности до конца XIX в.
Россия и мир в XX- нач. XXI вв.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВВ результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать
- основные факты, процессы и явления, позволяющие понимать целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории, пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, опираясь на свое представление об их исторической обусловленности;
- критически оценивать получаемую извне социальную информацию, используя навыки исторического анализа;
- уметь соотносить свои действия и поступки окружающих с историческими формами социального поведения;
- осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список основной литературы
- Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. М.: Русское слово - 2008.
- Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XX века. М.Русское слово – 2011.
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России с древнейших времен до конца XIX в. – М.: Просвещение – 2011.
- Загаладин Н.В., С.И.Козленко. История России, XX – начало XXI века. – М.: Русское слово – 2008.
Список дополнительной литературы
- Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.
- Бугромеев В.П. Всемирная история в лицах: позднее Средневековье. М., 1999.
- Вейс Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1998.
- Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.
- Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995.
- Игнатов В.А.Методическое пособие к учебнику Итория. Россия и мир. 10 класс. /О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин.- М, 2007
- Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
- Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М., 1978.
- Мессенджер Ч. Энциклопедия войн XX века. М., 2000.
- Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
- Пономарев М.В., Смирнова СЮ. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Практическое пособие. В 3 ч. М., 2000.
- Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб., 1999.
- Тойнби А.Дж. Цивилизация перед лицом истории. М., 1996.
- Хроника человечества. М., 1996.
- Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993—1998. Т.1
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
- Академия школьника. История Средних веков.
- 1С. образовательная коллекция. История России часть 1/ C древнейших времен до начала XVI века.
- 1С. образовательная коллекция. История России часть 2/ C середины XVI века до конца XVIII века
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2008
- Мировая художественная культура. Культура стран Древнего и средневекового Востока.
- Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века.
- Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новое время.
Видеофильм(DVD):
- Первый император России
- Императрица Екатерина Великая
- Император Павел I
- Народное искусство
- Император Александр I
- Император Николай I
- Император Александр III
- Бородино и его герои
Видеокассеты:
- Царь Иван Грозный
- Сокровища народного творчества
- Русский народный костюм
- Царь Борис Годунов
- Романовы. Начало династии
- Император Александр II
- Первая мировая война
- Первая российская революция
Ресурсы сети Интернет:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
- Большая советская энциклопедия
- Полный текст третьего издания БСЭ, выходившего в 1969-1978 годах. Общее количество статей - 95 279, свыше 33,3 тыс. иллюстраций и карт. По сравнению с предыдущими изданиями, данное издание в наименьшей степени страдает идеологической окрашенностью. http://www.rubricon.ru/bse_1.asp
- Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru
- Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала http://historydoc.edu.ru
- История России с древнейших времен до наших дней http://rushistory.stsland.ru
- Образование Киевской Руси http://oldru.narod.ru
- Historic.Ru: Всемирная история http://www.historic.ru
- Биография.Ру: биографии исторических личностей http://www.biografia.ru
- Династия Романовых http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html
- История России с древнейших времен до наших дней http://rushistory.stsland.ru
- Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России http://lants.tellur.ru/history/
- Правители России и Советского Союза http://www.praviteli.org
- Родина: Российский исторический иллюстрированный журнал http://www.istrodina.com
- Русский биографический словарь http://www.rulex.ru
- Historic.Ru: Всемирная история http://www.historic.ru
- Биография.Ру: биографии исторических личностей http://www.biografia.ru
- Великая французская революция http://liberte.newmail.ru
- Всемирная история в лицах http://rulers.narod.ru
- ХРОНОС — Всемирная история в Интернете http://www.hrono.ru
Тематическое планирование по истории, 10 класс
№ п/п | Раздел программы/ Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Д/з |
Т.1. | История как наука | 2 | ||
История в системе гуманитарных наук | 1 | История в системе гуманитарных наук. | §1 | |
Основные концепции исторического развития человечества | 1 | Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации. Проблемы периодизации всемирной истории Историческое время. Принципы и критерии периодизации всемирной истории. Текущий этап всемирной истории и его особенности. | §2-3 | |
Т.2. ВИ | Древнейшая история человечества | 2 | ||
Современные научные концепции происхождения человека и общества. | 1 | Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. | §4 | |
Неолитическая революция. | 1 | Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения. | §5 | |
Т.3. ВИ | Цивилизации Древнего мира и Средневековья | 12 | ||
Архаичные цивилизации. | 1 | Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний. | С.57-59, лекция | |
Цивилизации Древнего Востока. | 1 | Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. | С.59-66 | |
Расширение ареала цивилизации. | 1 | Восточная деспотия и ее характерные черты. Персидская держава. Кастовый строй в Индии и его особенности. Китай в эпоху древности. | §7-8, с. 67-76 | |
Философское наследие Древнего Востока. | 1 | Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока. | С.76-78, лекция | |
Античные цивилизации Средиземноморья. | 1 | Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. | §9 | |
Римская республика и империя. | 1 | Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. | §10-11 | |
