Петр I и его реформы. 7 кл.
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Урок обобщения изученного материала и развития у учащихся навыков презентации собственных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petr_i_i_ego_reformy.docx | 22.07 КБ |
tablitsa_reformy_petra_i.docx | 14.69 КБ |
petr_i_i_ego_reformy.ppt | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории. Учитель Беляева Н.К.
Тема урока: «Петр I и его реформы»
Цель урока: обобщение изученного материала и развитие у учащихся навыков презентации собственных знаний.
1. Образовательные задачи:
- поверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра I;
- показать, что именно к 18 веку сложились объективные предпосылки для проведения преобразований;
- акцентировать внимание на противоречивую личность Петра и её значение в своей эпохе;
- подвести учащихся к итогу о том, что реформы способствовали укреплению самодержавия, установлению абсолютной монархии и возвышению международного статуса России.
2. Развивающие задачи:
- развивать отработку навыков применения сравнительного анализа и умения мыслить историческими категориями;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение и навыки самостоятельной работы;
- умение выделять главные и второстепенные факты, обобщать и делать выводы.
- развивать логическое мышление путем анализа источников грамотно строить свое выступление, правильно формулировать выводы.
3. Воспитательные задачи:
- развитие интереса к истории России, чувство патриотизма, гуманизма на примере исторической личности;
- через показ и анализ жизни русского народа воспитывать гордость за своих предков, за свою культуру;
- заинтересованность в дальнейшем углубленном изучении материала.
Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л, Г, Косулина, индивидуальные карточки, рабочая тетрадь, компьютер, экран.
Предварительная подготовка: учащиеся находят информацию о Петре I, по ранее предложенному плану, используя дополнительные источники.
Ход урока:
I. Организационный момент. Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами повторительно-обобщающий урок, который мы проведем в виде презентаций ваших знаний.
II. Сообщение целей, задач, плана урока.
Учитель: 28 января 1725 года умер первый российский император – Пётр Алексеевич Романов. «…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Русской» - эти слова произнёс Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской» - высочайшая оценка; уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин), «царь – просветитель». А для других он «злодей», «деспот», «тиран». У каждого автора свои представления о царе – реформаторе. Пётр I – вечная загадка и вечный магнит для отечественной исторической общественной мысли. Разброс мнений по поводу личности Петра огромен, полярные оценки деятельности встречаешь на каждом шагу: «спас Россию – предал Россию», «мудрый государь – самовластный помещик»…
Так кем же он был, Петр Алексеевич Романов, Петр I, Петр Великий? Сегодня на уроке мы попробуем с вами ответить на этот вопрос. Тема урока: « Петр I и его реформы» глазами семиклассников». (обращается внимание на запись).
Мы не только повторим уже известные вам факты, но и вместе попытаться осмыслить, проанализировать роль самой личности Петра I и его деятельность в своей эпохе.
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Подготовительная беседа.
На рубеже XVII-XVIII столетий выявилось явное отставание России от стран Западной Европы.
- В чём заключалось его проявление?
- Почему, имея такую большую территорию, природные ресурсы, богатое историческое прошлое, Россия имела низкий международный статус?
Примерные ответы учащихся: Устарела система органов управления, не было флота, регулярной армии, очень слабая промышленность. Россия ещё не оправилась от Смутного времени, когда первостепенной задачей было отстоять свою независимость, не имела выхода к морям, соответственно были плохо развиты внешние связи.
- Да, действительно, с Россией на тот период не считались, как с крупной державой, хотя улучшить ее положение пытались и Алексей Михайлович и Софья. Но время крутых перемен, реформ выпало на долю сына царя Алексея Михайловича - Петра I, который стал действовать более жестко и решительно в отличие от своих предшественников, (показ иллюстрации).
2. Создание проблемного задания.
-Справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?
Эпиграфами к уроку станут слова Петра I: "По Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего Петра I" и слова из статьи одного из ведущих историков Людмилы Быченковой: "Кто гений, - тот и злодей".
IV. Основная часть урока
1. Личность Петра I – компьютерная презентация уч-ся, созданная на основе Википедии.
2. Реформы преобразователя:
а) военная реформа - характеристика по таблицам «Реформы Петра I» и «Северная война»
б) экономическая реформа - доказывают по карте.
в) реформа государственного управления – характеристика по таблице «Реформы Петра I», презентация уч-ся «Петровские коллегии» с использованием рисунков-символов коллегий.
г) «культурная революция» - презентация сочинения-эссе «Изменение культурного облика России при Петре I».
3. Учитель: Выполним задание на закрепление определений и понятий. Я читаю определение, вы находите соответствующее понятие на доске.
