Урок «Смута-закономерность или случайность?» Урок истории в 10 классе (проблемно-проектная дискуссия )
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Тема урока: «Смута-закономерность или случайность?»
Вводная реплика: Планируя урок свой конечной целью видела дальнейшее формирование активной гражданской позиции у учащихся и воспроизведение ранее полученных знаний на новом более высоком, качественном уровне.
Цель урока: для учителя – создать условия для осмысления учащимися роли и значения смутного времени в истории, продолжить работу по формированию умения вступать в речевое общение, сравнивать анализировать, сопоставлять, рассуждать; для учащихся – получить возможность научиться анализировать, высказывать суждения , подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного периода для истории нашего государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_smuta.zip | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №6
Станицы Камышеватской Ейского района
Урок «Смута-закономерность или случайность?»
Урок истории в 10 классе
(проблемно-проектная дискуссия )
Учреждение: МОУ СОШ №6
ул.Советская,172
ст.Камышеватская,
Ейский район,
Краснодарский край,353650
Тел.(86132)96-2-40
Эл.адрес:nel55@rambler.ru
Автор: Зубач Наталья Николаевна,
учитель история. обществознания
ул. К.Маркса,2А,
ст.Камышеватская,
Ейский район,
Краснодарский край,353650
2015 год
Пояснительная записка
- Работа создана для представления по гуманитарному направлению.
- Тема урока: «Смута-закономерность или случайность?»
- Класс 10 ,средний по успеваемости.
- Цель занятия: Обобщение изученного материала выявление пробелов в знаниях учащихся с целью проведения коррекционной работы и выявления вопросов, на которые учащиеся хотели бы получить ответ; группы учащихся желающих рассмотреть эту тему подробное в неурочное время.
- В работе использовалась программа созданная на основе Федерального государственного стандарта 2004года. Средне (полное) общее образование. История. Базовый уровень. Авторская программа «История России с древнейших времен до17 века 10 класс» Сахаров А.Н. Буганов В.И «Дрофа» Москва 2009год
- Учебник: История России с древнейших времен до17 века 10 класс Сахаров А.Н. Буганов В.И.. Базовый уровень. Москва. Под редакцией А.Н.Сахарова «Дрофа» 2009 год.
- Урок является заключительным (итоговым) в 13 часовой теме «» согласно тематическому планированию на него выделено 2 часа.
- Применены на уроке исследовательские технологии и метод проекта. Формы и методы обучения: работа в малых группах, выполнение творческих заданий, обсуждение сложных дискуссионных вопросов и проблем Работа с дополнительными источниками (в том числе Интернет ресурсами), самостоятельный отбор фактического материала с целью аргументации своей позиции.
Тема урока: «Смута-закономерность или случайность?»
Вводная реплика: Планируя урок свой конечной целью видела дальнейшее формирование активной гражданской позиции у учащихся и воспроизведение ранее полученных знаний на новом более высоком, качественном уровне.
Цель урока: для учителя – создать условия для осмысления учащимися роли и значения смутного времени в истории, продолжить работу по формированию умения вступать в речевое общение, сравнивать анализировать, сопоставлять, рассуждать; для учащихся – получить возможность научиться анализировать, высказывать суждения , подвести учащихся к пониманию причин смутного времени в России, сформировать представление о Смуте и значении данного периода для истории нашего государства.
Задачи
Образовательные:
1.На основании материала учебника, дополнительного материала определить причины, сущность и итоги Смутного времени;
2. выделить основные периоды, отождествляя с конкретными политическими лидерами;
3. усвоить стандартный минимум фактических сведений о событиях Смутного времени.
Развивающие:
1. Формировать критическое мышление учащихся;
2. развивать навыки выступления и защиты собственной точки зрения;
3. учить рассматривать историческую проблему (личность) с различных позиций;
4. развивать коммуникативные навыки работы в группах.
Воспитательные:
1. Формировать критическое мышление учащихся;
2. учить вырабатывать собственное отношение к рассматриваемой проблеме;
3. работать над понятиями: Смута, династический кризис, гражданская война, Отечество, патриотизм, национальное самосознание.
Вид урока: урок лабораторное (практическое) занятие с элементами исследования.
Материальное оснащение: раздаточный материал для групп, учебник А.Н. Сахаров В.И. Буганов История России с древнейших времен до конца 17 века 10 класс базовый уровень. Москва «Просвещение». 2009год. Материалы отобрание учащимися на этапе подготовки к уроку
ФОПД: | Методы обучения: |
- фронтальная - групповая - индивидуальная | - репродуктивный - частично-поисковый - творческий - словесный - наглядный - практический |
Оборудование:
- Презентация урока на диске.
- Карта «Россия в начале 17 века», атласы, компьютер, выставка книг по теме урока, учебник.
Ход урока:
- Актуализация. Вызов.