Кризис античной цивилизации | 1 | Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары). Великое переселение народов, войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Падение Западной Римской империи | § 12 | |
Цивилизационное наследие Древнего мира | 1 | Цивилизационное наследие Древнего мира Философское наследие Древней Греции и Рима. | С.124-126, презентация, сообщение | |
Периодизация Средних веков. Возникновение исламской цивилизации. | 1 | Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира. Мир глазами средневекового европейца. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. | §14-15 | |
Христианская средневековая цивилизация в Европе. | 1 | Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. | §16-18 | |
Западная Европа в XI-XIII вв. | 1 | Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья. | §19-21,25 презентации, сообщения | |
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке | 1 | Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации. | §22-24 | |
Т.7. ИР | История России – часть всемирной истории | 2 | ||
Особенности становления и развития российской цивилизации. | 1 | Особенности становления и развития российской цивилизации. | С.3-5, лекция | |
Роль и место России в мировом развитии | 1 | Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества. | Лекция | |
Т.8. ИР | Народы и древнейшие государства на территории России | 4 | ||
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. | 1 | Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. | Лекция | |
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. | 1 | Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. | С.6-8, 14-15 | |
Восточнославянские племенные союзы и их соседи | 1 | Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. | С.9-13, 16-20 | |
Занятия, общественный строй и верования восточных славян. | 1 | Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. | §2 | |
Т.9. ИР | Русь в IX – начале XII вв. | 5 | ||
Возникновение Древнерусского государства. Князья и их дружины. | 1 | Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. | §3-4 | |
Принятие христианства. | 1 | Принятие христианства. | §5 | |
Развитие норм права на Руси. | Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. | §6-7 | ||
Владимир Мономах | 1 | Любечский съезд 1097 г. Владимир Мономах. Восстание 1113 г. в Киеве. Приход на великокняжеский престол Владимира Мономаха. Политика Владимира Мономаха: прекращение внутренней борьбы в русском обществе, новая «Русская правда», воссоздание единства Руси, военные походы, укрепление международного положения Руси. Мстислав Великий. | §8 | |
Христианская культура и языческие традиции Руси. | 1 | Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. | Презентации доклады | |
Т.10. ИР | Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. | 9 | ||
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. | 1 | Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв.Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. | §10 | |
Расцвет культуры домонгольской Руси. | 1 | Расцвет культуры домонгольской Руси. | §11 | |
Нашествие на Русь. | 1 | Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. | §12 | |
Экспансия с Запада. Начало возрождения Руси. | 1 | Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. | §13 | |
Причины превращения Москвы в центр объединения русских земель | 1 | Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. | §14 | |
Великое княжество Московское в системе международных отношений. | 1 | Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви. | §15 | |
Междоусобная война на Руси | 1 | Феодальная война на Руси. Борьба за московский трон. Расстановка сил. Ход борьбы, ее этапы. Юрий Звенигородский. Василий II. Итоги войны, ее роль в дальнейшем развитии русских земель. | § 16 | |
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. | 1 | Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. | §23-24 Лекция | |
Древность и Средневековье | Контрольное тестирование «Древность и Средневековье» | |||
Т.11. ИР | Российское государство во второй половине XV-XVII в. | 3 | ||
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. | 1 | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. | §17-18 | |
Формирование новой системы управления страной. | 1 | Формирование новой системы управления страной. | §17-18 | |
Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. | 1 | Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». | §19 | |
Т.4. ВИ | Новое время: эпоха модернизации | 10 | ||
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. | 1 | Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. | §26 | |
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. | 1 | Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. | §27 | |
Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. | 1 | Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества. | §28-29 | |
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. | 1 | От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. | §30-31 | |
Буржуазные революции XVII-XIX вв. | 1 | Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества.. | §32-36, | |
Промышленный переворот. | 1 | Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. | §37-38 | |
Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. | 1 | Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы | § 39 | |
Культурное наследие Нового времени. | 1 | Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени. | §40 | |
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. | 1 | Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. | §44-47 | |
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. | 1 | Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. | §48 | |
Т.11. ИР | Российское государство во второй половине XV-XVII в. | 7 | ||
Реформы середины XVI в. | 1 | Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. | §20,22 | |
Расширение территории России в XVI в. | 1 | Рост международного авторитета Российского государства. | §21 | |
Причины и характер Смуты. | 1 | Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. | §25-27 | |
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. | 1 | Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. | §28-29, 31 | |
Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. | 1 | Старообрядчество. | §30 | |
Участие России в войнах в XVII в. | 1 | Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. | §32 | |