1) Политика покровительства отечественной промышленности и торговле. (меркантилизм)
2) Крепостные крестьяне, закреплённые за мануфактурами, которых запрещалось продавать отдельно от завода или фабрики. (посессионные крестьяне)
3) Духовная коллегия во главе со светским лицом. (Синод)
4) Налог с души мужского пола независимо от возраста крестьян и посадских людей. (подушная подать)
5) Документ, определяющий систему чинов и порядок продвижения на государственной службе – военной и гражданской. («Табель о рангах»)
6) Большие группы черносошных крестьян, приписанные к заводам для отработки податей. (приписные крестьяне)
7) Основная территориально – административная единица, которая делилась на уезды. (Губернии)
8) Высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе. (Сенат)
9) Постоянная армия, профессионально обученная, единообразно вооружённая и обмундированная. (Регулярная армия).
10) Правительственные учреждения, ведавшие вполне определёнными участками государственного управления и распространявшие свою деятельность на всю территорию страны. (Коллегии)
11) Система набора в армию, при которой призывался один рекрут от 20 дворов, неженатый, 25 лет, призывной возраст 15-20 лет. (Рекрутский набор)
4. Положение народа в правление Петра I – презентация сообщения уч-ся на основе таблицы «Народные движения»
5. Художники о Петре I – презентация уч-ся портрета Петра I.
6. Памятник «Медный всадник» - рассказ-презентация на основе рисунка памятника.
7. Значение реформ.
- Почему Петра 1 называют Великим?
Примерные ответы учащихся: Потому что его заслуги перед Отечеством очень велики (уч-ся кратко перечисляют реформы).
Все это позволяет говорить о том, что международный статус России как державы вырос.
Россия стала империей.
- Какой ценой были проведены преобразования в России?
Примерные ответы учащихся: Народ России заплатил за реформы дорогой ценой, войны, строительство городов, дорог, водоканалов унесло тысячи жизней. Жизнь не стала легче, крепостное право даже ужесточилось.
ПЗ: Так, справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?
Примерные ответы учащихся: Нет, своими реформами Петр I не исказил исторический путь России, он верил в свой народ, любил его и Россию. Он лишь приблизил ее к развитию ведущих западных держав.
Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей.
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над сомой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы.
Я надеюсь, что после этого урока вы еще больше будете гордиться своим Отечеством, русскими людьми, сделавшими Россию Великой державой.
Рефлексия. Что дополнительно узнали сегодня о Петре I? Изменилось ли ваше мнение о нем? Что понравилось вам на уроке, а что – нет?
Д/з : подготовиться к проверочному тесту.
Предварительный просмотр:
Реформы Петра I
Реформа | Причина | Содержание | Значение |
Военные | Техническая отсталость русской армии, низкая управляемость войск привели к поражению под Нарвой. | 1699 г. – введение рекрутской повинности (1 солдат от 20-25 дворов в деревнях и посадах) | Создание профессиональной армии и флота. Усиление военной мощи государства. |
Центрального управления | Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Требовалось создание нового государственного аппарата, способного осуществлять управление. | 1711 г. – Сенат заменил Боярскую думу, замещал царя в его отсутствие. Высший орган судебной, законодательной и исполнительной власти. Состоял из назначенных царем членов. Во главе Сената – генерал-прокурор. 1718 г. – вместо 100 приказов созданы 11 коллегий. | Централизация и упорядочение власти. Введение принципа коллегиальности в управлении. |
Феодального сословия | Создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству. | 1714 г. – указ о единонаследии уравнял поместья и вотчины, объявляя все имения наследственной собственностью. | Уравнение в правах бояр и дворян. Консолидация дворянского сословия, мобилизация дворянства на службу государству. |
Государственной службы | Государству были необходимы кадры для армии, флота и аппарата управления. | 1722 г. – принятие «Табели о рангах» - государственного закона, определявшего порядок прохождения службы и устанавливавшего иерархию служебных разрядов. Принцип занятия государственных должностей по знатности заменялся бюрократическим. | Продвижение по службе зависело от выслуги, образования и прочих качеств. Выходцы из низов могли получить дворянство на гражданской и военной службе. Число дворян при Петре I выросло в 5 раз. |
Местного управления | Царю было трудно контролировать деятельность 250 воевод. Приказы и подчиненные им воеводы не справлялись со сбором налогов. | 1708-1710 гг. – страна разделена на 8 губерний. 1719 г. – губернии поделены на 50 провинций во главе с воеводами, провинции – на уезды. | Централизация и упорядочение управления. |
Городского управления | Упорядочения сбора налогов в ходе подготовки к войне. | 1699-1700 гг. – создание выборных органов самоуправления в городах – земских изб при главенстве Бурмистерской палаты (Ратуши) в Москве. В 1720 г. организованы выборные городские магистраты, подчиненные Главному магистрату, созданному вместо Ратуши. | Предоставление посадским больше свободы, активизация их занятий в интересах государства. |
