Классный час: «Роман-размышление Валентина Пикуля «Барбаросса» (Сталинградская битва глазами писателя-историка)»
методическая разработка (11 класс)
Воспитательное мероприятие разработано в форме классного часа «Роман-размышление Валентина Пикуля «Барбаросса» (Сталинградская битва глазами писателя-историка)». Я считаю, что данная тема и содержание воспитательного мероприятия затрагивают социально значимые проблемы, актуальные в настоящий момент для российского общества, так как вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу, - одна из задач патриотического воспитания. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_uroki_pobedy_zueva_l.n.docx | 53.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус»
Конкурс методических разработок «Уроки Победы» в 2024 году
Номинация:
«Лучший классный час»
Работу подготовила: учитель русского языка и литературы,
Зуева Людмила Николаевна
Смоленск
2024г
Пояснительная записка
1.1.Тема классного часа: «Роман-размышление Валентина Пикуля «Барбаросса» (Сталинградская битва глазами писателя-историка)»
1.2.Актуальность и обоснование выбора темы.
Воспитательное мероприятие разработано в форме классного часа «Роман-размышление Валентина Пикуля «Барбаросса» (Сталинградская битва глазами писателя-историка)». Я считаю, что данная тема и содержание воспитательного мероприятия затрагивают социально значимые проблемы, актуальные в настоящий момент для российского общества, так как вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу, - одна из задач патриотического воспитания. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм.
1.3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.
Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Внеклассное мероприятие предоставляет возможность для проявления и развития индивидуальных творческих способностей обучающихся. Данный материал может использоваться в межпредметных связях: на уроках русского языка, литературы, истории. Может быть использовано для проведения Уроков мужества, классных часов, посвященных истории Великой Отечественной войны.
1.4 Целевая аудитория воспитательного мероприятия
(с указанием возраста/класса).
Внеклассное мероприятие ««Роман-размышление Валентина Пикуля «Барбаросса» (Сталинградская битва глазами писателя-историка)»» разработано для обучающихся ОГБОУИ «Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус» 15-17 лет, что соответствует 9-11 классам.
1.5.-1.7. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Данная методическая разработка включает цели и задачи внеклассного мероприятия, сценарий внеклассного мероприятия. Мероприятие позволит обучающимся понять, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши отцы, деды, прадеды шли в бой, не думая о себе. Проанализировав историографию данной темы можно определить цель работы:
- осмысление исторического значения Сталинградской битвы как переломного момента в ходе Великой Отечественной войны и II Мировой войны;
-воспитание ценностного отношения к историческому прошлому своей страны через знакомство с разными жанрами литературы, изображавшими переломный момент в ходе Великой Отечественной войны;
Из вышеуказанной темы можно выделить следующие задачи исследования:
-познакомиться с обстановкой на фронте в 1942-1943 г. через историческую прозу В.Пикуля;
-определить этапы, выяснить значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны через восприятие и осмысление писателя-историка;
-воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, свой народ
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
- гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
- патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России
в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы;
- духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, том числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов
Базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам.
Коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии.
Совместная деятельность
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету
Предметные результаты:
осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
участвовать в дискуссии на литературные темы;
владение современными читательскими практиками, культурой
восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного
истолкования прочитанного в устной и письменной форме;
умение работать с разными информационными источниками, в том числе
в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек
и электронных библиотечных систем.
1.8.Технологии, методы и приемы, формы работы, используемые для достижения планируемых образовательных результатов
Форма классного часа - дискуссия
В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми обучающимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией.
Формы работы - групповые. Группа обучающихся по подготовке классного часа анализирует вместе с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовит сообщения; если это необходимо, оформляет презентацию и т.д.
Методика проведения классного часа с использованием элементов технологии развития критического мышления
Технология развития критического мышления через чтение формирует умения и навыки работы с информацией:
- Ориентироваться в источниках информации.
- Адекватно понимать прочитанное.
- Оценивать информацию с точки зрения ее важности.
- Выделять главное в информации.
- «Отсеивать» второстепенную информацию.
- Критически оценивать новые знания.
- Делать выводы и обобщения.