1 шаг. Инициация учащихся.
За всю историю человечества борьба за власть, стремление избавиться от политических оппонентов, являются неотъемлемой частью жизни общества. Но никогда ранее политическая борьба за власть в государстве не доходила до такого ожесточения. Никогда раньше на историческую сцену не выходило такое количество жестоких, беспринципных и корыстолюбивых людей. Никогда раньше на царский трон не посягали беглый расстрига из заурядной дворянской фамилии, бывший холоп, бедный учитель из Восточной Белоруссии. Никогда раньше не была столь реальной угроза утраты Россией государственной самостоятельности, расчленение на отдельные территории. Я говорю о Смутных временах в истории России.
2. Изучение нового материала:
2.1. Изучение нового материала мы начнем с определения самого понятия «Смута». Находим определение в учебнике и на слайде презентации.
2.2. Задание на анализ и сравнение:
- Чтобы определить причины наступления Смутного времени я предлагаю вам познакомиться с высказываниями различных историков (на слайдовой презентации).
Как видите, в этих причинах нет ничего необычного для тех времен, но при этом они привели к тяжелым последствиям. Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии, население безропотно и беспрекословно подчинялось своим «природным» государям.
Но когда династия прекратилась, и государство оказалось «ничьим», российская земля растерялась и пришла в брожение.
2.3. Заметно ухудшившееся экономическое положение страны в результате нескольких подряд неурожайных лет и обострение недовольства властью царя Бориса со стороны практически всех слоев населения привело к ситуации, когда было достаточно любого повода для его дискредитации. Таким поводом стала появившаяся версия о том, что младший сын Ивана Грозного не погиб в Угличе 1591 г. Вскоре в Польше появился человек, называвший себя «чудом спасшимся» сыном Ивана Грозного.
- Представители, каких социальных слоев пришли на службу к самозванцу?
- Назовите все социальные слои, которыми было представлено российское общество в начале XYI века (учащиеся называют бояр, дворян, казачество, крестьян, горожан). Все они – участники тех событий и преследовали свои интересы, часто враждуя друг с другом.Эти люди могли служить разным лидерам, могли одним и тем же, но именно они продвигали события Смутного времени, следуя путем своих интересов.
В это время на историческую арену вышла целая плеяда выдающихся личностей, которые вели за собой огромные группы людей, Огнем и мечом боролись они за справедливость, совершали подвиги во имя своей страны. Были и откровенные негодяи, преследовавшие свои корыстные цели. Как бы то ни было, сложный и драматический сюжет создавался благодаря ним.
2.4. Учащиеся делятся на 4пары. Каждой раздается отрывки из рукописи монаха Авраамия Палицина, работ В.О.Ключевского, С.Ф.Платонова, В.Б.Кобрина. (Приложение 1)
- Представьте, что в результате перемещения во времени мы оказались в начале XYII века.
И теперь вы стали не школьниками, а казаками, боярами, дворянами и польскими интервентами.
Задание на формулирование собственной оценки исторических фактов:
1. Как же вы, вольные, благородные люди встали оружием и помыслами своими против земли русской и чего желаете, проливая кровь и творя беззаконие?
2. Сможете ли вы прекратить Смуту в земле нашей и что вам для этого нужно?
Остальные учащиеся делятся на три группы.
Задание на систематизацию фактов:
Используя материал учебника и отрывки из работ русских историков (раздается каждой группе) составьте таблицу, в которой должны быть отражены события, произошедшие в правление Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского. В левой части запишите события, которые способствовали стабилизации обстановки в стране, а в правой – события, углубившие процесс Смуты.
После выполнения работы делаем выводы: ни одна группа не могла остановить Смуту из-за сложности и противоречивости интересов противоборствующих сторон.
2.5. Слайд «Основные события Смутного времени». В истории Смутного времени произошло много трагических событий (перечисляем), сложилась ситуация двоевластия, когда одновременно действовало два правительства в Москве и в Тушино.
Как вы считаете, какое событие стало поворотным в истории Смутного времени? (учащиеся называют интервенцию Польши и Швеции) В чем состояла опасность интервенции? (насаждение католичества, утрата русской культуры, потеря национальной независимости)
Угроза утраты национальной независимости вызвала массовые волнения населения России.
В 1611 году в Рязани формируется народное ополчение, в состав которого входят посадские люди, часть казаков и дворян, остатки армии Лжедмитрия II. Возглавили его Князь Трубецкой, дворянин Ляпунов и казак Заруцкий. В марте 1611 года ополчение подошло к Москве и начало его осаду, в разгар которой обострились противоречия между частью дворян и казаками. Гибель Ляпунова привела к распаду ополчения. Осенью 1611 года формируется второе ополчение в Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты К.Минина. Военным руководителем стал князь Д.Пожарский. К марту 1612 года ополчение было собрано и направилось в Ярославль. В августе началась осада Москвы. 22 октября состоялось решительное сражение ополченцев с поляками. Накануне сражения Пожарскому была передана икона Казанской богоматери (слайд),
с которой освободители земли русской одержали победу над поляками.
