Конспект урока-практикума "Полтавская битва глазами историков"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
На уроке организуется работа с тремя источниками по истории Полтавской битвы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_poltava.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Полтавская битва: разные взгляды разных людей
По материалам Государственной Публичной библиотеки (г. Москва)
http://vvpb.shpl.ru/14pagevpb.html
Опережающее домашнее задание – изучить в учебнике ход Северной войны. Возможны задания – выучить наиболее существенные даты, отметить на контурной карте основные события войны.
И.И. Голиков «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России». ( Хрестоматия по истории России, т.2, книга I, с. 131-133).
? по названию книги определите предполагаемое отношение автора к Петру I
(русский купец екатерининской эпохи, сосланном в Сибирь, но получившим помилование в связи с открытием памятника Петру в Петербурге. После этого Голиков считал Петра своим благодетелем и всю жизнь собирал материалы, посвященные императору, так возник его многотомный труд, основанный на огромном количестве источников).
? Определите, исходя из приведенных фактов, какие должны быть слабые и сильные места книги Голикова. (Голиков имел доступ к огромному объему письменной информации и устных легенд, но в то же время явно стремился идеализировать образ царя).
? составьте план прочитанного текста (разбив его на три, максимум четыре части, и дав заглавие каждой из них)
Работа выполняется индивидуально, затем выслушивается и обсуждается несколько вариантов названий. Таким образом, с одной стороны тренируется умение выявлять основные идеи текста, с другой стороны, в сознании учеников закрепляется основное содержание текста.
? выписать несколько слов или выражений, которые лучше всего выражают отношение автора к описываемым событиям.
(«великий государь», «сердечная чувствительность», «благодарил все войско за храбрость и усердие их» и т.д.) Таким образом развивается крайне важное умение отличать факты от мнений.
Петер Энглунд «Полтава. Рассказ о гибели одной армии».
Петер Энглунд, современный шведский ученый, написавший исключительно интересную книгу о шведской армии до и после Полтавской битвы. Автор, в частности, использовал многочисленные письма шведских солдат домой – шведы-лютеране были практически поголовно грамотными.
? определите, насколько изложенные здесь события совпадают с составленным ими планом текста Голикова.
(в этом отрывке описан примерно тот же самый временной отрывок, что и в отрывке из Голикова).
? выписать те слова и выражения, которые наиболее ярко отражают взгляд Петера Энглунда.
( «ужасающее зрелище», «апокалиптическая генеральная баталия» и т.д.)
? предлагается объяснить причину различий в оценках при описании одних и тех же фактов.
( «Петер Энглунд – швед, поэтому он плохо отзывается о русских» - тогда ученикам предлагается вернуться к тексту и проверить, есть ли в тексте негативные оценки русских людей. Выясняется, что автор описывает вежливость и предупредительность царя и русских генералов по отношению к пленным. В то же время, его рассказ строится на противопоставлении пирующих генералов – как шведских, так и русских и ужасающих мучений раненых и умирающих – как шведских, так и русских. Ясно, что различия между текстами Голикова и Энглунда вызваны скорее не их национальной принадлежностью, а разницей между человеком XVIII века, радостно воспевающим царя-победителя, и человеком ХХ века, стремящимся показать в своей книге ужасы войны как таковой и контраст между положением командиров и простых солдат).
Н.И. Костомаров «Мазепа»
историк Н.И.Костомаров (1817-1885) родился и вырос на Украине и, хотя и прославился прежде всего своими трудами по русской истории, но в течение всей своей жизни много занимался историей Украины – он публиковал древние малороссийские документы, много писал об украинских политических деятелях. Костомаров в молодости был одним из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества, куда, как известно, входил и Тарас Шевченко. Революционные взгляды ученого обусловили его интерес ко всем народным движениям, и, в частности, к запорожскому казачеству. Костомаров был известен, как сторонник культурно-национальной автономии Украины. Очевидно, эти черты мировоззрения историка обусловили и его интерес к гетману Мазепе.
текст снова сравнивается с рассказом Голикова ? совпадения (пир, погребение) и рассказ о пытках и казнях казаков. ? почему Костомаров отметил этот факт, пропущенный как шведским, так и русским историками? (С одной стороны, отрывок взят из книги о Мазепе- автор при описании Полтавской битвы останавливается на судьбе соратников мятежного гетмана. В то же время, понятен сам выбор такой точки зрения – Костомарова всегда волновала независимость Украины и, соответственно, интересовали те, кто пытался этой независимости добиться. С другой стороны для Голикова– историю под Полтавой вершит царь, на его действиях и сосредотачивается основное внимание. Для Костомарова в истории всегда огромную роль играл народ и его представители, он видел в русской истории соединение двух начал – вечевого и державного. Не случайно он много писал, например, о Великом Новгороде, как носителе вечевого, народного начала. Запорожцы для него тоже в какой-то мере представители этой народной стихии – и, описывая битву, совершенную по воле двух государей, он не может не рассказать о страданиях казаков, оказавшихся замешанными в эту политическую борьбу). |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Описание одних и тех же фактов может сильно отличаться в зависимости от эпохи, в которую жил автор текста, его происхождения или же его политических взглядов, и задача любого человека, воспринимающего информацию, четко уяснить для себя, где здесь факты, и где мнения, а затем решить, можно ли доверять этим фактам, и согласен ли он лично с тем или иным мнением. эссе «Какой взгляд на Полтавскую битву мне ближе – и почему?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино" на тему "Бородинское сражение глазами историка и поэта"
Это урок литературы и истории в 5 классе по стихотворению М.Л.Лермонтова "Бородинона тему "Бородинское сражение глазами историка и поэта"...
бинарный урок по истории и литературе "Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта"
конспект бинарного урока по истории и литературе в 7 классе...
Интегрированный урок литературы и истории "Пугачёв глазами историков и литераторов"
Пушкин изображает Пугачёва как талантливого , смелого руководителя крестьянского восстания, подчёркивает его ум , сметливость, храбрость , гуманность, связь с народом. Все...
Интегрированный урок по истории и литературе: «Полтавская битва глазами историков и литераторов» 7 класс
Интегрированный урок по истории и литературе:«Полтавская битва глазами историков и литераторов» с использованием презентации....
Методическая разработка бинарного урока "Полтавская битва. Петр I глазами историков и поэта"
Методическая разработка бинарного урока (история + литература), 7 классТема: «Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историка»Цель: Познакомить учащихся с Полтавской битвой. Рассмотреть ...
проект "Значение Сталинградской битвы как переломного момента Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"
проект ученицы 9 класса по теме "Сталинградская битва как переломный момент Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"...
Классный час: «Роман-размышление Валентина Пикуля «Барбаросса» (Сталинградская битва глазами писателя-историка)»
Воспитательное мероприятие разработано в форме классного часа «Роман-размышление Валентина Пикуля «Барбаросса» (Сталинградская битва глазами писателя-историка)». Я с...