Технология развития критического мышления направлена на формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. В этой технологии синтезированы идеи, приемы и методы многих русских отечественных технологий: коллективных и групповых способов обучения и воспитания, а также технологий сотрудничества, развивающего обучения. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. Технология предлагает систему конкретных методических приемов (стратегий), которые могут быть использованы и в учебной, и во внеурочной деятельности.
1.9.Материально-технические, информационные, кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
Для подготовки данного мероприятия необходимы следующие материально-технические ресурсы: ноутбук, проектор, колонки, раздаточный материал (фрагменты романа, цитаты), выставка - «Память о войне нам книги оставляют…», фонограмма песни «День Победы».
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексеев, М. Н. Мой Сталинград: роман. Через годы, через расстояния: повесть - М.: «Вече», 2004,105с.
- Газета «Книжное обозрение», 17.04,1987г.
- Геббельс Й. «Последние записи», 1940—1941 гг.
- Морозов В.П. Исторический подвиг Сталинграда ,2-е изд., испр. и доп. – М.: «Воениздат», 1982. – 173 с.
- Павлов В.В .Сталинград .-Областное книгоиздательство, 1951., 32 с.
- Пикуль В.С. Барбаросса. – М: «Вече», 2019г.,596с.
- Сталинград: Уроки истории. Свидетельствуют участники битвы на Волге/ под общей редакцией дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова. – Москва: «Прогресс», 1980г.,496с.
2.Основная часть
Организация классного часа начинается с психологической подготовки
обучающихся к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Место проведения классного часа, должно быть чисто убранным, проветренным. Тема классного часа написана на доске, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие подведению итогов мероприятия. На классном часе обучающиеся рассаживаются по группам. Продолжительность классного часа: 40 минут. Проведение классного часа приурочено к празднованию 9 мая. Заранее даются задания отдельным обучающимся подготовить сообщение :
1.1. « Жизнь, прожитая в лабиринтах истории: В.Пикуль «Барбаросса» (роман-размышление).История создания романа»
1.2.Особенности жанра: политический портрет истории.
1.3. «Международный заговор реакционных кругов Запада и США против России» (оценка событий Великой Отечественной войны глазами писателя-историка)
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия
Автор: учитель русского языка и литературы ,Зуева Л.Н.
Количество обучающихся: 11-ый класс
Место проведения: кабинет русского языка и литературы
План-схема мероприятия:
Организационный момент. 2 минуты.
Актуализация. 4 минут.
Основная часть мероприятия. 30 минут.
Рефлексия. 2 минуты.
Итог мероприятия. 2 минуты.
Конспект мероприятия
- Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
Учитель: В истории нашей страны начало февраля имеет особое значение. В эти дни 80 лет назад победой Красной армии завершилась Сталинградская битва. Крупнейшее сражение Великой Отечественной войны имело решающее значение. 200 дней, которые продолжалась битва на Волге, переломили ход войны в пользу Советского Союза. Для бесчеловечного германского фашизма, мечтавшего покорить весь мир, начался обратный отсчет. Именно в Сталинграде была заложена главная основа Великой Победы.
Может показаться невероятным, но в каком-то смысле Сталинградская битва была запланирована еще летом 1940 года. В то время начальник штаба 18-й армии генерал-майор Эрих Маркс приступил к разработке одного из вариантов плана нападения на Советский Союз. Основываясь на гудериановской концепции глубокого танкового прорыва, Э. Маркс предлагал создать против южного фланга западной границы СССР одну мощную ударную группу, которая должна будет прорваться через Украину в излучину Дона, а оттуда резко повернув на север, ударить через районы Орла - Воронежа на Москву, и вдоль Волги - на Горький. Вариант Маркса был отвергнут. Ему предпочли вариант генерала Паулюса, известный как план "Барбаросса". Но, действуя в соответствии с планом "Барбаросса", немцы в 1941 году так и не достигли своей основной цели - разгрома СССР. Возможно, поэтому идеи Э. Маркса к лету 1942 года вновь оказались востребованы, тем более что немецкие войска уже захватили всю Украину и стояли в 50 км от устья Дона.
Библиография Сталинградской битвы исчисляется многими сотнями исторических исследований, воспоминаний ее участников, очерков военных корреспондентов, художественных произведений. (Работа с книгами, представленными на выставке)
В книге Морозова В.П. «Исторический подвиг Сталинграда»[1] основное внимание уделяется предыстории битвы и общему ходу операций ее составляющих. Автором также анализируются военно-политические результаты и международное значение сражения, значительное место отводится разоблачению современных фальсификаторов истории Второй Мировой войны, стремящихся принизить величие победы Советского Союза.