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. | 1 | Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России. | §33-34 | |
Т.12. ИР | Россия в XVIII-середине XIX в. | 9 | ||
Петровские преобразования. Особенности российского абсолютизма. | 1 | Контрольное тестирование по теме «Российское государство во второй половине XV–XVII в.» Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. | §1-3 | |
Россия в период дворцовых переворотов. | 1 | §4-5 | ||
Просвещенный абсолютизм. | 1 | Расширение прав и привилегий дворянства. Законодательное оформление сословного строя. | §6 | |
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. | 1 | Реформы системы государственного управления. | §11 | |
Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. | 1 | Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. | §14 | |
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. | 1 | Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. | §8,10 | |
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. | 1 | Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. | §7 | |
Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. | 1 | Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Россия в Священном союзе. Крымская война. | §12-13 | |
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. | 1 | Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба. | §9,19, 26 | |
Т.13. Россия во второй половине XIX-начале XX в. | 2 | |||
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг | 1 | Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. | §21-22 | |
Политический террор. Политика контрреформ. | 1 | Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Контрольное тестирование по теме «Россия в XVIII – XIX вв» | §23-25 | |
Россия и мир с древности до конца XIX в. | 1 | Итоговый тест |
Тематическое планирование по истории, 11 класс
№ п/п | Раздел программы/ Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Д/з |
Т.5. | От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества | 16 | ||
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. | 1 | Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. | § 1-2 | |
Монополистический капитализм и противоречия его развития. | 1 | Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг. | § 3-4 | |
Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути». | 1 | Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути». | Сообщение | |
«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии | 1 | «Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. | §5 | |
Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. | 1 | Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. | §6,14 | |
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. | 1 | Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. | §7-9 | |
Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. | 1 | Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. | §10 | |
Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. | 1 | Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры. | §11-13 | |
Формирование и развитие мировой системы социализма. | 1 | Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя. | §15 | |
Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. | 1 | Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. | §17-18 | |
«Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». | 1 | Лекция, §30 | ||
Духовная культура в период Новейшей истории. | 1 | Формирование неклассической научной картины мира. | §19 | |
Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. | 1 | Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании. | §20-21 | |
Демократизация общественно-политической жизни. | 1 | Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг. | §25-27 | |
Этносоциальные проблемы в современном мире | 1 | §29-30 | ||
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества | 1 | Контрольное тестирование | ||
Т.13 | Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв. | 6 | ||
Утверждение капиталистической модели экономического развития. | 1 | Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. | §1-2 | |
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. | 1 | Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. | §1-2 | |
Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма. | 1 | §3-4 | ||
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. | 1 | Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв.. | §3-4 | |
Русско-японская война 1904-1905 гг | 1 | §3-4 | ||
Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. | 1 | Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г. | §8-9 | |
Т.14 | Революция 1917 г. и Гражданская война в России | 6 | ||
Революция 1917 г. Падение самодержавия. | 1 | Контрольное тестирование по теме «Россия в начале ХХ в.» | §10 | |
Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. | 1 | «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России. | §10 | |
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. | 1 | Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России. | §11 | |
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. | 1 | §12-13 | ||
Цели и идеология противоборствующих сторон. | 1 | «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения. | §12-13 | |
Политика «военного коммунизма». | 1 | Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике. | §12-13 | |
Т.15. | Советское общество в 1922-1941 гг. | 6 | ||
Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. | 1 | Контрольное тестирование по теме «Революция и Гражданская война в России» Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития. | §14 | |
Образование СССР. | 1 | Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. | § 15 | |
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. | 1 | Противоречия социалистической модернизации | §17-18 | |
Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. | 1 | Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. | §19 | |
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. | 1 | Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ. | §20 | |
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. | 1 | Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза. | §21-22 | |
Т.16. | Советский Союз в годы Великой Отечественной войны | 7 | ||
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. | 1 | Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. | §23-24 | |
Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. | 1 | §25 | ||
Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. | 1 | Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. | §26 | |
Идеология и культура в военные годы. | 1 | Русская Православная церковь в годы войны. | ||
Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. | 1 | Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Героизм народа на фронте и в тылу. Развитие советского военного искусства. | Сообщение , презентация «Герои войны» | |
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. | 1 | Ленд-лиз и его значение. | Заполнить таблицу | |
Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. | 1 | Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира. | §27 | |
Т.17. | СССР в первые послевоенные десятилетия | 4 | ||
Социально-экономическое положение СССР после войны. | 1 | Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. | §28 | |
Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. | 1 | ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. | §29-30 | |
СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. | 1 | Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. Карибский кризис и его значение. | §31 | |
Духовная жизнь в послевоенные годы. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». | 1 | Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса. | §32-33 | |
Т.18. | СССР в середине 1960-начале 1980 гг. | 4 | ||
Экономические реформы середины 1960-х гг. Конституция 1977 г. | 1 | Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. | §34 | |
Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг. | 1 | §37 | ||
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. | 1 | Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия. | §35 | |
Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. | 1 | Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции. | §36,38 | |
Т.19. | Советское общество в 1985-1991 гг. | 4 | ||
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. | 1 | Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г. | §39 | |
Политика «гласности». Формирование многопартийности. | 1 | Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. | §40 | |
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. | 1 | Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы. | §41 | |
Декларации о суверенитете союзных республик. | 1 | Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР. | §42 | |
Т.6. | Человечество на этапе перехода к информационному обществу | 8 | ||
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. | 1 | Контрольное тестирование по теме «СССР в 1922–1991 гг.» Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. | ||
Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. | 1 | Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга». | Сообщение | |
Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. | 1 | Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. | §48-49 | |
Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». | 1 | Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. | §48-49 | |
Локальные конфликты в современном мире. | 1 | |||
Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. | 1 | Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». АнтиглобализмЭкуменизм. | §49 | |
Религия и церковь в современной общественной жизни. | 1 | Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. | Подборка информации из СМИ | |
Особенности духовной жизни современного общества. | 1 | Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. | §45-46 | |
Т.20. | Российская Федерация (с 1992 г.) | 6 | ||
Становление новой российской государственности. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. | 1 | Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Складывание новых политических партий и движений. | §43-44 | |
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. | 1 | «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг. | §45 | |
Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. | 1 | Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. | §47 | |
Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. | 1 | Президентские выборы 2000 г. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г. | Проект «Россия и ее место в мировом сообществе» | |
Россия в мировых интеграционных процессах. | 1 | Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом. | Подборка информации из СМИ | |
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. | 1 | Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры. Контрольное тестирование по теме «Российская Федерация» | §48-49 | |
Россия и мир в XX- нач. XXI вв. | 1 | Основное содержание предмета Контрольное тестирование |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Класс | Тема | Вид контроля |
10 | Древность и Средневековье | Текущий |
Российское государство во второй половине XV–XVII в. | Текущий | |
Россия в XVIII – XIX вв | Текущий | |
Россия и мир с древности до конца XIX в. | Итоговый | |
11 | От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества | Текущий |
Россия в начале ХХ в. | Текущий | |
Революция и Гражданская война в России | Текущий | |
СССР в 1922–1991 гг. | Текущий | |
Российская Федерация | Текущий | |
Россия и мир в XX- нач. XXI вв. | Итоговый |
Список сокращений
Т. – тема
У. – урок
Ч. – часы
УМК - учебно-методический комплект
[1] ФБУП (140 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю в X и XI кл.)
[2] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[3] Цветом (жирным шрифтом) выделены дополнительные элементы содержания из авторской программы за счет резервного времени «Всемирная история с древнейших времен до конца XIX в.». 10 класс (Н.В. Загладин)»./ Программа курса.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
[4] Цветом (жирным шрифтом) выделены дополнительные элементы содержания из авторской программы за счет резервного времени «История России. 10-11 классы (А.А. Данилов)»./ Программы общеобразовательных учреждений. История России. 10-11 классы – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)
Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Рабочая программа по истории для 5 класса в соответствии с требования по ФГОС к УМК В.И. Уколова, Л.П. Маринович (под ред. А.О. Чубарьяна). Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс // М., «Сфера». 2015.
Структура данной рабочей программы полностью соответствует требованиям стандарта второго поколения....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...