3.Обобщение.
Сражения в октябре 1612 года не были рядовыми столкновениями между поляками и русскими -шла борьба за сохранение исконной веры, культуры, самосознания. Победа второго ополчения в битве за Москву имела историческое значение: она доказывала правоту тех, кто выступал за освобождение земли от чужестранцев, призывала русский народ к единству. Разгром поляков стал важнейшим шагом на пути к становлению российской государственности. Именно в начале XYII века на волне патриотического подъема народ осознал насколько важно научиться жить единой нацией в собственном государстве. Один безвестный летописец сформулировал эту мысль как нравственный приказ, как некую установку на будущее в возрождении России: «Выжить надо, коль Смуте конец».
Каковы итоги Смутного времени?
Для восстановления общественного согласия и консолидации страны, она нуждалась в людях, способных спокойно и настойчиво вести традиционно- консервативную политику, постепенно восстановить экономику, восстановить государственную территорию России.
Отрицательные последствия:
1. Экономическое и хозяйственное разорение.
2.Резкая убыль населения.
3.Длительно продолжающиеся социальные столкновения.
4.Появление многочисленных групп разбойных людей.
Положительные последствия:
1.Рост национального самосознания.
2.Ощущение единства государства.
3.Единство народа в рамках одного государства.
4.Более широкое участие сословий в представительных органах
государства.
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной.
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
Наталья Кончаловская написала эти строчки о Дмитрии Пожарском и Кузьме Минине, которых народ считает героями. Вы согласны с подобной оценкой их деятельности?
Кого еще можно назвать национальным героем? ( Михаила Васильевича Скопина- Шуйского, Ивана Сусанина). Правильно, но я хочу еще добавить, простой народ, который встал на защиту своей страны от иноземных захватчиков.
Урок я хочу закончить словами П.Я. Чаадаева:
Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой – нибудь важный урок.
4. Рефлексия. Составляем синквейн к понятию «Смута».
- Выразите свое отношение к уроку, заканчивая фразу, начало которой я вам предложу:
«На уроке я узнала, что ….»;
«На уроке мне понравилось …»;
«Для меня было новым …»;
«Я вижу пользу в том …»
- Я довольна нашим уроком, его результатами и получила удовлетворение от нашей совместной работы.
Сегодня на уроке активно работали ………., эти ребята получают оценку – . Хочу назвать ребят, чья работа в группах мной также отмечена - …………….
Домашнее задание: п. 24. Подготовка к семинарскому занятию «Смута – трагедия, очищение и возрождение России».
1. Смутное время порождало неординарные личности. Кого из участников данного периода можно считать народными героями?
2. Роль Русской Православной Церкви в период Смуты.
3. Состав, программы и характер деятельности Первого и Второго ополчений.
4. Прокомментируйте утверждение: «Михаил Романов при избрании его царем был фигурой компромиссной».
Полезные ссылки по теме:
http://old-rus.narod.ru/paper.html (на сайте собраны статьи и исследования, в которых анализируется русская история и литература Смутного времени)
http://sscadm.nsu.ru/deps/hum/readerhist10/smuta.html (электронная версия хрестоматии по истории России для 10 класса. Тема "Смутное время в России начала XVII в. глазами современников)
http://hpsy.ru/public/x3151.htm (статья, посвященная самозванству в России)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дискуссии на уроках истории и обществознания
В обществе, в прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: с...
Проблемно-проектная дискуссия на уроках истории.
Доклад на РМО учителей истории и обществознания.В докладе раскрывается методика проведения проблемно-проектной дискуссии в учебном процессе....
Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)".
Статья по теме "Использование возможностей Рейтинговой накопительной системы на уроках гуманитарного цикла (на примере уроков истории)"....
Дискуссия,как метод технологии личностно-ориентированного образования на уроках истории и обществознания
Статья о дискуссии,как методе технологии личностно0ориентированного образования на уроках истории.Дискуссионный метод, как технология личностно-ориентированного обучения, позволяет решать образо...
Формирование базовых национальных ценностей обучающихся на уроках истории и обществознания, с помощью дискуссии.
Важнейшая цель современного образования и одна из приорететных задачь общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и комперентного гражданина России.В этой связи пр...
Технологическая карта урока по технологии развивающего обучения. Урок истории для 9 класса по теме: «Европа за железным занавесом».
Технологическая карта урока....
ПРОЕКТ УРОКА «Активизация интереса обучающихся на уроке истории «Образование государства в долине Нила»
Разработка урока истории в 5 классе по ФГОС....