В сборнике «Сталинград: уроки истории» под редакцией маршала СССР Чуйкова В.И.[2] собраны главы из воспоминаний советских военачальников о Сталинградской битве, которые рассказывают о подготовке и осуществлении разгрома гитлеровских армий на Волге. В книге также представлены главы из воспоминаний немецких авторов – бывших офицеров немецкой армии.
Таким образом, в советской историографии тема Сталинградской битвы рассмотрена достаточно подробно, авторы привлекают множество источников, в том числе мемуары участников сражения, рассматриваются различные точки зрения на стратегию и тактику противоборствующих сторон и оцениваются действия немецких и советских войск в Сталинградской битве.
Современные историки также затрагивают тему Сталинградской битвы. Так, в книге М. Н. Алексеева «Мой Сталинград»[3], наряду с описанием самой битвы и воспоминаниями ее участников осмысливается ее роль в разгроме фашистской Германии значение для русского народа.
В книге Павлова В.В «Сталинград»[4], кроме подробного описания обороны Сталинграда, автор выражает свою точку зрения на значение битвы с позиции новой национальной идеи современной России.
Таким образом, современные историки рассматривают не столько стратегию и тактику сторон в Сталинградской битвы, сколько различные подходы и точки зрения на роль в общем ходе Великой Отечественной войны и значение для русского народа. Привлекаются новые источники и материалы в изучении сражения на Волге.
Тема Сталинградской битвы в исторической литературе рассмотрена достаточно подробно и в воспоминаниях участников Великой Отечественной войны, и в работах современных историков. Сегодня мы остановимся на исследовании этого периода военной истории через исторический роман (роман-размышление) Валентина Пикуля «Барбаросса».
Основная часть мероприятия. Обратимся к рубрике « Жизнь, прожитая в лабиринтах истории:В.Пикуль «Барбаросса» (роман-размышление).»
Учитель: Обучающиеся нашего класса подготовили небольшие сообщения по роману -размышлению В.Пикуля «Барбаросса»
Выступление 1-го учащегося: «История создания романа»
Нешаблонный подход к русской истории читателям подарил Валентин Пикуль. Он занял достойное место в военной литературе ХХ-ого века наряду с Александром Беком, Александром Фадеевым, Василием Гроссманом, Юрием Бондаревым и другими авторами. Газета «Книжное обозрение»[5] опубликовала данные об авторах, чьи книги «составляют гордость домашней библиотеки». Лауреат Государственной премии СССР имени М. Горького Валентин Саввич Пикуль занял после А.С. Пушкина и Л.Н.Толстого третье место. Пикуль искал ответы на вопросы современности в прошлой истории и поэтому имел большой успех, излагал правду, о которой долгие годы боялись говорить. Его книги наполнены жизнью, заставляют думать и принимать правильное решение.
Познакомимся поближе с романом-размышлением «Барбаросса». Он был опубликован в 1990 году, когда уже можно было открыто говорить правду о прошедшем времени.Это роман-размышление, последний, так и не законченный роман, которому предстояло стать первым томом грандиозной дилогии о Великой Отечественной войне «Площадь павших борцов». Сталинградская эпопея под пером Пикуля предстает не просто подвигом советских воинов, но - сплетением стратегии с политикой, событием, влияние которого сказалось во всем мире. Как свидетельствует Антонина Ильинична Пикуль, жена писателя, «Валентин Саввич не думал писать этот роман - его, как известно, интересовали более отдаленные по времени события. И лишь когда стали известны подробности гибели его отца, он обратился к изучению и осмыслению Сталинградской битвы».«У каждого свой Сталинград, своя война...», - заметил М.Алексеев[6].
Выступление 2-го обучащегося: «Особенности жанра: политический портрет истории».
Валентин Пикуль верен своей художественной традиции: его волнует политический портрет истории, а потому «Площадь павших борцов» – политический роман, со всеми присущими этому жанру особенностями, основу его сюжета составили хитросплетения военной стратегии, непостижимые по своему накалу политические страсти, лукавые интриги международной дипломатии, за которыми стоят люди, чаще всего неведомые внешнему миру, вершащие судьбами народов, государств и правительств.