Церковная | Укрепление светской власти. Петру нужен был не противник преобразований, а активный помощник. | 1700 г. – создан Монастырский приказ, собиравший монастырские доходы для царской казны. 1702 г. – провозглашение веротерпимости, предоставление иностранцам права использовать свою религию. 1722 г. – отмена патриаршества в России. Духовный регламент вводил Духовную коллегию (позднее Святейший синод) для управления Русской православной церковью. Отмена тайны исповеди. | Подчинение церкви государству. Лишение церкви финансовой самостоятельности. Привлечение иностранных специалистов на русскую службу. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рождение Петра Рождение Петра Великого. Гравюра к иллюстрированной «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина. Издание «Живописный Карамзин или Русская история в картинах», Петербург, 1836 г. Пётр родился в ночь на 31 мая (9 июня) 1672 года (в 7180 году по принятому тогда летоисчислению «от сотворения мира»). Точное место рождения Петра неизвестно; некоторые историки указывали местом рождения Теремной дворец Кремля, а согласно народным сказаниям Пётр родился в селе Коломенское, указывалось также и Измайлово.
Отец — царь Алексей Михайлович — имел многочисленное потомство: Пётр I был 14-м ребёнком, но первым от второй жены, царицы Натальи Нарышкиной.
Внешность Петра Первого Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 204 см (6 футов 7 дюймов) — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 38 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом.
Пётр получил слабое образование, и до конца жизни писал с ошибками, используя бедный словарный запас. Это было обусловлено тем, что тогдашний патриарх московский, Иоаким, в рамках борьбы с «латинизацией» и «иноземным влиянием» отстранил от царского двора учеников Симеона Полоцкого, который обучал старших братьев Петра, и настоял на том, чтобы обучением Петра занимались хуже образованные дьяки Н. М. Зотов и А. Нестеров. Кроме этого Пётр не имел возможности получить образование у выпускника университета или у учителя средней школы, так как ни университетов, ни средних школ во времена детства Петра в Московском государстве ещё не существовало, а среди сословий русского общества лишь дьяки, подьячие и высшее духовенство были обучены грамоте. Дьяки обучали Петра грамоте с 1676 по 1680 годы. Недостатки базового образования Пётр смог впоследствии скомпенсировать богатыми практическими занятиями .
Характер Петра I В Петре сочетались противоположные черты характера. В одно и то же время он был вспыльчивым и хладнокровным, расточительным и бережливым до скупости, жестоким и милосердным, требовательным и снисходительным, грубым и нежным, расчетливым и опрометчивым. Все это создавало своего рода эмоциональный фон, на котором протекала государственная, дипломатическая и военная деятельность Петра.
Умения Петра I "Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Чтобы всё успеть, с трёх часов утра был он уже за делом. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, стулья, посуду, табакерки. Считался опытным зубным врачом. После его смерти остался целый мешок с выдернутыми им зубами. Но особенно привлекало его корабельное дело".
Великие о Петре Великом «С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Комуж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его — и потекут воды, прикоснется горам — и воздымятся». Михаил Васильевич Ломоносов Работа неизвестного художника. Масло.
Великие о Петре Великом «Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть». Людовик XIV Louis XIV 64-й король Франции
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Реформы Петра Великого"
Презентация "Реформы Петра Великого" может использоваться при объяснении темы "Петровские реформы", а также при обобщении материала по всей главе "Эпоха Петра I" Предназначена для учащихся 7 класса, с...
Урок: "Петр I. Реформы в области управления".
Урок по теме "Петр I. Реформы в области управления" для 10 класса общеобразовательных учреждений с применением технологии уровневой диференциации, и технологии интенсификации обучения на основе схемны...
Элективный курс "Реформы Петра Первого"
-помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований для истории России, обобщить знания о Петре Iи его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;-показать, что в ист...
урок "Реформы Петра Первого"
Расширить и помочь осмыслить знания о Петре Первом. Урок проводится в форме игры. Класс делится на группы....
Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"
«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...
Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)
Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)...
Реформы Петра Великого
Презентация к занятию по истории России в 10 класcе по теме: «Реформы Петра Великого». На изучение данного материала желательно отвести не менее 90 минут. Текст презентации и тест, а...