Сталинград знойного лета 1942 года - не только отчаянная кровавая схватка советских людей с фашистским зверем, это ключевой фактор мировой политики, от которого напрямую зависели судьбы человечества. О Сталинградской битве написаны научные исследования, мемуары фронтовиков, художественные и документальные произведения.
Чтобы прийти к политическому пониманию этой трагедии, осмыслить ее причины и следствия, писатель детально изучил более 500 отечественных и зарубежных историко-архивных источников, ставших отправной точкой, с которой он начал взлет в творческую фантазию. Архивно-документальный материал всегда играл для Пикуля роль стартовой площадки для творческого вымысла, но вымысел писателя концептуален, не отменяет исторической конкретности и художественной правды. Объясняя особенности художественного воплощения исторических реалий в романе «Площадь павших борцов», автор заметил: «Я не стал детально описывать ход сражения, ничего подобного в моем романе нет. Если кто-то ожидает именно такого хода развития событий, то их постигнет глубокое разочарование. Там только большая стратегия и большая политика. Зачем я в окопы полезу, ведь лучше Виктора Некрасова мне никогда не написать. Так, как написал он, никто уже не напишет. Я люблю политику и вообще даю в романе глобально-стратегический обзор событий. Сталинград – это только эпицентр, а я даю картину всего, что творилось в это время и в Африке, и в Риме, и в Сингапуре, как отражались сталинградские события в мировой политике – вот это меня интересует. А Паулюс как собирательная фигура очень яркая. Единственно, что мне не удалось до конца выяснить, это обстоятельства его трагической кончины...»[7]. Пикуль показал большую историю через повседневные бытовые картины жизни «сверхвеликих» людей. В результате история обнажает свои потаенные пружины, политиканы-преступники теряют свой показной величественный ореол, предстают примитивными, омерзительными, пошлыми, прошлое проявляет корневые причины и последствия в настоящем.
Вот за уютным семейным столом жена генерал-лейтенанта Паулюса Коко рассказывает супругу всякую всячину из своей личной жизни, даже не подозревая, «секреты» какой большой политики гитлеровского рейха она выкладывает при этом читателю.
«– Вчера прихожу к портному. Его нет. Жена в слезах. Призвали в пехоту. Подкатываю к парикмахерской. Нет Вернера, который всегда меня причесывал. Вместо Вернера какая-то стерва. А где Вернер? Призвали в зенитную артиллерию. Теперь смотри, Фриди, как мне испортили прическу...
Начинаем брать людей из резерва, – заметил Паулюс. Собираясь к подруге, Коко вызвала такси.
– Отказали! – изумилась она. – Вышло распоряжение отныне никаких частных поездок. Нужно иметь служебное дело. Я ничего не смыслю в экономике. Но почему так надо, чтобы в театр или к знакомым я шлялась пешком?
– Начинаем накопление горючего, – объяснил Паулюс...
С улиц городов потихоньку исчезли лотки с горячими сосисками, пропало бутылочное пиво... Дурной признак для страны, где не мыслят и дня без пива!»[8]
Ирония, переходящая в едкий, уничтожающий сарказм, – неизменно в сердцевине стиля Пикуля-романиста. С особой силой она ощущается на тех страницах его произведений, где разоблачаются политические аферисты всех мастей, властолюбцы и интриганы, наживающиеся на войнах, народных страданиях. С помощью иронии, беспощадной сатиры писатель обнажает истинную причину поведения жестоких политиканов, их жалкий внутренний мир, мелкие, ничтожные цели и интересы.
Германский военный атташе генерал Эрнст Кестринг, прибыв из Москвы в Берлин, угощает Гальдера и Паулюса: «...Помедлив, все-таки открыл свой портфель, стал выгружать на стол «московские подарки»: бутылки с водкой и банки с икрой; паюсную икру он сначала вынул, а потом как-то воровски запихнул обратно в портфель»[9].
В.Пикуль тонко чувствует национальную специфику юмора и сатиры, их смысловые оттенки, характерологию, то есть то, что в совокупности во многом определяет «тайну» национального характера того или иного народа.
Выступление 3-го учащегося: «Международный заговор реакционных кругов Запада и США против России» (оценка событий Великой Отечественной войны глазами писателя-историка)
Писатель проводит четкую грань между национальным и идеологическим. Разоблачая фашистскую идеологию немецкого «тысячелетнего Рейха» с ее чудовищными планами всемирного господства, автор ни единым словом или намеком не оскорбляет немецкий народ, его традиции, культуру, духовность.
Пикуль стремится вскрыть корни фашизации Германии, которые тянулись, по его мнению, не к Гитлеру и его национал-социалистической партии, как принято традиционно считать, а к международному заговору реакционных кругов Запада и США против России, когда было принято секретное решение превратить восточного соседа в колониальный сырьевой придаток, а его народ – в дешевую рабочую силу. Гитлер - это уже следствие определенного политического климата, сложившегося в послеверсальской «обиженной» Германии, жаждущей политического и территориально-экономического реванша после поражения в Первой мировой войне. Гитлера и фашизм выпестовала не Германия, тем более не немецкий народ, а международная преступная политическая мафия, «мировая закулиса» (И.А. Ильин), зараженная русофобией, ксенофобией, с угодными ей правительствами, узревшая в России своего могильщика.
Финансово-экономические круги ведущих капиталистических стран-конкурентов России умело воспользовались моментом оголтелых реваншистских настроений, подогреваемых в Германии, униженной «позором Версаля», взрастили «демократическим» путем фашистского монстра и привели Гитлера к власти, спекулируя на волнах народного негодования, чтобы вновь, как в 1914 году, стравить два ведущих государства Европы, имеющих, между прочим, общий праславянский корень,– Россию и Германию. Вот для чего понадобился бесноватый «фюрер», понадобилась коричневая чума фашизма, взращенная на расистской идеологии, антикоммунизме и ксенофобии.
«Англичане и французы хотели бы видеть СССР на своей стороне, чтобы воспетая в песнях «страна героев» не пожалела для них крови (как не пожалела ее Россия в 1914 году)», - пишет Пикуль в своем романе[10].
Получается, что это была не только война фашистской Германии против советской России, а многолетняя нещадная борьба «цивилизованного» Запада против богатейшей экономическими ресурсами и «живой силой» восточной империи.
Как ни парадоксально, но факт: данный вывод писателя подтверждают даже дневниковые записи министра пропаганды фашистского рейха Геббельса: «Франция и Англия сговорились, разумеется, за счет Германии. По-моему, ужасно, что коммунисты и мы разбиваем друг другу головы. Старое надувательство. Германия уступает и продается западному капиталу. Ужасное зрелище: сыны Германии будут проливать кровь на полях Европы на службе этому капитализму. Должно быть, в «священной войне против Москвы»!! Одно ясно: деньги правят миром... Нас превратят в наемников капитализма в войне против России... Мы проданы»[11].
Рельефно, по-граждански остро и бесстрашно Пикуль обозначил ту зловещую опасность, что по сей день исходит от инициаторов «мирового правительства». Со всей неистовостью писателя-патриота, преданного России, гражданина и пророка Пикуль предостерегает нас от грядущих бед.
Роман «Площадь павших борцов» стал духовным завещанием Валентина Саввича Пикуля.
Учитель: Вторая мировая война закончилась почти 80 лет назад. Но кто со 100% долей уверенности может сказать, что о событиях того времени все известно, ведь многие архивы с материалами тех лет закрыты до 2045 года. Поэтому важно не подменять подлинную информацию, не менять историю, а и того хуже, не переворачивать известные факты. Сегодня литература, рассказывающая о событиях тех времен, на пике популярности. Но существует угроза реанимации профашистских настроений и устремлений в мире. В условиях политической глобализации экстремально настроенные политические круги власти отдельных стран могут позволить себе нагло и бесцеремонно, вопреки мировому гуманистическому мнению, декларировать свои нигде не прописанные «права» на обладание властью над человечеством, а отдельные западные политики откровенно объявляют, к примеру, российскую Сибирь зоной «общемировых» запасов энергетического сырья. Проблема, обозначенная в романе Валентина Пикуля, не только не утратила своей важности и судьбоносности, но еще более актуализировалась.Не нужно забывать уроков истории.
Учитель: В завершение нашего разговора я предлагаю Вам написать письмо «Будущим поколениям посвящается…». Что бы вы хотели им передать? От каких бед уберечь? Что рассказать о нашей славной истории?
Написание письма – «Будущим поколениям посвящается…» (листы писем в виде треугольников)
4.Рефлексия:прием «Саморефлексия».
Учитель: Ребята, поднимите письма-треугольники, если у вас появилось чувство гордости за солдат, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны! (Все обучающиеся класса поднимают письма).
Учитель: А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя в роли исследователей и попробовать собрать финальный пазл нашего занятия. Перед вами оценка Сталинградской битвы, которую дал В.В.Путин (цитата разделена на части):«Всегда будет помнить вся Россия подвиг защитников Сталинграда. Их подвиг-источник моральной силы нашего Отечества на вечные времена».
Подведение итогов мероприятия (На доске вывешена схема впечатлений о мероприятии)
Учитель: Ребята, предлагаю вам в заключении поделиться впечатлениями о нашем сегодняшнем мероприятии по следующей схеме:
сегодня я узнал(а)...
было трудно…
я научился (ась)…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне понравилось…
Подведение итогов внеклассного мероприятия:
Учитель: Давайте закончим наше мероприятие песней «День Победы». Фонограмма песни «День Победы».
3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Мои методические рекомендации предназначены для педагогов 9-11классов, с целью подготовки и проведения внеклассного мероприятия для обучающихся 10-11 классов. Материал не только откроет новые знания, но и будет способствует развитию патриотического воспитания. Данная методическая разработка подготовлена к 80-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной Войне, однако имеет достаточно универсальный характер. Она может быть приурочена и к другим знаменательным датам: Дню защитника Отечества и Дням воинской славы.
[1] Морозов В.П. Исторический подвиг Сталинграда ,2-е изд., испр. и доп. – М.: Воениздат, 1982. – 173 с.
[2] Сталинград: Уроки истории. Свидетельствуют участники битвы на Волге/ Под общей редакцией дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова. – Москва: «Прогресс», 1980г.,496с.
[3] Алексеев, М. Н. Мой Сталинград: роман. Через годы, через расстояния: повесть.- М.: Вече, 2004,105с.
[4] Павлов В.В .Сталинград .-Областное книгоиздательство, 1951., 32 с.
[5]Газета «Книжное обозрение», 17.04,1987г.
[6] Алексеев М. Н. Мой Сталинград: роман. Через годы, через расстояния: повесть.- М.: Вече, 2004,105с.
[7] Пикуль В.С. Барбаросса, Вече, 2019г.,596с.
[8] Пикуль В.С. Барбаросса, Вече, 2019г.,596с.
[9] Пикуль В.С. Барбаросса, Вече, 2019г.,596с.
[10] Пикуль В.С. Барбаросса, Вече, 2019г.,596с.
[11] Й. Геббельс «Последние записи», 1940—1941 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Памятная дата - Сталинградская битва"
Классный час проводится в преддверии юбилея Сталинградской битвы – вернее победы в ней 2 февраля. Данный материал может использоваться и на уроках ОБЖ в 10 классе при изучении темы «Дни воинской...
Урок мужества "Сталинградская битва глазами юного поколения"
Классный час ко 2 февраля о героях Сталинградской битвы. Ученица прочитала стихотворение собственного сочинения....
Валентин Пикуль в моей жизни
Валентин Пикуль-русский писатель, которому в 2013 году исполнилось бы 85 лет. Творчество Пикуля еще очень мало исследовано. Однажды познакомившись с его биографией, хочется узнать о жизни этого че...
Классный час на тему: «День воинской славы- Сталинградская битва»
В 7 классе учителем истории и обществознания Аппаевой И.Х. проведен классный час на тему: «День воинской славы. «Сталинградская битва»» Классный час был приурочен 2.02. 1943г., дню разгрома немецких...
Классный час на тему: «День воинской славы- Сталинградская битва»
В 7 классе учителем истории и обществознания Аппаевой И.Х. проведен классный час на тему: «День воинской славы. «Сталинградская битва»» Классный час был приурочен 2.02. 1943г., дню разгрома немецких в...
Классный час на тему: «День воинской славы- Сталинградская битва»
Расширить представление учащихся о Сталинградской битве....
проект "Значение Сталинградской битвы как переломного момента Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"
проект ученицы 9 класса по теме "Сталинградская битва как переломный момент Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"...